Оборудование: портрет И.А.Крылова , выставка его книг, иллюстраций к басням, тесты басен, толковые словари, предметы, связанные с героями басен, презентация. Планируемые результаты изучения темы. Предметные: знать содержание басен, уметь анализировать текст, характеризовать героя. Метапредметные УУД: Личностные: устанавливает связи между целью деятельности и её мотивом, осуществляет нравственное оценивание усваиваемого содержания, участвует в творческом процессе, оценивает себя как индивидуальность и одновременно как члена коллектива. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые операции, действует по плану. Познавательные: осознаёт познавательную задачу, осмысливает цель чтения, извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов. Коммуникативные: строит высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом познавательных задач. Ход урока. 1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. - Прозвенел долгожданный звонок. Начинается урок! На меня все посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. Здоровьесбережение. Инструкция «Чтобы не болела спина». Сидите прямо, несильно наклоняя голову и не сгибая туловище, чтобы не напрягать мышцы тела. Если почувствуете усталость, поменяйте положение ног, индивидуально выполните несколько упражнений, коррегирующих осанку. 2.Актуализация опорных знаний. . - Ребята, подумайте и догадайтесь, о ком я сейчас прочту эти строки: Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта — наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. П.А. Вяземский. -О ком эти строки? (И. А. Крылов) Рассматривание портрета И.А.Крылова. А кто герои его басен? (в основном, звери). Крылов говорил: «А за меня мои звери говорят!» Они помогают писателю выполнить замысел: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать». Игра «Ремонт». Дети должны вставить пропущенные буквы таким образом, чтобы из них сложились имена героев басен, и в то же время ожили все слова. 1.Т---ТОР 2.ПО---ОД 3.ЧЕРЁ---- 4.ДВУСТ----А 5.ПА----ДНИК. 6.ЗА----КА 7---ОМКА 8П----ОК 9ПРО---ОКА (рак, лев, муха, лиса, слон, кот, осёл, вол). 3.Обучающиеся определяют тему урока, учитель озвучивает цель и задачи урока . Сегодня наш урок посвящён творчеству великого баснописца. Вам предоставляется возможность вспомнить прочитанные басни Крылова и ещё раз переосмыслить их значение и поучительность. - Мы с вами уже встречались с баснями великого баснописца. Давайте вспомним их. 4. Проверка домашнего задания (Задание было индивидуально-групповое, личностно-ориентированное: дети по своему выбору и желанию готовили выразительное чтение наизусть или по книге басен Крылова или инсценировали их. На подготовительном этапе учитель индивидуально помогал детям как в выборе басен, обеспечении текстами, так и в подготовке выразительного чтения). Очерёдность выступлений дети устанавливают сами следующим образом: на столе лежат игрушки, предметы- герои басен. Дети находят своих героев и представляют басню. Оценка выступлений, которую дают сами выступающие, их товарищи и учитель. Ребята замечательно представили басни, а теперь, чтобы все попробовали угадать басню, мы проведем викторину. (Один ученик читает, другие – отгадывают). 5. Викторина. «Узнай басню по её морали». «Вперед чужой беде не смейся, Голубок». («Чиж и Голубь») «Очки не действуют никак. Тьфу, пропасть! – говорит она, - и тот дурак, Кто слушает людских всех врак». («Мартышка и очки») «Ты все пела? Это дело: Так, поди же попляши!» («Стрекоза и муравей») «Ай, Моська! Знать, она сильна, Что лает на Слона!» («Слон и Моська») «А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь». («Квартет») «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак») «Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут». («Свинья под дубом») Многие басни Крылова содержат выражения, ставшие пословицами и поговорками. 6.Объяснение смысла выражений. -«Слона-то я и не приметил». -«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку». -«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт». -«Да только воз и ныне там». -«…рыльце у тебя в пуху». Физминутка 8. Работа с учебником Сравнение басни И.Крылова «Ворон и лисица» с басней Эзопа (чтение басни Эзопа «Ворон и лисица»). - Что общего в этих баснях двух разных авторов? (Общее – птицы ворон, ворона; взаимоотношения животных. Общая мораль – нельзя быть глупой и доверчивой. Необходимо понимать, где ложь, а где правда). - А в чем различие? (Различие – басня И.