СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок: "Устройство и назначение настольного сверлильного станка."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок: "Устройство и назначение настольного сверлильного станка."»



Учитель ПТО (столярное дело ) Дамбинов А.Б

Тема: «Устройство и назначение сверлильного станка»

Цели: познакомить с устройством сверлильного станка, научить работать на сверлильном станке, соблюдая правила безопасной работы.

Задачи:

Обучающая – дать знания об устройстве сверлильного станка, назначении его; научить  работе на сверлильном станке, соблюдая правила безопасной работы.  

Коррекционная – развить умение переносить знания в новую ситуацию; содействовать развитию мышления;

Воспитательная – воспитание у учащихся аккуратности, культуры речи.

Тип урока: комбинированный.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: сверлильный станок, компьютер.


Ход урока

1. Организационный момент

- Взаимное приветствие,

- Проверка готовности к уроку.

2. Коррекционное упражнение


«Отгадай загадки»

Отгадайте загадки про инструменты, необходимые для труда:

отвечают по очереди.

1.Сам в комнате, а голова на улице. (Гвоздь.)

2. Древесину ест едок, сто зубов в один рядок. (Пила.)

3. Сам худ, а голова с пуд. (Молоток.)

4.Остра, как игла, а шить не годится. (Шило.)

5.Где упрется хвостом, станет дырка потом. (Сверло.)

6. Гостя примут от души: так обнимут - не дыши (тиски)


3. Актуализация знаний.

- Ранее в 5 классе мы познакомились с ручными сверлильными инструментами. Где они применяются? Для чего они нужны? (Примерные ответы учащихся) (Для изготовления столярных изделий) - Ребята, у меня есть черный ящик. Нужно отгадать, что в нем лежит.

Задание «Черный ящик»: - В ящике лежит инструмент, в устройство которого входит грибок (коловорот) Назначение инструмента (коловорот) –Терентьев Влад.

Коловорот изначально предназначался для работы с деревом.  В настоящее время область использования этого инструмента значительно шире. Коловорот ручной применяется в строительстве для сверления, для ввинчивания болтов, гаек, шурупов и др., обработки деталей – зенкерования, притирки клапанов для деталей машин, и т. д. Коловорот удобен тем, что при сверлении достигается высокая точность размеров отверстия, особенно маленького, что не всегда возможно при использовании электрической дрели. Кроме того, на объектах, где отсутствует электроэнергия, коловорот – единственная возможность просверлить отверстия. Это ручное приспособление пригодно для сверления таких материалов как пластик и мягкие металлы. Отверстия получаются точными, ровными и аккуратными, без вмятин или сколов по краям. Если требуется просверлить очень маленькое и точное отверстие, коловорот незаменим. Устройство и принцип работы: Ручной коловорот представляет собой несложное, но надёжное устройство. Он состоит из металлического прута, изогнутого в виде скобы или вала. На верхнем его конце расположена круглая рукоятка, посаженная на подшипник. Это обеспечивает ей неподвижность во время работы. По форме она напоминает гриб. На неё в процессе работы нажимают рукой. В центральной части скобы имеется другая рукоятка, которая свободно вращается. На нижнем конце располагается патрон для закрепления сверла.

Существуют и простые конструкции, без патрона. В них есть небольшое углубление, предназначенное для хвостовика сверла. Сбоку расположено гнездо для вкручивания болта, зажимающего и удерживающего сверло. В самых простых моделях нижний конец остро заточен, он и используется для сверления. Ручка ручного коловорота поворачивается вокруг своей оси. Такой оборот называется размахом или вылетом. Диаметр его зависит от размера устройства: от 14 до 30 см. Распространены модели с размахом в 25 см. На случаи, когда невозможно сделать полный размах, выше патрона устанавливают трещотку. После максимально возможного оборота рукоятку возвращают обратно и повторяют движение. Трещотка препятствует движению сверла в обратном направлении. Свёрла подбираются с учётом цели работы. Диаметр их составляет до шести мм. Назначение инструмента (ручная дрель) -Федюнкин Илья. Устройство ручной дрели: Механические дрели, как правило, разделяются на односкоростные и двухскоростные. Вторые считаются более практичными и универсальными, несмотря на то, что конструкция немного более сложная. Однако появляется возможность менять скорость вращения, что расширяет сферу применения. Ручная мини-дрель, имеющая одну скорость вращения, технически представляет собой пару шестерен, с помощью которых передаётся вращение от рукоятки на патрон. Довольно часто шестерни даже не прячут в корпус, а оставляют открытыми. На крупной ведущей шестерне расположена рукоятка, которой приводится в движение механизм, маленькая (ведомая) шестерёнка зафиксирована на общем валу с патроном. На противоположном от патрона конце устройства смонтирована упорная рукоятка, позволяющая удерживать инструмент и направлять его. Конструкция простейшая, за счёт чего ручная дрель обладает феноменальной надёжностью и практически никогда не выходит из строя. Двухскоростные ручные дрели несколько более сложные по конструкции, устройство базируется на механизме, который называется двухступенчатым мультипликатором. Это механический редуктор, состоящий из набора шестерен, скомпонованных на нескольких осях в одном корпусе.


- Ребята, разделитесь на две группы. У каждой группы есть брусок и коловорот. Сейчас мы определим, кто умеет лучше работать коловоротом, кто быстрее просверлит отверстие. Но для этого повторим правила безопасной работы с коловоротом.

Правила безопасного труда с коловоротом:

  1. Переносить коловорот с места на место можно только сверлом вниз.

  2. Нельзя оставлять сверло с коловоротом в отверстии.

  3. Сверлить можно только хорошо зажатую деталь.

- Вы просверлили отверстие. Работа оказалась трудной и долгой.

Поэтому придумали сверлильный станок, чтобы автоматизировать работу, сделать ее для человека не такой трудной.

4.Изучение нового материала.

Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы познакомимся со сверлильным настольным станком, а также познакомимся с приёмами работы на сверлильном станке.

Тема сегодняшнего урока: «Устройство и назначение сверлильного станка».

 Основные части сверлильного станка. Технические сведенья: Помимо ручной дрели, электроинструментов, для высверливания отверстий предназначены сверлильные станки. Обычно школьные мастерские оборудованы настольными сверлильными станками. Основанием настольного сверлильного станка (рис. 1) служит массивная деталь — станина 6, в которой закреплена вертикальная винтовая колонна 4. На станине имеется стол 9 с прорезями для крепления тисков и других приспособлений. В передней части станины расположены кнопки включения 7 вращения сверла по часовой стрелке и против часовой стрелки, а также кнопка выключения 8, окрашенная в красный цвет.

Рис. 1. Устройство сверлильного станка: 1 — шпиндельная бабка с электродвигателем; 2 — ручка фиксирования шпиндельной бабки; 3 — рукоятка подъёма и опускания шпиндельной бабки; 4 — винтовая колонна; 5 — рукоятка подачи шпинделя с патроном; 6 — станина; 7 — кнопки включения; 8 — кнопка выключения; 9 — стол; 10 — сверло; 11 — патрон; 12 — шкала установки глубины сверления; 13 — шпиндельная коробка; 14 — винт натяжения ремённой передачи; 15 — ремённая передача; 16 — кожух ремённой передачи.

На винтовой колонне расположена шпиндельная бабка 1, в которой смонтированы электродвигатель и другие агрегаты. Вращение вала электродвигателя передаётся через ремённую передачу 15 на находящийся в шпиндельной коробке 13 шпиндель — вал, на котором закреплён патрон 11 со сверлом 10. Ремённая передача в целях безопасности ограждена кожухом 16. Для того чтобы поднять на нужную высоту шпиндельную бабку — верхнюю часта станка, нужно вращать рукоятку 3, после чего зафиксировать необходимое положение ручкой 2. Для закрепления сверла предназначен трёхкулачковый патрон (рис. 2). Сверло 1 вставляют в кулачки 2 и вращают кольцо 4 до соприкосновения кулачков со сверлом. Затем кулачки плотно сжимают, вставив ключ 6 в отверстия втулки 3 патрона и поворачивая его по часовой стрелке.

