Открытый урок по биологии на тему: «Насекомые» для 7 класса на
Цели урока:
Образовательные:
обобщить и систематизировать знания учащихся о многообразии насекомых; об их усложнении, приспособленности к среде обитания; значении в природе, в жизни и практической деятельности человека;
повысить мотивацию учащихся к изучению предметов естественнонаучного цикла.
Развивающие:
научить логическому мышлению;
развивать навыки частично-поисковой деятельности, память, внимание, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
развивать интерес к предмету, бережное отношение к животным, к природе;
воспитывать культуру общения с одноклассниками, с учителями, умение работать в коллективе и самостоятельно, слушать и высказывать свою точку зрения.
Оснащение занятия:
Выставка рисунков на тему «Многообразие насекомых», карточки личного контроля, методические разработки с заданиями, коллекции насекомых, заставки с картинками насекомых, электронная доска.
ХОД УРОКА
Добрый день ребята! Хочу начать наш урок с такого стихотворения.
Наша планета
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету! (Я. Аким)
Учитель: Цель нашего урока – обобщить, систематизировать и расширить знания об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых, их усложнении, приспособленности к среде обитания, роли в природе и значении в жизни человека. Наш урок необычный, Мы, отправляемся в экспедицию. Цель экспедиции найти известных уже нам насекомых и зафиксировать о них как можно больше информации. Научную информацию вы будете фиксировать в Контрольных листках.
Итак, вперед!
Iэтап экспедиции фиксирование общих признаков насекомых:
В своих контрольных картах вы даете ответы на тестовые вопросы:
Почему насекомые имеют такое название:
А) из-за насечек на крыльях
Б) из – за насечек на конечностях
В) из-за насечек на брюшке
Г) из-за членистых конечностей
Какие среды жизни освоили насекомые:
А)водную
Б) наземно-воздушную
В) все среды жизни
Г)почвенную
Что способствовало распространению насекомых по планете Земля:
А) наличие крыльев
Б) хитиновый покров
В) прыгающие конечности
Г)усики
Для насекомых характерны следующие признаки:
А) 4 пары ног и ни одной пары усиков;
Б) 3 пары ног и одна пара усиков;
В) Головогрудь и брюшко;
Г) Голова, грудь, брюшко.
Хитиновый покров:
А) Служит наружным скелетом;
Б) Защищает мягкие части тела;
В) Орган нападения;
Г) Орган размножения.
У насекомых количество ног:
А)4 пары;
Б) 3 пары;
В)2 пары;
Г)5 пар.
При развитии с полным превращением насекомое проходит следующие стадии:
А) Яйцо – взрослая особь;
Б) Яйцо – личинка – взрослая особь;
В) яйцо – личинка – куколка – взрослая особь;
Г) Яйцо – куколка – взрослая особь.
8. У насекомых кровеносная система:
А)Замкнутая;
Б) Незамкнутая;
В) Отсутствует.
Поменяйтесь контрольными листками с соседом и проверьте работу. За каждый правильный ответ получаете 1 балл. Всего за этот этап можно получить 8 баллов.
Ответы: 1)в 2)в 3)а) 4)б 5)а 6)б 7)в 8)б
2 этап нашей научной экспедиции «Описательный»
В контрольных листках вы опишите развитие насекомого. Работа в парах. Раздаю гербарный материал насекомых с разными видами развития.
План:
1.Название насекомого.
2. Отряд, к которому насекомое принадлежит
3. Вид развития,
4. Стадии развития.
Правильно выполненное задание принесет вам 4 балла
III этап экспедиции «Найди ошибку»
Нам с вами в руки попали научные документы. Вы должны проверить правильность изложенной там информации. Работаем группам (по рядам). От группы выступает один представитель.
Вам даны описания насекомых, в которых вы должны найти ошибки и объяснить их устно.
I команда: «Комнатная муха относится к отряду перепончатокрылых. Имеют 2 пары перепончатых крыльев, 2 сложных и 3 простых глаза, ротовой аппарат — колюще-сосущий, задняя пара ног – прыгательная. Яйца откладывают на цветки ромашки. Их личинки – гусеницы. Приносят пользу опыляя растения».
