СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Папка-передвижка " ВЕСНА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационная папка-передвижка для родителей старших групп детского сада на тему "Весна"

Просмотр содержимого документа
«папка-передвижка " ВЕСНА"»

ТЕМА «ВЕСНА»


Дети должны знать:

— первые приметы весны в природе;

— что произошло со снегом, как весной изменились реки, как выглядит весеннее небо, как изменилась продолжительность дня и ночи;

— как выглядят деревья и трава весной;

— как животные и птицы встречают весну;

— чем занимаются весной люди, как меняется одежда;

— что такое ранняя — поздняя весна, в чем их отличие.

Расширение словарного запаса детей:

названия: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, начало, конец, проталины, лужи, ручьи, льдины, ледоход, скворечник, птицы (перелетные), гнезда, почки, листочки, трава, подснежники, пролес­ки, поля, сады, огороды, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, рассада, сережки, сосульки, погода, гром, молния, гроза, солнце;

признаки: ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радо­стная, дождливая, звонкая, шумный, говорливый, быстрый, журча­щий, веселый, волшебная, цветущая, поющая, голосистые, перелет­ные, краснощекие, проворные, березовый, нежные;

действия: наступила, пришла, трещит, ломается, крошится, грохочут, журчат, пробивается, набухают, лопаются, распускаются, расцветают, просыпаются, прилетают, щебечут, поют, кричат, вьют гнезда, вы­водят птенцов, гремит, громыхает, сверкает, греет, припекает, светит, пригревает, темнеет, сеют, ласкает, зеленеет, цветет, радует, бурлит.










Материал для запоминания


Весенние месяцы — март, апрель и май. Весной солнце под­нимается все выше, светит ярче в голубом безоблачном небе. С крыш свисают сосульки, в полдень, когда солнышко пригре­вает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя ка­пель, бегут, журчат ручейки. На полянах и пригорках появля­ются проталины.

Реки, озера и пруды очищаются ото льда. Горячее весеннее солнце растапливает лед и снег. На деревьях и кустарниках на­бухают почки и проклевываются первые листочки. В лесах, на полях и лугах раскрываются весенние цветы: мать-и-мачеха, под­снежник, медуница, калужница, хохлатка.

Просыпаются после долгой зимы насекомые. Возвращаются из теплых краев на родину перелетные птицы. Первыми прилета­ют грачи, затем скворцы, трясогузки, жаворонки.

Заканчивается зимняя спячка зверей. Из берлоги выходит мед­ведица с подросшими медвежатами и бродит по лесу в поисках пищи: вырывает из земли луковицы и корневища растений, ищет личинки. У волчицы, лисицы, зайчихи, ежихи, бельчихи тоже появ­ляются малыши.

Взрослые звери линяют, зимняя шерсть заменяется на летнюю, а белка и заяц изменяют и цвет своей шубки.

Весной у людей много работы. В поле готовят почву для посе­вов и сеют рожь, ячмень, просо. В огородах — укроп, морковь, лук. В садах и парках обрезают сухие сучки и ветки, сажают деревца, украшают клумбы красивыми цветами.







«Назови ласково»


Образование существительных

с уменьшительно-ласкательными суффиксами


Дети — детки — деточки;

семья — семейка;

мама — маменька, мамулечка, матушка;

папа — папочка, папуленька, папулечка;

сын — сыночек, сынуля, сыночка; дедушка — дедулечка;

бабушка — бабулечка;

дочь — дочка — доченька, дочуленька;

внук — внучек, внучок;

внучка — внученька;

сестра — сестричка, сестреночка;

брат — братик.



«Закончи предложения»


Склонение существительного


У каждого малыша есть ... (мама).

Каждый человек любит свою ... (маму).

На свете очень трудно жить без ... (мамы).

На праздник 8 Марта мы дарим подарки и цветы ... (маме).

Я люб­лю гулять со своей ... (мамой).

Я очень горжусь своей ... (ма­мой).





Поиграем


«Один — много»


Образование множественного числа существительных в име­нительном и родительном падежах


Семья — семьи — много семей, ребенок — дети — детей,

работа — работы — много работы (работ),

мама — мамы — мам,

папа — папы — пап,

дедушка — дедушки — дедушек,

бабушка — бабушки — бабушек,

сын — сыны (сыновья) — сынов (сыновей),

дочь — дочери — дочерей,

сестра — сестры — сестер,

брат — братья — братьев,

внук — внуки — внуков,

младенец — младенцы — младенцев,

цветок — цветы — цветов,

подарок — подарки — подарков,

праздник — праздники — праздников.



