Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Чинарская средняя общеобразовательная школа № 2»
Открытый урок по математике
Тема урока:
«Площадь.
Способы сравнения фигур
по площади»
3 класс
Провела : учитель начальных классов
Алибекова Ает Абилейтановна
2018-2019 уч год
Цель: способствовать формированию представлений об особенностях имени существительного
в форме творительного падежа и развитию умения определять падеж по вопросу и
предлогу.
Задачи:
Обучающие:
актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных;
дать представление о творительном падеже имён существительных;
Развивающие:
развивать критическое мышление, обобщать полученные данные и делать выводы;
развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, умения работать с текстом.
Воспитательные:
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся распознавать имена существительные в творительном падеже; определять грамматические признаки имён существительных (род, число, падеж); изменять имена существительные по падежам.
Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные УУД:
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
Коммуникативные УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Формирование личностных результатов:
понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.
Оборудование:
интерактивная доска, мультимедийный проектор;
электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого Русский язык, 3 класс;
презентация к уроку;
учебник + рабочая тетрадь «Русский язык», 3 класс, часть 2 (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий);
Мотивация к учебной деятельности
- Давайте встанем! Настроимся на работу! Протрите ладони, почувствуйте тепло! А теперь поделимся теплом друг с другом: потяните ладони соседям! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!
- Пусть доброе, внимательное отношение друг к другу сопровождает нас на этом уроке.
Ребята! Мы совершим с вами путешествие в удивительный мир русского языка.
Откройте тетради, запишите дату отправления: Двадцать второе февраля.
Не забывайте правила посадки при письме.
Минутка чистописания.
Запись строчной буквы п
- Сегодня мы с вами напишем полстрочки букву п и новое словарное слово пятница
Словарная работа
Работа над словарным словом пятница(значение, произношение, написание).
- Ребята, у нас сегодня на уроке в гостях новое словарное слово пятница.Кто знает лексическое значение этого слова? Что означает слово пятница? В написании какой буквы в выделенном слове можно допустить ошибку? Почему?
Дети : Слышится звук [э].
- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.
Что мы знаем об имени существительном?
- Ребята, давайте освежим наши знания по изучаемой теме. За одну минуту вам необходимо придумать вопросы для одноклассников по теме « Имя существительное», используя вопросительные слова.
Что… ( называется именем существительным? Что такое падеж?)
Сколько… ( падежей в русском языке?)
Как … ( изменяются имена существительные?)
На какие …( вопросы отвечают имена существительные? вопросы отвечают существительные в …падеже?)
Какие … ( предлоги употребляются с … падежом?)
Какую …( роль в предложении выполняют существительные…?)
помогло существительное ж.р. лошадка.
Определи падеж по признакам.
Вопросы: кто? что?
Предлоги: нет
Член предложения: подлежащее
Вопросы: кого? что?
Предлоги: за, через, про
Член предложения: второстепенный
Вопросы: кого? чего?
Предлоги: от, до, без, из
Член предложения: второстепенный
Молодцы , ребята. Справились с заданием.
Дети прочитаем слова записанные на доске.
На доске слова :р…сунок, те…итория, праз…ник, , морко…ь. (слайд)
- Прочитайте имена существительные. Какие буквы необходимо вставить. Почему? Давайте выпишем данные буквы : и, р, д, в.
-Что еще могут обозначать пропущенные буквы?( начальные буквы падежей)
Работа в парах. (Слайд)
- Составьте с записанными существительными словосочетания, употребив их в том падеже, на который указывает пропущенная буква.
-Как узнать падеж имени существительного?(Слайд)
Введение в тему урока. (Слайд 7.)
Работа в группах.
Вдоль гря_ки, на праз_ник, без в_ды, про со_нце, на _кно, без фла_ка, от доро_ки, под лес_ницей, с тр_пинки
- Прочитайте и подумайте, на какие группы можно разделить эти слова?
Дети : слова с парными согласными и с непроизносимыми согласными, с безударными гласными в корне.
- 1 группе выписать слова с парными согласными в корне, 2 группе – слова с непроизносимыми согласными, 3 – с безударными гласными
Дети : по падежам.
- Давайте вспомним как определим падеж у имён существительных?
