СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: "Басни И.А. Крылова".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Технологии: игровое обучение, личностно-ориентированная технология.

Форма урока: урок-игра.

Цель: обобщение знаний о басне, постижение общечеловеческого смысла басен.

Задачи:

-образовательная: осмысление жанра басни, её построения, обобщение сведений об И.А. Крылове и его баснях в игровой увлекательной форме;

-развивающие: развитие творческих и актёрских способностей обучающихся, навыка выразительного чтения, умения находить в басне мораль, делать выводы, развивать способность рассуждать;

-воспитательные: воспитывать интерес к чтению, воспитание положительных черт личности, понимания истинных нравственных ценностей, накапливание жизненного опыта, воспитание доброго отношения к людям.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Басни И.А. Крылова".»

Открытый урок на тему: "Басни И.А. Крылова".

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Технологии: игровое обучение, личностно-ориентированная технология.

Форма урока: урок-игра.

Цель: обобщение знаний о басне, постижение общечеловеческого смысла басен.

Задачи:

-образовательная: осмысление жанра басни, её построения, обобщение сведений об И.А. Крылове и его баснях в игровой увлекательной форме;

-развивающие: развитие творческих и актёрских способностей обучающихся, навыка выразительного чтения, умения находить в басне мораль, делать выводы, развивать способность рассуждать;

-воспитательные: воспитывать интерес к чтению, воспитание положительных черт личности, понимания истинных нравственных ценностей, накапливание жизненного опыта, воспитание доброго отношения к людям.


Оборудование: портрет И.А.Крылова , выставка его книг, иллюстраций к басням, тесты басен, толковые словари, предметы, связанные с героями басен, презентация.

Планируемые результаты изучения темы.

Предметные: знать содержание басен, уметь анализировать текст, характеризовать героя.

Метапредметные УУД:

Личностные: устанавливает связи между целью деятельности и её мотивом, осуществляет нравственное оценивание усваиваемого содержания, участвует в творческом процессе, оценивает себя как индивидуальность и одновременно как члена коллектива.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые операции, действует по плану.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу, осмысливает цель чтения, извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов.

Коммуникативные: строит высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом познавательных задач.
Ход урока.  
1. Орг
анизационный момент. Мотивация к учебной деятельности.  
- Прозвенел долгожданный звонок.  
Начинается урок!  
На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Здоровьесбережение.

Инструкция «Чтобы не болела спина».

Сидите прямо, несильно наклоняя голову и не сгибая туловище, чтобы не напрягать мышцы тела. Если почувствуете усталость, поменяйте положение ног, индивидуально выполните несколько упражнений, коррегирующих осанку.  

2.Актуализация опорных знаний. . 
- Ребята, подумайте и догадайтесь, о ком я сейчас прочту эти строки: 
Забавой он людей исправил, 
Сметая с них пороков пыль; 
Он баснями себя прославил, 
И слава эта — наша быль. 
И не забудут этой были, 
Пока по-русски говорят, 
Её давно мы затвердили, 
Её и внуки затвердят. 
П.А. Вяземский. 
-О ком эти строки? (И. А. Крылов)  Рассматривание портрета И.А.Крылова.

А кто герои его басен? (в основном, звери).

Крылов говорил: «А за меня мои звери говорят!»

Они помогают писателю выполнить замысел: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

Игра «Ремонт».

Дети должны вставить пропущенные буквы таким образом, чтобы из них сложились имена героев басен, и в то же время ожили все слова.

1.Т---ТОР

2.ПО---ОД

3.ЧЕРЁ----

4.ДВУСТ----А

5.ПА----ДНИК.

6.ЗА----КА

7---ОМКА

8П----ОК

9ПРО---ОКА

(рак, лев, муха, лиса, слон, кот, осёл, вол).

3.Обучающиеся определяют тему урока, учитель озвучивает цель и задачи урока

. Сегодня наш урок посвящён творчеству великого баснописца. Вам предоставляется возможность вспомнить прочитанные басни Крылова и ещё раз переосмыслить их значение и поучительность.  
- Мы с вами уже встречались с баснями великого баснописца. Давайте вспомним их. 
4. Проверка домашнего задания

(Задание было индивидуально-групповое, личностно-ориентированное: дети по своему выбору и желанию готовили выразительное чтение наизусть или по книге басен Крылова или инсценировали их. На подготовительном этапе учитель индивидуально помогал детям как в выборе басен, обеспечении текстами, так и в подготовке выразительного чтения).

Очерёдность выступлений дети устанавливают сами следующим образом: на столе лежат игрушки, предметы- герои басен. Дети находят своих героев и представляют басню.

Оценка выступлений, которую дают сами выступающие, их товарищи и учитель.

Ребята замечательно представили басни, а теперь, чтобы все попробовали угадать басню, мы проведем викторину. (Один ученик читает, другие – отгадывают). 
5. Викторина. «Узнай басню по её морали».
«Вперед чужой беде не смейся, Голубок». («Чиж и Голубь») 
«Очки не действуют никак. 
Тьфу, пропасть! – говорит она, - и тот дурак, 
Кто слушает людских всех врак». («Мартышка и очки») 
«Ты все пела? Это дело: 
Так, поди же попляши!» («Стрекоза и муравей») 
«Ай, Моська! Знать, она сильна, 
Что лает на Слона!» («Слон и Моська») 
«А вы, друзья, как ни садитесь, 
Все в музыканты не годитесь». («Квартет») 
«Когда в товарищах согласья нет, 
На лад их дело не пойдет, 
И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак») 
«Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут». («Свинья под дубом»)

Многие басни Крылова содержат выражения, ставшие пословицами и поговорками. 6.Объяснение смысла выражений.

-«Слона-то я и не приметил». 

-«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку».

