СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отрочество — особая пора жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока (5 класс)

Тема: Отрочество — особая пора жизни

Просмотр содержимого документа
«Отрочество — особая пора жизни»

План урока (5 класс)

Тема: Отрочество — особая пора жизни



Цели: познакомить с характерными физическими и психологическими чертами подростков; дать представление о том, как переходный возраст влияет на процесс социализации подростка; рассмотреть самостоятельность как показатель взрослости.

Оборудование учебник, схемы.

Тип уроков: комбинированные.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

В 12-14 лет в жизни многих детей наступает переломные момент, называемый подростковым кризисом. Он проявляется в поведении: у подростка возникает стремление поступать наперекор требованиям взрослых, наблюдаются перепады настроения. В результате происходят многочисленные конфликты со взрослыми и ровесниками.

— Внимательно послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. Как только ни пытался от них избавиться, но одуванчики продолжали бурно расти. Наконец oн написал в департамент сельского хозяйства, перечислил все свои методы борьбы с сорняками. Письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте: что делать?» Вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».

— О чем эта притча?

— Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашей урока?

(Ответы учеников.)

Тема нашего урока: «Отрочество — особая пора жизни».

— Предположите, что мы будем изучать на уроке.

— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План уроков

  1. Легко ли быть подростком.

  2. Отрочество — пора мечтаний.

  3. Самостоятельность — показатель взрослости.

  4. Всегда ли самостоятельность приносит пользу.

  5. Нужны ли сегодня рыцари.

Проблемные вопросы. Почему подростком быть трудно? Почему подростковый возраст принято считать переходным?

Прежде чем знакомиться с новым материалом, вспомним о чем вы говорили в начальной школе.

— Чем отличается дошкольник от школьника?

— Может ли маленький ребенок обходиться без материнского ухода?

— В чем проявляется забота взрослых?

(Ответы учеников.)

III. Работа по теме уроков

1. Легко ли быть подростком

Сегодня мы будем обсуждать особенности вашего возраста. Предлагаю сыграть в игру «Ассоциация». Ее суть состоит и том, что я называю слово, а вы должны не задумываясь назвать ваши ассоциации (ощущения, представления, идеи), которые возникли у вас при этом.

(Проводится игра. Учитель называет слово возраст и др.)

Таким образом, мы выяснили, что возраст отражает не только количество прожитых лет, но и определенное положение в обществе, связанное с новыми правами, обязанностями, ответственностью.

Возраст, в который вы вступили, называется подростковым. В психологии и педагогике под подростковым принято понимать возраст от 10 до 15 лет.

— Как вы думаете, почему его называют переходным возрастом?

(Выслушиваются ответы учеников и подводятся итоги обсуждения.)

Действительно, этот возраст называют переходным, так как он ведет человека от мира детства в мир взрослой жизни, которая требует самостоятельного принятия решений, выработки собственных ценностей, идеалов, мировоззрения, отношения к миру. В большинстве европейских стран подростков именуют тинейджерами. Этот термин образован от двух английских слов: teens — возраст от 13 до 19 лет и age — возраст. Впервые он появился в 1943-1945 гг., после чего его широко стали использовать в повседневном общении.

В нашей стране в старину подростков называли отроками, а соответствующий период жизни —отрочеством.

— Работая со вторым абзацем § 2 учебника, выделите этапы подросткового периода.

(Проверка выполнения задания, заполнение таблицы.)

Подростковый возраст

Младший подросток

Старший подросток

 Школьники 5-6 классов

Школьники 7-8 классов

— Попробуем дать характеристику подростка переходного возраста. Назовите черты, которые, как вам кажется, свойственны этому возрасту, т. е., другими словами, опишите самих себя.

(Ответы учеников, составление схемы.)

Подростковый возраст

  • Психологические изменения

    • Агрессия

    • Неоправданный риск

  • Физиологические изменения

  • Резкая смена настроения

  • Стремление к независимости

  • Юношеский максимализм

Действительно, многие подростки стремятся стать взрослыми, но на этом пути часто встречаются подчас труднопреодолимые преграды. Чтобы понять эту мысль, попробуем четко определить черты различия взрослых и подростков.

2. Отрочество — пора мечтаний

— Послушайте стихотворение русского поэта В.Я. Брюсова.

Мечты, как лентами, словами
Во вздохе слез оплетены.
Мелькают призраки над ними
И недосказанные сны.

О чем нам грезилось тревожно
О чем молчали мы вдвоем.
Воскресло тенью невозможной
На фоне бледно-золотом

И мы дрожим, и мы не знаем
Мы ищем звуков и границ
И тусклым лепетом встречаем
Мерцанье вспыхнувших зарниц

— Что же такое мечта?

