ПАМЯТКИ ПО ЧТЕНИЮ:
Взявши в руки книжку, прочитай:
- Заголовок; фамилию автора (знаком ли ты с его произведениями?);
- Где и когда издана книжка, для какого возраста;
- Аннотацию, содержание, пролог (если они есть);
- Рассмотри иллюстрации, кто художник?
- Про что и про кого идет рассказ в книге?
- Хочешь ли ты прочитать ее?
УЧИТЕСЬ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО:
1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.
2. Старайтесь понять то, о чём читаете.
3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.
4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.
5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.
ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ:
1. Не берите книги грязными руками.
2. Читайте, сидя за удобным столом.
3. Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45 см.
4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.
7. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.
8. Храните книги в закрытых полках.
КАК НАДО ГОТОВИТЬ ЧТЕНИЕ:
1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.
2. Прочитайте несколько раз эти слова.
3. Выясните значения всех не понятных слов по словарю или спросите у взрослых.
4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.
УЧИТЕСЬ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО:
1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.
2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чём читаете.
3. Определите своё (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией.
4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).
5. Читайте, чётко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.
6. Выделите голосом важные места.
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО:
1. Уметь ровно и глубоко дышать — владеть своим дыханием.
2. Уметь говорить звонко, громко, но без крика: так, чтобы тебя далеко было бы слышно.
3. Уметь говорить замедленно, протяжно — и быстро, но правильно.
4. Отчётливо выговаривать звуки и их сочетания, чтобы каждый звук был хорошо слышен! Это дикция; помогут скороговорки. У некоторых детей не получаются звуки Л-Р, С-Ш, Й — надо научиться отчётливо произносить любой звук.
5. Понимать полностью то, что читаешь. Понимать характеры действующих лиц в рассказе, басне, сказке, понимать настроение поэта, написавшего стихотворение. Без ясного, глубокого понимания текста выразительное чтение не получится.
6. Уметь различать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, выделения, завершения, противопоставления и другие.
7. При чтении, при разговоре, особенно в выступлении со сцены, видеть, как тебя слушают, понимают ли тебя, интересно ли твоему слушателю, не скучает ли он, не отвлекается ли.
8. Умение не теряться в случае неудачи, быть настойчивым, упорно работать над собой, над своим голосом, произносительными умениями, добиваться поставленной цели.
Как отвечать на вопросы:
Прочитать вопросы и задания к тексту, чтобы знать их заранее, и читать текст целенаправленно.
Перечитать текст, подмечая те его части, которые понадобятся для ответа на вопросы.
Еще раз прочитать текст и найти ответы на все вопросы (пометив их в тексте).
Проконтролировать себя: закрыть книгу и ответить на все вопросы своими словами.
Как подготовиться к выразительному чтению:
Перечитай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.
Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).
Мысленно представь себе их.
Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова задача твоего чтения).
Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства — тон, темп чтения; пометь паузы, логические ударения.
Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, совсем ли ты согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
Прочитай текст выразительно.
Как нарисовать словесную картину к рассказу:
Перечитай отрывок из рассказа.
Определи, сколько можно нарисовать картинок (о чем каждая из них).
Что и кто будут изображены на каждой картинке? Назови.
Какие слова в тексте помогут выполнить задание? Подчеркни их.
Представь свою картинку.
Расскажи о каждой картинке.
Как составить план текста:
Внимательно прочитать текст с установкой на составление плана.
Выделить смысловые части.
Обсудить свой вариант деления текста на смысловые части с товарищем.
Составить наглядно-пространственную модель текста.
Обозначить словами пункты плана.
Прочитать текст повторно и решить, точно ли отражает план основное содержание текста и его структуру.
либо
Прочитать текст целиком, обращая внимание на то, как он построен: о чем говорится вначале, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
Разделить текст на смысловые части (одна часть отличается от другой новым содержанием).
Определить главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.
Перечитать их. Выразить своими словами, что является главным в данной части. Подобрать к ней заголовок.
Записать свой заголовок к каждой части.
Проверить себя по книге, определить, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли названия, не пропущено ли что-либо важное.
Составление рассказа о герое, событии (выборочный рассказ);
Перечитай текст, отметь в нем те отрывки, которые относятся к герою.
Определи, о чем говорится в каждом отрывке.
Расположи отрывки по порядку, сгруппировав их.
Подбери к ним заглавия.
Просмотри еще раз отмеченный текст, проверяя, соответствуют ли ему заголовки.
Расскажи о герое, пoльзvяcь планом.
Как кратко пересказать прочитанное:
Перечитать текст, выделяя в нем основное содержание и запоминая его последовательность.
Выделить основные смысловые части текста.
Отметить в каждой части главное.
Составить план (каждое предложение-заголовок должно отражать основное содержание части), записать его.
Перечитать весь текст, держа план перед собой.
Пересказать текст с закрытой книгой по плану своими словами так, чтобы на каждый пункт плана ответить 1-им - 3-мя предложениями.
Ты прочитал книжку. После этого:
- Отметь слова, смысл которых тебе не понятен;
- Какая основная мысль книжки (что хотел сказать автор)?
- Чему учит это произведение?
- Сложи план;
- Подготовь пересказ;
- Охотно ли ты читал эту книгу?
- Назови главных героев;
- Что ты узнал про героя прочитанного произведения?
- Захотелось ли тебе прочитать другие произведения этого автора?