Дети: по вопросу и по предлогу
- На какие группы разделили существительные по падежам?
Дети: на Р.п и В.п.
Проверка
- Что заметили?
Дети.: под лестницей не относится к этим падежам
-На какой вопрос отвечает ? Над чем будем работать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.
Дети: Творительный падеж имён
существительных.
(Открывается тема урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны падежей русского языка.
Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным
Надо всё теперь понять
В падеже творительном. ( Т. Рик)
- Какие задачи мы можем поставить на сегодняшний урок?
Дети: расширить знания об особенностях творительного падежа, учиться определять существительные в творительном падеже в словосочетании и предложении…
- Приём таблица «З-У-Х».
- По ходу изучения сегодняшней темы мы с вами составим составим таблицу, где мы запишем что мы знаем и что хотим узнать , а в концу урока допишем что мы узнали новое
З – что мы знаем | Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали |
Вопросы кем? чем? Вспомогательное слово творить доволен | Вспомогательное слово Предлоги Роль в предложении Окончания | |
Фронтальная работа с классом
- Какую информацию мы можем сразу внести в таблицу?
Дети: вопросы, вспомогательное слово, роль в предложении)
Упр.94, с.52
Поставьте вопросы к выделенным именам существительным от слов, с которыми они связаны по смыслу и определите падеж.
С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?
Выделите окончания имён существительных в творительном падеже.
4-ое предложение разберите по членам:
Бабушка испекла (что?) пироги (с чем?) с черникой. (повествовательное, невосклицательное)
Сделайте вывод.
Продолжите предложение:
Имена существительные в творительном падеже являются второстепенным членом предложения.
Физкультминутка.
Работа в парах с проверкой
а)Составь и запиши словосочетания глаг.+сущ. в Т.п.
б) Выделите окончания существительных
гуляли за …
прячутся под
летел между …
думал над …
повстречался с …
Слова для справок: деревья ,задача, берёзы , школа , друг.
Упр.85. Устный словарный диктант с самопроверкой (с сигнальными карточками):
- давайте проверим как мы усвоили падежи, Вам надо будет поднять сигнальную карточку с нужным падежом.
Размышлять о жизни
Бегать по травке
Сварил без моркови
Лежать под деревом
Смириться с неволей, клевал руку, кружить под потолком, вылетел на улицу, суп с лапшой, ветка осины, вьюга кружила.
Работа в группах
- Поработаем в группах.
- Вспомним правила работы в группах. (Слайд)
- Объединитесь в группы. Выберите ответственного. Он получит задание.
Определите падеж имён существительных.
1-я группа.
Пословицы
1. Март с водой, апрель с травой
2. Не спеши языком, торопись делом
3. Пишут не пером, а умом
4. Мы сильны дружбой
2-я группа
Фразеологизмы
1. Не заманишь калачом
2. Кривить душой
3. Показать товар лицом
4. Не по зубам
- Ответственные выходят с листами заданий, представляют работу своей группы. За ответ получают оценку.
3 –я группа
Поставьте и напишите в скобках вопрос и определите падеж существительного.
1.Катались ( на ….. ) на машине. (… падеж).
2.Шли ( по … ) по площади . ( … падеж).
3.Отплыл ( от … ) от причала. ( ….. падеж).
4.Подбежал ( к …. ) к кровати. ( … падеж).
- Что бы наши знания о существительных в творительном падеже прочно усвоились, выполним упражнение 96 на стр. 53.
- Прочитайте стихотворение. Сколько в нем предложений? (Два.) Как определили? (Сколько точек, столько и предложений.)
- Это упражнение мы выполним по вариантам. 1-й вариант записывает первое предложение, 2-й вариант – второе. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу и найдите имена существительные в Т.п.
Проверка: один ученик читает, остальные проверяют задание.
Рефлексия
Допишем что мы узнали новое по нашей теме.
З – что мы знаем | Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали |
| | |
Ребята, дорисуйте лучики к тому солнышку, какое у вас настроение после пройденного урока
-Хочу вас похвалить и сказать, что вы сегодня работали на хорошо и отлично. А всё, что вы узнали, надо закрепить, выполнив домашнее задание.
Домашнее задание (слайд)
Стр.53, выучить наизусть правило,
- Спасибо всем за хорошую работу. Урок окончен.