СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок Отечественная война 1812 года

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

План открытого  урока

по учебной  дисциплине:

История

по теме:

 «Отечественная война 1812 года»

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок Отечественная война 1812 года»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Курганинский аграрно-технологический техникум»

Краснодарского края












План открытого урока

по учебной дисциплине:

История

по теме:

«Отечественная война 1812 года»




Из опыта работы

преподавателя общеобразовательных дисциплин Н.Г. Мильчевской














г. Курганинск, х. Красное Поле, 2017 г.

Тема урока: «Отечественная война 1812 года»


Цели урока

1. Образовательные: проверить знание учащихся; рассказать о ходе, этапах и основных событиях Отечественной войны 1812 года; охарактеризовать изменение роли России в Европе.


2. Развивающие: развивать интеллект, логику мышления, культуру речи, познавательный интерес учащихся, креативное мышление.


3. Воспитательные: воспитывать чувства патриотизма и гражданской ответственности; способствовать формированию нравственной ценности, осознанию таких понятий как историческая память, долг, честь, совесть.


Тип урока: комбинированный


Методы обучения: программированный контроль, рассказ с применением наглядных пособий, упражнение, опережающее обучение, работа с тестами, самостоятельная работа.


Материально техническое обеспечение: карта «Отечественная война 1812 года», тесты, портреты исторических личностей, задания для закрепления изученного материала, ТСО (мультимедиа).


Меж предметные связи: литература – Лев Толстой «Война и мир», Михаил Лермонтов «Бородино».


Основные понятия: народное ополчение, флеши, редут, фураж, партизаны, Отечественная война, арьергардные бои.


Важнейшие даты: 12 июня 1812 года – начало Отечественной войны

24 – 26 августа 1812 года – Бородинское сражение

1 сентября 1812 года – совещание в деревне Фили

14 - 16 ноября 1812 года – переправа Наполеоновской армии через Березину.


Выдающиеся личности: М. И. Кутузов, М.Б. Барклай- де-Толли, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов, М.И. Платов, Ф.П. Уваров, Даву, Ней, Мюрат.



Ход урока


I. Организационный момент

1. Психологический прием расположения аудитории к преподавателю.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

3. Мотивация урока: «Не мощь армии, не качество оружия, а сила духа обеспечивает победу» И. Фихте.

4. Ознакомление учащихся с темой и целями урока.

II. Проверка опорных знаний с целью повторения и закрепления изученного ранее, материала, подготовки восприятия нового.

Прежде, чем перейти к изучению нового материала, хотелось бы узнать, как вы усвоили ранее изученный материал.

Опрос будет происходить следующим образом: все работают с тестами, проверку результатов осуществляют сами учащиеся (взаимоконтроль) по эталону ответов и критерию оценок.


Тесты


  1. В июле 1805 года Наполеон…

А) расстрелял 6000 русских солдат

Б) сослал их на галеры

В) отпустил на родину со знаменем и оружием.

  1. При Тильзите между Россией и Францией...

А) был заключен мир

Б) была объявлена война

В) были прекращены переговоры.


3. После Тильзитского мира, заключенного с Россией, Наполеон решительно уклонялся от союза с…

А) Пруссией

Б) Австрией

В) Польшей


  1. Сражение под Аустерлицем Россией было…

А) проиграно

Б) выиграно

В) сведено к ничьей.

  1. Слова «Это молодой, чрезвычайно добрый император. Он гораздо умнее, чем о нем думают» были сказаны…

А) Александром о Наполеоне

Б) Наполеоном об Александре

В) Наполеоном о Фридрихе Великом.


  1. Наполеон отнесся к захвату Россией Финляндии…

А) отрицательно

Б) положительно

В) равнодушно.


7. Тильзитский мир был заключен русским императором…

А) из миролюбия

Б) по необходимости

В) из братской любви к Наполеону.