Рис. 2. Трёхкулачковый патрон сверлильного станка: 1 — сверло; 2 — кулачки; 3 — втулка; 4 — кольцо с насечкой; 5 — шпиндель; 6 — ключ

После этого на короткое время включают станок, чтобы проверить правильность установки сверла (с разрешения учителя). Остриё правильно установленного сверла при вращении не должно описывать окружность. Если это всё-таки происходит, то необходимо выключить станок, ослабить ключом сверло в патроне и вновь закрепить его правильно. Заготовку для сверления закрепляют в машинных тисках (рис. 3), которые устанавливают на стол станка.

Рис. 3. Машинные тиски: 1 — основание; 2 — неподвижная губка; 3 — подвижная губка; 4 — винт; 5 — рукоятка

Шпиндель станка с патроном и сверлом опускают к заготовке, поворачивая рукоятку 5 (см. рис. 1) с помощью реечной передачи, расположенной в шпиндельной коробке. Сверление выполняют, плавно нажимая на рукоятку подачи, не прикладывая к ней большого усилия. В конце сверления нажим на сверло ослабляют. Просверлив отверстие, вращают рукоятку по часовой стрелке, чтобы поднять шпиндель в верхнее положение, и выключают станок.

Настольный вертикально-сверлильный станок состоит из следующих основных частей (смотрим плакат):

1.Плита – станина 2.Колонка 3.Шпиндельная бабка 4.Вал шпиндель 5. Рычаги управления шпинделем   6. Патрон 7.Электродвигатель 8.Привод (ременная передача шкивы ступенчатые) 9.Пульт управления 10.Питающий кабель 11.Защитные кожуха

Шпиндель станка с патроном и сверлом опускают к заготовке, поворачивая рукоятку 5 (см. рис. 1) с помощью реечной передачи, расположенной в шпиндельной коробке. Сверление выполняют, плавно нажимая на рукоятку подачи, не прикладывая к ней большого усилия. В конце сверления нажим на сверло ослабляют. Просверлив отверстие, вращают рукоятку по часовой стрелке, чтобы поднять шпиндель в верхнее положение, и выключают станок. Шпиндель приводится во вращение электродвигателем. Вращение вала электродвигателя передается на шпиндель через привод последнего посредством ременного механизма, включающего шкивы под V-образный ремень. На многих станках можно регулировать скорость вращения сверла. Патрон под сверла у бытового оборудования идентичен установленному на электродрелях и обычно рассчитан на сверла, диаметр которых до 12 мм.  Специальным ключом патрон запирают или ослабляют, чтобы, соответственно, зафиксировать или извлечь сверло. Максимальная высота заготовок, в которых может быть просверлено отверстие на бытовом станке, – 20–90 см. На различных типах оборудования она разная. Зависит от высоты самого верхнего положения сверлильной головки, которую можно поднимать и опускать по стойке-колонне. На самых маленьких легких станках это обычно делают, перемещая руками непосредственно сам сверлильный модуль, а на моделях побольше и потяжелее – с помощью специального привода, снабженного рукоятью или штурвалом. В нужном положении головку фиксируют предназначенной для этого ручкой. Этим же способом регулируется глубина просверливаемых отверстий и минимальная высота заготовок, так как максимальный вылет вниз патрона, установленного на шпинделе, при его подаче невелик – в зависимости от типа станка 5–40 см. Другая важная характеристика сверлильного станка – вылет сверла. Это расстояние между центральной вертикальной осью сверла либо иного инструмента, закрепленного в патроне, и стойкой. Чем оно больше, тем лучше – от этого зависит насколько далеко от края заготовки можно просверлить отверстие. Величина вылета у бытового станка 10–20 см. Станина оборудования должна быть достаточно тяжелой и большой – соразмерной его весу и габаритам. Иначе она не сможет обеспечивать приемлемую устойчивость станка и стабильность его работы. Верхняя сторона станины, обращенная к патрону, выполняет функции рабочего стола. Она частично или полностью имеет идеально ровную плоскую поверхность с несколькими прорезями: центральная обеспечивает просверливание сквозных отверстий без взаимного повреждения стола и сверла, а боковые могут использоваться для установки тисков, шаблонов и упоров. Сверло, закрепленное в патроне, опускают на заготовку, нажимая на ручку подачи рычажного типа, установленную на сверлильной головке справа. Она подпружинена и при прекращении воздействия на нее в исходное положение возвращается сама, автоматически. Возвратный механизм на некоторых станках можно заблокировать затяжным рычагом, чтобы ручка, а, значит, и сверло остались в определенном положении. Управление работой электродвигателя осуществляется кнопками его пуска и остановки.

Правила работы на сверлильном станке:

1)    Работать на сверлильном станке можно только с разрешения учителя.

2)   Выключать станок следует нажатием на кнопку красного цвета.

3)    Нельзя класть инструменты и посторонние предметы на плиту станка.

4)    Движущиеся части станка должны быть надежно ограждены.

5)    Перед работой надо проверить надежность закрепления патрона в шпинделе, сверла в патроне, детали в тисках.

6)    Подготовку сверлильного станка к работе и уборку стружек можно производить только после его остановки. Нельзя тормозить руками вращающийся патрон. При сверлении нельзя сильно нажимать на ручку дрели.

7)    Ось вращения сверла при работе дрелью должна быть строго перпендикулярна плоскости заготовки.

Виды сверл для сверления отверстий. Назначение и виды сверл – Терентьев Влад.

- спиральное по металлу; - спиральное по дереву; - перовое по дереву.  

Закрепление сверла на сверлильном станке.

Закрепляется сверло в патроне с помощью специального ключа.    
Сверлильные патроны служат для закрепления сверл с цилиндрическими хвостовиками. В практике широко применяется трехкулачковый патрон с наклонными кулачками . Он состоит из корпуса, в который запрессована гайка. На внутреннем конусе гайки имеется резьба. Посредством этой резьбы гайка соединена с кулачками, которые расположены наклонно (по конусу гайки) и на одной стороне своей поверхности имеют резьбу. (приложение 2). 

 Удерживание заготовок при сверлении. -при сверлении мелких заготовок применяется тиски.

Основные части сверла. - режущая кромка; - спираль; - хвостовик.
При работе на сверлильном станке должны соблюдаться правила безопасной работы.

Инструкция по технике безопасности при работе на сверлильном станке

Опасности   в  работе:  1. Ранение глаз отлетающей стружкой при сверлении металла. 2.Ранение рук при плохом закреплении деталей. До   начала работы: 1. Правильно наденьте спецодежду  (фартук с нарукавниками или халат, берет или косынку).

2. Проверьте надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.

3. Надежно закрепите сверло в патроне,

4. Проверьте работу станка на холостом ходу и исправность пусковой коробки путем включения и выключения кнопок.

5. Прочно закрепите деталь на столе станка в тисках или кондукторах. Поддерживать руками при сверлении незакрепленную деталь запрещается.

6. Перед самым началом работы наденьте защитные очки.

Во   время   работы:

1. Не пользуйтесь сверлами с изношенными конусными хвостовиками.

2. Сверло к детали подавайте плавно, без усилий и рывков, и только после того, как шпиндель станка наберет полную скорость.

3. Перед сверлением металлической заготовки необходимо накернить центры отверстий. Деревянные заготовки в месте сверления накалывают шилом.

4. Особое внимание и осторожность проявляйте в конце сверления. При выходе сверла из материала заготовки уменьшите подачу.

