СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по табасаранскому языку на тему: "Склонение имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по родной литературе в 6 классе на тему: "Жизнь и творчество Муталиба Митаровича Митарова"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по табасаранскому языку на тему: "Склонение имён существительных"»

Оптимизация содержания обучения родному языку и литературе.
Сегодня трудно сказать, что родной язык обделен вниманием. Повсюду с разных уровней говорят о проблемах языка, о сохранении языка. На мой взгляд нет необходимости говорить о сохранении Дагестанских языков. На всех языках издаются газеты и журналы, издается художественная литература, в вузах республики готовятся специалисты по родным языкам для школ. В ареале обитания того или иного дагестанского народа, трудно представить, что язык буде вытеснен другим языком. Конечно, есть вопросы чрезмерного влияния русского языка, что является естественным фактом в сложившихся социально-политических условиях. Остаются серьезные вопросы по изучению родных языков в городах. Так как родной язык в городских условиях не может выступать языком общения в среде обитания, здесь требуются особые подходы к его изучению и популяризации. Эффективным будет, наверное, разработка отдельных методик преподавания родного языка и литературы в условия города и села. И в обеих случаях на первый план, на мой взгляд, нужно уделить развитию речи, популяризации языка. В основном эту задачу приходится решать школе. И потому вопрос оптимизации изучения родного языка и литературы, мне кажется наиболее заслуживающим внимания.
Чтобы решить задачу оптимизации содержания обучения родному языку и литературы необходимы новые подходы в подаче материала, на базе мета предметных требований сегодняшних стандартов. Разнообразие методов и приемов подачи материала позволить решить задачу популяризации родного языка и проблему «скучных уроков родного языка».
При отсутствии учебно-методических комплектов по родным языка и литературе остро стоит вопрос интересной подачи материала. Такого интереса у учащихся можно добиться, если использовать меж предметные знания, подбирать материал к уроку на базе истории, географии, достопримечательностей, флоры и фауны Табасаран и т.д. Фактором идентификации народа является не только язык, но и его история, культура, традиции, его исторические личности. Поэтому считаю необходимым подавать материал по изучению теории языка на базе исторических знаний, знаний по культуре и традициям народа, на примерах успешных знаменитых представителей народа. Интеграция в урок всех этих знаний усилить познавательные задачи уроков. К примеру, к урокам развития речи (сочинение про родное село) можно подготовить панораму села, когда учащийся видеть на экране свою улицу, свой двор и дом он испытывает совсем другие ощущения.
Для этих целей можно было бы собрать фото видео материал про достопримечательности Табасарана («Крепость семи братьев», «Дюрхъ», природный «Кужникский мост» и т.дОстро стоит проблема излишнего засорения языка заимствованными словами из русского языка. Урок на эту тему можно было бы начать с прослушивания песни Марьям Казиевой про то, как « дада»- «мамой», «адаш»-«папой», «Рамазан»-«Ромой».
Особое внимание нужно уделять урокам родной литературы, так, как только чтение художественного текста может послужить реальным подспорьем в развитии речи учащихся. Актуализация знаний, использование современных технологий позволить вызвать интерес учащихся к чтению литературы. Хочу привести несколько примеров:
в учебнике дан короткий материал про Мирзу Кьалухъского и его стихи, тогда когда можно было бы представить фото - материал о месте его рождения (о селе «Ванихъ», о месте его героической гибели в Андалалской долине, о памятнике поэту в с.Хучни.);
при изучении поэмы М.Митарова «Ифдин гъарзар» можно обратить внимание учащихся на эпизод, когда маленький пастух, оказавшись на коленях перед всемогущим Тимур-ленгом дает ему достойный горца ответ. Этот пример напрямую перекликается с подвигами сегодняшних героев Магомеда Нурбагандова и Зейнутдина Батманова. Сравнение этих подвигов горцев разных времен и заострение внимания на героических корнях горских народов даст ощутимый эффект. Уместно было бы поставить театральную постановку этого эпизода;
современные технологии позволяют сегодня записать и использовать на уроках чтения произведений мастерами слова, авторские чтения с комментариями.
Эти и другие материалы должны войти в электронное приложение к урокам родного языка и литературы. Создание такого продукта решить несколько актуальных задач преподавания родного языка и литературы:
актуализация знаний по родному языку и литературе;
использование мета предметных и меж предметных связей;
использования современных технологий на уроках родного языка и литературы;
популяризации языка:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!