СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Открывая истинный смысл жизни"(урок по рассказу А.П.Платонова "Любовь к родине,или Путешествие воробья")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока является знакомство со своеобразием платоновской прозы, развитие творческого, познавательно-поискового интереса обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«"Открывая истинный смысл жизни"(урок по рассказу А.П.Платонова "Любовь к родине,или Путешествие воробья")»



ОКОУ «Клюквинская школа-интернат»









Разработка урока по литературе

в 6 класс

«Открывая истинный смысл жизни…»

по рассказу Андрея Платоновича Платонова

"Любовь к Родине, или Путешествие воробья"

(Сказочное происшествие)









Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Балакина Лилия Владимировна





























г. Курск 2019

Урок внеклассного чтения

Технология: развивающее обучение

Образовательная область: филология

Предмет: литература.

Класс: 6

Форма занятия:

интегрированный урок

Тип урока:

урок изучения нового материала

Методы:

репродуктивный, исследовательский, иллюстративный, творческий.

Формы организации учебной деятельности:

фронтальная беседа, самостоятельная работа, лексическая работа.

Цели:

  • Познакомить учащихся со своеобразием платоновской прозы; учить обобщать услышанное и прочитанное.

  • Развитие творческого и познавательно-поискового интереса; речевого слуха, мыслительной деятельности, творческих способностей, устной и письменной речи учащихся.

  • Формирование нравственных ориентиров на распознавание истинных и ложных ценностей в жизни.


Оборудование: иллюстрация памятника Пушкину в Москве на Тверском бульваре, карточки для самостоятельной работы в группах, ПК и м/м проектор, флэш-карта, презентация ; интерактивная доска «Polyvision».

Литература: «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, книжная выставка произведений А.П.Платонова, текст рассказа для каждого ученика.



Ход урока:

1.Вступление.

На доске написан эпиграф к уроку: «Открывая истинный смысл жизни, нельзя не радоваться – формула жизни»» (А.П.Платонов).

2.Слово учителя:

Андрей Платонов был наделен трудным даром – «обнажившимся сердцем». О чем бы ни рассказывал писатель: о стариках или детях, о великих замыслах или обычной работе простого труженика, о музыканте – скрипаче или кузнеце, о любви или смерти – он прикасался к своим героям «обнажившимся сердцем». Страдания героев всегда сливаются со страданиями автора.

«Обнажившееся сердце» Платонова – в каждом его произведении. Поэтому читатель, когда обращается к книгам этого автора, всегда волнуется.

Учитель: Писательская цель – открыть людям истинный смысл и правду жизни. Сказать по правде, Платонова читать нелегко. В Слово А.П.Платонова надо вчитываться, не спеша, и тогда откроется чудесный мир его героев, его произведений.



2.Слово учителя:

 Сегодня на уроке нам предстоит увлекательное путешествие в страну платоновской прозы, вместе с героями рассказа «Любовь к Родине или путешествие воробья» понять основную мысль текста, постичь замысел автора, обращаясь к композиции, системе образов, языку произведения.

   Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоит в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему подымаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, - и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.
   Обыкновенно старик выходил играть под вечер, по первому сумраку. Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Беды от своей старости он не знал, потому что получал от государства пенсию и кормился достаточно. Но старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью. Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить: футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным. Тогда люди клали гривенники и копейки на крышку футляра. Однако старик не хотел прикрывать свою нужду за счет искусства музыки; пряча скрипку обратно в футляр, он осыпал с него деньги на землю, не обращая внимания на их ценность. Уходил домой он поздно, иногда уже в полночь, когда народ становился редким, и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку. Но старик мог играть и для одного человека и доигрывал произведение до конца, пока слушатель не уходил, заплакав во тьме про себя. Может быть, у него было свое горе, встревоженное теперь песнью искусства, а может быть, ему стало совестно, что он живет неправильно, или просто он выпил вина...

3.Аналитическая беседа.

- Каким вы, ребята, представляете себе скрипача?(седой, с маленькой аккуратной бородой, немного сутулый, одет в длинное чёрное пальто и старую шляпу…)

- Почему он каждый вечер ходил играть на Тверской бульвар ?

( Старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью.)

(Скрипач хотел дарить добро людям, потому что , видимо, делал это всю жизнь и не мог привыкнуть к мысли о своей бесполезности. Кроме того он был одинок, а среди прохожих Тверского бульвара ему было уютнее и теплее, чем в пустой квартире; вокруг него собирались люди, и ему становилось легче и радостнее.

4. Заочная экскурсия на Тверской бульвар.