Крылова написана в стихотворной форме, а басня Эзопа – в прозе). 9. Словарная работа. Толковый словарь: лесть-лицемерие, угодливое восхваление, похвала, не соответствующая истине; взгромоздясь- взобравшись; позадумалась – призадумалась; близёхонько – близко; сыр пленил – привел в восторг; в зобу дыханье сперло – перехватило дыхание, не хватает воздуха; плутовка – плут). 10. Басни в мультфильмах . По басням И.Крылова поставлены мультфильмы. Вы их помните? Дети вспоминают и называют мультфильмы : «Пластилиновая ворона», рисованные «Ворона и Лисица», «Стрекоза и муравей» и др. Сравнение двух видов искусства. А знаете ли вы, кто такой аниматор? (Это художник, рисующий животных). Так вот дома попробуйте нарисовать эскиз к басне, свою басню. Задание можете выполнять индивидуально или разбившись на группы. (Задание по выбору обучающихся). 11. Игра «Выбери правильный ответ». 1. Басня – это: а) Юмористическое стихотворение; б) Сатирический рассказ; в) Краткое иносказательное нравоучительное произведение. 2. По глаголам определите басню Думая, залезть, попал, поднялся, почуял, залились, рвутся, кричат, бегут. а) «Волк на псарне»; б) «Мартышка и очки»; в) «Волк и ягнёнок». 3. Кто сказал "Вперёд чужой беде не смейся…”: а) Ворона; б) Голубь; в) Чиж. 4. Героиня, которая увидела "в зеркале образ свой..”: а) Мартышка; б) Лисица; в) Свинья. 5. Какой литературный прием использован Крыловым в названии басен: «Слон и Моська», «Волк и ягнёнок». а) гипербола; б) антитеза; в) олицетворение. 6. У кого к зиме " Под листком был готов и стол и дом”: а) Рак; б) Муравей; в) Стрекоза. 7. Она осталась без обеда, польстившись на лесть: а) Ворона; б) Моська; в) Лисица. 8. Кто без драки "Хочет попасть в большие забияки”?: а) Лисица; б) Моська; в) Ягненок. 9. Один из героев, который "везти с поклажей воз взялся”?: а) Слон; б) Косолапый Мишка; в) Рак. 10. Кого "По улицам водили, как будто на показ”?: а) Слона; б) Осла; в) Козла. 12. Аллегория как элемент басни. (Обучающиеся объясняют смысл литературоведческого термина). Как вы сказали, каждый герой басни олицетворяет собой определённые качества. Какие качества олицетворяют Осёл, Ягнёнок, Лиса, Волк? Вывод: И.А.Крылов в своих баснях высмеивает пороки людей. Самих людей представляя в образах зверей, птиц, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт. 13. И.А.Крылов и история. Н.В.Гоголь сказал: «Всякая басня его (Крылова) имеет сверх того историческое происхождение». Назовите басню И.А.Крылова с историческим происхождением. О каком событии в ней говорится? Какие слова из этой басни стали крылатыми и вошли в нашу речь? Объясните их значение. («Волк, ночью думая залезть в овчарню, попал на псарню…» (Ответы детей). О многих событиях, которым посвящены басни, мы не знаем, но произведения живут!.Как вы думаете, почему? (Потому, что в них поднимаются общечеловеческие проблемы). 14. Слово учителя. Прислушаемся к словам знаменитого историка О.В.Ключевского: «Ни один закон в мире не может запретить людям быть злыми или заставить быть добрыми». Да, законы не могут сделать людей добрыми или злыми, только сам человек может себя усовершенствовать, и в этом помогают басни Крылова. Хоть кому-то из вас хотелось быть такими невеждами, как Свинья, такими льстивыми обманщиками, как Лиса, или такими доверчивыми, недалёкими и не умеющими себя трезво оценить, как Ворона?.Конечно, нет! Крылов предупреждает возникновение пороков у детей и помогает избавиться от них, хотя бы частично, взрослым. Чтение стихотворения М.Исаковского. Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. И.А.Крылов прожил 75 лет, написав более 200 басен, они переведены на 60 языков. Он считается лучшим баснописцем в мире. Его басни были популярны уже при жизни, современны они и сейчас. .В чем же секрет басен Крылова И.А.? (Они написаны простым языком, интересны, воздействуют на нас– не хочется быть похожими на его героев). Надеюсь, вы открыли для себя еще одну страничку о Крылове, а его произведения останутся для вас умной и нужной книгой. Мы убедились, что басни Крылова актуальны и в наше время. 14. Рефлексия Как бы вы оценили свою работу на уроке: кто работал в полную силу, кто работал хорошо, а кто мог бы работать ещё лучше? 14. Подведение итогов урока, выставление оценок . 15. Домашнее задание по выбору обучающихся: -стать аниматором - нарисовать эскиз к любой басне Крылова; -написать рассказ, похожий на басню; -выучить ещё одну басню И.А.Крылова (по своему выбору). |