Уважаемые родители!
Часто конфликты разрешаются неверно, а это разрушает основы семейных взаимоотношений: возникает неприязнь друг к другу, чувство ненависти, травмируется психика, нарастают стрессовые состояния и в таких ситуациях более страдают дети.
Попытайтесь, осмыслить предложенные вопросы и ВАМ будет легче адекватно вести себя в конфликте.
Хочу ли я благоприятного исхода конфликта для нас обоих?
Вместо того, чтобы думать, «как это могло быть», вижу ли я новые возможности в том, что есть?
Как бы я чувствовал себя на его(ее) месте?
Что он(она) пытается сказать?
Выслушал(а) ли я его(ее) как следует?
Что я хочу изменить?
Как я могу сказать это без обвинений и нападок?
Не злоупотребляю ли властью?
Что я чувствую?
Возлагаю ли я на кого – то вину за свои чувства?
Поможет ли это делу, если я расскажу ему(ей) о том, что я чувствую?
Что я хочу изменить?
Избавился ли я от желания наказать его(ее)?
Что я могу сделать, чтобы лучше владеть моими чувствами? (Например, выразить свои чувства на бумаге, поговорить с другом, потрудиться и др.).
Хочу ли я разрешить конфликт?
ГБУСОН РО СРЦ с. Дубовское
ПАМЯТКА
для родителей
«Правила общения
при конфликте с ребенком»
«от любви до ненависти один шаг, а от ненависти до любви – километры шагов»
СЕНЕКА
Правила общения при конфликте с ребенком
Будучи в позиции слушающего:
- не отвлекайтесь, победите то, что мешает вам сосредоточиться.
- проявляйте терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте; прежде чем что – то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это; помните, что ваша задача как слушающего – помочь ребенку в выражении, высказывании своих проблем; поддержите ребенка одобрительным жестом, словами – это даст ему возможность чувствовать себя уверенно.
-покажите ребенку, что вы поняли его, перескажите своими словами его мысли, начиная со слов «Как я тебя понял…», «По твоему мнению…», «Ты считаешь…»,
«Ты наверное расстроен тем, что…».
- не давайте оценок ребенку: если вы будете оценивать его чувства, то он станет защищаться или противоречить вам; старайтесь действительно понимать ребенка;
- не давайте советов: помните, что лучше решения в конфликте – это те, к которым участники приходят сами,
а не те, которые им кто – то подсказал; часто бывает трудно побороть желание дать совет, особенно когда ребенок может рассчитывать на него с самого начала – и все же пусть ребенок совершит достаточную душевную работу по самостоятельному поиску выхода из трудной ситуации. Попытайтесь вместе с ним определить, что следует сделать. Лучше, если это будут «пошаговые» действия (во - первых, во – вторых и т.д.)
- утолите «тактильный голод» ребенка – обнимите, прижмите его к себе, потормошите. Это способствует появлению у него чувства защищенности, уверенности
в себе.
Будучи с позиции говорящего:
- не обвиняйте – не говорите, что все произошло из – за недостатков ребенка, и не обвиняйте кого – то в том, что случилось;
- не придумывайте – не говорите ребенку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что – то скажет;
- не защищайтесь – сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно, и только после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребенок;
не характеризуйте – не описывайте личность ребенка, тем более говоря «ты невнимателен, эгоистичен, неопытен, молод и т.п. старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу;
- не обобщайте – избегайте использования слов «всегда», «иногда» в описании поведения ребенка, приводите в пример конкретные факты в ситуации, которые вы оба с ребенком хорошо помните.
Я уверенна в вашей родительской мудрости и в новых подходах к разрешению конфликта, которыми вы овладеете с помощью этой памятки, и Вам хватит сил, чтобы устоять перед соблазном быть в конфликте с ребенком авторитарным и негибким.
ПУСТЬ ВСЕ У ВАС ПОЛУЧИТСЯ!