II команда: «Красивая пестрая бабочка подняла жесткие надкрылья, взмахнула 2-й парой прозрачных крыльев и полетела к деревьям, где с большим удовольствием стала поедать листья, перемалывая их грызущим ротовым аппаратом. Личинки бабочек живут в воде и питаются другими животными».
III команда: «У стрекозы 2 пары крыльев, покрытых разноцветными чешуйками, у них сосущий ротовой аппарат, помогающий пить нектар цветов. Размножаются они, откладывая яйца на листья деревьев и кустарников».
При правильном выполнении задания каждый член группы получает по 2 балла
Физкультминутка: вы славно трудились, нужно теперь отдохнуть. Прилетела красивая бабочка. Давайте последим глазками за траекторией ее полета, не поворачивая головы.
Вдруг нашему наблюдению помешала назойливая муха. Отгоните ее аккуратненько рукой ( муха слева, муха справа).
На привале мы можем спокойно рассмотреть всех насекомых вокруг (Рассматривание и комментирование выставки рисунков насекомых на доске).
Продолжим наши научные труды весело с загадками.
IV этап «Загадки» (ответы вы заносите в ваши контрольные листы) индивидуальная работа:
1. Не кузнец, а с клещами, 2. Пришли мужички без топоров,
С длинными усами. Срубили избу без углов. (Ответ: Муравьи).
Когда он черен —
Куслив и задорен.
А лишь покраснеет, 4. Серый маленький Денис,
Так и присмиреет. (Ответ: рак). На веревочке повис. (Ответ: Паук).
3. Два рога — не бык, 6. На лугу живет скрипач,
Шесть ног без копыт, Носит фрак и ходит вскачь. (Ответ: Кузнечик).
Летит — так воет,
Сядет — землю роет. (Ответ: Жук).
5. Летела птица, 7. Кто над нами вверх ногами,
Не крылата, Ходит – не страшится,
Не перната, Упасть не боится,
Носик долгий, Целый день летает,
Голос тонкий. Всем надоедает? (Ответ: Муха).
Кто её убьет,
Человечью кровь прольёт. (Ответ: Комар).
8. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Ответ: Стрекоза).
9. Целый день он спать не прочь.
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок.
Музыканта звать … (Ответ: Сверчок).
Еще 9 баллов могут пополнить ваш запас.
И последний, заключительный
Vэтап: «Знаете ли вы?» (викторина)
Что такое энтомология? (наука о насекомых)
Кто раньше появляется весной – летучие мыши или летающие насекомые? (летающие насекомые)
Какой жук носит название того месяца, в котором он появляется? (майский жук)
Какие жуки получили название от известных крупных млекопитающих? (жук-олень)
Что такое мирмикология? (наука о муравьях)
Как можно узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (муравьи закрывают все ходы и выходы).
К какому отряду относят Платяную моль? (чешуекрылые)
В кого превращала князя Гвидона царевна лебедь в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина? (комар, муха, шмель).
Один из женихов Дюймовочки, тоже насекомое. (майский жук)
Вспомните наиболее популярную книгу о насекомых – она начинается именинами и заканчивается свадьбой. (Муха-Цокотуха)
Из какого произведения строчки и о ком идет речь: «Злое насекомое выглядит так грозно, что его боятся медведи, собаки, волки, бегемоты и слоны»? («Тараканище» К.И.Чуковский)
Подведем итоги:
Поменяйтесь своими контрольными картами с соседом. Я зачитаю правильные ответы вы отметите их «+», неправильные ответы отметьте знаком «- «. Посчитайте количество правильных ответов. Максимальное количество баллов 34.
Оценки: 30-34 баллов – «5»
24 – 29 баллов – «4»
17 - 23 баллов – «3»
16 и менее баллов – «2» ( «Вы отстали от экспедиции»)
Мы закончили нашу научную экспедицию, тем самым обобщив знания о строении, особенности жизнедеятельности и размножении насекомых. Нас ждут новые экспедиции.
Рефлексия. У вас на столах бабочки синего и красного цвета. В соответствии с вашим настроением по итогам урока поднимите бабочку определенного цвета. Если ваше настроение хорошее – красная бабочка, если ваше настроение ухудшилось по итогам урока – синяя бабочка.