СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Преодоление препятствий, как одна из ценностей жизни" (по произведению А. П. Платонова «Неизвестный цветок»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока "Преодоление препятствий, как одна из ценностей жизни" (по произведению А. П. Платонова) может быть использована на уроках литературы в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Преодоление препятствий, как одна из ценностей жизни" (по произведению А. П. Платонова «Неизвестный цветок»)»

Преодоление препятствий, как одна из ценностей жизни

(по произведению А. П. Платонова «Неизвестный цветок»)

(Конспект урока, проведённого 15.02.2014 в 7а классе МОУСОШ №2 КГО)



Тип урока

Изучение нового материала с учётом личностно-ориентированного обучения в общеобразовательном классе с упором на активизацию учебного процесса учащихся (урок внеклассного чтения)












Цели и задачи урока




Дидактические

  1. Через знакомство с текстом обсудить проблему человека и окружающего мира.

  2. Раскрыть особенности жанра произведения.

  3. Показать метафорический смысл сказки-были.

  4. Раскрыть замысел писателя: показать единство человека и природы.

  5. Повторить художественные тропы и приёмы.




Развивающие

  1. Развивать познавательные интересы ребят к предмету.

  2. Развивать внимание и умение мыслить логически.

  3. Развивать связную речь, обогащать словарный запас языка.

  4. Развивать творческие способности учащихся.








Воспитывающие

  1. Воспитывать у ребят терпение, усидчивость, уважительное отношение к отвечающим одноклассникам, трудолюбие и прилежание.

  2. Помочь детям почувствовать главное в произведении - сострадание ко всему живому, т.е. воспитывать и прививать в душах учащихся милосердие.

  3. Воспитывать в детях чувство прекрасного, способность видеть прекрасное рядом и беречь его. Беречь природу и близких.

  4. На примере художественного образа, цветка, воспитывать в детях силу воли и умение преодолевать трудности.

  5. Прививать любовь к изучению литературы и интерес к предмету.





Структура урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока, частичное знакомство учащихся с ходом урока.

  3. Групповое задание.

  4. Аналитическая беседа по вопросам (проверка домашнего задания на знание литературного текста).

  5. Игровое задание.

  6. Работа над характеристикой героя литературного произведения.

  7. Выразительное чтение по ролям.

  8. Работа со словарём.

  9. Выводы по произведению.

  10. Выразительное чтение стихотворения, сочинённого учителем.

  11. Общее подведение итогов урока.

  12. Объяснение домашнего задания.


Оборудование урока и наглядность

  1. Творческие работы учащихся (рисунки по произведению, вышивка крестиком, аппликации).

  2. Оформленная доска.

  3. Два варианта листов для группового задания (кроссворда).

  4. Головные уборы для выполнения группового задания.

  5. Презентация.


Оформление доски


Преодоление препятствий, как одна из ценностей жизни

(по произведению А. П. Платонова «Неизвестный цветок»)


Поэтика писателя … включает в себя самые различные элементы: от притчи до бытового эпизода, … от философского раздумья до лирического переживания.

В. Свительский.



Нужно много трудиться,

Каково деревце,

Мир



не без добрых людей.

чтобы успеха добиться. таковы и яблочки.


Домашнее задание

  1. Сочинить стихотворение.

  2. Написать сочинение-миниатюру.

Что общего между героями рассказов А.П. Платонова?

  1. Выписать наиболее интересные фразы из сказки-были.












Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Цели и задачи

Методы и приёмы

  1. Организационный момент.


-Добрый день, ребята! Садитесь.

Учащиеся спокойно садятся.

Подготовленный уч-ся читает наизусть стихотворение Ахметовой Олеси (смотреть в приложении)

Психологически настроить учащихся на урок.

Метод эмоционального стимулирования.

Метод театральной педагогики (игра одного актёра).

  1. Сообщение темы и целей урока. Частичное знакомство учащихся с ходом урока.

Учитель читает с доски тему урока и эпиграф.

  1. Через знакомство с текстом (это было ваше д/з) обсудить проблему человека и окружающего мира.

  2. Раскрыть особенности жанра.

  3. Сегодня на уроке вы должны доказать метафорический смысл сказки-были.

  4. Раскрыть замысел писателя: показать единство человека и природы.

- На уроке будет групповое задание, аналитическая беседа пройдёт по вопросам, в ходе неё я проверю д/з. А также мы поиграем, почитаем выразительно по ролям и подведём итоги урока. Вас на уроке ждёт приятный сюрприз.