5. При сверлении крупных деревянных заготовок (деталей)  на стол под деталь кладите обрезок доски или кусок многослойной фанеры.

6. Во избежание травм в процессе работы на станке:

а) не наклоняйте голову близко к сверлу;

б) не производите работу в рукавицах;

в) не кладите посторонние предметы на станину станка;

г) не смазывайте и не охлаждайте сверло с помощью мокрых тряпок, для охлаждения сверла нужно пользоваться специальной кисточкой;

д) не тормозите руками патрон или сверло;

е) не отходите от станка, не выключив его.

7. При прекращении подачи электрического тока немедленно    выключите электродвигатель.

8. Перед остановкой станка отведите сверло от детали, после чего выключите электродвигатель.

После   окончания   работы:

1. После остановки вращения сверла удалите стружку со станка с помощью  щетки.  Из пазов  станочного стола  стружку уберите металлическим крючком. Не сдувайте стружку ртом и не сметайте ее руками.

2. Отделите сверло от патрона и сдайте станок учителю.

3. Приведите себя в порядок.

Практическая работа.

1.Осмотреть сверлильный станок и составить его кинематическую схему.

2.Снять ограждения и ознакомится с механизмом ременной передачи.

3.Измерить диаметры ступеней шкивов и подсчитать, чему равны передаточные числа на каждой ступени.

4.Установить ограждение привода на место.

Закрепление материала. 

1 .Из каких основных частей и механизмов состоит сверлильный станок?

2. Как устроен механизм подъема корпуса станка?

3. Рассказать об устройстве механизма подачи шпинделя и

механизма резания.

4. В чем преимущества сверлильного станка перед ручной дрелью.

Заключительная часть:

- подведение итогов;

- анализ ошибок;

- выставление оценок;

- уборка помещения.

- Ребята, разделитесь на две группы. У каждой группы есть брусок и коловорот. Сейчас мы определим, кто умеет лучше работать коловоротом, кто быстрее просверлит отверстие. Но для этого повторим правила безопасной работы с коловоротом.

Правила безопасного труда с коловоротом:

  1. Переносить коловорот с места на место можно только сверлом вниз.

  2. Нельзя оставлять сверло с коловоротом в отверстии.

  3. Сверлить можно только хорошо зажатую деталь.

- Вы просверлили отверстие. Работа оказалась трудной и долгой.

Поэтому придумали сверлильный станок, чтобы автоматизировать работу, сделать ее для человека не такой трудной.







Практическая работа № 27

Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, сверление отверстий на станке

  1. По рисунку 139 ознакомься с устройством сверлильного станка.

  2. Запиши в рабочую тетрадь основные характеристики станка.

  3. Осмотри станок в мастерской и ознакомься с его основными частями. Запиши в рабочую тетрадь названия основных частей.

  4. Получи заготовку у учителя или подготовь заготовку детали твоего проектного изделия. Разметь центры будущих отверстий. Надёжно закрепи заготовку в машинных или ручных тисках.

  5. Подбери сверло нужного диаметра. Установи сверло в патроне и проверь правильность его установки.

  6. Просверли размеченные заготовки.

  7. Проверь качество сверления по чертежу.













Сверлильный станок,

станина,

электродвигатель,

шпиндель, патрон,

машинные тиски,

ручные тиски.

Техника безопасности при сверлении- Федюнькин Илья.


Правила техники безопасности при работе на сверлильном станке заключаются в следующем:

1. Обрабатываемые заготовки средних и больших размеров должны быть прочно закреплены на столе станка или в приспособлениях, а небольшие заготовки - удерживаться при сверлении ручными тисочками. Категорически запрещается удерживать заготовки руками.

2. Категорически запрещается менять и устанавливать инструмент во вращающемся шпинделе (за исключением случаев, когда в шпинделе установлен специальный безопасный патрон для смены инструментов на ходу станка).

3. Запрещается перебрасывать ремни с одной ступени шкива на другую при работающем электродвигателе. Перебрасывать ремни со ступени на ступень можно только при остановленном станке.

4. Убирать со стола стружку разрешается только щетками или крючками. Запрещается сбрасывать стружку руками (даже защищенными рукавицами) и сдувать ее.

5. На спецодежде не должно быть свисающих концов. Рукава должны быть застегнуты или закатаны выше локтя. Волосы должны быть убраны под головной убор.

6. При сверлении хрупких материалов, когда возможно отлетание стружки, необходимо пользоваться предохранительными очками.

7. Работать электродрелью разрешается только в резиновых перчатках. Корпус электродрели должен быть заземлен.













Устройство настольного сверлильного станка- Киле Андрей

Помимо ручной дрели, электроинструментов, для высверливания отверстий предназначены сверлильные станки.

Обычно школьные мастерские оборудованы настольными сверлильными станками. Основанием настольного сверлильного станка служит массивная деталь — станина 6, в которой закреплена вертикальная винтовая колонна 4. На станине имеется стол 9 с прорезями для крепления тисков и других приспособлений.

В передней части станины расположены кнопки включения 7 вращения сверла по часовой стрелке и против часовой стрелки, а также кнопка выключения 8, окрашенная в красный цвет.

Рис. 1. Устройство сверлильного станка: 1 — шпиндельная бабка с электродвигателем; 2 — ручка фиксирования шпиндельной бабки; 3 — рукоятка подъёма и опускания шпиндельной бабки; 4 — винтовая колонна; 5 — рукоятка подачи шпинделя с патроном; 6 — станина; 7 — кнопки включения; 8 — кнопка выключения; 9 — стол; 10 — сверло; 11 — патрон; 12 — шкала установки глубины сверления; 13 — шпиндельная коробка; 14 — винт натяжения ремённой передачи; 15 — ремённая передача; 16 — кожух ремённой передачи.

На винтовой колонне расположена шпиндельная бабка 1, в которой смонтированы электродвигатель и другие агрегаты. Вращение вала электродвигателя передаётся через ремённую передачу 15 на находящийся в шпиндельной коробке 13 шпиндель — вал, на котором закреплён патрон 11 со сверлом 10. Ремённая передача в целях безопасности ограждена кожухом 16.

Для того чтобы поднять на нужную высоту шпиндельную бабку — верхнюю часта станка, нужно вращать рукоятку 3, после чего зафиксировать необходимое положение ручкой 2.

Для закрепления сверла предназначен трёхкулачковый патрон (рис. 140). Сверло 1 вставляют в кулачки 2 и вращают кольцо 4 до соприкосновения кулачков со сверлом. Затем кулачки плотно сжимают, вставив ключ 6 в отверстия втулки 3 патрона и поворачивая его по часовой стрелке.

Рис. 2. Трёхкулачковый патрон сверлильного станка: 1 — сверло; 2 — кулачки; 3 — втулка; 4 — кольцо с насечкой; 5 — шпиндель; 6 — ключ

После этого на короткое время включают станок, чтобы проверить правильность установки сверла (с разрешения учителя). Остриё правильно установленного сверла при вращении не должно описывать окружность. Если это всё-таки происходит, то необходимо выключить станок, ослабить ключом сверло в патроне и вновь закрепить его правильно.Заготовку для сверления закрепляют в машинных тисках (рис. 141), которые устанавливают на стол станка.

Рис. 3. Машинные тиски: 1 — основание; 2 — неподвижная губка; 3 — подвижная губка; 4 — винт; 5 — рукоятка

В некоторых случаях такие тиски не используют, а удерживают заготовку ручными тисками (ручным зажимом) (рис. 142).

Рис. 4. Ручные тиски: 1 — зажимы; 2 — винт; 3 — гайка; 4 — ось

При этом под заготовку подкладывают деревянный брусок или небольшой отрезок доски, чтобы не повредить сверлом стол станка (рис. 143).

