СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по внеурочной деятельности (музыка и литературное чтение) Тема: «Времена года. Весна. Писатели и композиторы о весне»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок

по внеурочной деятельности

(музыка и литературное чтение)

Тема: «Времена года. Весна. Писатели и композиторы  о весне»

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по внеурочной деятельности (музыка и литературное чтение) Тема: «Времена года. Весна. Писатели и композиторы о весне»»



Открытый урок

по внеурочной деятельности

(музыка и литературное чтение)

Тема: «Времена года. Весна. Писатели и композиторы о весне»

( 4 КЛАСС)







Подготовили:

Монушенко Лариса Анатольевна

Жижимова Елена Александровна





















Тема: Времена года. Весна. Писатели и композиторы о весне.

Цель: обобщить знания детей о весне, как времени года, подчеркнуть функциональные отличия различных периодов весны на примере литературных произведений; развивать умения сочинительской деятельности, расширять словарный запас учащихся; воспитывать чуткость, отзывчивость, культуру общения.



Оборудование: портреты поэтов; репродукции картин о весне; карточки для работы на уроке.



ХОД УРОКА


I. Организационный момент. Психологический настрой.

Ход урока:


I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Его проведут 2 учителя. Как вы думаете, какие два предмета мы сегодня объединим в один?

(Музыка и Литература).


II. Целеполагание.

- Сформулировать тему урока нам поможет следующая загадка:

(Презентация: «Загадки о Весне» - Слайды 1,)

Зеленоглаза, весела,

Девица- красавица.

Нам в подарок принесла,

То, что всем понравится:

Зелень – листьям,

Нам – тепло,

Волшебство — чтоб все цвело.

Вслед ей прилетели птицы —

Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица – … (Весна)


- Да, верно! Наш необычный урок будет посвящен Весне!

-Как вы думаете, чему мы будем учить на нашем внеурочном занятии?

-Мы вспомним весенние признаки, а также средствами музыки, поэзии и живописи воссоздадим картины цветущей природы, окунемся в весеннее настроение.


II. Актуализация опорных знаний.

Я - Ребята, на прошлом уроке вам было задано нарисовать весну.

Давайте посмотрим, что вы нарисовали

(Презентация работ, выполненных детьми).

Я - Опишите свой рисунок.


-Ассоциативный куст .

На доске запись весна



В ЕСНА


Я - - Какие ассоциации у вас вызывает слово весна?

Я - - Какие признаки Весны вы знаете? (ярче светит солнце, тает снег, расцветают первоцветы, прилетают птицы..)


Я - - Ассоциации, которые вы сейчас назвали – это весенние приметы.

Я - - Ребята, как вы думаете, почему вас разделили на три группы?

Блок «Музыка»

-Наши предки, для того, чтобы весна пришла побыстрее – звали, закликали её.

-А как они это делали?

IV. Усвоение новых знаний

- Издавна, в своих весенних песнях – веснянках люди призывали жаворонков скорее прилетать и своим звонким пением принести весеннее тепло!


Дети исполняют заклички


Ой, весна моя,

Ты, весняночка!

Из-за тёмных лесов,

Из-за синих морей приходи!

Солнцем, светом озари!

Жаворонки, перепёлушки,

Птички ласточки!

Прилетите к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!




Исполнение русской народной песни-веснянки «Весенняя»


IV. Работа по теме урока.

Я - - Всем известно, что Новый год наступает зимой и первый месяц года - январь. Но, оказывается, в далёкие-далёкие времена русский народ праздновал наступление Нового года весной, в марте. Не ёлочкой наряженной, а песнями отмечался этот праздник - желанный праздник света, тепла, надежды на богатый урожай.


- Весна волнует сердца не только поэтов, но и художников. Сейчас я вам покажу репродукцию картины известного художника Исаака Левитана, которая называется «Март». Всмотритесь в картину, почувствуйте весну.

- Художник мастерски передаёт порыхлевший снег, подтаявший снежный занос на крыше крылечка. Это всё говорит о скором приходе весны. Но там, в глубине леса, ещё лежит глубокий снег.


- А как же радовался приходу весны Афанасий Афанасьевич Фет, мы сейчас узнаем от первой группы МАРТ.

Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом

По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришёл я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, чтó буду
Петь, — но только песня зреет.


- Перечитайте еще раз стихотворение Афанасия Фета и найдите олицетворения. Давайте вспомним, что такое олицетворение? (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам.)


2 часть АПРЕЛЬ

-Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели.

Всё ярче и теплее греет весеннее солнышко. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой – то особенный. А уж за городом!!!

В лесу появились первые цветы.


-Существует ещё один признак весны.

-Отгадайте загадку и назовите его.


«Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает». (Подснежник)



- Правильно. Подснежник - это самый первый весенний цветок. Подснежники очень нежные, когда смотришь на них, то кажется, что они сделаны из растаявших снежинок. На вид они очень хрупкие, но на самом деле способны выдерживать 10-градусные морозы. Существует красивая легенда о подснежниках.

Я - Сейчас мы вам предлагаем прочитать и восстановить легенды разных народов о подснежнике, используя слова для справок (раздать карточки с легендами)

Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

Слова для справки:

__________________________________________________________________

Древнеримская легенда повествует о том, что богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хоть наряд ему не полагался. И он стал просить цветы поделиться с ним одеянием. Цветы, боясь холода, не откликнулись на его просьбу, и только подснежник укрыл его своим хитоном. С тех пор снег и подснежник неразлучны друг с другом, как друзья.