Учащиеся внимательно слушают учителя, глядя на доску.

Познакомить детей с темой и целями урока.

Сделать упор на те задания, которые будут способствовать развитию творческих способностей учащихся с учётом активизации.

Метод эмоционального стимулирования.


  1. Групповое задание.

- Ребята, вспомним, какое из знакомых вам произведений было написано в жанре сказки-были? Кто автор произведения?

-Какой образ будет общим для сказок былей Пришвина и Платонова?

- Что посеял ветер в Блудовом болоте, куда попали герои произведения Пришвина Настя и Митраша?

- А что посеял ветер в произведении Платонова?

- Отгадайте небольшие кроссворды, в них вы найдёте характерные для произведений Платонова слова-глаголы из текста, которые характеризуют ветер-сеятель и семечко.

У вас два варианта кроссвордов. Капитаны выберут именно тот вариант, который приемлем для его группы.

При выполнении разрешается пользоваться учебником.

В первом варианте нет слов для справок, поэтому группа, справившаяся с заданием первой и без ошибок, зарабатывает «5 баллов».



Во втором варианте есть слова для справок, они помогут выполнить это задание. Но оценка за работу на балл будет ниже.

















- Какой художественный приём использовал автор и почему?




- Как называется художественный троп, применённый автором?

- Есть ли ещё подобные метафоры в тексте? Найдите их, приведите примеры.

- М.М. Пришвин «Кладовая солнца».



-Ветер-сеятель.



- Два семечка - сосны и ели.




-Неизвестный цветок.


Ребята внимательно слушают задание.





Капитаны подходят к столу и выбирают тот вариант кроссворда, по которому будет работать группа.


1 вариант.

Семечко (что делало?) п

т

н

в




2 вариант.

Цветок (что делал?) ж

р

п

с

с

о

т

в

н

п

р

Во втором варианте имеются слова для справок: сторожил, приютилось, трудился, томилось, собирал, радовался, превозмогал, напиталось, жил, нарядился, рос, выпустило, вырастил, поднимал, опускал.


- Автор использовал олицетворение, т.к. неодушевлённым предметам приписываются свойства одушевлённых.

- Метафора.


-Цветок скучает, плакать он не мог. Цветок дремал, корни его глодали голый камень. Он дышит, зовёт. Цветок умер.

На примере двух произведений найти общий художественный образ.










Умение выбирать из художественного текста метафоричные глаголы, работать со словесным материалом. Воспитывать у учащихся чувство товарищества, терпение в достижении нужных результатов, трудолюбие, чувство взаимовыручки и солидарности.






























Повторить художественные приёмы и художественный троп (метафору).






Краткая беседа учителя по вопросам с целью проверить знания учащихся по изученному ранее произведению.

Дифференцированный метод обучения. Работа с текстом произведения.

Эвристический метод (проблемно-поисковый).

Метод самостоятельной работы групп.

P.S. Групповое задание требует огромной сосредоточенности и внимательности. В нём присутствует дух соперничества, дух соревнования. Целесообразно ввести такое задание на первых этапах урока.

Учащиеся сами должны выбрать нужный вариант по своим силам. Это активизирует их деятельность и развивает их познавательные возможности и способности.

  1. Аналитическая беседа по вопросам (проверка д/з на знание литературного текста).


-Почему автор говорит, что это сказка–быль? Что в этом произведении сказочного?





- А что в произведении от были?



-Понаблюдаем. Где рос маленький цветок?

-Как описывает автор дальше жизнь цветка. Как он трудился.

-Цветок однако не хотел жить печально, поэтому, когда ему бывало совсем грустно, он дремал. Всё же он постоянно стремился расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину…

-Найдите метафоры в этой фразе.


-Автор называет неизвестный цветок прекрасным, живым, терпеливым. Что прекрасного в цветке? Почему он был на других непохожий?


Учащиеся должны обратить внимание на начало произведения: «Жил на свете маленький цветок. Никто не знал, что он есть на земле. Цветок разговаривал, как человек».

Реально существующая девочка. Ребята из пионерского лагеря и т.д.

Учащиеся читают описание цветка.

Учащиеся устно отвечают на вопрос.

Учащиеся отвечают.







Цветок дремал, корни его глодали голый камень и т.д.

Учащиеся отвечают.



