Отличие художественной литературы от справочной и научно-популярной.
КВН для учащихся 5-6 классов
БИБЛИОТЕКАРЬ./Б./, стоя перед нарисованным указателем: Здравствуйте, друзья! Сегодня мы совершим путешествие в удивительную страну вопросов и ответов. Этот указатель поможет вам найти правильный путь в страну «Почемучляндию». Туда, как видите, ведут три дороги. Вам, наверное, очень хочется узнать: по какой из них лучше отправиться в путь. Немного поможет вам в этом Великий Магистр всех наук. /Входит Великий Магистр.
ВЕЛИКИЙ МАГИСТР/В.М./:
Если ты налево пойдешь,
Только художественную литературу найдешь,
Но тайны вселенной, загадки древних поселений,
Строение атома и многое другое
Для тебя навсегда останутся великой тайной.
Ежели ты направо пойдешь –
Энциклопедии, словари и справочники найдешь,
Но! Тогда ты никогда не познакомишься
С произведениями Дюма, Толстого, Шекспира,
Ты не узнаешь, кто такие: Оцеола и Винн-Пух,
Тимур, Элли и Капитан Немо.
Б.: Но, Великий Магистр всех наук, у нас же осталась еще одна дорога, которая ведет прямо. Она и самая короткая.
В.М.: Да, она самая короткая, но самая сложная. То, кто хочет выбрать ее, должен уметь пользоваться и художественной, и научно-популярной, и справочной литературой. А это не все умеют делать!
Б.: Сегодня наши команды пойдут именно по этой дороги. К концу соревнований мы увидим – справятся ли они с трудностями, которые встретятся на пути. /Выходят два ведущих.
Ведущая:
Привет вам, друзья наши юные
Веселые, смелые, умные,
Спортсмены, танцоры, артисты,
Будущие шоферы и мастера,
Слесари и доктора.
Космонавты, фантасты, романтики,
Физики, химики и математики.
Ведущий:
Сегодня собрались мы здесь,
Вам показать свои познанья,
Библиография для нас
Устраивает состязанье.
Выходят команды-участницы.
Ведущая:
Давно готова вам, друзья,
Участников представить я:
Тут справа от меня стоит
Команда «Юный эрудит»
А вот сейчас сюда идет
Команда «Юный полиглот»
Ведущий:
Похлопали вы все немного,
Ну, а теперь пора в дорогу.
Страна «Почемучляндия»
Нас с нетерпеньем ждет.
Как только приветствия все отзвучат,
Начнется конкурс у ребят.
/Проходит конкурс приветствий.
Команда «Юный эрудит»:
КВН наш скоро начинается,
И мы должны вам все представиться.
Кто в день читает * книг? –
Команда «Юный эрудит»!
Команда наша юная,
Веселая и шумная,
С заданием мы справимся
И зрителям понравимся.
А юным полиглотовцам
Желаем от души,
Чтоб их ответы тоже
Были хороши.
Команда «Юный полиглот»:
Здравствуйте, наши зрители,
Поклонники и ценители.
Команда «Юный полиглот»
Привет библиотечный шлет.
Ребята полиглотовцы
С библиографией дружны,
И с заданием сложным
Справиться должны.
Хоть наш противник –Эрудит,
Но нынче сильный победит!
Б.: Как вы и догадались, наш КВН – библиотечно-библиографический. Конкурсанты должны показать знания художественной литературы, продемонстрировать умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой. Каждый конкурс составлен таким образом, чтобы помочь всем вам закрепить те знания, что вы получили на уроках по ББЗ. /Представление жюри.
Жюри оглашает оценки за приветствия команд.
В.М.: Итак, первый конкурс. Ко мне должны подойти по два человека от каждой команды и получить конверты. В конверте – два текста. Внимание! Участники читают вслух отрывки и отвечают, какой из них взят из художественной литературы, а какой – из научно-популярной.
I конверт
а) «Весной, как только растаял лед на реке, прилетели дикие утки.
Анюта опять привязала крякву по кличке Белое зеркальце на длинную веревку и пустила в запруду. Белое зеркальце веревку стала щипать клювом, кричала и рвалась улететь с дикими утками»
б) «Кряква – это дикая утка. Часто кряквы селятся вблизи человеческого жилья. Мамаша растит утят одна, учит их плавать и еду добывать. Корм кряквы добывают со дна водоемов».
II конверт
а) «Чик был молодой красноголовый воробей. Когда ему исполнился год от рождения, он женился на Чирике и решил зажить своим домом.
-Чик, - сказала Чирика на воробьином языке,- Чик, а где же мы устроим себе гнездо? Ведь дупла в нашем саду уже заняты?»