Мечта — это сокровенное желание чего-либо очень конкретного. Ее осуществление приносит человеку огромное счастье.

— Есть ли у вас мечта? Продолжите фразу: «Я мечтаю…»

(Ответы учеников.)

Но не все положительно относятся к мечтаниям. Подчас мы слышим ироничное замечание: «Эх ты, мечтатель!» Хорошо или плохо мечтать?

— Работая в парах, попробуйте придумать аргументы в защиту своей позиции. Один ученик придерживается позиции «Мечтать хорошо!», а другой — «Мечтать вредно!».

(Проверка выполнения задания.)

— Обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с. 17-18 учебника. Внимательно прочитайте текст.

— Что вы узнали о Генрихе Шлимане?

— Какую роль в его судьбе сыграла детская мечта?

— Чему вас научил пример ученого?

(Ответы учеников.)

3. Самостоятельность — показатель взрослости

— Как вы понимаете слово самостоятельность?

(Ответы учеников, составление схемы.)

Самостоятельность

  • Привычка самостоятельно принимать важные решения

  • Стремление ставить цели в различных жизненных сферах и добиваться их

  • Привычка справляться с трудностями и принимать решения в важных ситуациях

  • Привычка определять границы своих возможностей и просить необходимую помощь

  • Привычка оценивать результаты своего труда, учебы, отношений со сверстниками

  • Уверенность в своих силах и желание попробовать себя в новом деле

К сожалению, не все подростки правильно понимают суть понятия самостоятельность. Очень часто они трактуют ее как непослушание, желание все сделать по-своему.

4. Всегда ли самостоятельность приносит пользу

Принято считать, что одним из показателей взрослости, к которой стремятся подростки, является самостоятельность. Но многие из них не понимают, что быть самостоятельным — значит каждодневно преодолевать себя, воспитывать в себе силу воли, не поддаваться слабостям и нести ответственность за свои поступки.

Я прочитаю вам описание до боли знакомой ситуации, свидетелями которой вы не раз становились в своей жизни.

Во дворе группа подростков курит и выпивает. Проходящий мимо мальчик получает предложение присоединиться к ним. Он отказывается и в ответ слышит: «Куда ему, малявка еще!»

— Проанализируйте ситуацию.

— Можно ли назвать «отважных» подростков самостоятельными?

— Если нет, как бы вы назвали их поведение?

— К чему впоследствии могут привести подобные поступки?

(Ответы учеников.)Действительно, такое поведение свидетельствует о самонадеянности, безответственности, но никак не связано с самостоятельностью.

Проблемный вопрос. Всегда ли самостоятельность приносит пользу?

— Разделитесь на две группы. Первая группа готовит аргументы в защиту утверждения «Самостоятельность всегда приносит пользу», вторая группа — аргументы против.

(Проверка выполнения задания.)

В подростковом возрасте самостоятельность проявляется и во время дружеского общения. Какую роль играет дружба в жизни подростка?

— Ответить на этот вопрос нам поможет кубик Блума. Работая в группах, продолжите фразы, начало которых написано на гранях кубика, по теме «Дружба». Одна группа задает вопросы, другая — отвечает и наоборот.

— Предложи… (свое толкование понятия «дружба»).

— Назови… (основные черты характера настоящего друга).

— Придумай… (ситуации, в которых проявляется настоящая дружба).

— Почему… (дружба иногда бывает ложной)?

— Объясни… (почему необходимо развивать в себе умения дружить, считаться с другом).

— Поделись… (своими мыслями о пользе дружбы).

(Проверка выполнения задания.)

5. Нужны ли сегодня рыцари

В подростковом возрасте появляется не только стремление дружить, но и интерес человека к другому полу. Так возникает дружба мальчиков с девочками. Но всегда ли вы правильно выстраиваете отношения друг с другом?

Часто вы можете услышать фразы: «Рыцари так себя не ведут» или «Поступай как рыцарь». Но ведь в историческом понимании рыцарь — это всадник в доспехах, с копьем и мечом. В наши дни увидеть коня на улице — большая редкость, а всадников в доспехах — и подавно. Почему же великодушного, благородного и храброго человека часто называют рыцарем?

IV. Закрепление изученного материала

— Обратимся к рубрике «В классе и дома» и выполним следующие задания.

(Ученики делятся на четыре группы и выполняют задания 1, 2, 4 и 5 на с. 21-23 учебника.)

V. Подведение итогов уроков.

Домашнее задание

  1. Прочитать § 2, с. 15-23 учебника.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!