Через аналитическую беседу проверить д/з учащихся.

Развивать связную речь учащихся.

Развивать внимание и умение мыслить логически, опираясь на художественный текст произведения.

Умение слушать ответы одноклассников.

Умение наблюдать за художественным словом.

Умение выразительного чтения фрагментов произведения.

Умение сопоставлять факты.

Аналитическая беседа.









Наблюдение, работа с текстом произведения.

Частично- поисковый метод.








Частично- поисковый метод.


P.S. После аналитической беседы уместно перейти к игровому заданию, т.к. аналитическая беседа потребовала огромного умственного напряжения, а игровое задание будет способствовать активизации учащихся, даст возможность развитию познавательных и творческих способностей учащихся.




  1. Игровое задание.

-Соберите пословицы. Отметьте те из них, которая соответствует главной мысли сказки-были.

На доске записаны три пословицы. Учащийся (по желанию) соединяет цветными мелками пословицы и отвечает на вопрос.


Проверить знания русских народных пословиц.




Умение делать вывод и отстаивать свою точку зрения.






Игровой момент.

Нужно много трудиться,



Каково деревце,


Мир

не без добрых людей.



чтоб успеха добиться.


таковы и яблочки.



  1. Работа над характеристикой героя литературного произведения.

-А как вы представляете характер Даши?

-Характер Даши автор раскрывает через детали. Даша целует конверт с письмом - мы видим, что она любит маму и скучает по ней; она сочувствует цветку и разговаривает с ним; она приглашает пионеров посмотреть на цветок, а дети решают удобрить пустырь. Мы видим, что Даша продолжает помнить о цветке даже зимой и через год вновь приходит на пустырь, который покрылся цветами. Девочка находит новый цветок, такой же прекрасный, даже ещё лучше: он вырос «из середины стеснившихся камней».


Умение дать характеристику литературному герою.

Умение раскрыть через детали характер девочки, понять психологию человека.

Умение слушать друг друга. Умение видеть прекрасное рядом.

Метод коллективной творческой работы над художественным образом.

  1. Выразительное чтение по ролям.


-Почему маленький цветок заинтересовал девочку? Как описывает автор встречу девочки с цветком?

-Прочитаем диалог Даши и цветка по ролям. При чтении вы должны суметь передать восхищение и удивление девочки, скромность и трудолюбие цветка.

-Конечно, маленький цветок заинтересовал Дашу, потому что он источал удивительный запах. Автор с любовью описывает девочку и её поступок, олицетворяет и делает живым цветок: «Даше показалось, что он зовёт её к себе безмолвным голосом своего благоухания».

Уметь правильно делать выводы рассуждать. Умение работать с текстом произведения. Умение «вжиться» в роль.

Приём ролевого выразительного чтения с осмыслением прочитанного. Метод театральной педагогики активизирует работу учащихся.

  1. Работа со словарём литературовед-ческих терминов.

-Ребята, давайте ещё раз вернёмся к эпиграфу урока. (Учитель читает эпиграф).

- Можно ли назвать притчей сказку-быль «Неизвестный цветок»?

-По словарю прочитаем определение притчи.

-О чём хочет сказать нам автор?

-Посмотрите, ребята, какая интересная получилась выставка из ваших рисунков. Вы проявили творчество, фантазию, а многие из вас преодолевали учебные трудности.

Учащиеся отвечают.






Учащийся громко читает словарную статью.

-Сказка-быль имеет характер притчи: автор говорит нам, что самое прекрасное вырастет там, где жизни приходится преодолевать препятствия. На удобренном пустыре росли красивые цветы, но они не были такими прекрасными, как тот первый цветок, и у них не было того удивительного аромата. Автор говорит, что цветок наполнил воздух своим благоуханием.

Умение пользоваться справочной литературой(словарём), разбираться в литературоведческих терминах.



Умение самостоятельно делать выводы.

Обратить внимание на межпредметные связи литературы и изобразительного искусства.



Работа со словарём активизирует деятельность учащихся.

Индивидуальная форма работы со слабым учащимся.



Наглядно-иллюстративный метод.

Метод эмоционального стимулирования.

  1. Выводы по произведению.

-Известно, что это произведение было последним, написанным писателем. Платонов работал над ним уже будучи тяжело больным и закончил работу за несколько дней до смерти, подарив его своей шестилетней дочке Маше Платоновой.

Можно ли это произведение считать завещанием? Что хотел сказать автор людям?

