Возрастные особенности первоклассников Переход из дошкольного, в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет. Для кризиса 7 лет характерны: капризы, паясничание детей. Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Дети наряду с радостью, востор- гом или удивлением по поводу происходящего в школе, испыты- вают тревогу, растерянность и напряжение. Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. | Формируется самооценка личности. Первоклассник уже понимает, что оценка его поступков опре- деляется прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. Дети возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные доли больших полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам. Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает главным в его школьной жизни. Период приспособления к требо- ваниям школы у одних первок- лассников длится 1 месяц, у других 1 четверть, у 3-их рас- тягивается на 1-ый учебный год. | Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма первоклассника могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура. Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Поведение нередко отличается неорганизованностью, несоб- ранностью, недисциплинированностью. Для детей характерна высокая утомляемость |
Чем можно помочь первокласснику? Будьте искренне заинтересованы в школьных делах ребенка. Серьезно отнеситесь к его первым достижениям и возможным трудностям. Ребенок может ошибаться, это нормально. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Помните, что похвала и эмоцио- нальная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения ребенка. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. | Серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддер- жка – поможет почувствовать значимость своей деятельности, способствует повышению са- мооценки ребенка, его уверенности в себе. Если вас что – то беспокоит в поведении ребенка, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. | «Возрастные особенности первоклассников» |
Возрастные особенности второклассников Период адаптации ребенка к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и со сверстниками закончен. Маленький школьник уже хорошо представляет себе, что ждет его в школе. Повышается критичность школьника к себе и к своим поступкам. Возрастает способность ориентироваться на качество результатов своей учебной деятельности. Ребенок упражняет свою волю к достижению учебных целей. Младший школьник теперь ученик, ответственный человек, с ним советуются, с ним считаются. | Трудности, которые могут быть у второклассника Во втором классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Возможны проявления неуверенности в себе, связанная с ограниченной возможностью детей оценить результаты своего труда. Возможны конфликты со сверстниками, с одноклассниками, дети разные по характеру по темпераменту, разная культура речевого и эмоционального общения, разная воля . | Чем помочь ребенку? Обсуждайте проблемы школьных оценок (процесса оценивания), и отметок и отношение к ним детей. Без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы ( Почему ему «5»,а мне «3»). Не выстраивайте свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости, от отметок. Верьте в возможности своего ребенка, оказывайте реальную помощь в учебе. Приучайте ребенка к самостоятельности, оказывайте помощь в выполнении домашнего задания лишь в том случае если ребенок сам вас об этом попросит. |
Эмоциональная поддержка – поможет почувствовать значимость своей деятельности, способствует повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка. Если вас что – то беспокоит в поведении ребенка, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. | | «Возрастные особенности второклассников» |
Возрастные особенности третьеклассников Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Дети начинают действительно осознанно относиться к учителю, проявлять активный интерес к познанию. Возрастает способность ориентироваться на качество результатов своей учебной деятельности В этот период происходит активное интеллектуальное развитие. Активно развивается способность управлять своим вниманием, памятью, мышлением. | Трудности, которые могут возникнуть третьеклассников Могут возникнуть трудности с запоминанием из-за возрастающего объема учебного материала. Могут возникнуть трудности с чтением. Некоторые дети не любят читать, плохо владеют техникой чтения, отсутствует навык чтения. | Чем можно помочь третьекласснику? Развивайте внимание ребенка с помощью игр, заданий и упражнений. Продемонстрировать детям различные виды запоминания: Помогите ребенку полюбить читать: -Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию. -Показывайте, что вы цените чтение. -В доме должна быть детская библиотека. -Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе |
-Почаще спрашивайте мнение детей о книгах которые они читают. -Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения. -Пусть дети читают каждый вечер в постели перед тем, как уснуть. Не выстраивайте свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости, от отметок. Эмоциональная поддержка – поможет почувствовать значимость своей деятельности, способствует повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе. Если вас что – то беспокоит в поведении ребенка, обращайтесь за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. | | «Возрастные особенности третьеклассников» |
Возрастные особенности четвероклассников Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. В это время у детей заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. У большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы, который проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно. К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше. Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности. А если у ребенка никаких особенных предпочтений и интересов не обнаруживается? У четвероклассников формируется произвольность познавательных процессов: внимания, памяти. Важнейшим новообразованием является познавательная рефлексия: способность к осознанию причин учебных успехов и неудач. Развивается личностная рефлексия. Ребенок начинает осознавать свои права и обязанности. Самооценка становится устойчивой. Более зрелым становится общение. К значимым взрослым дети начинают относиться как к обычным людям, имеющим свои достоинства и недостатки. Сверстники становятся более значимыми. Их мнение становится более важным, чем мнение взрослых. Развивается сотрудничество, формируется способность интересоваться другими людьми и принимать участие в их делах. Активизируется межполовое общение. Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение. | Трудности, которые могут возникнуть у четвероклассника Приучайте его к самостоятельности постепенно. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка. Если вас что – то беспокоит в поведении ребенка, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. . | «Возрастные особенности четвероклассников» |