Рис. 5. Сверление тонколистовой заготовки на подкладной доске: 1 — подкладная доска; 2 — тонколистовая заготовка; 3 — шпиндель станка; 4 — ручные тиски

Шпиндель станка с патроном и сверлом опускают к заготовке, поворачивая рукоятку 5 (см. рис. 139) с помощью реечной передачи, расположенной в шпиндельной коробке. Сверление выполняют, плавно нажимая на рукоятку подачи, не прикладывая к ней большого усилия. В конце сверления нажим на сверло ослабляют. Просверлив отверстие, вращают рукоятку по часовой стрелке, чтобы поднять шпиндель в верхнее положение, и выключают станок. На предприятиях применяют более мощные вертикально-сверлильные и горизонтально-сверлильные станки. На автоматических линиях без участия человека работают многошпиндельные станки-автоматы, которые могут одновременно сверлить десятки отверстий. Обслуживают станки рабочие сверловщики. Практическая работа № 1

Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, сверление отверстий на станке

  1. По рисунку ознакомься с устройством сверлильного станка.

  2. Запиши в рабочую тетрадь основные характеристики станка.

  3. Осмотри станок в мастерской и ознакомься с его основными частями. Запиши в рабочую тетрадь названия основных частей.

  4. Получи заготовку у учителя или подготовь заготовку детали твоего проектного изделия. Разметь центры будущих отверстий. Надёжно закрепи заготовку в машинных или ручных тисках.

  5. Подбери сверло нужного диаметра. Установи сверло в патроне и проверь правильность его установки.

  6. Просверли размеченные заготовки.

  7. Проверь качество сверления по чертежу.

Новые слова и понятия

Сверлильный станок, станина, электродвигатель, шпиндель, патрон, машинные тиски, ручные тиски.

Проверяем свои знания

  1. Из каких основных частей состоит настольный сверлильный станок?

  2. Какие приспособления применяют для работы на сверлильном станке?

  3. Почему кнопка выключения на сверлильном станке окрашена в красный цвет?

  4. Для какой цели служат прорези в столе сверлильного станка?

  5. Как ты думаешь, каким образом можно изменить скорость вращения шпинделя?

  6. Почему убирать стружку со стола станка можно только после его выключения?















Коловорот ручной-Гаврилов Олег

Содержание

  • 1 Назначение инструмента

  • 2 Устройство и принцип работы

  • 3 Преимущества и недостатки

В процессе строительства приходится сверлить отверстия. Для этого используется коловорот, с помощью которого сверлят дерево и прочие материалы. Несмотря на существование электрического прибора для сверления – дрели, коловорот ручной часто применяется в строительстве. Это механический инструмент, которому не требуется электроэнергия или топливо. Ручной коловорот приводится в движение мышечной силой человека.

Назначение инструмента

Коловорот изначально предназначался для работы с деревом.  В настоящее время область использования этого инструмента значительно шире. Коловорот ручной применяется в строительстве для сверления, для ввинчивания болтов, гаек, шурупов и др., обработки деталей – зенкерования, притирки клапанов для деталей машин, и т. д.

Коловорот удобен тем, что при сверлении достигается высокая точность размеров отверстия, особенно маленького, что не всегда возможно при использовании электрической дрели. Кроме того, на объектах, где отсутствует электроэнергия, коловорот – единственная возможность просверлить отверстия. Это ручное приспособление пригодно для сверления таких материалов как пластик и мягкие металлы. Отверстия получаются точными, ровными и аккуратными, без вмятин или сколов по краям. Если требуется просверлить очень маленькое и точное отверстие, коловорот незаменим. Устройство и принцип работы Ручной коловорот представляет собой несложное, но надёжное устройство. Он состоит из металлического прута, изогнутого в виде скобы или вала. На верхнем его конце расположена круглая рукоятка, посаженная на подшипник. Это обеспечивает ей неподвижность во время работы. По форме она напоминает гриб. На неё в процессе работы нажимают рукой. В центральной части скобы имеется другая рукоятка, которая свободно вращается. На нижнем конце располагается патрон для закрепления сверла.

Существуют и простые конструкции, без патрона. В них есть небольшое углубление, предназначенное для хвостовика сверла. Сбоку расположено гнездо для вкручивания болта, зажимающего и удерживающего сверло. В самых простых моделях нижний конец остро заточен, он и используется для сверления.

Ручка ручного коловорота поворачивается вокруг своей оси. Такой оборот называется размахом или вылетом. Диаметр его зависит от размера устройства: от 14 до 30 см. Распространены модели с размахом в 25 см. На случаи, когда невозможно сделать полный размах, выше патрона устанавливают трещотку. После максимально возможного оборота рукоятку возвращают обратно и повторяют движение. Трещотка препятствует движению сверла в обратном направлении. Свёрла подбираются с учётом цели работы. Диаметр их составляет до шести мм.

Работать этим устройством несложно. Кончик сверла приставляется к выбранной точке и нажимом на верхнюю рукоять фиксируется. Сверление проводится путём вращения вала. Сверло проникает в поверхность, формируя отверстие требуемой глубины и диаметра. Направление сверления регулируется положением оси ручного коловорота: необходимо держать его под нужным углом и следить, чтобы канал не уходил в сторону. Перед окончанием бурения давление на верхнюю рукоять нужно ослабить, чтобы на наружном крае отверстия не появилось сколов.

Преимущества и недостатки

Как и прочие инструменты и приспособления для строительства ручной коловорот имеет ряд преимуществ и недостатков. Выбирая устройство, нужно учитывать их. К недостаткам этого приспособления относятся следующие.

  1. Необходимость применения физической силы. Это требует немалого напряжения.

  2. Тяжесть. Весит такое ручное устройство больше электрической и механической дрели.

  3. Размеры. Длина его значительная, что затрудняет транспортировку.

  4. Низкая скорость работы. Сверление занимает много времени. Для ускорения потребуется приложить дополнительные усилия.

Положительные стороны использования ручного коловорота следующие.

  1. Отсутствие необходимости в энергоносителях. Благодаря этому использовать его возможно без подключения к электросети или заправки горючим, при помощи механического вращения рукояти.

  2. Точность. Направить сверло возможно так, как требуется, под нужным углом. Отверстие будет соответствовать требованиям до миллиметра.

  3. Возможность использования маленького сверла без риска сломать его, как происходит при работе с электрической дрелью.

  4. Надёжность. Простота конструкции обеспечивает отсутствие опасности поломки инструмента.

  5. Низкая стоимость. Цена такого приспособления позволит приобрести его в случае необходимости в любое время.















Сверла по дереву-Терентьев Влад

Часто для работы с деревом применяется стандартное спиральное сверло по металлу. Оно позволяет делать отверстие диаметром от 2 до 18 мм. Тем не менее, данный тип сильно ограничивает возможности деревообработки, поэтому было разработано и внедрено несколько особых типов сверл:

  • Спиральные по дереву.

  • Перовые.

  • Винтовые.

  • Кольцевые пилы.

  • Балеринки.

  • Форстнера.

Спиральные по дереву

Спиральные по дереву очень похожи на обычное сверло по металлу. Единственное отличие заключается в форме режущей кромки. Она напоминает трезубец. Острый зуб по центру позволяет провести точную фиксацию в месте сверления. Инструментальная сталь легко врезается в древесину. Особая конструкция позволяет получать очень качественное отверстие, без вырывания волокон, как это бывает при использовании инструмента по металлу.

Перовые

Перовое имеет плоскую конструкцию, на конце которой тоже имеется трезубец, как и в предыдущем типе. Оно обеспечивает большой диаметр сверления, при этом позволяет проводить установку в обычную дрель. Данный тип режет чистые края, без разорванных волокон древесины. Нужно отметить, что в случае сверление небольшого углубления в его центре останется бороздка от основного зуба. Такое сверло работает только на малых оборотах. Его часто используют с ручным коловоротом.