Учитель: Как вы представляете себе Тверской бульвар? Почему его так любили старик и, как потом оказалось, воробей? Попробуем ответить на этот вопрос, рассмотрев работы художников К.Соколова «Тверской бульвар» и И.К.Павлова «Памятник Пушкину» (индивидуальное задание) (Бульвар расположен в самом центре Москвы, его окружают высокие дома, по заснеженным улицам спешат люди, здесь хорощо ощутим пульс большого города, живущего своей полнокровной жизнью. И на всё это смотрит с высоты наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, задумчивый и немного печальный…

И старику, и воробью, наверное, нравились высокие деревья на бульваре, большие дома, в которых жили люди( ведь именно к ним стремились герои – один, чтобы не быть одиноким и отдать им тепло своего сердца, другой, чтобы прокормиться возле них), звенящие трамваи и та полнота жизни, которая здесь, на бульваре, чувствовалась особенно остро…

-Как вы думаете, почему именно у памятника Пушкину любил играть скрипач? (Может быть, и сама фигура поэта, и его стихи, написанные на постаменте, вдохновляли старого музыканта пробуждать в людях «чувства добрые» своей нежной музыкой.

- Попробуем представить , как слушали старика люди.

(Включается каприс для скрипки соло №3 ми минор»Н.Паганини, и после этого дети рисуют устную словесную иллюстрацию «Старик играет на бульваре».

(Первые сумерки спускаются на бульвар, окутывая дома, деревья, лица людей мягкой тенью и делая все задумчивым и тихим. Даже трамвай звенят глуше, зато воздух наполняется нежными и тревожными звуками скрипки старого музыканта. Он стоит на мраморных ступенях памятника Пушкину и, забыв обо всём на свете, играет для людей, собравшихся вокруг. Его лицо освещено каким-то внутренним светом доброты, глаза полузакрыты, седые волосы тихо перебирает ветер. А музыка всё вьется и вьется, унося всех в чудесный счастливый мир…

Лица слушателей преображает задушевная мелодия, и даже некрасивые становятся прекрасными. Сейчас люди живут вместе со стариком в его добром музыкальном мире, и он счастлив.

-Почему старик никогда не брал денег за свою игру?

Он играл не из-за денег, а просто для людей и считал, что искусство выше денег. Он бескорыстно отдавал людям свое душевное тепло, свое искусство, и ему достаточно было, что его слушали со слезами на глазах. Поэтому музыкант никогда не открывал крышку скрипичного футляра.

1 группа

-Почему музыкант так привязался к воробью?

Старик почувствовал в нём что-то родственное: старость , одиночество, бесприютность; он понял, что птичка нуждается в заботе и любви, и с радостью стал отдавать ей это чувство. Он тосковал, когда воробей не прилетал, «скрывая своё жалкое чувство печали по небольшой усердной птичке»,и «чувствовал добро в своём сердце», когда она клевала хлеб внутри футляра.

- Но однажды после грозной вьюги воробей исчез. Что произошло с ним?

(Воробья вихрем унесло в далекую южную страну. В тот день, когда это случилось, на окне старика «выросли» «Замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны». Он «стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы», не подозревая о том, что именно в эту «волшебную страну» умчался воробей.

-Как описывается страна вечного лета, в которую попал воробей?

(Здесь «пищи…было много», «неизвестные и невидимые птицы пели долгие музыкальные песни», они «имели разноцветные, красивые перья» Воробей «повсюду наблюдал густые рощи трав и цветов, толстые низкие деревья, поющих, гордых птиц и синее, безветренное небо. Даже дожди здесь шли только по ночам, когда все спали, чтобы ненастье не портило никому настроение».



Самостоятельная работа: составление цитатного плана. (Работа будет проверена, оценки выставлены в журнал).

Предполагаемый план, составленный учащимися.
1) «Проснулся воробей на земле, в чистой и теплой тишине».

2) «Здесь шло вечное лето, и пищи поэтому было много».

3) «Воробей клевал весь день».
4) «Воробей затосковал по привычной кислоте простого черного хлеба».

5) «Вскоре он стал вовсе печальным».

6) «Нигде не встречал ни знакомого, ни родственника».

7) «Воробей стал жить в одиночестве».

8) «Нашел себе постоянное место, где земля лежала более скудной и неудобной».

9) «Воробей подружился со змеей.

10) «Воробей надеялся, что когда-нибудь настанет буря и унесет обратно домой».





-Сопоставьте, ребята, описание страны вечного лета с картинами французского художника Анри Руссо(«Заклинательница змей», «Трапеза льва», «Весёлые насмешники», «Нападение на тигра» и другие),которые своими фантастическими цветами и травами очень напоминают сказочную страну из рассказа Платонова.