«Назови, чей?»


Образование притяжательных прилагательных


Мама — (значит, ты чей? чья?) мамин(а); папа — папин (а), бабушка — бабушкин(а), дедушка — дедушкин (а), дядя —дядин (а), тетя — тетин (а).


«Назо­ви, какой?»


Образование простых причастий и прилагательных


Жить — живущий, расти — растущий, любить — любимый, уважать — уважаемый, гладить — глаженый, стараться — старательный, заботиться — заботливый, отдыхать — отдыхающий.


«Беседа о семье»


Поиск соответствующего понятия


Как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку? Кто ты маме? (Сын, дочь.) Кто ты бабушке? (Внук, внучка.) Кто старше: мама или бабушка? Кто младше: папа или дедушка? Как зовут членов семьи?













Дети должны знать:

— что наша Родина — Россия, живущие в России люди — россияне;

— значение слов «Отечество», «Родина», «защитник»;

— названия военных профессий, чем занимаются люди каждой военной профессии;

— какой техникой управляют военные разных профессий;

— из каких предметов состоит форма моряка, летчика, десантника.

Расширение словарного запаса детей:

названия: танкист, летчик, моряк, вертолетчик, десантник, погра­ничник, пехотинец, артиллерист, ракетчик, пулеметчик, кавалерист, воин, солдат, герой, защитник, боец, танк, ракета, вертолет, самолет, катер, корабль, крейсер, орудие, ружье, пулемет, пушка, пистолет, разведка, дозор, граница, парашют, кавалерия, каска, шлем, пилотка, подводная лодка, шашка, меч, кольчуга, щит, море, космос, Родина, Россия, Отчиз­на, Русь, Отечество, Москва, знамя, герб, флаг, сила, смелость, ловкость;

признаки: смелый, храбрый, бесстрашный, доблестный, мужествен­ный, военный, трудная, почетная, опасная, героический, отважный, нужный, необходимый, внимательный, заботливый, ловкий, сильный;

действия: охранять, беречь, любить, заботиться, защищать, со­хранять, гордиться, трудиться, воевать, биться, драться, сражаться, маршировать, стрелять, летать, прыгать, добывать, следить







«Один — много»

Образование множественного числа существительных

в име­нительном и родительном падежах

Танкист — танкисты — танкистов, летчик — летчики — летчиков, моряк — моряки — моряков, солдат — солдаты — много солдат, воин — воины — воинов, герой — герои — героев, ракета — ракеты — ракет, шашка — шашки — шашек, пилотка — пилотки — пилоток, лодка — лодки — лодок, пехотинец — пехотинцы — пехотинцев, десантник — десантники — десантников, пограничник — пограничники — пограничников.


«Посчитай»

Образование существительных множественного числа

в име­нительном и родительном падежах

Один солдат — два солдата — пять солдат,

один матрос — два матроса — пять матросов,

один пехотинец — два пехотинца — пять пехотинцев,

один летчик — два летчика — пять летчиков,

один парашютист — два парашютиста — пять парашютистов,

одна пушка — две пушки — пять пушек,

один пистолет — два пистолета — пять пистолетов,

одно ружье — два ружья — пять ружей.





Без друга в жизни туго.

Один за всех и все за одного.

У страха глаза велики.

Век живи – век учись.

Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет.

Есть еще порох в пороховницах.

Один в поле не воин.

Победителей не судят.

Семеро одного не ждут.

Терпи казак – атаманом будешь.

Виден сокол по полету.

Береженого бог бережет.

В правде – сила.

Дал слово – держи.

Нет друга – ищи, нашел – береги.





Дорогие наши папы, дедушки,

дяди и братья!

Поздравляем вас

С Днем защитников Отечества!


Этот праздник в разные годы имел разные названия. Сегодняшнее – День защитников Отечества – дает повод поздравить всех воинов и почтить память героев прошлых сражений, ведь воины, защитники Отечества, есть в каждой семье.


Славной Армии страны

Наш привет от детворы!