  1. В битве при Аустерлице слова «Нет, командуете вы здесь, я только зритель» - были обращены к…

А) Кутузову

Б) курфюрсту Вюртембергскому

В) Александру.

Во время взаимопроверки варианты ответов и критерии оценок проецируются на экране.


Преподаватель: после работы с тестами проводится опрос:

  1. Назовите основные направления внешней политики Александра I. Какова была расстановка сил в Европе в начале ХIХв.

  2. «Двунадесять языков» - так в начале ХIХв. называли войска Наполеона, вторгшиеся в Россию. Как следует понимать это название?

  3. Почему Россия оказалась вовлечена в Европейские войны в начале ХIХв.?

  4. Каковы были цели антинаполеоновских коалиций? Кто был союзниками России в войне против Наполеона в 1805г.?

  5. Каково было основное условие Тильзитского мира? На сколько оно было выгодно России?

  6. Как отразилось участие в континентальной блокаде на внешней политике России?

  7. На каком направлении России удалось добиться наибольших успехов в войнах ХIХв.?


III. Изложение нового материала.


Преподаватель: «Не мощь армии, не качество оружия, а сила духа обеспечивает победу» И.Фихте.

Тема нашего урока «Отечественная война 1812 года». Цель урока: ознакомление с событиями происходившими в ходе Отечественной войны 1812 года

План урока:

1.Вторжение Наполеона в Россию.

2.Бородинское сражение.

3.Совет в Филях.

4.Отступление и гибель «Великой армии».

5.Историческое значение отечественной войны 1812 года.


План записан на доске


Преподаватель: война – это решение споров вооруженным путем. Так трактуют все словари. Война – это кровь и смерть, горечь поражений и радость побед. Сегодня мы вспомним события одной из наиболее значимых для России воин XIХ века – отечественную войну 1812 года.


Преподаватель: откройте тетради и запишите тему и план урока.


Преподаватель: Россия неоднократно участвовала в европейских коалициях, сначала направленных против революционной Франции, затем против наполеоновской Франции. Участвуя в войнах против Франции, Россия потерпела поражение, однако могущество России не было подорвано. Российское дворянство негативно относилось к Тильзитскому договору, и было воинственно настроено против Наполеона. Наполеон не мог не понимать, что могущество России не сломлено, поэтому предстоит новый виток борьбы.


Преподаватель: Предлагает назвать возможные причины новой войны России с Францией.

Обучающиеся отвечают на основе сведений, полученных на прошлом уроке, преподаватель дополняет и предлагает начертить в тетрадях таблицу:


Причины войны

для Франции

для России

1. стремление к мировому господству

1. ослабление влияния Наполеона на мировую политику

2. нарушение Россией континентальной блокады

2. экономические убытки от континентальной блокады

3.подчинить себе Александра I

3. угроза целостности границ, из-за превращения Варшавского герцогства в плацдарм для сосредоточения военных сил Франции


Преподаватель: накануне вторжения французская «Великая армия» значительно превосходила противостоящую ей российскую.


Работа с учебником – найти и записать данные о численности армий России и Франции.

(По окончанию работы с учебником по данному вопросу соотношение сил показывается на экране.)


Преподаватель: Расскажите, что вы знаете о принципах комплектования Российской и Наполеоновской армий? (Французская армия комплектовалась путем всеобщего воинского призыва, Российская армия состояла из набираемых рекрутов, что не позволяло быстро мобилизовать большие силы).


Преподаватель: 12 июня 1812 года армия Наполеона перешла Неман и вторглась на территорию России.


Запланированный доклад двух обучающихся «Планы сторон»

При докладе обучающиеся показывают планируемые операции сторон на карте.


Преподаватель: Русские войска были разделены на три армии: первая (Северная) армия под командованием Барклая-де-Толли, вторая (Южная) под командованием Багратиона и третья армия под командованием Тормасова.

