Открытый урок
на тему:
«Строение и функции головного мозга»
для 9 класса
2019-2020 учебный год.
Подготовила учитель биологии: МКОУ «ст. Карланюртовской СОШ»
Магомедова Залипат М.
Тема: «Строение и функции головного мозга»
Цель:
Сформировать знания о строении и функции головного мозга.
Образовательная
Объяснить роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение.
Развивающая:
продолжить развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент.
Воспитательная:
воспитывать свободно отвечать на уроке, умение наблюдать за происходящим.
Оборудование:
таблица “Строение головного мозга”,видеоролики о строении головного мозга.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение.
-
Какую большую тему мы с вами изучаем. (Нервная система)
-
Из каких частей она состоит. (Центральная и периферическая)
-
Чем представлены центральная и периферическая части. (Центральная нервная система образована головным и спинным мозгом, периферическая – нервами, нервными узлами и нервными окончаниями)
-
Где располагается спинной мозг. (В позвоночном канале)
-
Главные функции, выполняемые спинным мозгом. (Рефлекторная и проводящая)
-
Что означает – проводящая функция. (Спинной мозг передает нервные импульсы от органов к головному мозгу и от него обратно)
III. Изучение нового материала.
1. О чем мы сегодня будем говорить на уроке. (О головном мозге)
Тема сегодняшнего урока “Головной мозг” его строение и функции.
Цель урока:
Человечество издавна стремилось проникнуть в “тайну из тайн” - головной мозг. Почему мы обладаем сознанием? Как воспринимаем мир? От чего зависит речь? Почему видим? И сотни других вопросов потребовали научного ответа.
На эти и многие другие вопросы нашли ответ основатели современной науки о мозге Сеченов Иван Михайлович и Павлов Иван Петрович.
Ребята, обратите внимание перед вами представлены их портреты. Но еще задано до их открытий
Гиппократ сказал: “Мозг – центр всех центров”.
Вот этот главный орган мы и будем сегодня изучать.
Ребята, откройте тетради и запишите тему урока. (Запись учителем на доске темы урока)
2. Строение головного мозга.
а)
-
Где располагается головной мозг. (В полости черепа)
-
какую роль выполняет черепная коробка. (Кости черепа выполняют защитную функцию нежного, хрупкого головного мозга)
-
а как вы думаете, достаточно ли одной черепной коробки. (Нет, недостаточно)
-
В повседневной жизни вы много двигаетесь, развиваетесь, падаете, а головной мозг не касается стенок черепа. Что способствует этому? Что является амортизатором в данном случае? (В спинном мозге – спинно-мозговая жидкость, а в головном - черепно-мозговая жидкость)
-
Ребята, головной мозг находится под надежной защитой различных видов соединительной ткани.
б)
-
Масса головного мозга масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 200 г, составляя в среднем 1300 – 1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчин, это различие обусловлено разной массой их
-
-
У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, т.к. важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно высокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбу, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему? (Мыслительная деятельность)
-
Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек.
Вес мозга И. С. Тургенева – 2012 г,
Анатоля Франса - 1017 г,
У Луи Пастера - не работала половина переднего мозга, как показало вскрытие после перенесенных болезней.
Работа со схемой.
Запишите эту схему, ребята в тетради.
-
Ребята, строение головного мозга мы выяснили, а что связано со строением голоного мозга (Его функции)
-
Так вот, наша задача состоит в том, чтобы определить функции каждого из этих отделов. Эту задачу мы осуществим в процессе выполнения лабораторной работы. Откройте печатные тетради, стр.38
-
Вам необходимо, поработав с учебником, найти взаимосвязь строения с выполняемой функцией и привести примеры регулируемых процессов .
Работаем по принципу: “Учусь сам, учу другого”.
Вы находите ответ в учебнике, записываете в тетрадь и прочитываете друг другу (соседу).
Закрепление
-
Проведем практическую простую работу: у вас в тарелочках разложены витаминки
-
– драже. Положите ее в рот и закройте глаза. Чувствуете, что во рту выделилась
-
слюна? А теперь ее стало много, и витаминка легко проскользнула по пищеводу
-
внутрь. Это – пример работы какого отдела мозга? (Продолговатого мозга)
-
- А рефлекс?(Глотания и выделени на пищу слюны).
-
-А могут ли произойти нарушения функций головного мозга? (Могут)
-
- Почему может возникнуть укачивание на качелях? (Возникает нарушение
-
пространственной ориентации, тошнота, рвота.)
-
- Функцию какого отдела мозга мы не выяснили на уроке?(Большие полушария)
-
-Самая молодая в эволюционном отношении часть центральной нервной системы это
-
большие полушария, которые относятся к переднему мозгу. Перед вами на столах в
-
чашках лежат чищенные грецкие орехи. Как вы думаете, почему именно они?
-
– Может ли мозг человека за жизнь устать? Почему?( Нет, не может. Ведь даже
-
старые люди остаются умными, мудрыми)
-
– Действительно, мозг человека за жизнь не устает, наоборот, мы ленимся, не
-
нагружаем его по полной программе
-
-
7.Домашнее задание.
-
-
1. Изучить параграф 45
-
2. Выполнение практических заданий по выбору учащихся:
-
а) изобразить рис.93 на стр.228 и подписать отделы головного мозга.