-«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт».

-«Да только воз и ныне там».

-«…рыльце у тебя в пуху».

Физминутка 
8. Работа с учебником

Сравнение басни И.Крылова «Ворон и лисица» с басней Эзопа (чтение басни Эзопа «Ворон и лисица»). 
- Что общего в этих баснях двух разных авторов? 
(Общее – птицы ворон, ворона; взаимоотношения животных. Общая мораль – нельзя быть глупой и доверчивой. Необходимо понимать, где ложь, а где правда). 
- А в чем различие? 
(Различие – басня И.Крылова написана в стихотворной форме, а басня Эзопа – в прозе). 
9. Словарная работа. 
Толковый словарь: лесть-лицемерие, угодливое восхваление, похвала, не соответствующая истине; взгромоздясь- взобравшись; позадумалась – призадумалась; близёхонько – близко; сыр пленил – привел в восторг; в зобу дыханье сперло – перехватило дыхание, не хватает воздуха; плутовка – плут). 
10. Басни в мультфильмах

. По басням И.Крылова поставлены мультфильмы. Вы их помните? Дети вспоминают и называют мультфильмы : «Пластилиновая ворона», рисованные «Ворона и Лисица», «Стрекоза и муравей» и др.

Сравнение двух видов искусства. 
А знаете ли вы, кто такой аниматор? (Это художник, рисующий животных). 
Так вот дома попробуйте нарисовать эскиз к басне, свою басню. Задание можете выполнять индивидуально или разбившись на группы. (Задание по выбору обучающихся).

11. Игра «Выбери правильный ответ».
1. Басня – это:  
а) Юмористическое стихотворение;  
б) Сатирический рассказ;  
в) Краткое иносказательное нравоучительное произведение.  
2. По глаголам определите басню  
Думая, залезть, попал, поднялся, почуял, залились, рвутся, кричат, бегут.  
а) «Волк на псарне»;  
б) «Мартышка и очки»;  
в) «Волк и ягнёнок».  
3. Кто сказал "Вперёд чужой беде не смейся…”:  
а) Ворона;  
б) Голубь;  
в) Чиж.  
4. Героиня, которая увидела "в зеркале образ свой..”:  
а) Мартышка;  
б) Лисица;  
в) Свинья.  
5. Какой литературный прием использован Крыловым в названии басен: «Слон и Моська», «Волк и ягнёнок».  
а) гипербола;  
б) антитеза;  
в) олицетворение.  
6. У кого к зиме " Под листком был готов и стол и дом”:  
а) Рак;  
б) Муравей;  
в) Стрекоза.  
7. Она осталась без обеда, польстившись на лесть:  
а) Ворона;  
б) Моська;  
в) Лисица.  
8. Кто без драки "Хочет попасть в большие забияки”?:  
а) Лисица;  
б) Моська;  
в) Ягненок.  
9. Один из героев, который "везти с поклажей воз взялся”?:  
а) Слон;  
б) Косолапый Мишка;  
в) Рак.  
10. Кого "По улицам водили, как будто на показ”?:  
а) Слона;  
б) Осла;  
в) Козла.  

12. Аллегория как элемент басни.

(Обучающиеся объясняют смысл литературоведческого термина).

Как вы сказали, каждый герой басни олицетворяет собой определённые качества. Какие качества олицетворяют Осёл, Ягнёнок, Лиса, Волк?

Вывод: И.А.Крылов в своих баснях высмеивает пороки людей. Самих людей представляя в образах зверей, птиц, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.

13. И.А.Крылов и история.

Н.В.Гоголь сказал: «Всякая басня его (Крылова) имеет сверх того историческое происхождение». Назовите басню И.А.Крылова с историческим происхождением. О каком событии в ней говорится? Какие слова из этой басни стали крылатыми и вошли в нашу речь? Объясните их значение. («Волк, ночью думая залезть в овчарню, попал на псарню…» (Ответы детей). О многих событиях, которым посвящены басни, мы не знаем, но произведения живут!.Как вы думаете, почему? (Потому, что в них поднимаются общечеловеческие проблемы).

14. Слово учителя.

Прислушаемся к словам знаменитого историка О.В.Ключевского: «Ни один закон в мире не может запретить людям быть злыми или заставить быть добрыми». Да, законы не могут

сделать людей добрыми или злыми, только сам человек может себя усовершенствовать, и в этом помогают басни Крылова. Хоть кому-то из вас хотелось быть такими невеждами, как Свинья, такими льстивыми обманщиками, как Лиса, или такими доверчивыми, недалёкими и не умеющими себя трезво оценить, как Ворона?.Конечно, нет! Крылов предупреждает возникновение пороков у детей и помогает избавиться от них, хотя бы частично, взрослым.

Чтение стихотворения М.Исаковского.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

И.А.Крылов прожил 75 лет, написав более 200 басен, они переведены на 60 языков. Он считается лучшим баснописцем в мире. Его басни были популярны уже при жизни, современны они и сейчас. .В чем же секрет басен Крылова И.А.? (Они написаны простым языком, интересны, воздействуют на нас– не хочется быть похожими на его героев). 
Надеюсь, вы открыли для себя еще одну страничку о Крылове, а его произведения останутся для вас умной и нужной книгой. Мы убедились, что басни Крылова актуальны и в наше время.  
14. Рефлексия  

Как бы вы оценили свою работу на уроке:  
кто работал в полную силу, кто работал хорошо, а кто мог бы работать ещё лучше?  
14. Подведение итогов урока, выставление оценок . 

15. Домашнее задание по выбору обучающихся:

-стать аниматором - нарисовать эскиз к любой басне Крылова;

-написать рассказ, похожий на басню;

-выучить ещё одну басню И.А.Крылова (по своему выбору).


5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!