Винтовые

Винтовые сверла напоминают спиральные, но имеют более совершенную рабочую часть для отвода стружки. Они довольно длинные, поэтому позволяют делать глубокие отверстия. Их часто используют для сверления бруса и бревен. Зачастую такое сверло имеет специальную ручку, что позволяет работать даже без использования дрели, станка или коловорота. Заостренная часть инструмента напоминает шуруп, она врезается в древесину, поджимая режущую кромку к волокнам. Срез получается чистым и аккуратным, даже при работе с сырым деревом.

Кольцевые пилы

Этот инструмент представляет собой пустотелый цилиндр с пильными зубьями на торце и обычным выпирающим вперед спиральным сверлом. Он позволяет делать отверстия в досках, фанере и вагонке. Его обычно применяют для получения широких отверстий, необходимых для установки светильников. Инструмент подходит не только для древесины, но и для пенополистирола, ПВХ вагонки и сотового поликарбоната. Такие пилы для дрели могут быть использованы для врезания посадочного места при установке розетки в стене, конечно при условии, что она деревянная или из мягких блоков – пенобетон, глина и пр. Выборка центральной части может быть доделана с помощью стамески.

Балеринки

Балеринка – это регулируемое сверло по дереву. Оно позволяет делать широкие отверстия в фанере, ДСП, МДФ и OSB плитах. Его конструкция представляет собой крестовину, центр которой выполнен в виде спирального сверла. На плечах крестовины крепятся острые резцы, прорезающие листовой материал. Специальный ключ позволяет менять расстояние между резцами, тем самым регулируя диаметр получаемого отверстия.

План урока по трудовому обучению для учащихся 6 класса.

Дамбинов А.Б.

Дата проведения:

Тема урока: Устройство настольного сверлильного станка. Сверление древесины. Инструмент. Правила безопасной работы.

Цели урока:

обучающая – ознакомление с технологией сверления древесины, инструментом и правилами безопасной работы;

воспитательная – воспитание сознательной дисциплины, аккуратности и внимательности при сверлении;

развивающая – развитие умений пользоваться инструментом.

Материально-техническое оснащение:

  1. Учебные пособия;

  2. Образцы древесины, инструмент.

1. Организационный момент (3 мин)

1.1 Проверка явки учащихся по журналу.

1.2 Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей).

1.3 Проверка внешнего вида (спецодежды).

2. Вводный инструктаж (15 мин)

2.1 Сообщение темы урока (предварительно записанной на доске).

2.2 Постановка целей и производственных задач перед учащимися.

2.3 Объяснение нового материла.

При изготовлении многих изделий требуется по­лучить отверстия цилиндрической формы. Они мо­гут быть сквозными и несквозными (глухими).

Получение отверстия в сплошном материале пу­тем снятия стружки с помощью сверла называет­ся сверлением. При сверлении осуществляется два Вида движений: главное движение резания и дви­жение подачи (рис.1).

Рис. 1

Сверла бывают различных видов (рис. 2). Ложечные и винтовые служат для

рис.2

получения небольших по диаметру отверстий, центровые для сверления отверстий сравнительно большого диаметра. Пробочным сверлом получают глухие отверстия для специальных целей. Наиболее часто применя­ют универсальные спиральные сверла.

 

Для закрепления сверла в коловороте или дре­ли, которые вы изучали ранее, служит хвостовик. Он может быть коническим, цилиндрическим или пирамидальным (рис. 3). Различаются между со­бой и режущие части сверл (рис. 4).

 Р ис. 3 Рис. 4

Чаще всего применяют сверло с бесцентровой режущей частью (спиральное сверло).

Для более точного направле­ния сверления используют сверла с центрами — плоским или винтовым. Сверло как инструмент вставляют в приспособление — коловорот или дрель. С одним видом дрели (с двухступенчатой передачей) вы уже знакомы. Более простыми дре­лями являются винтовая и с одноступенчатой передачей (рис. 5, а, б). Для ускоренного сверления используют электрическую дрель (рис. 5, в).

Рис. 5

Центры будущих отверстий отмечают на лучшей пласти заготовки карандашом или шилом. Затем сверло ставят на отметку так, чтобы между ним и заготовкой был прямой угол, и производят сверление,

Под заготовку подкладывают отрезок доски и сжимают их с крышкой верстака при помощи струбцины (рис.6, а, б). Заготовку также мож­но закрепить клиньями или в зажиме верстака (рис. 7).

Рис. 6 Рис. 7

Ис пользование подкладной доски позволяет из­бежать получения рваного отверстия на выходе сверла (рис. 8).

















Рис. 8

Для сверления большого количе­ства отверстий без разметки каждого из них пользуются кондуктором — приспособлением, ко­торое дает точное направление сверлу (рис. 9). Для того чтобы расширить просверленное отверстие в верхней части (под шуруп с потайной или полу­потайной головкой), используют зенковку или спи­ральное сверло (рис. 10). Эта операция называется зенкованием.

Рис. 9 Рис. 10

Знаете ли вы, как выбрать по диаметру спи­ральное сверло? Посмотрите на хвостовик: на нем выбиты цифры и буквы. Верхнее число обознача­ет диаметр сверла в миллиметрах. Если оно пло­хо заметно, зажмите сверло в тисках и измерьте линейкой ширину щели между их губками. Она и покажет диаметр сверла.

На производстве ручное сверление древесины за­менено механическим. Его выполняют станочники сверлильных станков.

  • Надежно закрепляйте сверло, заготовку, подкладную доску.

  • Не допускайте перекоса сверла.

  • В начале и в конце сверления нажим на упор коловорота (дрели) должен быть не­большим, вращение — медленным.











Просмотр содержимого документа
«КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса 2 вариант»




На изучение учебного курса «Изобразительное искусство» в 6 классе отводится 1 час в неделю.

В соответствии с учебным планом рабочая программа рассчитана на 35 часов(35 учебных недель).

В 6 классе программа реально содержит 35 часов.

Форма организации учебного процесса – урок.



Типы уроков

I тип урока – изучение и первичное закрепление знаний

II тип урока – закрепление знаний и способов действий

III тип урока – комплексное применение знаний

IV тип урока – систематизация и обобщение

V тип урока – контроль и коррекция

№ урока




Тема урока

Тип урока

Обязательный минимум ЗУН

Коррекционная работа

Количество часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту


6 класс 1 четверть



1

Лепка из пластилина геометрических тел: «Сказочный город»

I

Уметь следовать предложенному учителем порядку действий

Развитие умения анализировать форму предметов

1

04.09


2

Аппликация из цветной бумаги «Современный город»

II

Уметь изображать предметы, соблюдая ось симметрии

Развитие зрительной памяти

1

11.09


3


Составление плакатной композиции «Берегите лес!»

I


Уметь составлять композицию

Развитие наблюдательности и глазомера

1

18.09


4

Рисование с натуры «Кувшин и два яблока»

II

Уметь намечать последовательность выполнения рисунка

Развитие памяти. Обогащение активного словаря

1

25.09


5

Беседа о виде искусства архитектура. Московский Кремль.

I

Уметь анализировать строение предмета, выделять его части

Развитие умения анализировать форму предметов

1

02.10


6

Рисование по представлению «Сбор урожая в саду»


II

Уметь составлять композицию

Развитие глазомера

1

09.10


7

Декоративное рисование в полосе из геометрических фигур круг, квадрат, треугольник.

I

Уметь создавать орнамент, путем чередования геометрических фигур

Развитие речи, обогащение словаря

1

16.10


8

Рисование с натуры «Кастрюля и луковица»

II

Уметь следовать предложенному учителем порядку действий

Совершенствовать зрительно – двигательную координацию

1

23.10



6 класс 2 четверть



9

Лепка с натуры «Геометрические тела: шар, куб»

I


У меть передавать форму геометрических тел

Развитие глазомера и зрительной памяти

1

06.11


10

Рисование с натуры «Шар, куб»


II

Уметь соблюдать в рисунке пропорции




Развивать зрительную память, внимание.