- А. П. Платонов пристально вглядывается в окружающий мир, его волнует каждый цветок, каждая травинка, писатель чувствует их неповторимость. Главную задачу писатель видел в том, чтобы «сеять души в людях». Казалось бы, люди и так обладают душой, и зачем писателю понадобилось сеять её?

Оглянитесь вокруг: один сорвал без особой надобности цветок и бросил его, другой кинул камень в собаку или кошку - таких людей называют бездушными. А животные и растения, по мнению Платонова, призваны «облагораживать» человечество. Насколько человек способен любить окружающий мир, настолько он одарён жизнью.

Учащиеся внимательно слушают учителя.







Учащиеся дают ответы на поставленный вопрос.


-Любить и беречь родную природу, близких людей. Уметь преодолевать жизненные трудности.


Умение внимательно слушать.

Умение самостоятельно делать выводы, рассуждать, мыслить.






Прививать любовь к родной природе, к прекрасному, к близким.

Беседа учителя.

P.S. В конце урока рационально окончательные выводы по теме урока сделать самому учителю, показав образец устного ответа.

  1. Выразительное чтение учительского стихотворения.

-Закончить урок мне хотелось бы собственным стихотворением, которое появилось под впечатлением этого произведения.

Учащиеся слушают стихотворение (смотреть в приложении).

Выразительное чтение учительского стихотворения.

Умение слушать педагога.

Привить любовь и интерес к предмету.

Метод театральной педагогики (игра одного актёра).

  1. Объяснение д/з.


Учитель предлагает три варианта выполнения д/з на выбор учащихся.

Учащиеся записывают д/з в дневник.

  1. Написать стихотворение.

  2. Написать сочинение-миниа-тюру на тему «Что общего между героями рассказов А. П. Платонова?»

  3. Выписать наиболее интересные фразы из сказки-были.


Научить правильно и грамотно записывать д/з в дневник.

Метод дифференцированного обучения учащихся.

Активизация учащихся направлена на самостоятельный выбор д/з по своим силам и способностям.

Метод самоконтроля.

Выставление оценок с комментарием учителя.




  1. Организационный момент.

До свидания. Спасибо за работу. Всего вам доброго.

Учащиеся прощаются с учителем и выходят из класса.



Приложение №1

(для группового задания)

Найти из текста глаголы, характеризующие семечко и цветок

Семечко(что делало?)

П


Т


Н


В

Цветок (что делал?)

Ж


Р


П


С


С


О


Т


В


Н


П


Р


Слова для справок: сторожил, приютилось, трудился, томилось, собирал, радовался, превозмогал, напиталось, жил, нуждался, рос, выпустило, выпустило, вырастил, поднимал, опускал.


Приложение №2

(для группового задания)

Найти из текста глаголы, характеризующие семечко и цветок


Семечко(что делало?)

П


Т


Н


В

Цветок (что делал?)

Ж


Р


П


С


С


О


Т


В


Н


П


Р









Приложение №3



Л. Данилова

Неизвестный цветок


На пустыре, на каменистой почве,

Где солнце день-деньской палит и жжёт,

Встречает с радостью прохладу ночи

И с упоеньем воду пьёт Цветок-


Дитя природы и любви.

Откуда здесь ты, нежный и красивый?

Как борешься с ветрами, с жаждой ты?

Где сил берёшь, чтоб выжить в этом мире?


И как легко столь хрупкое создание

Сорвать, сломать, наотмашь бросить прочь,

Не вспоминая даже о его призвании:

Дарить прекрасное - свет, счастье и любовь.


Но Человек – жестокое творенье,

Способный молча уничтожить красоту.

Пройдут года, и он предаст забвенью

Воспоминанья о цветке, известном одному ему.




Приложение №4


О. Ахметова

Птица удачи


Я хочу летать, как птица,

Значит - буду я летать!

Я хочу всего добиться

И от жизни много взять!


Отступать я не привыкла

И всегда иду вперёд,

Если цели не достигла –

Значит, просто не везёт.


Но совсем это не значит

Отступить и всё забыть –

Нужно ждать момент удачи

И за хвост её ловить.


Но, конечно, нужно верить

В свои силы и в себя,

И тогда любые цели

Ты достигнешь без труда!



Приложение №5


Используемая литература к уроку

  1. «Учебник-хрестоматия для 7 класса средней школы». Автор-составитель В.Я.Коровина. М., «Просвещение» 1991 или 1993 г.