«Назови по образцу»

Образование существительного, обозначающего профессию

Артиллерия — артиллерист, вертолет — вертолетчик, кавалерия — ... , пехота — ... , разведка — ... , танк — ... , пулемет — ... , десант — ... , граница — ... , море — ... , парашют — ... , ракета — ... , космос — ....

«Кто что делает?»

Поиск соответствующего понятия

Пограничник охраняет границу, танкист управляет танком, моряк ... , десантник ... , пулеметчик ... .

«Чем похожи и чем отличаются?»

Построение монолога

Самолет и вертолет; танк и бронетранспортер; катер и подводная лодка.





«Для мамы»

Г. Бойко


Сказал мне папа:

— Мила, А ты не позабыла?

У мамы праздник!

— Знаю! Платочек вышиваю.

С каемкою, с цветами,

Своей любимой маме.


«Март»

Ю. Коринец


Третий месяц у ворот

— Это к солнцу поворот.

Зимний сторож Снеговик

Ежится, мрачнеет.

Старый, к холоду привык,

Он в тепле худеет.

Верба за моим окном

Почки распустила —

Раньше всех в краю родном

Расцвести решила.

Принесу я ветку в дом

И на стол поставлю.

Завтра утром с женским днем

Маму я поздравлю.





«Назови ласково»

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ным суффиксом


Проталина — проталинка,

лужа — лужица,

ручей — ручеек,

льдина — льдинка,

гнездо — гнездышко,

почка — почечка,

лист — листочек,

трава — травка, травушка,

поле — полюшко,

солнце — солнышко,

луч — лучик,

пень — пенек,

весна — веснушка,

огород — огородик,

луг — лужок,

облако — облачко,

дерево — деревце.


«Один — много»

Образование существительных множественного числа

в родительном падеже


Месяц — месяцев,

весна — весен,

проталина — проталин,

лужа — луж,

ручей — ручьев,

льдина — льдин,

птица — птиц,

гнездо — гнезд,

почка — почек,

листья — листьев,

трава — трав,

подснежник — подснежников,

поле — полей,

сад — садов,

грядка — грядок,

луч — лучей,

сосулька — сосулек,

дерево — деревьев.


«Что делает? Что делают?»

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом


Трава (что делает?) пробивается, зеленеет, растет, сохнет, вянет, желтеет, радует;

солнце, сосульки, ручей, почки, листья, птицы, деревья, сады, яблони.


«Скажи со словом "весенний"»

Образование прилагательных

женского, мужского,

среднего рода


День (какой?) — весенний, погода (какая?) — весенняя, настроение (какое?) — весеннее.

Так же со словами: дождь,

гроза, солнце, месяцы, лес,

трава, небо, цветы.















В первый месяц весны, Восьмого марта, весь мир отмечает жен­ский праздник (праздник мам и бабушек). Самое прекрасное сло­во на земле — мама. Это первое слово, которое произносит чело­век, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце — в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет — пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.












ТЕМА «СЕМЬЯ. ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ — 8 МАРТА»


Расширение словарного запаса детей:

названия: семья, родители, родственники, дети, работа, забота, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка, утро, день, вечер, младенец, племянница, тетя, дядя, подарок, сюрприз, празд­ник, весна, март, цветы, мимоза, тюльпан;

признаки: родная, любимая, заботливая, взрослые, маленькие, боль­шие, старшие, младшие, молодые, старые, ласковая, стройная, умная, красивая, внимательная, серьезная;

действия: жить, заботиться, расти, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, стирать, убирать, гладить, читать, отдыхать, зани­маться, завтракать, обедать, ужинать, жалеть, поздравить, дарить, ма­стерить, шить, вязать, вышивать.



«Опиши, какая (какой),

что делает?»


Поиск соответствующих понятий


Мама — веселая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная, работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьет, моет;

бабушка — ... ;

дедушка — ... ;

папа — ... ;

брат — ... ;

сестра — ....


«Расскажи о семье по плану»


Построение монолога:


1) сколько в семье человек;

2) с кем живет ребенок (если неполная семья);

3) как зовут родителей (имя, отчество);

4) кем работают родители;

5) сколько лет брату (сестре);

6) в каком классе учится брат (сестра);

7) какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая...).





«Кто кому кто?»


— Бабушка, бабушка, я чья дочка?

— Ты Федина дочь, моего сыночка.

— Мой папа большой, а совсем не сыночек.

— Сыночек. Брат моих дочек.

Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи ?