1

13.11


11

Аппликация с дорисовыванием «Сказочный город»


I

Уметь соблюдать в рисунке пропорции

Развивать способность анализировать предметы и сравнивать их с изображением

1

20.11


12

Беседа по картине А. И. Куинджи «На севере диком»


III


Уметь анализировать изображение на картине и составлять краткий рассказ по её содержанию

Развивать способности анализа и синтеза

1

27.11



13

Декоративное рисование в круге из больших и меленьких кругов и треугольников.


II

Уметь соблюдать в рисунке пропорции

Развивать пространственные представления

1

04.12


14

Частичная аппликация «Сказочное дерево»


III

Уметь следовать предложенному учителем порядку действий

Развитие воображения и фантазии

1

11.12


15

Рисование на тему «Веселый новый год»

I

Знать что такое перспектива, светотень

Развитие зрительной памяти

1

18.12


16

Изготовление новогодней маски для карнавала

II

Уметь анализировать строение предмета, выделять его части

Развитие фантазии и воображения

1

25.12



6 класс 3 четверть



17

Рисование по представлению «Сказочный лес»


II

Уметь намечать последовательность выполнения рисунка

Развивать художественный вкус

1

15.01


18

Рисование по представлению «Избушка на курьих ножках»


I

Уметь следовать предложенному учителем порядку действий

Развитие зрительной памяти и внимания

1

22.01


19

Лепка с натуры «Цилиндр, конус»

I








Уметь изображать предметы, соблюдая ось симметрии

Совершенствовать зрительно – двигательную координацию

1

29.01


20

Рисование с натуры «Цилиндр, конус»

II

Уметь анализировать форму предмета

Развивать способность анализировать предметы и сравнивать их с изображением

1

05.02


21

Беседа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

II

Уметь анализировать изображение на картине и составлять краткий рассказ по её содержанию

Развитие глазомера

1

12.02.


22

Лепка с натуры «Сказочный богатырь»

II

Уметь следовать предложенному учителем порядку действий

Развивать способность анализировать предметы

1

19.02.


23

Рисование по представлению «Лыжники»

III








Уметь ориентироваться на листе бумаги

Уметь составлять композицию

Развитие способности анализировать форму и цвет предметов

1

26.02.


24

Составление плакатной композиции «8 Марта»

II

Уметь намечать последовательность выполнения рисунка

Развивать эстетический вкус

1

04.03.


25

Выполнение портрета по памяти «Моя мама»

III

Уметь передавать образ человека (окраска лица, волос, одежды) при изображении портрета

Развитие фантазии и воображения

1

11.03.


26

Рисование на тему «Аленький цветочек» (теплая цветовая гамма)

III

Уметь анализировать свой рисунок и составлять краткий рассказ по его содержанию

Развитие концентрации внимания и воображения

1

18.03.



6 класс 4 четверть



27

Знакомство с картиной А. Саврасова «Грачи прилетели»


I

Уметь анализировать изображение на картине и составлять краткий рассказ по её содержанию

Развивать художественный вкус

1

01.04


28

Лепка с натуры «Синица»


I

Уметь намечать последовательность выполнения работы

Развивать способность анализировать

1

08.04


29

Составление плакатной композиции «Берегите птиц!»


I

Уметь намечать последовательность выполнения рисунка

Развитие внимания

1

15.04


30


Рисование на тему «Дождь в городе»

II


Уметь анализировать содержание своего рисунка

Развивать фантазию и воображение

1


22.04



31

Составление иллюстрации по сказке «Василиса Прекрасная»


II

Уметь делать набросок простым карандашом

Развитие аккуратности и терпения при выполнении рисунка

1

29.04


32

Рисование на тему «Добрая и злая бабочка» (теплые и холодные тона)

I

Уметь различать теплые и холодные тона

Развивать цветовосприятие

1

06.05.



33

Рисование по представлению «Дворец царя Салтана»

I

Уметь намечать последовательность выполнения рисунка

Совершенствовать зрительно – двигательную координацию

1

13.05


34

Декоративное рисование узора в квадрате из растительных форм

I

Уметь составлять узор из растительных форм, соблюдая ритм

Развитие эстетического вкуса

1

20.05


35

Частичная аппликация на тему «На верблюдах по пустыне»






I

Уметь следовать предложенному учителем порядку действий

Развитие эстетического вкуса

1

27.05








Календарно- тематическое планирование по изобразительному искусству 6 класс

1

Самостоятельная работа

Развитие моторики руки, умения воспринимать форму

Геометрические тела



11

2

Аппликация с дорисовыванием «Сказочный город».

1

Самостоятельная работа

Развитие умения изображать форму предметов

аппликация



12

3

Аппликация «Русалка».

1

Самостоятельная работа

Развитие умения изображать форму предметов

аппликация



13

4

Рисование с натуры отдельных вылепленных геометрических тел: шар, куб, цилиндр, конус.

1

Самостоятельная работа

Развитие умения изображать форму предметов

Геометрические тела



14

5

Рисование с натуры кувшина.

1

Самостоятельная работа

Развитие умения изображать форму предметов

натура



15

6

Рисование с натуры яблок, груш.

1

Рассматривание предметов, самостоятельная работа

Развитие умения изображать форму предметов

натура



16

7

Промежуточная контрольная работа. Рисование с натуры птиц (воробей, синица).

1

Самостоятельная работа

Развитие умения изображать форму предметов

натура



17

8

Рисование объекта из сказки (Баба- яга).

1

Самостоятельная работа

Развитие воображения, внимания

Сказка, объект



18

9

Рисование объекта из сказки (дворец царя Салтана).

1

Самостоятельная работа

Развитие воображения, внимания

Сказка, объект



19

10

Рисование объекта из сказки (Василиса Прекрасная).

1

Самостоятельная работа

Развитие воображения, внимания

объект





Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи

16






20

1

Рисование по представлению с использованием наглядных средств «На оленях по снегу».

1

Информационная беседа

Развитие восприятия цвета

Наглядные средства



21

2

Рисование по представлению с использованием наглядных средств «На верблюдах по пустыни».

1

Самостоятельная работа

Развитие восприятия цвета, памяти

Наглядные средства



22

3

Рисование на тему сказки «Аленький цветочек».

1

Самостоятельная работа

Развитие восприятия цвета

сказка



23

4

Рисование с цветом. Портрет с натуры «Мой друг».

1

Самостоятельная работа

Развитие восприятия цвета, внимания

Портрет, натура



24

5

Рисование с цветом. Портрет с натуры «Мой друг».

1

Самостоятельная работа

Развитие восприятия цвета, внимания

портрет



25

6

Окраска нарисованных моделей одежды.

1

Самостоятельная работа

Развитие восприятия цвета

модель



26

7

Окраска нарисованных моделей одежды.

1

Самостоятельная работа

Развитие восприятия цвета, моторики руки

модель



27

8

Рисование на тему «Дождь в городе».

1

Самостоятельная работа

Развитие восприятия цвета

Рисунок, пейзаж



28

9

Рисование на тему «Весёлый Новый год».

1

Самостоятельная работа

Развитие восприятия цвета, внимания

рисунок



29

10

Рисование на тему «Дети пляшут у новогодней ёлки».

1

Самостоятельная работа

Развитие восприятия цвета, внимания

рисунок



30

11

Работа с цветом. Композиция на тему «Осень».

1

Самостоятельная работа

Развитие восприятия цвета, внимания

Фон, красота



31

12

Работа с цветом. Композиция на тему «Зима».

1

Самостоятельная работа

Развитие восприятия цвета, внимания

Орнамент, узор



32

13

Работа с цветом. Композиция на тему «Зима».

