СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Правописание гласных в корне слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: - закрепить умение распознавать в словах проверяемые, непроверяемые, чередующиеся безударные гласные;

-  совершенствовать умение правильно писать слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением;

- повторить изученное о правописании чередующихся гласных в корнях слов;

- развивать внимание, орфографическую зоркость.

Тип урока: повторение, закрепление, систематизация знаний.

Оснащение: карточки со словарными словами, мультимедийная доска, мяч, таблица «чередующиеся корни».

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Правописание гласных в корне слова"»

Правописание гласных в корне слова (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся)


Ход урока


I. Организационный момент.

Приветствие.

Тема урока – (слайд № 1).

Цель урока (слайд № 2)

Классификация безударных гласных (слайд № 3).


II. Приготовьтесь! (Показываю карточки с написанными словарными словами).

Дети хором их произносят. Например: здравствуйте (здравия желаю)

спасибо (спас Бог)


III. У: Для того, чтобы правильно написать безударный гласный в корне, нужно подобрать проверочное слово. Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.

(слайд № 4)


У: Какое стихотворное правило мы знаем?

Дети хором: В корне гласный у тебя

Вызовет сомнение

Ты его немедленно

Ставь под ударение.


Игра с мячом «Мозговой штурм». ( кидаю ученику мяч и называю слово – ученик возвращает, проговаривая слово по слогам, и называет проверочное).

Использую слова с корнями: -скрип-, -да-, -до-, -дол-, -даль-, -тряс-, -чар-, -вин-,

-раз- (-раж-), -стоя-, -стан-, -свет-, -свят-, -див- (-дивл-), -род- (-рожд-).


IV. У: Особое место в работе над безударными гласными занимают слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по значению (смыслу). Такие корни называются омонимичные. Чтобы правильно написать безударный гласный в корне, нужно определить лексическое значение слова и подобрать проверочное.


(слайд № 5) (Работа с мультимедийной доской.) Дети читают словосочетания, называют проверочное слово, вставляют букву. К доске выходят по одному.



V. У: В русском языке есть слова, которые пишутся по специальным правилам. Это слова с чередующимися гласными в корне. Давайте вспомним, с какими чередующимися корнями мы познакомились в 5 классе. (слайд № 21)


Называю корни, дети говорят хором правило:

У: -лаг- //-лож-.

Чередуются –лож- // -лаг-

Правило мы скажем так:

Перед «г» пиши ты «а»

И запомни навсегда.


У: -раст-//-ращ-//-рос-

В корне есть «ст» и «щ»

Перед ними пишем «а».

Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, отраслевой.


У: -кас-//-кос-

«кас» пиши в словах всегда

Если видишь суффикс «а».


У: -и-//-е-

Чередуется «и – е»

Это правило при мне.

После корня суффикс «а» -

В корне с «и» пиши слова.


-бир-//-бер-

-дир-//-дер-

-мир-//-мер-

-пир-//-пер-

-тир-//-тер-

-стил-//-стел-

-жиг-//-жег-

-чит-//-чет-

-блист-//-блест-

Исключения: сочетать, сочетание.


(таблица с корнями на доске).


Игра с мячом.

Дети встают. Учитель кидает мяч со словами на чередующиеся корни каждому ребенку. Садится тот, кто ошибся. (Упражнение выполняется со скоростью). Оценку «5» получают те, кто остался стоять.


В это время 2 ученика у доски выполняют задания.

1. Найди «третье лишнее», подчеркни, вставь буквы в слова, объясни написание.

На доске мелом:

а) к_са, к_сить, к_сание

б) к_снётся, прик_сновение, к_сьба

в) выр_сли, р_са, водор_сли

г) пот_рять, пот_рать, ст_реть


2. Вставить буквы, выделить корни, объяснить.

На доске мелом написаны словосочетания:

228 – 608 - 028

Сделать предл_жение, предл_гать помощь, полезные р_стения, зелёный р_сток, лёгкое прик_сновение, прик_саться к цветку, бл_стать красотой, раст_рать ладошки.


Проверяем тех, кто у доски.


VI. Задание выполняется в тетради. (слайд № 22)

По окончании работы (слайд № 23) – проверка

Выставление оценок.


VII. Подведение итогов.

Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту.


Спасибо за урок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!