Тема: Откуда в наш дом приходит электричество? (УМК «Школа России»)
Цель: раскрыть роль электричества в быту.
Задачи:
сформировать представления о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом; познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами;
развивать речь, мышление, связную речь, память;
воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.
Ход урока:
Орг. момент.
История появления электрической лампы.
- Что вы делаете, войдя в темную комнату? Ну, конечно же, включаете СВЕТ! Сделать это проще простого: достаточно просто щелкнуть выключателем - и загорается ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЛАМПОЧКА. Но так было не всегда.
- В далёкие-далёкие времена людям по ночам светил лишь огонь КОСТРА.
- Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. Так появился ФАКЕЛ.
- В домах использовали палочки поменьше: полено расщепляли на тоненькие щепки, ЛУЧИНЫ. Ставили лучину на специальную подставку, СВЕТЕЦ . Под светец ставили специальную ванночку с водой, чтобы угли падали в воду.
- Света от лучины было маловато, к тому же, она очень быстро сгорала, и приходилось заменять ее на новую. Это было не удобно!
- Что же было делать? А люди давно заметили, что, если кусочек веревочки обмакнуть в масло и поджечь, он будет гореть хорошо и долго. Вот и стали наливать в маленькую мисочку масло, класть туда ФИТИЛЬ из ниток и поджигали его. Такой светильник горел долго и ровно. Со временем МАСЛЯНЫЕ ЛАМПЫ стали напоминать небольшой чайничек, из носика которого выглядывал огонь.
- Масляная лампа поудобнее лучины, но все же, и она давало мало света, а масло часто проливалось. А что если вместо жидкого масла использовать твердое сало - подумали люди. В специальную форму положили нитяной фитиль, залили расплавленное сало. Когда сало остывало, оно становилось твердым. И, когда фитиль зажигали, постепенно плавилось.
- Как вы думаете, что придумали люди? Ну, конечно же, СВЕЧКУ.
-А еще позже появились КЕРОСИНОВЫЕ ЛАМПЫ. В них вместо масла использовалась специальная горючая жидкость: керосин. Сверху на такую лампу надевали стекло. Она горела гораздо ярче и дольше масляных ламп и свечей, а, кроме того, была более безопасной.
- Позже, один учёный Джозев Свон изобрел ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЛАМПОЧКУ.
-Она горела так ярко и была такой удобной и безопасной, что очень скоро люди перестали пользоваться и свечками, и керосиновыми лампами.
3. Тема урока.
- О чём мы сегодня с вами будем говорить, вы узнаете, если отгадаете ЗАГАДКУ.
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня ребята нет,
Не зажжется в доме свет
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество
Это::
- А как еще нам помогает электричество?
-Мы уже знаем, что без электричества не смог бы работать ни один прибор. Но вот мы втыкаем вилку в розетку - и происходит чудо: электроприбор оживает. Почему?
- Вот и Муравьишка пришел к нам за помощью. Он хочет узнать: Что же такое электричество и откуда оно приходит, заставляя работать электроприборы?
- Электричество- электрические заряды, очень маленькие частички, которые движутся в одном направлении.
- Электрические заряды вы можете наблюдать в природе, когда сверкает молния.
4. Опыты.
На расчёске есть электрический заряд, поэтому расчёска стала притягивать кусочки бумаги.
Потрите воздушный шарик о волосы. Что заметили? На поверхности шарика выработалось электричество. Оно привело к тому, что притягиваются к шарику.
5. Рассказ. Откуда же приходит электричество?
- Электричество вырабатывается на электростанциях. На слайде вы видите гидроэлектростанцию. «Гидро-вода». Чтобы получить электричество на такой станции используется сила воды.
- Электричество приходит в наш дом по проводам.
- Итак, электричество уже в доме, а в доме огромное количество помощников, которым необходимо это электричество. Что это за помощники? Перечислите их.
6. Игра «Найди пару».
-В доме у Муравьишки небольшой беспорядок. Помогите ему найти пары.
Соедините предметы, которые использовали раньше и используют сейчас.
- Молодцы! Вы быстро помогли Муравьишке.
7. Закрепление.
8. Работа в тетрадях.
- Какие правила безопасного обращения с электроприборами, вы знаете? (показ картинок)
9. Итог.
- Итак, о чём мы сегодня говорили?
4