1

Самостоятельная работа

Развитие восприятия цвета, внимания

украшение



33

14

Итоговая контрольная работа. Композиция на тему « Весна».

1

Самостоятельная работа

Развитие восприятия цвета, внимания

композиция



34

15

Беседа о произведениях живописи.

1

Познавательно-информационная беседа


живопись



35

16

Работа с цветом. Композиция на тему «Лето».

1

Самостоятельная работа

Развитие восприятия, воображения

красота




Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету

«Изобразительное искусство»

для 6 класса











Разработчик:

учитель изобразительного

искусства

Исаенко Л.И.















2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 6 класса разработано на основе Рабочей программы по изобразительному искусству основного общего образования (базовый уровень), а также в соответствии с Инструктивно-методическим письмом БелИРО «О преподавании предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных организациях Белгородской области в 2018-2019 учебном году».

Преподавание курса ориентировано на использование учебно-методического комплекса:

Л. А. Неменская. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в состав инвариантной части учебного плана школы, согласно которому данный предмет изучается в 6 классе в объёме 34 часа. Количество контрольных работ – 4.



Виды контроля

Год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Обобщение и контроль знаний  по теме «Виды изобразительного искусства»

1

1




Обобщение и контроль знаний по теме «Мир наших вещей»

1


1



Обобщение и контроль знаний по теме «Вглядываясь в человека. Портрет.»

1



1


Обобщение по теме «Человек и пространство в изобразительном искусстве»

1




1

Итого

4

1

1

1

1



Для выявления уровня усвоения школьниками программного материала планируются 3 контрольные точки: входной контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль.

С целью обеспечения социокультурного развития школьников путём включения их в процессы познания и преобразования социальной среды Белгородчины в календарно-тематическом планировании содержится 9 уроков по «Белгородоведению», которые распределены следующим образом:



№ урока

Наименование темы

Количество часов

6

Цвет в произведениях живописи. Современные формы пластического искусства на территории Белгородского края.

1

7

Объем - язык скульптуры. Отражение основных исторических событий, известных людей в скульптуре. Городская скульптура.

1

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Тема природы в произведениях писателей, художников и музыкантов. Красная книга Белгородчины.

1

14

Натюрморт в графике. Виды и жанры в музыкальном и изобразительном искусстве Белгородского края.

1

20

Портрет в скульптуре. Основные формы изобразительного искусства, его место в современном искусстве Белгородчины.

1

25

Великие портретисты. Современные художники – иконописцы на Белгородчине (В.Н. Кутявин, А.С. Работнов и другие).

1

27

Жанры в изобразительном искусстве. Самодеятельное народное художественное творчество, его виды на Белгородчине.

1

30

Пейзаж - большой мир. Природа Белгородского края – источник духовной и материальной культуры народа.

1

31

Пейзаж-настроение. Природа и художник. Отражение красоты природы в литературном, музыкальном, изобразительном творчестве.

1

Итого


9











































































Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Название темы, раздела

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Виды изобразительного искусства – 8 часов

1.

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

1

Знать  виды   пластических   и изобразительных      искусств; различные     художественные материалы  и  их значение  в создании      художественного образа. Уметь определять, к какому виду и жанру относится рассматриваемое произведение.

Объяснять роль ИЗО в жизни, вести диалог на заданную тему.



2.

Рисунок - основа изобразительного творчества.

1

Знать виды графики, графические   художественные   мате риалы и их значение в создании художественного образа.

Уметь   использовать   вырази тельные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер).

Приобретать представления о рисунке как виде художественного творчества.

Овладевать навыками рисунка с натуры.

Учиться сравнивать, обобщать пространственные формы.

Овладевать навыками работы графическими материалами.

Развивать композиционные навыки



3.

Линия и её выразительные возможности.


1

Знать основы языка изобрази тельного искусства: ритм.

Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа.

Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные   возможности материала (карандаш, уголь) в собственной   художественной деятельности с натуры.



4.

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Входная контрольная работа.

1

Знать основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве.

Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности;

Воспринимать произведения станковой графики



5.

Цвет. Основы цветоведения.

1

Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству.

Владеть навыками механического смешения цветов.



6.

Цвет в произведениях живописи.


1

Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях. Объяснять цветовые отношения.

Развивать навык колористического восприятия художественного произведения.

Приобретать творческий опыт в процессе создания красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием.



7.

Объем - язык скульптуры. Художественно-творческое задание.

1

Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры.

Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе



8.

Основы языка изображения.

1

Знать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения вы дающихся художников. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения  искусства.



Мир наших вещей – 8 часов

9.

Пространственность. Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве.



10.

Изображение предметного мира. Натюрморт.

1

Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта.

Уметь активно воспринимать произведения   искусства   натюрмортного жанра;

Творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция)



11.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

Иметь представление о многообразии и выразительности форм

Изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических форм, соблюдая их пропорции.



12.

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

1

Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости.

Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры.



13.

Освещение. Свет и тень.

1

Знать основы изобразитель ной грамоты: светотень.

Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры

Характеризовать роль освещения в построении содержания произведений натюрморта.



14.

Натюрморт в графике.

Художественно-творческое задание.

1

Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта.

Знать выдающихся художников-графиков.

Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобрази тельного искусства и вырази тельные    средства    графики; работать в технике печатной графики.



15.

Цвет в натюрморте. Промежуточная контрольная работа.

1

Знать выразительные возможности цвета.

Уметь: с помощью   цвета   передавать   настроение в натюрморте; работать  гуашью. Анализировать цветовой     строй     знакомых произведений натюрмортного жанра.



16.

Выразительные возможности натюрморта. Язык и смысл.

1

Знать  такой жанр  изобрази тельного   искусства,   как   натюрморт; выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков).

Уметь  анализировать   образный  язык  произведений  натюрмортного жанра.



Вглядываясь в человека. Портрет. – 10 часов

17.

Образ человека - главная тема искусства.

1

Знать жанры изобразительно го искусства - портрет; выдающихся      художников-портретистов русского  и мирового искусства   (Рембрант,   И. Репин).

Уметь активно воспринимать   произведения    портретного жанра.



18.

Конструкция головы человека и её пропорции.

1

Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека

Знать   пропорции   головы   и лица   человека;   выдающихся представителей    русского    и мирового   искусства   (А. Дюрер,    Леонардо    да    Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра.

Уметь  использовать  выразительность            графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры.



19.

Изображение головы человека в пространстве.

1

Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека

Знать   пропорции   головы   и лица   человека;   выдающихся представителей    русского    и мирового   искусства   (А. Дюрер,    Леонардо    да    Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра.

Уметь  использовать  выразительность            графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры.



20.

Портрет в скульптуре.

1

Знать  материалы   и  выразительные возможности скульптуры.

Уметь передать характер    героя    в   скульптурном портрете,  используя  вырази тельные возможности скульптуры;

Владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека



21.

Графический портретный рисунок.

1

Приобретать интерес к изображению головы человека как способа нового понимания и видения человека.

Развивать художественное видение, умение замечать индивидуальные черты.

Получать представления о графических портретах мастеров живописи разных эпох.



22.

Сатирические образы человека.

1

Получить представление  о жанре сатирического  рисунка и его задачах.

Уметь   анализировать   образный язык произведений портретного   жанра;   работать   с графическими материалами.

Уметь использовать изобразительные средства линии и пятна для передачи и раскрытии образа.



23.

Образные возможности освещения в портрете.

1

Знать   основы   изобразитель ной грамоты (светотень);

Понимать    роль    освещения    в произведениях     портретного жанра.

Уметь применять по лученные знания при работе с натуры.



24.

Роль цвета в портрете.

1

Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи.



25.

Великие портретисты.