- Такой ли вы представляете страну вечного лета? Почему? Что созвучно в этих картинах рассказу? Это страна вечного лета, но почему не греет она воробья? Почему он тоскует? (Это чужая страна, в которой «воробей нигде не встретил ни знакомого, ни родственника». Здесь много пищи, но «все плоды трав и кустарников были слишком сладкими либо, наоборот, горькими». И «вскоре воробей стал вовсе печальным на этой летней, мирной земле».

Вспомните «замороженные леса и цветы» на окне старика. Они казались ему прекрасными, но воробей, оказавшись среди этих трав и лесов, не получил никакого тепла и почувствовал себя несчастным вдали от родного Тверского бульвара.

-Что чаще всего ему вспоминалось и почему?

«Воробей затосковал по привычной кислоте простого чёрного хлеба: его мелкие кишки и желудок заскулили от ощущения тёплой, тёмной мякоти в футляре музыканта у памятника Пушкину».

Чёрный хлеб, заботливо накрошенный для него в футляр, казался воробью особенно вкусным. Тем более что доставался он ему в самое голодное и холодное время, и от этих чёрных крошек ему становилось тепло среди стужи и метели, так что он даже мог «пробормотать …небольшую песню» Здесь же, в стране вечного лета, воробей совсем замолчал.

-Где поселился воробей и почему?

(Он выбрал «берег ручья, покрытый мелкими камнями, где ничего не росло, где земля лежала более скудной и неудобной». Это место напоминало ему о родине: ведь там никогда не было вечного лета, «сладости и обилия». )А затем он и вовсе перебрался на голую скалу. Зачем? (Он «надеялся, что когда-нибудь настанет буря и она сорвёт его, спящего, с камня и унесёт обратно домой, на Тверской бульвар» И однажды его желание исполнилось…

-А как же жил старый скрипач в то время, пока воробей тосковал в чужой стране?

Он грустил долгими зимними вечерами, и «его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населенной, вероятно, одинокими поющими птицами». Может быть поэтому он купил себе в зоологическом магазине черепаху, которая «с кротким выражением» смотрела на музыканта, когда он играл для нее на скрипке.

-Вспомните, в то же самое время воробей на чужой земле смотрел « в тёмные, приветливые глаза змеи», с которой он подружился. Вдумайтесь, и змея, и черепаха будто из одного мира – мира земли. И оба этих существа на протяжении многих столетий являются для людей символами мудрости и знания. Что познаёт воробей, глядя в глаза змеи, какие искушения он преодолевает в общении с ней? Может быть, в её глазах он видит приветливые глаза старика и отсвет далёкой скудной земли? Может быть, через её взгляд он борется с искушениями материальными благами…

-Что видит старик в тёмном глазе черепахи?(Мудрое умиротворение, кроткую благодарность за любовь и заботу…И оба они(и воробей, и скрипач, наверное, читают в их взгляде приближение земли и успокоение в ней… Но ни змея, ни черепаха не могут заменить им друг друга)

Поэтому не удивительно, что старый человек проснулся от того самого ветра, который нес воробья домой, и вспомнил о нём.

-Почему погиб воробей? Очевидно, его немолодых сил уже не хватило на такой трудный второй перелет, но остаться на благодатной земле он не мог: слишком тоскливо ему там было – в этом сытом и разнеженном раю. А может, просто его сердце не вынесло радости свидания с родной землей…

-Как воспринял смерть воробья старый музыкант?



Это было для него большим потрясением, он даже не смог идти на Тверской бульвар, чтобы играть на скрипке. Будто часть его ушла куда-то вместе с седым воробьем… «Он вынул скрипку и начал играть нежную, счастливую музыку».

Почему именно счастливую?

Представьте, какие чувства переполняют его , когда он играет эту «Счастливую музыку». (фонограмма скрипичной миниатюры Клода Дебюсси «В лодке»(из маленькой сюиты) ответы детей (Скрипач хочет, чтобы маленькой серой птичке снился вечный счастливый сон про родную землю, но в сердце его столько печали, что музыка не может утешить старика, потому что он понимает, что лишился друга, и это уже не поправить, ему становится тоскливо и одиноко. «Тогда он положил скрипку на место и заплакал» Музыка не могла вернуть ему гармонии: в ней «недоставало чего-то». Она уже не могла обещать «счастье и славную жизнь», потому что никакое искусство не заменит настоящей жизни и настоящих людей.