Слова для справки:

_________________________________________________________________


Немецкая легенда истории происхождения подснежника.

Когда земля впервые окуталась снегом, ей очень не хватало зеленой травы, цветов и прекрасных растений. И тогда белый подснежник достался холодной зиме и колкому снегу, как предвестник уходящих морозов. Подснежнику снег так обрадовался, что позволил цвести прямо под своим холодным покрывалом.


Слова для справки:

__________________________________________________________


- Ребята, читая легенду отметьте карандашом слова, значение которых вы не знаете. («Знаю - НЕЗНАЮ»).

Легенда - жанр фольклора, поучительный рассказ, часто имеющий религиозный характер, который повествует о выдающихся людях, фантастических, чудесных событиях с участием божественных и демонических сил. Легенда преподносится как нечто достоверное, реально происходившее.

Хитон - мужская и женская одежда (нижняя) у древних греков; подобие рубашки (льняной или шерстяной), чаще без рукавов (в классическую эпоху хитоны с рукавами носили только актёры).

ПРЕДВЕ'СТНИК - Человек или предмет, предвещающий что-нибудь, являющийся первым вестником, первым симптомом чего-нибудь.

_________________________________________________________________


- А Петр Чайковский написал о подснежнике красивое произведение.

БЕСЕДА о АЛЬБОМАХ П. Чайковского. (Дети называют «Времена года». «Ноябрь. На тройке»).

Р.S. Многие пьесы из цикла «Времена года» получили мировую известность и заслужили большую любовь слушателей во всём мире. Каждая из 12 пьес относится к определённому месяцу и снабжена эпиграфом из стихотворений.

-Вы знаете, что его называют «певцом красоты»? Как вы думаете, почему?

- П.И.Чайковский - певец красоты. В каждом времени года композитор находил свою прелесть. Его творения помогают понять родную природу, увидеть прелесть времен года. Многие пьесы из цикла «Времена года» получили мировую известность и заслужили большую любовь слушателей во всём мире. Каждая из 12 пьес относится к определённому месяцу и снабжена эпиграфом из стихотворений.

-Я предлагаю вам послушать и увидеть одно из времен года, о котором сочинил свою пьесу П.И. Чайковский. Сядьте поудобнее, чтобы лучше услышать и почувствовать это необыкновенное произведение.

4. Беседа о прослушанном произведении

- А теперь проанализируем прослушанное произведение на основе того, что я вам сейчас рассказала. Какой характер у этого произведения?

- Посмотрите в свой словарь настроений и скажите спокойная – это ещё какая музыка?

- Если бы вы были художниками, то какими красками нарисовали музыку?

- Что услышали, что почувствовали, переживали, слушая эту музыку?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

ВЫВОД:- Пьеса пронизана радостными переживаниями, отражёнными не только в музыке отдельных эпизодов, но и во всей пьесе.

- Чайковский хотел передать чувство радости от того, что пришла весна, ярче стало светить солнце, запели птицы, расцвел первый цветок весны.



- Мы знаем, что Чайковский очень любил русскую весну. Он часто ездил и где бы ни был, к весне непременно спешил на родину. В письме к Васнецову Пётр Ильич Чайковский писал: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси – реки разлились, оживает всё! Нет лучше страны, чем Россия. Только в России может быть настоящий пейзажист». 

- Так же радовался приходу весны Самуил Яковлевич Маршак, мы сейчас узнаем от второй группы АПРЕЛЬ.



Апрель

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.


- Прочитайте стихотворение и подчеркните весенние приметы


V. Продолжение работы над темой урока

- Третий месяц весны - май. Его долг тёплую землю в зелень убрать. Говорится: "Май лес наряжает, лето в гости ожидает". Дни стали совсем тёплые, деревья оделись молодой листвой.

- Очень часто весной идёт дождь. Его верными спутниками являются молния и гроза.

- Об этом месяце нас расскажет третья группа МАЙ


Весенняя гроза


Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Всё вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.


- Прочитайте стихотворение Фёдора Тютчева, найдите и подчеркните рифмы). Рифма – это сходные по звучанию окончания поэтических строк, при этом рифмующиеся слова обозначают границы строки, а пары рифм – границы строф.


VI. Обобщение и закрепление темы урока

VII.Итог урока. Рефлексия.

- Предлагаем вам составить синквейн к слову ВЕСНА. Вспомнить правила составления синквейна.

1. Весна.

Теплая, дождливая.

Наступила, цветет, благоухает.

Одно из четырех времен года.

Цветы.


2. Весна.

Знойная, прошлогодняя.

Прошла, пахла, оживляла.

Тогда распустились первые подснежники.

Природа.

3. Весна.
Ранняя, поздняя.
Пришла, разбудила, украсила.
Разбудила природу от глубокого сна.
Солнце.

4. Весна.
Душистая, солнечная.
Меняется, окружает, награждает.
Волшебная пора, когда оживает природа.
Жизнь


- Наш урок подошел к концу. Ребята, а не появилось ли у вас желание создать

Свою картину о весне?

- Посмотрите на доску, видите, у нас есть прекрасная поляна. Но на ней чего-то не хватает. Чего?

- Правильно – цветов. У каждого из вас на парте лежит цветок, кому понравилось на уроке или он узнал что-то новое и интересное, он возьмет цветочек и украсит поляну.

Оценивание.

- Глядя на поляну, можно сделать вывод, что: урок получился таким, каким мы его задумали: интересным, увлекательным, красивым.

- Спасибо за сотрудничество!


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!