1

Знать выдающихся художников-портретистов,   представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи,   Рафаэль  Санти,   М. Врубель. Уметь активно воспринимать и анализировать про изведения портретного жанра; работать в технике коллажа.



26.

Портрет в изобразительном искусстве 20 века.

Художественно-творческое задание.

1

Узнавать и называть основные вехи в развитии портретного жанра.

Получить представления о задачах портретного жанра 20-го века в европейском искусстве.

Приводить примеры портретов известных отечественных художников.



Человек и пространство в изобразительном искусстве – 8 часов

27.

Жанры в изобразительном искусстве.


1

Узнавать и называть основные жанры.

Приводить примеры известных отечественных художников.



28.

Изображение пространства.

1

Получить представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как средстве  выражения в изобразительном искусстве.

Приобретать навыки  изображения перспективных изменений в зарисовках наблюдаемого пространства.



29.

Правила линейной и воздушной перспективы.

1

Получить представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как средстве  выражения в изобразительном искусстве.

Приобретать навыки  изображения перспективных изменений в зарисовках наблюдаемого пространства.



30.

Пейзаж - большой мир. Организация пространства.

Итоговая контрольная работа.


1

Уметь различать особенности эпического и романтического образа природы  в произведениях европейского и русского искусства.

Экспериментировать на основе правил перспективы в изображении большого природного пространства.



31.

Пейзаж-настроение. Природа и художник


1

Получать представления о том, как понимали  красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи 19-го века.

Характеризовать направления импрессионизма, постимпрессионизма в истории ИЗО.

Учиться видеть, наблюдать, передавать изменчивое настроение природы.

Приобретать опыт колористического видения, создание живописного образа эмоциональных переживаний человека.



32.

Пейзаж в русской живописи. Художественно-творческое задание.

1

Называть великие имена русских живописцев, узнавать известные картины.

Характеризовать особенности понимания природы И. Левитана и И. Шишкина.

Формировать эстетическое восприятие природы как необходимое качество личности. Приобретать опыт в создании электронных презентаций как видеоряда по теме урока.




33.

Пейзаж в графике

1

Приобретать навыки создания пейзажных зарисовок.

Получать представления о графическом пейзаже в европейском и отечественном искусстве.



34.

Городской и сельский пейзаж.

1

Получить представления о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве.

Знакомиться с историческими городскими пейзажами Москвы, санкт0Петербурга, др. Приобретать навыки композиционного творчества в технике коллажа.

Приобретать коммуникативные навыки в процессе коллективной деятельности.

Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике.





Контрольно-измерительные материалы

1. Художественно-творческое задание

Создание рисунка геометрических тел в пространстве.



2. Художественно-творческое задание

Создание с по­мощью изобразительных средств живописи натюрморта.



3. Художественно-творческое задание

Создание с по­мощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий портрета человека.



4. Художественно-творческое задание

Создание с по­мощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий пейзажа.





Входной контроль



1.Один из видов изобразительного искусства, главным языком которого является линия, а роль цвета ограничена и условна.

а) Графика; б) живопись; в) скульптура; г) ДПИ.

2. Жанр изобразительного искусства, в котором главный герой – природа.

а) Натюрморт; б) пейзаж; в) портрет; г) анимализм.

3. Художественное произведение, повторяющее другое.

а) Оригинал; б) подлинник; в) копия; г) репродукция.

4. Рисунок в книге.

а) Набросок; б) иллюстрация; в) плакат; г) репродукция.

5. Красный, жёлтый, оранжевый – это цвета…

а) Ахроматические; б) холодные; в) основные; г) тёплые.

6. Техника живописи и графики, а так же карандаши для неё в виде коротких

разноцветных палочек.

а) Акварель; б) темпера; в) пастель; г) гуашь.

7. Монументальная живопись, изображение или узоры, которые выполнены

из цветных камней, смальты, керамических плиток.

а) Витраж; б) мозаика; в) панно; г) фреска

8. Назовите известного русского художника – сказочника автора картин «Богатыри», «Алёнушка», «Иван – царевич на сером волке».

а) И. Н. Крамской; б) И. Е. Репин; в) М. В. Васнецов; г) Н. Н. Ге.

9. Как называли архитекторов в Древней Руси?

а) Зодчий; б) ваятель; в) офеня; г) коробейник.

10. Кто является автором иконы «Троица», написанной для иконостаса Троицкого собора.

а) Д. Чёрный; б) А. Рублёв; в) Ф. Грек; г) Прохор из Городца.



Промежуточный контроль



1. Передача из поколения в поколение обычаев, навыков, правил.

а) Обряд; б) культура; в) цивилизация; г) традиции.

2. Как называется посуда из глины?

а) Хрусталь; б) пластик; в) керамика; г) стекло.

3. Ей украшали рубахи вокруг ворота, по рукавам, по подолу.

а) Вышивка; б) батик; в) роспись; г) лента.

4. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку.

а) Дерево; б) глина; в) пластик; г) пластилин.

5. Назовите российский город, известный с конца XIX в. своей расписной

деревянной посудой.

а) Сергеев Посад; б) Палех; в) Хотьково; г) Хохлома

6. Предмет или изобразительный знак, имеющий охранительное значение.

а) Оберёг; б) талисман; в) сувенир; г) фетиш.

7. Как называется сказочная птица с человеческим лицом, изображаемая

на старинных русских лубочных картинах?

а) Фенист; б) Филин; в) Сокол; г) Алконост.

8. Какой предмет верхней одежды был наиболее распространён у мужчин – россиян в XVII веке?

а) Кафтан; б) опашень; в) охабень; г) ферязь.

9. Глиняная игрушка, узор, которой состоит из кружков, полосок, точек.

а) Филимоновская б) Дымковская в) тульская г) Каргопольская

10 . Назовите город Московской губернии, где зародилась фаянсовое и фарфоровое производство.

а) Павлов Посад; б) Гжель; в) Вербилкин; г) Хотьково.



Итоговый контроль



1. Искусство, сочетающее художественные изделия, имеющие практическое назначение в быту, с декоративной образностью.

а) Музыкальное искусство; б) ДПИ; в) театральное; г) кино.

2. Жанр изобразительного искусства, в котором главный герой – человек.

а) Натюрморт; б) пейзаж; в) портрет; г) анимализм.

3. Художник, изображающий в своих произведениях море.

а) Маринист; б) баталист; в) анималист; г) портретист

4. Страница книги, на которой помещаются заглавие издания, фамилия автора, наименование издательства, место и год издания.

а) Заставка; б) фронтиспис; в) титул; г) концовка.

5. Красный, синий, жёлтый – это цвета…

а) Холодные; б) тёплые; в) дополнительные цвета; г) основные цвета.

6. Техника живописи и рисования, использующая прозрачные водорастворимые краски.

а) Акварель; б) темпера; в) пастель; г) гуашь.

7. Картина, составленная из разноцветных кусочков стекла.

а) Панно; б) мозаика; в) витраж; г) картина.

8. Назовите великого русского художника – реалиста, автора знаменитых картин «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван грозный и его сын Иван».

а) В. И. Суриков; б) И. Е. Репин; в) И. Н. Крамской; г) И. И. Шишкин.

9. Русский срубный жилой дом.

а) Кремль; б) терем; в) палаты; г) изба.

10. Один из известных музеев России, возникший как частное собрание императрицы Екатерины II в 1764 году.

а) Эрмитаж; б) кунсткамера; в) Третьяковская галерея; г) Русский музей.



Критерии оценивания



Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  • Активность участия.

  • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  • Самостоятельность.

  • Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы: оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы, аккуратность.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.





Выполнение тестовых заданий оценивается по следующей схеме:

выполнено



-65% работы

«3»;

-80% работы

«4»;

-95-100% работы

«5».



















Изменения, внесённые в календарно-тематическое планирование

_______________________________________________________________________________________________






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!