  2. Б.И. Турьянская и др. «Литература в 7 классе. Урок за уроком». М., «Русское слово», 1997 г.

  3. О.А. Ерёмина. «Поурочное планирование по литературе». К учебнику -хрестоматии В.Я. Коровиной «Литература для 7 класса». М., «Экзамен», 2003 г.

  4. «Читаем, делаем, спорим…» Дидактические материалы по литературе для 7 класса. Автор-составитель В.Я. Коровина. М., «Просвещение» 2001 г.

  5. Н.В. Егорова. «Поурочные разработки по литературе для 6 класса».

М., «Вако», 2005 г. К учебникам-хрестоматиям: В.П. Полухиной (М., «Просвещение»), Г.К. Курдюмовой (М., «Дрофа»).

  1. Л.Е. Ефросинина. «Литературное чтение. Учебник для 4 класса». Рабочая тетрадь №2. М., издательский центр «Вента-Граф», 2003 г.

  2. «Литературное чтение. Учебник для 4 класса». М., издательский центр «Вента-Граф», 2003 г.

  3. «Краткий словарь литературоведческих терминов». Книга для учащихся. М., «Просвещение», 1985 г.

  4. Любовь Данилова. Когда душа поёт и плачет. Стихи. Миасс ,ООО «Геотур», 2008

  5. Олеся Ахметова. Случайный гость. Агентство cip Челябинской области, ОУНБ, издательство Марины Волковой, 2013 год




Приложение №6


На уроке используется презентация (имеется в электронном варианте)


Приложение №7

Фонохрестоматия с текстом произведения


Приложение №8

Стихи учащихся (домашнее задание)


Смирнов Алёша, 7а класс

Неизвестный цветок


Жил-был на свете цветок одинокий.

Не знал он ни счастья и ни добра,

Но выжить пытался, к трудностям стойкий,

Ведь понимал – жизнь недаром дана.


Воды не видал, порой камни глодал,

Но всё же боролся с судьбой.

Отчаянье, унынье в себе порицал

Цветок, истощаемый болью.


С надеждой и верой он день проводил.

И вот – случилось же чудо!

Отряд пионерский к нему приходил

И сделалось место то людным.

Людным на день – и того было много.

Удобрили почву, полили водой.

Цветку до зимы оставалось недолго,

Так может хоть это ему помогло?


Возможно, смягчилась бедняги дорога.

И смог он свой век в покое дожить,

Ведь в мир этот мы посланы Богом.

А Бог нам не даст в печали тужить…


Хафизов Эдуард, 7б класс

Цветок


Ветром гонимое семя летало,

Вдруг неожиданно в землю попало

И начало прорастать.

Солнце и зной ему досаждали,

Но капли росы его пробуждали,

Так появился росток.

Он пробивал себе путь сквозь песок,

Не ведая то, что мир так жесток.

Каждый в нём должен сам выживать,

И, распустившись, потом умирать.

А через год жизнь забьётся опять,

Семя проснётся, начнёт оживать.


Мустафина Рита, 7б класс

Неизвестный цветок


Упало в землю семя

И проросло оно.

Растёт, растёт Цветочек

Всем камням назло.


Сквозь глину пробираются

Корешки опять.

И к небу стебли тянутся,

Их не напугать!



Каждый день росточек

Сторожит росу,

Чтобы во всех почках

Было по листку.


Трудился он и день, и ночь,

И, наконец, расцвёл!..

Он стал великолепным,

И красоту обрёл!


Цветёт, благоухает,

От красоты горит,

Пылает ярче солнца

И утренней зари!


Тут стали приходить к нему

Пионеры с Дашей.

Подарили чернозём.

И соседей даже.


Теперь растёт он не один,

Рядом с ним – другие.

Он всё равно номер один,

Они ведь не такие!


Вот наступает осень,

К Цветку уж пришла смерть.
И семена он сбросил,

Готов был умереть.


На следующее лето

Цветут и пахнут также

Цветочка того дети,

Они немножко краше!



Приложение №9


Творческие работы учащихся (рисунки)




Приложение №10

Самоанализ урока















Преодоление препятствий, как одна из ценностей жизни

(по произведению А. П. Платонова «Неизвестный цветок»)









Конспект урока литературы

учителя русского языка и литературы

МОУСОШ №2

Даниловой Любови Евгеньевны

















Копейск

2013-2014 год













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!