Наполеон понимал, что соединение русских армий будет означать срыв его первоначального наступательного плана. Русские армии отступали ведя арьергардные бои. В июле 1812 года Северные и Южные армии соединились под Смоленском. Общее командование принял на себя Барклай-де-Толли как военный министр.

В битве под Смоленском русские войска не позволили противнику немедленно овладеть городом. Однако Барклай де Толли, считая, что силы по-прежнему не равны, отдал приказ об отступлении. От Смоленска остались лишь обуглившиеся руины. Ни продовольствия, ни фуража французам не досталось. Главным виновником отступления и всех бед в русской армии объявили Барклая де Толли. Смоленск был «ключом» к Москве - сильной крепостью. С оставлением Смоленска у русской армии не осталось крупных укрепленных пунктов.

Преподаватель: 8 августа 1812 года М.И. Кутузов был назначен главнокомандующим русской армии и продолжил отступление вплоть до с. Бородино.

Выступление обучающегося – рассказ о назначении М.И. Кутузова главнокомандующим и его прибытии в армию.


Преподаватель: (дополняет) вот как пишет современник француз о назначении Кутузова главнокомандующим: «… В нем было что-то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятья, считая себя спасенными».


Обучающийся: показывает на карте с. Бородино и отмечает выгоды выбора места для сражения.


Преимущества Бородино:

  • возможность перекрыть старую и новую Смоленские дороги одновременно

  • обширная площадь для размещения войск

  • река Колочь – оборонительный рубеж для правого фланга русских

Левый фланг и центр не защищены - простроен Шевардинский редут

За Шевардинским редутом – Багратионовы флеши

Центр – земляной вал и артиллерия – батарея Раевского

Правый фланг – 1-я армия Барклая- де- Толли, резерв.

Цель Кутузова: оборону на флангах, окружить, уничтожить.

На доске или экране записана дата Бородинского сражения.


Обучающийся: по заранее нарисованной им схеме сражения рассказывает о Бородинской битве.

Соотношение сил к Бородинскому сражению


Франция

Россия

134 тыс. чел. регулярной армии

116 тыс. чел. регулярной армии + ополчение + казаки

578 стволов артиллерии

624 ствола артиллерии


1-я атака – Шевардинский редут; за время атаки укрепляются оборонительные сооружения под Бородино. Взят противником после первого дня атак.

Ход сражения

26 августа 1812 г.,  5 часов утра

2-я атака – Багратионовы флеши. После 7 часов боев и 7 атак взяты противником; но левый фланг русских войск не прорван.

Основная атака – на батарею Раевского.

Для отвлечения французов – казаки Платова и конный корпус Ушакова бьют в тыл французам. Атака прервана на 2 часа.

Батарея Раевского взята лишь к 16 часам.

Наполеон не использует резерв. «Старую гвардию».


Преподаватель: (дополняет): «Застонала земля и пробудила спавших на ней воинов. Дрогнули поля, но сердца покойны были. Так началось беспримерное сражение Бородинское, 26 августа… Французы метались с диким остервенением; русские стояли с неподвижностью твердейших стен… Они помнили, что заслоняют собою сию самую столицу, сердце России и мать городов. Оскорбленная вера, разоренные области, поруганные алтари и прахи отцов, обиженные в могилах, громко вопияли о мщении и мужестве. Сердца русские внимали священному воплю сему, и мужество наших войск было неописанно…

Ни берега Дуная и Рейна, ни поля Италии, ни пределы Германии давно, а может быть, и никогда не видели столь жаркого. Столь кровопролитного сражения! Одни только русские могли устоять: они сражались под отечественным небом и стояли на родной земле». (Ф.М. Глинка).


Преподаватель: После Бородинского сражения Наполеон продолжал удерживать инициативу в своих руках. Русская армия отступала к Москве. После Бородинского сражения до исхода французов из Москвы не состоялось ни одного сражения.

