СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятки по чтению для учащихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Памятки по чтению"-это методический материал для учителя и учащихся начальных классов.

Поможет в работе над литературными произведениями.

Просмотр содержимого документа
«Памятки по чтению для учащихся начальных классов»

ПАМЯТКИ ПО ЧТЕНИЮ:

Взявши в руки книжку, прочитай:

- Заголовок; фамилию автора (знаком ли ты с его произведениями?);

- Где и когда издана книжка, для какого возраста;

- Аннотацию, содержание, пролог (если они есть);

- Рассмотри иллюстрации, кто художник?

- Про что и про кого идет рассказ в книге?

- Хочешь ли ты прочитать ее?



 

УЧИТЕСЬ  ЧИТАТЬ  ПРАВИЛЬНО:

1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.

2. Старайтесь понять то, о чём читаете.

3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.

4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.

5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.

  

ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ:

1. Не берите книги грязными руками.

2. Читайте, сидя за удобным столом.

3. Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном  45 см.

4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.

7. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.

8. Храните книги в закрытых полках.

 

 КАК НАДО ГОТОВИТЬ ЧТЕНИЕ:

 

1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.

2. Прочитайте несколько раз эти слова.

3. Выясните значения всех не понятных слов по словарю или спросите у взрослых.

4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.

  

УЧИТЕСЬ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО:

 

1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.

2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чём читаете.

3. Определите своё (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией.

4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).

5. Читайте, чётко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.

6. Выделите голосом важные места.

 

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО:

 

1. Уметь ровно и глубоко дышать — владеть своим дыханием.

 

2. Уметь говорить звонко, громко, но без крика: так, чтобы тебя далеко было бы слышно.

 

3. Уметь говорить замедленно, протяжно — и быстро, но правильно.

 

4. Отчётливо выговаривать звуки и их сочетания, чтобы каждый звук был хо­рошо слышен! Это дикция; помогут скороговорки. У некоторых детей не получаются звуки Л-Р, С-Ш, Й — надо научиться отчётливо произносить любой звук.

 

5. Понимать полностью то, что читаешь. Понимать характеры действующих лиц  в рассказе, басне, сказке, понимать настроение поэта, написавшего стихотворение. Без ясного, глубокого понимания текста выразительное чтение не получится.

 

6. Уметь различать и придавать своему голосу интонации: радостные и пе­чальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобритель­ные, а также интонации перечисления, выделения, завершения, противопоставле­ния и другие.

 

7. При чтении, при разговоре, особенно в выступлении со сцены, видеть, как тебя слушают, понимают ли тебя, интересно ли твоему слушателю, не скучает ли он, не отвлекается ли.

 

8.  Умение не теряться в случае неудачи, быть настойчивым, упорно работать над собой, над своим голосом, произносительными умениями, добиваться постав­ленной цели.

Как отвечать на вопросы:

  • Прочитать вопросы и задания к тексту, чтобы знать их заранее, и читать текст целенаправленно.

  • Перечитать текст, подмечая те его части, которые понадобятся для ответа на вопросы.

  • Еще раз прочитать текст и найти ответы на все вопросы (пометив их в тексте).

  • Проконтролировать себя: закрыть книгу и ответить на все вопросы своими словами.

Как подготовиться к выразительному чтению:

  • Перечитай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.

  •  Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).

  •  Мысленно представь себе их.

  •  Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова задача твоего чтения).

  • Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства — тон, темп чтения; пометь паузы, логические ударения.

  • Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, совсем ли ты согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.

  • Прочитай текст выразительно.

Как нарисовать словесную картину к рассказу: 

  • Перечитай отрывок из рассказа.

  • Определи, сколько можно нарисовать картинок (о чем каждая из них).

  • Что и кто будут изображены на каждой картинке? Назови.

  • Какие слова в тексте помогут выполнить задание? Подчеркни их.

  • Представь свою картинку.

  • Расскажи о каждой картинке.

Как составить план текста:

  • Внимательно прочитать текст с установкой на составление плана.

  • Выделить смысловые части.

  • Обсудить свой вариант деления текста на смысловые части с товарищем.

  • Составить наглядно-пространственную модель текста.

  • Обозначить словами пункты плана.

  • Прочитать текст повторно и решить, точно ли отражает план основное содержание текста и его структуру.

либо

  • Прочитать текст целиком, обращая внимание на то, как он построен: о чем говорится вначале, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.

  • Разделить текст на смысловые части (одна часть отличается от другой новым содержанием).

  • Определить главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.

  • Перечитать их. Выразить своими словами, что является главным в данной части. Подобрать к ней заголовок.

  • Записать свой заголовок к каждой части.

  • Проверить себя по книге, определить, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли названия, не пропущено ли что-либо важное.

Составление рассказа о герое, событии (выборочный рассказ);

  • Перечитай текст, отметь в нем те отрывки, которые относятся к герою.

  • Определи, о чем говорится в каждом отрывке.

  • Расположи отрывки по порядку, сгруппировав их.

  • Подбери к ним заглавия.

  • Просмотри еще раз отмеченный текст, проверяя, соответствуют ли ему заголовки.

  • Расскажи о герое, пoльзvяcь планом.

Как кратко пересказать прочитанное:

  • Перечитать текст, выделяя в нем основное содержание и запоминая его последовательность.

  • Выделить основные смысловые части текста.

  • Отметить в каждой части главное.

  • Составить план (каждое предложение-заголовок должно отражать основное содержание части), записать его.

  • Перечитать весь текст, держа план перед собой.

  • Пересказать текст с закрытой книгой по плану своими словами так, чтобы на каждый пункт плана ответить 1-им - 3-мя предложениями.

Ты прочитал книжку. После этого:

- Отметь слова, смысл которых тебе не понятен;

- Какая основная мысль книжки (что хотел сказать автор)?

- Чему учит это произведение?

- Сложи план;

- Подготовь пересказ;

- Охотно ли ты читал эту книгу?

- Назови главных героев;

- Что ты узнал про героя прочитанного произведения?

- Захотелось ли тебе прочитать другие произведения этого автора? 


























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!