б) «Самая знаменитая птица – это обыкновенный домовой воробей. Его знают все. Когда-то жил в Африке, потом стал путешествовать и сейчас его встретить везде. Встречаются несколько видов: домовой, полевой, каменный, рыжий.»
Б.: Конкурсы будут оцениваться по пятибалльной системе. Но пока учакстники готовятся, остальные члены команд «поломают» свои головы на разминке «ПИСАТЕЛЬ - НЕ ПИСАТЕЛЬ».
В.М.: Ребята, вы должны быть не только умными , но и очень внимательными. Я буду называть известные фамилии, а вы должны поднимать руку вверх исключительно при имени писателя. Тт, кто ошибся выходит из игры. Выигрывает та команда, которая к концу конкурса осталась более многочисленной. / Называет одну за другой фамилии.
Б.: А сейчас – ответы команд в первом конкурсе.
Жюри выставляет оценки за этот конкурс и прибавляет балл команде – победительнице в разминке.
В.М.: А что, ребята, есть ли среди вас поэты? Давайте посмотрим. Мы предлагаем вам одинаковые рифмы и пять минут времени. А потом послушаем получившиеся поэтические произведения.
Жюри подводит итог.
В.М.: Поэты вы хорошие. А прозаики? Покажите, на что вы способны. Я назову вам 9 слов: ПУТЕШЕСТВИЕ,ПРИКЛЮЧЕНИЕ,ОСТРОВ, ПЕЩЕРА, ТАЙНА, ЗАПИСКА, ЛОДКА, КНИГА, КЛАД.
Вы составите из ни маленький приключенческий рассказ. Времени у вас мало, 5 минут.
Б.: Пока команды готовятся, предлагаю зрителям немного размяться. Желающие поиграть в АНТОНИМЫ, выходите ко мне. Все становятся в круг. Я кидаю одному из вас мяч, называю при этом слово, например, СИЛЬНЫЙ, он должен поймать его и кинуть другому участнику, назвав антоним СЛАБЫЙ. Выбывает из игры тот, кто неправильно даст ответ ли долго не называет слова.
Команды зачитывают свои рассказы.Жюри подводит итог.
Б.: В следующем конкурсе придется сражаться капитанам. Капитаны – к барьеру. У ккждого из вас на карточке написаны три слова. С помощью словарей вы должны найти им антонимы.
Первому капитану.
АРЬЕРГАРД – (АВАНГАРД)
ВАРВАРСТВО – (ЦИВИЛИЗАЦИЯ)
ЛИЦЕМЕРНЫЙ – (ИСКРЕННИЙ)
Второму капитану:
РУТИНЕР- (НОВАТОР)
НИЧТОЖНЫЙ – (ВЕЛИКИЙ)
СИНТЕЗ – (АНАЛИЗ)
Это первая часть конкурса. Вторая задача – найти в двухтомнике В.Даля «Пословицы русского народа» 3 пословицы с антонимическими парами.
В.М.: Пока капитаны думают, болельщикам предлагаю поиграть в «АУКЦИОН». Правила такие: я называю имя известного писателя, вы – называния его произведений. Если в промежутке между вашими ответами я успеваю сказать: «Раз, два, три», - то игра останавливается, победителем считается отвечающий последним. Таким образом, он приносит дополнительное очко своей команде.
После АУКЦИОНА слово предоставляется капитанам. А затем жюри оглашает итог.
Б.: Итак. Последние конкурс «Что? Где? Когда?». От каждой команды в нем примут участие по три человека, которым нужно будет в течение трех минут на тот вопрос, что выпадет у них на барабане. На столах у каждой команды лежат словари, энциклопедии. При ответе вы будете должны показать ту книгу, откуда взята информация.
Вопросы на конкурс.
1. С какого времени люди выращивают капусту и какая страна является родиной этого растения?
Ответ: «Энциклопедический словарь юного земледельца», по алф.указ. слово – капуста, стр.(«
2. Что такое бумеранг и жители какого материка его изобрели?
Ответ: «Что такое? Кто такой?» , раздел «Б», бумеранг - стр. 191.
3. Лису часто называют Патрикеевной. Почему у нее такое странное отчество?
Ответ: «Книга природы», ключ – таблица, раздел «Звери», лиса – стр . 220.
4. Где найдено самое древнее изображение весов?
Ответ: «Энциклопедический словарь юного техника», по указателю терминов и имен найти рубрику – весы, стр. 190.
Жюри подводит окончательные итоги. Команде – победительнице вручают почетные призы, поощрительные призы – проигравшей команде.
Звучит негромко мызыка.