СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятки по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятки к уроку "Литературное чтение".

Просмотр содержимого документа
«Памятки по литературному чтению»


КАК НУЖНО РАБОТАТЬ С КНИГОЙ

  1. Не бери книгу грязными руками. Читай, сидя за удобным столом, на удобном стуле, следи за осанкой.

  2. Держи книгу на расстоянии 30—40 см от глаз.

  3. Не делай в книге пометок (особенно ручкой). Пользуйся закладкой.

  4. Следи за тем, чтобы освещение было доста­точно сильным. Свет должен падать с левой стороны.

  5. Не читай на ходу, в транспорте, лёжа.

  6. Делай перерыв через каждые 20—30 минут чтения,

Чередуй чтение с физическими упражнениями, зарядкой для глаз.

  1. Храни книги на закрытых полках.


РАБОТА НАД ТЕКСТОМ

  1. Прочитай текст. Отметь слова и выражения, при чтении которых тобой были допущены ошибки.

  2. Прочитай эти слова и выражения несколько раз.

  3. Выясни значение незнакомых тебе слов по словарю.

  4. Прочитай текст ещё раз, перескажи его.


РАБОТА НАД РАССКАЗОМ

  1. Как называется рассказ? Кто его автор?

  2. Прочитай рассказ. Выясни, когда происхо­дили события, которые в нём описаны.

  3. Назови действующих лиц (героев) рассказа. Что тебе о них известно?

  4. Что произошло с героями? Как они себя вели в этих ситуациях? Кто из действующих лиц тебе понравился и чем?

  5. Какие мысли и переживания вызвал у тебя этот рассказ?

РАБОТА НАД СКАЗКОЙ

  1. Как называется сказка? Кто её автор?(Авторская или народная).

  2. Перечитай сказку. Какая она (о животных, бытовая или волшебная)?

  3. Назови героев сказки. Какие они?

  4. Какие события описываются в сказке?

  5. Кто побеждает в конце сказки? Почему?

  6. Как автор сказки (если она авторская) отно­сится к своим героям? Докажи.

  7. Что из этой сказки запомнилось тебе боль­ше всего?

  8. Чему учит эта сказка?

РАБОТА НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ

  1. Как называется стихотворение? Кто его автор?

  2. Прочитай стихотворение. О чём оно?

  3. Прочитай стихотворение ещё раз. Попро­буй сделать к нему словесные рисунки. Подумай, какие строки из стихотворения можно использовать как подписи к ним.

  4. С помощью каких слов и выражений автор описал картины природы, героев произве­дения?

  5. Какие чувства хотел передать поэт в своём стихотворении?

  6. Что в стихотворении понравилось тебе боль­ше всего?

  7. Какие средства выразительности использовал автор

(сравнения, описания, образные выражения).

  1. Подготовься к выразительному чтению сти­хотворения.

  2. Когда будешь читать стихотворение наизусть:

  • сначала скажи, как называется стихотворение,

кто его автор;

  • не спеши, делай паузы, там, где стоят знаки препинания;

  • представляй то, о чём рассказываешь.

  • пытайся передать слушателям своё настроение.


РАБОТА НАД БАСНЕЙ

  1. Как называется басня? Кто её автор?

  2. Прочитай басню. Какие события в ней опи­сываются?

  3. Назови главных героев басни. Какие они? Как их описывает автор?

4.Подумай, что хотел сказать автор с помо­щью героев

басни.

  1. Найди и прочитай мораль басни. Как ты её понимаешь?

  2. Подготовься к выразительному чтению басни.

(Смотри выразительное чтение стихотворения наизусть)


РАБОТА НАД КРАТКИМ

ПЕРЕСКАЗОМ ТЕКСТА

  1. Прочитай текст.

  2. Раздели его на части.

  3. Выдели в каждой части самое главное.

  4. Составь план текста. Запиши.

  5. Кратко перескажи текст по плану.

  6. Подумай, нельзя ли пересказать текст ещё короче,

но не упуская главного.



СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ТЕКСТА

  1. Прочитай текст.

  2. Раздели его на части.

  3. Определи главное в каждой части. Мыслен­но сделай рисунок к каждой части.

  4. Подбери и запиши заголовок к каждой час­ти (самостоятельно или с помощью слов из текста).

  5. Перескажи текст (подробно или кратко).

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА

О ГЕРОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  1. Прочитай произведение.

  2. Подумай, о ком из героев ты будешь составлять рассказ.

  3. Отметь отрывки, в которых описываются действия (поведение, размышления, переживания) выбранного тобой героя.

  4. Подумай, как ты объединишь в рассказе от­меченные отрывки.

  5. Продумай последовательность событий в своём рассказе.

  6. Составь план рассказа. Проверь, не упустил ли ты что-то важное.

  7. Расскажи о герое произведения по плану. В конце выскажи своё отношение к герою.

СЛОВАРЬ

Аннотация — краткое изложение содержания книги, статьи и т. п.

Басня-краткий иносказательный нравоучительный

рассказ, стихотворение. Часто героями басни выступают животные, в образах которых можно увидеть людей. Главную мысль автор высказывает в морали.

Мораль — логический, поучительный вывод (в басне).

Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами. Каждая фраза диалога пишется с новой строки.

Жанр-вид художественных произведений (рассказ, сказка, стихотворение, басня, былина, пословица, поговорка, за­гадка, песня, закличка, считалка, скороговорка).

Краткий пересказ — передача основного содержания текста, без подробностей.

Монолог — речь одного лица.

Научный стиль речи — точная передача научных сведений о чём-либо.

Описание-тип текста, в котором описываются какие-либо признаки предмета, рассказывается, какой он.

Персонаж (герой) — действующее лицо в литературном про­изведении.

План — наиболее сжатое изложение содержания текста.

Подробный пересказ — последовательное и подробное изло­жение всех событий, описанных в тексте.

Стихотворение — небольшое поэтическое произведение в стихах.

Текст — любая записанная речь (литературное произведение); это и рассказ, и сказка, и стихотворение. В каждом текс­те есть тема, основная мысль, часто — заголовок.

Тема — основное содержание текста.

Идея – то главное, что хотел сказать автор в своём

произведении, чему хотел бы научить читателя.

Цитата — точная выдержка из текста.

Эпитет — образное определение лица, предмета, явления: «Белеет парус одинокий» (М. Ю. Лермонтов).





Скачать

© 2018 534 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!