СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка " Пути развития учебной мотивации"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В памятке указаны пути развития учебной мотивации обучающихся для повышения эффективности обучения.

Просмотр содержимого документа
«Памятка " Пути развития учебной мотивации"»

В помощь педагогу ДО



Памятка

Пути развития учебной мотивации


Рекомендация 1.

Осмысленная деятельность педагога - осмысленное обучение.

  • Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения. Педагог должен добиться доверительных взаимоотношений с обучающимися для того, чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы. Любые действия должны быть осмысленными. Это относится и к тому, кто требует действия от других.


Рекомендация 2.

Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.

  • Для «включения» обучающихся в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им и нашли отклик в его переживаниях.

  • Развитие внутренней мотивации - это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому, часто в практике родителей и педагогов используются такие «подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания.


Рекомендация 3.

Стратегия «Положительная мотивация».

Запомните четыре самых неэффективных мотивационных стиля.

  • Мотивационный стиль «диктатор». Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Человек, применяющий этот подход, часто использует слова типа «необходимо», «должен» или «обязан». Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мотивировать себя и других, перейдя на приглашения вместо приказаний. О важности голосовой модуляции написано немало, поэтому сдвиг к приятной, завлекающей интонации производит большое изменение - как и смена формулировок на «было бы здорово», «было бы полезно», «мы хотим».

  • Мотивационный стиль «Вообрази выполнение». Многие обучающиеся застревают на мысли о том, каково это — выполнять задачу (выполнить задание, найти ответ, вспомнить материал), вместо того чтобы увидеть эту проблему выполненной. Таких ребят легче всего вывести из состояния переживания выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение задания, то есть опять вступает в силу положительная мотивация. Это одна из самых трудных категорий неэффективных мотивов, поэтому иногда полезно дать совет обучающемуся отложить выполнение данного задания, вызывающее затруднение.

  • Мотивационный стиль перегрузки. Некоторые обучающиеся склонны представлять всю задачу или весь ответ как одну огромную, угрожающую массу работы — и, естественно, чувствуют себя перегруженными. Ощущая себя перегруженным, человек

В помощь педагогу ДО



Памятка

Пути развития учебной мотивации


Рекомендация 1.

Осмысленная деятельность педагога - осмысленное обучение.

  • Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения. Педагог должен добиться доверительных взаимоотношений с обучающимися для того, чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы. Любые действия должны быть осмысленными. Это относится и к тому, кто требует действия от других.


Рекомендация 2.

Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.

  • Для «включения» обучающихся в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им и нашли отклик в его переживаниях.

  • Развитие внутренней мотивации - это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому, часто в практике родителей и педагогов используются такие «подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания.


Рекомендация 3.

Стратегия «Положительная мотивация».

Запомните четыре самых неэффективных мотивационных стиля.

  • Мотивационный стиль «диктатор». Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Человек, применяющий этот подход, часто использует слова типа «необходимо», «должен» или «обязан». Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мотивировать себя и других, перейдя на приглашения вместо приказаний. О важности голосовой модуляции написано немало, поэтому сдвиг к приятной, завлекающей интонации производит большое изменение - как и смена формулировок на «было бы здорово», «было бы полезно», «мы хотим».

  • Мотивационный стиль «Вообрази выполнение». Многие обучающиеся застревают на мысли о том, каково это — выполнять задачу (выполнить задание, найти ответ, вспомнить материал), вместо того чтобы увидеть эту проблему выполненной. Таких ребят легче всего вывести из состояния переживания выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение задания, то есть опять вступает в силу положительная мотивация. Это одна из самых трудных категорий неэффективных мотивов, поэтому иногда полезно дать совет обучающемуся отложить выполнение данного задания, вызывающее затруднение.

  • Мотивационный стиль перегрузки. Некоторые обучающиеся склонны представлять всю задачу или весь ответ как одну огромную, угрожающую массу работы — и, естественно, чувствуют себя перегруженными. Ощущая себя перегруженным, человек склонен откладывать выполнение работу. Таким обучающимся следует помочь разбить задачу на серию меньших шагов, которые приведут к выполненной задаче.


Рекомендация 4

Как помочь обучающемуся выйти из состояния «выученной беспомощности».

  • Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний и самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название «выученная беспомощность».

  • Как педагог может помочь ребенку выйти из этого состояния? Исследования показали, что чаще всего выделяются 4 причины неуспеха: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность усилий.

Лучшее, что может сделать педагог в ситуации неуспеха обучающегося- это объяснить неуспех недостаточностью затраченных им (обучающимся) усилий.


Рекомендация 5.

Эмоциональность занятия стимул или вред?

  • Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии поло­жительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность.

  • Реакция обучающихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью занятия.


Рекомендация 6.

Любознательность и познавательный интерес.

  • Чтобы развивать положительные мотивы обучающихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности - познавательную потребность.

  • Первый начальный уровень этой потребности — это потребность в впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула, что составляет фундамент познавательной потребности.

  • Следующий уровень - потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению, но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер.

  • На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности. В процессе обучения педагогу важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: младшего возраста - любознательность; старшего возраста - потребность в творческой деятельности.


Рекомендация 7.

Взаимоотношение педагога с обучающимися и учебная мотивация.

Развитие учебной мотивации невозможно, если у педагога не складываются отношения с обучающимися. Для устранения этой ситуации следует установить: во-первых, соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня); во-вторых, условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат); в третьих, характер взаимоотношений педагога с обучающимися.

Бондаренко Е.Э., методист

МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба», г. Новый Уренгой, 2019 г.

склонен откладывать выполнение работу. Таким обучающимся следует помочь разбить задачу на серию меньших шагов, которые приведут к выполненной задаче.


Рекомендация 4

Как помочь обучающемуся выйти из состояния «выученной беспомощности».

  • Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний и самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название «выученная беспомощность».

  • Как педагог может помочь ребенку выйти из этого состояния? Исследования показали, что чаще всего выделяются 4 причины неуспеха: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность усилий.

Лучшее, что может сделать педагог в ситуации неуспеха обучающегося- это объяснить неуспех недостаточностью затраченных им (обучающимся) усилий.


Рекомендация 5.

Эмоциональность занятия стимул или вред?

  • Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии поло­жительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность.

  • Реакция обучающихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью занятия.


Рекомендация 6.

Любознательность и познавательный интерес.

  • Чтобы развивать положительные мотивы обучающихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности - познавательную потребность.

  • Первый начальный уровень этой потребности — это потребность в впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула, что составляет фундамент познавательной потребности.

  • Следующий уровень - потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению, но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер.

  • На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности. В процессе обучения педагогу важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: младшего возраста - любознательность; старшего возраста - потребность в творческой деятельности.


Рекомендация 7.

Взаимоотношение педагога с обучающимися и учебная мотивация.

Развитие учебной мотивации невозможно, если у педагога не складываются отношения с обучающимися. Для устранения этой ситуации следует установить: во-первых, соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня); во-вторых, условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат); в третьих, характер взаимоотношений педагога с обучающимися.

Бондаренко Е.Э., методист

МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба», г. Новый Уренгой, 2019 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!