— Да разве у дочки мы были? У тети!

— Тетю твою я в люльке качала...

— Бабушка, стой, объясни-ка сначала,

Кто мне Наташа и два ее братца?

— Ладно, попробуем разобраться:

Их мама, племянницы мужа сестра,

Маленькой ох была и шустра!

А ты доводишься... Хитрое дело...

— Бабушка, что-то у нас пригорело!

— Тьфу ты, пока я соображала,

Все молоко из кастрюли сбежало.

Я. Аким







Весной


У весны работы много,

Помогают ей лучи:

Дружно гонят по дорогам

Говорливые ручьи,

Топят снег, ломают льдинки,

Согревают все вокруг.

Из-под хвои и травинки

Выполз первый сонный жук.

На проталине цветочки

Золотые расцвели,

Налились, набухли почки,

Из гнезда летят шмели.

У весны забот немало,

Но дела идут на лад:

Изумрудным поле стало,

И сады в цвету стоят.




Материал для запоминания «Весной»


Дни заметно стали длиннее, а ночи короче. Солнце с каждым днем поднимается все выше и выше, греет все сильнее и сильнее. Не стало уже зимних холодов и суровых морозов. Снег потемнел, набух и осел, и образовались на полях черные проталины. По по­лям и лугам побежали, зажурчали, зазвенели, запели весенние ру­чейки. По ночам небольшие лужицы покрывались тонкой прозрач­ной корочкой льда, а днем пригревало солнышко — и лед таял. На крышах домов выросли длинные острые сосульки, которые в полдень под лучами теплого весеннего солнца плакали горькими слезами, провожая зиму. Деревья еще стоят голые и грустные, но на ветках уже набухли и готовы вот-вот лопнуть почки. В возду­хе пахнет весной. Звонко чирикают воробьи, они весело привет­ствуют весну. Из теплых стран в родные края прилетели грачи. Они зимуют недалеко и поэтому первыми возвращаются к род­ным гнездам с громкими и радостными криками: «гра-гра».


«За­кончи правильно предложение»

Образование существительных множественного числа


На дереве гнездо, а на деревьях (что?) ... (гнезда). На ветке сук, а на ветках (что?) ... (сучья). На дворе дерево, а в лесу ... (деревья).

У дерева ствол, а у деревьев ... (стволы).

«Назови, какое, какая?»

Поиск соответствующего понятия, выраженного прилагатель­ными


Солнышко (какое?) — яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласко­вое, блестящее, веселое, большое, радостное, нежное;

травка (какая?) — молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная


«Посчитай»

Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах


Один ручей — два ручья — пять ручьев,

один говорливый ручей — два говорливых ручья — пять говор­ливых ручьев,

одна сосулька — две сосульки — пять сосулек,

одна блестящая сосулька — две блестящие сосульки —пять блестящих сосулек.

Так же со словами: лужа, луч, дерево.






Родителям на заметку

Уважаемые родители!

Гуляя с детьми, обращайте внимание на зимние явления в при­роде. Зимой часто идет снег. Понаблюдайте, как он падает, как во время снегопада снег кружится в воздухе. Спросите детей, куда он ложится. После снегопада покажите, какие высокие сугробы намело на улице, как убирают улицы снегоочистительными ма­шинами. В морозную погоду рассмотрите с детьми отдельные снежинки-звездочки с шестью лучиками: они хорошо видны на темной рукавичке.

Многие дети пытаются пробовать снег. Покажите им, что снег бывает грязный: наберите снег в чашку, в помещении он растает, а на дне останется грязная вода.

Пойдите с детьми на каток, расскажите и покажите, что лед твердый и прозрачный. Каток заливают водой, и она на морозе замерзает, по льду можно кататься на коньках.

Учите детей наблюдать и объяснять такие понятия, как теп­ло или холодно, морозно. Есть ли на небе солнце? (Солнечно, пасмурно.) Идет снег или нет? (Снегопад.) Есть ли ветер? (Вьюжно.)

Во время оттепели покажите, как снег изменится. Спросите, из какого снега лучше делать постройки, лепить снеговика.





В первый месяц весны, Восьмого марта, весь мир отмечает жен­ский праздник (праздник мам и бабушек).

Самое прекрасное сло­во на земле — мама.

Это первое слово, которое произносит чело­век, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце — в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.

И сколько бы ни было тебе лет — пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!