СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему " сказки о царе Салтане"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок на туму: " сказка о царе Салтане"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему " сказки о царе Салтане"»

Цели:

  • соединить три предмета в одном уроке, что поможет детям лучше осмыслить сказку, увидеть в ней добро и зло, красоту слова;

  • учить понимать музыку, видеть в ней литературных героев, их поступки;

  • учить с помощью изобразительного искусства  выражать пережитое в рисунке.

ХОД УРОКА

Учитель: Дома вы прочитали до конца всю сказку А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне-Лебеди». (слайд 2) Понравилась сказка? Почему? Что вы можете сказать об авторе? (Слайд 3)

Ученики высказывают своё мнение.

Учитель: А. С. Пушкин написал много замечательных произведений, различных жанров. В каждом произведении он точно использует слово для описания событий, поступков героев, их характеров.

Учитель: Прочитайте отрывок из сказки, который вам больше всего понравился.

Ученики выборочно читают понравившийся отрывок.

Учитель: Кто из героев сказки вам особенно понравился? Почему? Как А.С.Пушкин подчеркивает свою симпатию к князю Гвидону? (Слайд 4) Царевне-Лебеди? (Слайд 5)

Словарная работа: находчивый, смелый, защитник, способен на самопожертвование; красива, умна, ласкова, добра.

Ученики зачитывают отрывки-доказательства.

Учитель: Кто из героев сказки вызывает у вас антипатию? Почему? Какими отрицательными чертами наделяет их автор? (Слайд 6)

Словарная работа: зависть, злоба, коварство.

Учитель: Словами из сказки подтвердите последствия жестокого обмана бабы Бабарихи и сестёр. (Слайд 7)

Ученики читают я отрывки-подтверждения.

Учитель: Вдумайтесь в имена, которые дал А.С.Пушкин этим злым персонажам. Для чего автор употребил уничижительные суффиксы?

Ученики высказывают своё мнение.

Учитель: Для языка Пушкина характерны точность, образность, яркость.

Учитель: Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-904 г.г.) написал музыку к этой сказке. (Слайд 8) Замечательный русский композитор в 1899 году, когда Россия отмечала 100-летие со дня рождения А.С.Пушкина, написал оперу «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». (Слайд 9)

Учитель: Опера – это музыкальное произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. (Слайд 10) Композитора привлекла необыкновенная волшебность сказки, обилие чудес и, конечно, сам пушкинский стих, удивительно напевный, сочный. Музыка Римского-Корсакова дала вторую жизнь сказке А.С.Пушкина, сделала её ещё более яркой, многогранной, обогатила её.

Прослушивание оперы.

Учитель:  Все мы теперь хорошо знаем сказку. Царица и князь Гвидон оказались жертвами злой зависти. Они оторваны от царя. Гвидон тосковал по отцу, ему хотелось увидеть его. Смог ли он осуществить своё желание? Как?

Ученики высказывают своё мнение.

Учитель: Послушайте отрывок «Полёт шмеля». Какая это музыка?

Ученики: Гудящая, шмелиная, жужжащая.

Учитель: Какое чувство рождает?

Ученики: Ликование, радость.

Учитель: Какие три чуда были у Гвидона?

Ученики читают отрывки.

Учитель: А теперь прослушайте музыку Римского-Корсакова об этих чудесах.

Прослушивание музыки.

Учитель:  Каков её характер?

Ученики: Простодушие, народность (о белке); торжественность, надёжность (о 33-х богатырях); лиричность, нежность, поэтичность (о Царевне-Лебеди).

Учитель: Вы убедились в том, что музыка Римского-Корсакова делает литературное произведение еще более ярким, обогащает его?

Учитель: Чем заканчивается сказка? Что мы слышим в финале? (Слайд 16)

Ученики: Торжество, справедливость, победу.

Учитель: Какие иллюстрации к сказке вам хотелось бы сделать? Почему?

Обмен мнениями. Обсуждение выбора учащихся, анализ характера героев, выбранного сюжета, подбор цвета, для выражения характера героя.

Учитель: Рассмотрите картину Михаила Александровича Врубеля «Царевна-Лебедь». Что в лице главной героини особенно впечатляет? (Слайд 17)

Ученики: Днём свет божий затмевает, ночью – землю затмевает.

Ученики самостоятельно рисуют иллюстрации к сказке под музыку Римского-Корсакова.

Итог урока:

А) вывод о красоте пушкинского стиха;
Б) вывод о красоте музыки Римского-Корсакова, обогащающей литературное произведение;
В) обзор и оценка работ учащихся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!