Л.Н. Толстой: «Бородинское сражение есть лучшая слава русского оружия, есть победа…»


Преподаватель: работаем с терминами

Арьергардные бои – бои прикрывающие отступление основных сил.

Флеши - земляные укрепления в форме тупого угла.

Редут – сомкнутое прямоугольное, многоугольное полевое укрепление.

Батарея - артиллерийское подразделение из нескольких орудий.

Инфантерия – пехота.


Преподаватель: 1 сентября состоялся военный совет в Филях на котором принято решение оставить столицу


Плюсы

Минусы

1. сохранение армии

1. захват противником столицы

2. дальнейшее изматывание противника.

2. разорение Москвы.


3. возможность оторваться от противника, пополнить армию.

3. захват города, крупного опорного пункта.


2 сентября 1812 года русская армия оставила Москву. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своим войскам. Бесчинства закончились пожаром в Москве.

Московский пожар и мародерство вскоре истребили те запасы продовольствия, которые находились в городе.

Наполеон, находясь в Москве, трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Но все его письма остались без ответа.

Продолжая оставаться в Москве, Наполеон видел, что его армия разлагается, грабежи, мародерство и пьянство не прекращаются...

Кутузов оставлял Москву и с помощью обманного маневра смог на некоторое время оторваться от французского авангарда во главе с Мюратом. Армия скрытно перешла с Рязанской дороги на калужскую, расположилась в лагере на позиции у с. Тарутина, в 80 км от Москвы, прикрыв плодородные южные губернии и тульские оружейные заводы. Это был знаменитые тарутинский маневр.


Преподаватель: на занятых противником территориях разворачивается партизанское движение, которое наносила врагу весьма значительные удары.


Обучающийся: рассказывает об организаторах партизанских отрядов.

На экране проецируются портреты руководителей партизанских отрядов.


Преподаватель: Пребывание армии в Тарутино позволило добиться материального и численного превосходства над противником.

Ополченцев – 100 тыс человек

Всего 220 тыс. человек

Орудий – 600

- Отойдя к Тарутино, Кутузов блокировал возможное продвижение французов к тульским оружейным заводам. Сражение под Малоярославцем 12 октября 1812. Его исход решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой городок сгоревший до тла восемь раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оставили его только после того, как заняли удобную позицию, надежно преградившую неприятелю путь на Калугу.

Утром 26 октября Наполеон дал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.

- Что ожидало армию Наполеона на смоленской дороге?

Началось отступление французской армии. Инициатива в войне перешла в руки русских войск. Русская армия двигалась параллельно противнику, во все время угрожая отрезать французам путь к отступлению. Несколько раз вступали русские в победоносные столкновения с французской армией. Так крупное сражение произошло под с. Красным, в котором погиб почти весь арьергард наполеоновской армии.


На доске записано: начало октября 1812 года сражение под Тарутиным

12 октября – сражение под Малоярославцем.


Преподаватель: В районе р. Березина в Западной Белоруссии остатки армии Наполеона были окружены русскими войсками. Однако вследствие несогласованных действий русских военачальников Наполеон сумел переправить большую часть оставшейся армии на тот берег, понеся огромные потери (около 30 тыс. человек) Наполеон бросает остатки своей армии и тайно направляется в Париж, дабы собрать новую армию.


Преподаватель: историческое значение Отечественной войны 1812 года:

- отстояли территориальную целостность, государственную независимость России

- ускорился процесс консолидации русской нации, развитие национального самосознания

- победа России в отечественной войне, участие в антифранцузских коалициях, в деятельности Священного союза изменили положение России в системе международных отношений.


Преподаватель: в тоже время военные действия, разруха затормозили экономическое развитие России, сократилось население западных губерний, были уничтожены некоторые культурные ценности России.


IV. Закрепление изученного материала.


Преподаватель: чтобы убедиться, достигнута ли поставленная цель нашего урока, выполним следующие задания: работаем с карточками «перечислите в нужной последовательности события».

