Цели:
соединить три предмета в одном уроке, что поможет детям лучше осмыслить сказку, увидеть в ней добро и зло, красоту слова;
учить понимать музыку, видеть в ней литературных героев, их поступки;
учить с помощью изобразительного искусства выражать пережитое в рисунке.
ХОД УРОКА
Учитель: Дома вы прочитали до конца всю сказку А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне-Лебеди». (слайд 2) Понравилась сказка? Почему? Что вы можете сказать об авторе? (Слайд 3)
Ученики высказывают своё мнение.
Учитель: А. С. Пушкин написал много замечательных произведений, различных жанров. В каждом произведении он точно использует слово для описания событий, поступков героев, их характеров.
Учитель: Прочитайте отрывок из сказки, который вам больше всего понравился.
Ученики выборочно читают понравившийся отрывок.
Учитель: Кто из героев сказки вам особенно понравился? Почему? Как А.С.Пушкин подчеркивает свою симпатию к князю Гвидону? (Слайд 4) Царевне-Лебеди? (Слайд 5)
Словарная работа: находчивый, смелый, защитник, способен на самопожертвование; красива, умна, ласкова, добра.
Ученики зачитывают отрывки-доказательства.
Учитель: Кто из героев сказки вызывает у вас антипатию? Почему? Какими отрицательными чертами наделяет их автор? (Слайд 6)
Словарная работа: зависть, злоба, коварство.
Учитель: Словами из сказки подтвердите последствия жестокого обмана бабы Бабарихи и сестёр. (Слайд 7)
Ученики читают я отрывки-подтверждения.
Учитель: Вдумайтесь в имена, которые дал А.С.Пушкин этим злым персонажам. Для чего автор употребил уничижительные суффиксы?
Ученики высказывают своё мнение.
Учитель: Для языка Пушкина характерны точность, образность, яркость.
Учитель: Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-904 г.г.) написал музыку к этой сказке. (Слайд 8) Замечательный русский композитор в 1899 году, когда Россия отмечала 100-летие со дня рождения А.С.Пушкина, написал оперу «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». (Слайд 9)
Учитель: Опера – это музыкальное произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. (Слайд 10) Композитора привлекла необыкновенная волшебность сказки, обилие чудес и, конечно, сам пушкинский стих, удивительно напевный, сочный. Музыка Римского-Корсакова дала вторую жизнь сказке А.С.Пушкина, сделала её ещё более яркой, многогранной, обогатила её.
Прослушивание оперы.
Учитель: Все мы теперь хорошо знаем сказку. Царица и князь Гвидон оказались жертвами злой зависти. Они оторваны от царя. Гвидон тосковал по отцу, ему хотелось увидеть его. Смог ли он осуществить своё желание? Как?
Ученики высказывают своё мнение.
Учитель: Послушайте отрывок «Полёт шмеля». Какая это музыка?
Ученики: Гудящая, шмелиная, жужжащая.
Учитель: Какое чувство рождает?
Ученики: Ликование, радость.
Учитель: Какие три чуда были у Гвидона?
Ученики читают отрывки.
Учитель: А теперь прослушайте музыку Римского-Корсакова об этих чудесах.
Прослушивание музыки.
Учитель: Каков её характер?
Ученики: Простодушие, народность (о белке); торжественность, надёжность (о 33-х богатырях); лиричность, нежность, поэтичность (о Царевне-Лебеди).
Учитель: Вы убедились в том, что музыка Римского-Корсакова делает литературное произведение еще более ярким, обогащает его?
Учитель: Чем заканчивается сказка? Что мы слышим в финале? (Слайд 16)
Ученики: Торжество, справедливость, победу.
Учитель: Какие иллюстрации к сказке вам хотелось бы сделать? Почему?
Обмен мнениями. Обсуждение выбора учащихся, анализ характера героев, выбранного сюжета, подбор цвета, для выражения характера героя.
Учитель: Рассмотрите картину Михаила Александровича Врубеля «Царевна-Лебедь». Что в лице главной героини особенно впечатляет? (Слайд 17)
Ученики: Днём свет божий затмевает, ночью – землю затмевает.
Ученики самостоятельно рисуют иллюстрации к сказке под музыку Римского-Корсакова.
Итог урока:
А) вывод о красоте пушкинского стиха;
Б) вывод о красоте музыки Римского-Корсакова, обогащающей литературное произведение;
В) обзор и оценка работ учащихся.