Открытый урок во 2 классе по теме: «Глагол».
Цели:
Обобщить и систематизировать полученные знания о глаголах.
Совершенствовать умения находить в тексте глаголы по значению и вопросу, определять число глагола.
Личностные:
Метапредметные :
Отличать глаголы от других частей речи и обосновывать своё мнение.
Строить предложение с глаголами единственного или множественного числа и обосновывать своё мнение.
Выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Выполнять самопроверку и корректировку учебного задания.
Выполнять учебное задание с взаимопроверкой.
Формулировать высказывание, мнение.
Согласовывать позиции и находить общее решение (работа в парах).
Предметные УУД.
Писать предложение с глаголами единственного и множественного числа.
Писать орфограммы в глаголах, образованных от словарных слов.
Писать слова с известными орфограммами.
Оборудование: презентация, маршрутный лист, 5 флажков, карточки с заданиями, тест для проверки знаний, сигнальная лента «Светофор».
Ход урока.
Организация урока
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья!
2.Минутка чистописания
В ве ви п пт тп пе ел зи им
в.сна т.пло птич.ки прил.тают
- Какие буквы вставили, почему?
- Как вы думаете, почему я выбрала эти слова? Как они связаны между собой?
- Сегодня мы отправимся в гости к весне, будем приближать приход весны. В дороге нам будет помогать маршрутный лист (на маршрутном листе будет появляться флажок после каждого этапа урока)
Прочитайте на маршрутном листе, какие знания нам понадобятся в путешествии.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ |
1 | Что такое глагол? Нахождение глагола | |
2 | Число глаголов | |
3 | Составляем предложения. | |
4 | Глаголы – антонимы, глаголы-синонимы | |
5 | Тест | |
2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
- Чтобы определить тему сегодняшнего урока, составьте слово из данных букв:
л г а о г л
- Давайте вспомним, что называется глаголом?
(Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать?, Что сделать?, Что будет делать?)
- Прочитайте стихотворение:
Улетела злая вьюга,
Принесли весну грачи.
Побежали друг за другом
Беспокойные ручьи.
- Выпишите глаголы из этого стихотворения себе в тетрадь.
- Проверим. (Читает ученик, остальные проверяют.)
Поднимите руку, кто правильно выполнил задание.
- Молодцы. И это наш первый шажок до весны (Появление флажка на маршрутном листе.)
3. Словарная работа.
-Читаю загадку, выпишите отгадку:
1.В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей)
2.По дереву стучу,
Что-то я достать хочу.
Хоть и скрылся под корой -
Червячок-то будет мой! (Дятел)
3. Он весной поет красиво,
Звонко, весело, игриво!
Угадай-ка поскорей,
Что за птичка? ... (Соловей)
4. Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением … (Ворона)
5.Тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два конца. (Ласточка)
6. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
-Как можно эти слова назвать, одним словом? (Птицы)
-Назовите птиц, которые живут у нас и зимой, и летом? (Ворона, сорока, воробей)
-А как можно назвать остальных птиц? (Перелетные)
-Каких еще перелетных птиц вы знаете? (Скворец, жаворонок, грач)
-Почему они не остаются у нас зимой? (Нет корма)
4. Число глаголов.
-Какие числа имеет глагол? (Единственное, множественное числа)
-Как вы определяете число глаголов?
-На экране даны существительные, к которым нужно подставить глаголы такие, чтобы получились приметы весны (Работа в тетради):
Весна …(пришла).
Грачи … (прилетели).
Почки … (набухли).
Ручьи … (журчат).
Медведь … (проснулся).
- Определите число у глаголов.
- Молодцы! Ещё один шажок до весны. (Появление флажка)
5. Составляем предложения
1) весна, тёплая, вот, пришла.
2) тает, снег, рыхлый, повсюду.
3) скоро, к, прилетят, нам, птицы.
4) проснутся, приходом, весны, с, животные.
6. Физкультминутка
Несмотря на то, что на дворе апрель, на улице всё ещё холодно, чтобы не замёрзнуть во время прогулки, нужно подвигаться. Слушайте внимательно. Если я называю глагол в единственном числе – вы шагаете на месте, если глагол во множественном числе – прыгаете на месте.
Идут, бежит, хлопают, рисует, прыгают, летит, приседают, кричит, танцует, кружатся, спит, поют, садятся.
7.Глаголы – антонимы, глаголы – синонимы.
-Что такое антонимы? (Противоположные по значению слова)
-Что такое синонимы (Близкие по значению слова)
-Закончите пословицы. Для этого нужно подобрать глагол с противоположным значением. Устно.)
Мир строит, а война … .
По одежке встречают, по уму – … .
Легко друга потерять, но трудно … .
1варианту выписать из словарика 3 глагола с антонимами (встречать-провожать, запрещать-провожать, радовать-огорчать);
2 варианту - 3 глагола с синонимами (бежать-мчаться, думать-размышлять, идти-шагать).
(2 человека у доски с карточками) (Появляется флажок)
8. Оценивание.
Тест:
1.Выбери верное утверждение. Глагол отвечает на вопросы:
а) Какой? Какая? Какое? Какие?; б) Кто? Что?;
в) Что делать? Что сделать?
2. Выбери верное утверждение. Глагол – это часть речи, которая обозначает:
а) признак предмета; б) действие предмета; в) название предмета
3. Выбери ложное утверждение:
а) глаголы изменяются по числам;
б) глаголы бывают собственные и нарицательные;
в) глаголы могут обозначать действие, уже произошедшее, действие, которое происходит в настоящий момент, и действие, которое произойдёт в будущем.
4. Выбери верное утверждение.
а) глагол бежит стоит в форме единственного числа;
б) глагол играли стоит в форме единственного числа.
5. Выбери верное утверждение. Глагол в предложении:
а) не связан с именем существительным;
б) связан с именем существительным.
6. Выбери верное утверждение.
а) глагол пишет, обозначает действие, которое происходит в настоящий момент;
б) глагол читал, обозначает действие, которое происходит в настоящий момент.
9. Рефлексия
- Выпишите только глаголы:
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел.
Сверху солнышко печёт,
А внизу река течёт.
В этой речке утром рано
Утонули два барана. (С.Михалков)
(Самооценка с помощью сигнальной ленты «Светофор».)
10. Подведение итогов урока
«Закончи предложение»
1. – Что мы повторили на уроке? …
2. – Чем для вас был полезен урок?…
3. – За что вы себя похвалите?…
4. – Что вас огорчило?…