Расставьте правильно:

- Бородинская битва;

- Пожар в Москве;

- Сражение у Аустерлица;

- Тильзитский мир;

- Свидание Наполеона и Александра в Эрфурте.


Преподаватель: назовите о ком идет речь:


«К чему так лаврами шатер мой украшают?-

сказал светлейший князь. – Велите прочь их снять».

«Пожалуйте, - ему солдаты отвечают. –

Но что же пользы в том? Ведь вырастут опять».

(Н. Манцева)


Преподаватель: давайте заполним анкеты

Рефлексия (анкетирование учащихся).


АНКЕТА


1. Сегодня можно услышать и прочесть самые различные точки зрения на то, что такое Родина и имеет ли вообще смысл само это понятие в наше время. С какими мнениями согласны лично Вы?

А) сегодня, в век господства общечеловеческих ценностей, понятие Родины устарело;

Б) оно в наши дни может существовать как нечто глубоко личное, никак не влияющее на общественно-политические позиции людей;

В) чувство Родины существовало, существует и будет существовать;

Г) Родина – это главное, что есть у каждого народа и человека;

Д) такая проблема меня не интересует;

Е) у меня своя точка зрения по этому вопросу (укажите какая).

2. Считаете ли Вы, что сегодня защищать Родину, как и прежде, - долг каждого гражданина?

А) да;

Б) в целом – да;

В) зависит от обстоятельств;

Г) нет;

Д) трудно сказать.

3. Сегодня высказываются очень разные, исключающие друг друга оценки Отечественной войны 1812 года. С какими из них Вы согласны?

А) Отечественная война 1812 года была великим подвигом народа, защищавшего свою независимость;

Б) Россия, отстояв свою независимость, освободила и Европу от оккупации и рабства, которые несли наполеоновские армии;

В) это была обычная война двух монархий: русского абсолютизма и буржуазной

французской империи;

Г) французская армия внесла в отсталую Россию самые передовые достижения

прогрессивной Европы, и в случае покорения Наполеоном в1812 году Россия сегодня прочно находилась бы среди цивилизованных стран мира;

Д) если бы Наполеон смог уничтожить Российскую империю, мировая история пошла бы иным, куда более гуманным и прогрессивным путем.

4. Уже 200 лет обсуждается вопрос: надо ли было сдавать французам Москву. Как считаете вы?

А) да, в тех условиях иного пути спасения армии, а значит, и России, просто не было;

Б) следовало дать бой у стен столицы и на ее улицах, а не уходить без сопротивления;

В) необходимо было пойти на генеральное сражение с агрессором еще до Берлина.

5. Сейчас много и упорно говорят о необходимости восстановить и реставрировать все памятники героям войны 1812 года, а также установить новые. Вы поддерживаете подобные предложения?

А) да, полностью;

Б) в принципе, да, но сейчас у страны нет на это денег;

В) нет, сейчас не время этим заниматься;

Г) лучше эти средства пустить на покупку продуктов и товаров для населения;

Д) надо бы и сохранившиеся памятники снести.


VI. Задание на дом.


В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков «История», часть 2. стр.


VII. Литература

В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков «История», часть 2, учебник для профессий и специальностей технического, естественно- научного, социально-экономического профилей, М. ИЦ «Академия» , 2013г.

С Нечаев «Александр I», том 1 «Российские князья, цари и императоры», М. «Ашет коллекция», 2012г.

«100 битв, которые изменили мир», № 14, 2011г.

«100 битв, которые изменили мир», № 138, 2013г.

«100 битв, которые изменили мир», № 1, 2011г.

С.Г. Горяинов «Задачник по истории России» Ростов-на- Дону «Феникс» 1996г.

«1000 вопросов и ответов по истории» Москва АСТ 1996г.

В.И. Буганов, Н.П. Зырянов «История России» часть 2, Москва «Просвещение» 1996г.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!