Какую роль играет в рассказе музыка?(Благодаря ей мы понимаем одинокую душу старика и его мечту о счастье общения, она помогает нам увидеть его бескорыстное служение искусству и стремление быть полезным своей родной земле, мы будто слышим его искусную игру на скрипке, и нас тоже трогают и окрыляют её нежные звуки. В музыке человеческая душа обретает утешение и стремление «жить высшей прекрасной жизнью». Музыка дает нам возможность ощутить всю полноту утраты старого человека.

Наверное о таком музыканте написал песню «Музыкант» Булат Окуджава. Песня написана от лица слушателя старого скрипача. Послушайте её.(Звучит песня) .

В песне три главных образа: музыкант, скрипка и прохожий, неискушенный человек, остановившийся послушать музыку и ошеломлённый ее «костром».Образ музыканта, данный только деталью (угловатое плечо),и музыка, заставляющая лететь по небу, делающая человеческие души «справедливей, милосерднее и праведней», очень созвучны рассказу Андрея Платонова.

Но рассказ всё-таки назван не «Музыкант»,а в «Любовь к родине ,или Путешествие воробья»(сказочное путешествие)» Почему он получил такое название? К кому оно имеет отношение? Только ли к воробью?

(Нет, конечно, название относится к обоим главным героям рассказа: маленькой седой птичке и старому музыканту. Первый любит свою землю бессознательно, ассоциируя её с Тверским бульваром и чёрным хлебом, но без этих двух составляющих нет для него жизни, и даже райские кущи не затмевают их. Второй любит свою родину сознательно и хочет приносить её людям добро даже тогда, когда этого никто не требует, но душа его просит деятельного добра для всех, кто в нем нуждается. Две родственные души встретились ненадолго на Тверском бульваре, чтобы ощутить силу родстваи единения с родной землей, и расстались, но тоже ненадолго, чтобы обрести покой и вечную гармонию в родной земле…

В подзаголовке рассказа сказано: сказочное происшествие.Можно ли в полной мере отнести это к рассказу? Почему? Что в нем сказочно, а что реально?



(Сказочно только то, что связано с путешествием воробья(и то относительно) – все же остальное абсолютно реально и делает рассказ абсолютно актуальным, потому что и сегодня в нашей жизни так много странников, которые хотят найти счастье на чужбине и оставляют родную землю, чтобы потом томиться по ней, даже по её скудности. Для некоторых «сладость» и «обилие» оказываются предпочтительнее родины; другие же подобно воробью, не в силах вынести разлуки с нею.)

Наши бульвары и улицы по-прежнему полны одиноких старых людей, мимо которых равнодушно проходят»красивые, чистые люди»,»удаляясь по своим важным, счастливым делам», не слыша тревожного и редкого стука сердец тех, кому так нужны забота и тепло, а порой просто участливый взгляд и доброе слово… Все так же человеческая душа мечтает о «счастье и славной жизни» и стремится найти «в прекрасном и яростном мире» родственную душу.

    1. Как вы представляете будущее старого скрипача?


(Пока сердцу хватит сил биться, музыкант будет ходить к памятнику Пушкину или играть для черепахи – она долго живет. Пока руки будут держать смычок, он не расстанется со своей скрипкой, так музыка может утешить кого-то, помочь преодолеть трудности. В этом герой Платонова видит оправдание своей жизни). 

_В чем смысл жизни?
Жизнь:
любовь к Родине;
способность дарить добро;
каждодневный труд;
сострадание, бескорыстие;
общение;
преодоление обстоятельств;
стремление приносить счастье;
способность пробуждать в людях добрые чувства;
любовь ко всему живому;
милосердие.
Устное сочинение-миниатюра: «Какую роль играет в рассказе музыка?».

VI. З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я п о с о д е р-

ж а н и ю р а с с к а з а.

Итак, состоялась еще одна встреча с писателем Андреем Платоновым. Читая о сказочном путешествии воробья, знакомясь с судьбой старика, мы пережили грустные и волнующие минуты приобщения к художественному миру писателя. Мы увидели, что без родины трудно. Платонов побудил нас задуматься над своей жизнью и жизнью наших близких. А нет ли такого же берущего за душу одиночества? А не можем ли мы что-то сделать, чтобы облегчить чье-то страдание? Хорошо, если сегодня мы почувствовали «обнажившееся сердце писателя». Если это случилось, значит, мы услышали голос Андрея Платонова. Его волнения, тревоги, дошли до нас. Впереди новые встречи с Андреем Платоновым.

Оценка работы учащихся (выразительное чтение, заочная экскурсия, сочинение-миниатюра, лучшие советы во время беседы по идейно-художественному содержанию рассказа).

Сдача тетрадей на проверку.

Домашнее задание (смотри на доске).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!