СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паронимы (дидактический материал по русскому языку)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал по русскому языку для 5-6, 10-11 классов. 

Просмотр содержимого документа
«Паронимы (дидактический материал по русскому языку)»



ПАРОНИМЫ

Паронимы ( от греч. para – возле + onyma –имя) – однокоренные слова, близкие по звучанию, но отличающиеся по значению. Как правило, они относятся к одной и той же части речи, но имеют разные аффиксы и не могут заменять друг друга в одном контексте.

В художественной речи намеренное смешение паронимов употребляется для создания комического эффекта, особой выразительности, образности.

Дидактический материал для 10 -11 классов

1. Вставить пропущенный буквы. Устранить речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.

АН..КДОТНЫЙ СЛУЧАЙ

В в..ст..бюле г..стиницы раздавали к..мандированные удост..верения. Днём производилось сов..щание, на котором были приняты к..нструкторские р..шения: пустошь будет застроена, а пустырь вспахан. Оп..здавшим вечером к..мандировочным должны представить неоплатный обед.

Повар был человеком практическим. Апр..бировав борщ, он остался доволен: не зря гл..дел в источник познания – книгу о вкусной и зд..р..венной пище.

И вдруг исключили эл..ктричество. Сквозь обмороженные окна едва проникал потусклый свет. Напр..гая последние усилия, повар дот..нулся до набитой к стене полке и достал св..чу, но та выск..льзнула из руки и припала в к..стрюлю с борщом. П..лковника не было на месте, и бедный повар, восприн..мавший всё близко к сердцу, суд..рожно осмысливал существо происходящего. В конце концов он решил поджечь к..росиновую лампу и преподать гостям вместо борща эффективную закуску, приг..товленную к воскресенскому т..ржеству – свадьбе д..вицы. (П.Галин)



2. Образуйте возможные словосочетания из прилагательных и существительных.

1. Дипломатический – дипломатичный (агент, должность, курьер, миссия, нота, ответ, отказ, отношения, поступок, представительство, шаг, этикет).

2. Логический – логичный (вопрос, вывод, высказывание, доказательство, категория, мнение, мышление, ответ, ошибка, связь, следствие).

3. Практический – практичный (деятельность, занятие, знание, материал, натура, опыт, помощь, работа, цвет, цель, хозяйка).

4. Тактический – тактичный (женщина, задача, замечание, обращение, поведение, разногласие, совет, учение).

5. Реалистический – реальный (взгляд на жизнь, возможность, действительность, живопись, искусство, план, положение дел, преимущество, роман, стиль, шанс на успех).

3. Составьте словосочетания, выбрав подходящие по смыслу паронимы.

Произнести (здравницу, здравицу); одеть (надеть) очки; поставить (подпись, роспись); встать (стать) на колени; снискать (сыскать) славу; пустырь (пустошь) за домом; вставать с зарницей (зарёй); водрузить знамение (знамя); абонемент (абонент) в бассейн; демонстрационный (демонстративный) образец; логичная (логическая) задача; освоить (усвоить) новые земли; остатки (останки) древнего животного.



4. Определить значения паронимов. Составить словосочетания.

1. Цветной – цветастый – цветистый – разноцветный; земляной – земельный – землистый;

водный – водяной – водянистый; костяной – костный – костлявый – костистый; недостаток - недостаточность – недостача; воинский - воинственный – воинствующий; единый – единственный – единичный; дельный – деловой – деловитый.

2. сытный – сытый; садить – сажать; искусный – искусственный; адресат – адресант; надеть – одеть; глиняный – глинистый; оклик – отклик; тема – тематика; значимый – значительный; заразный – заразительный; песочный – песчаный; скоротать – сократить.

3. Основать –обосновать; электрический – электронный; праздный – праздничный; дворовый – придворный; двойной – двойственный; огласить – провозгласить; хищный – хищнический; эффектный – эффективный; восприятие – восприимчивость; падший – павший; лирический – лиричный.



ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 5 -6 КЛАССОВ

1. Подберите к словам из первого раздела объяснения из второго раздела.

1.Решение, решимость, решительность, разрешение.

2.Вывод из раздумий, заключение. Готовность принять решение. Смелость, быстрота в принятии решений и непоколебимость в их исполнении. Позволение, право на совершение чего-нибудь.



2. Составьте словосочетания, подбирая к существительным подходящие определения.

1..…молоко, …день,…назначение (целевой, цельный, целый);

2…завеса, ..воздух, … цвет(дымный, дымовой, дымчатый);

3. … привет, …улыбка, …работа (дружеский, дружный);

4. … принадлежности, … бумага, … работа (писчая, письменная);

5. … собрание, … бои, … произведение (классовый, классический, классный);

6. … гордость, … отношение (фамильный, фамильярный);

7. . район, .. мальчонка ( соседский, соседний);

8. …вид, … метод (эффективный, эффектный)



3.Из слов, данных в скобках, выберите нужные.

1. Девочка со страхом сделала шажок на движущуюся ступеньку ( экскаватора, эскалатора).

2. (Эстетика, этика) – это наука о прекрасном, об искусстве, о художественном творчестве.

3. С большим трудом мой брат (усвоил, освоил) профессию токаря.

4. Представитель африканского государства был искусный (дипломант, дипломат).

5. Больному своевременно была сделана (инфекция, инъекция).

6. (Дипломат, дипломант) (представил, предоставил) к защите оригинальный проект.

7. Чтобы избежать (инъекции, инфекции), необходимо соблюдать правила гигиены.

8. В течение одиннадцати минут (абонемент, абонент) был занят.

9. Нам удалось приобрести (абонемент, абонент) на цикл концертов в филармонии.

10. Молодые учёные до вечера (дебютировали, дебатировали), но так и не пришли

к согласованному решению.

11. Студент машиностроительного института работал в цехе в качестве (практика, практиканта).

12. Установление дружеских (контрактов, контактов) между спортсменами разных стран служит делу мира.

13. Дружный и опытный (персонал, персонаж) ателье завоевал признательность клиентов.



4. Выберите необходимые слова, объясните, почему употребляются именно эти слова.

1.Противотанковое (оружие, орудие) вело бой прямой наводкой.

2.Невразумительное объяснение происшествия рассматривалось как (описка, отписка).

3. Оставленное помещение имело (непроглядный, неприглядный) вид.

4. Девушка проникновенно исполнила (чувственный, чувствительный) романс.

5. На привале солдаты получили (сытый, сытный) обед.

6. Настойчивость – важный (факт, фактор) в достижении победы.

7. Баскетболист продемонстрировал (эффективный, эффектный) бросок.

8. (Романист, романтик) Жюль Верн – любимый писатель юношества всех стран.

9. Капсула с аппаратурой представляла собой (герметический, геометрический) сосуд в форме шара.



5.Выберите подходящее существительное, выполните его морфемный анализ и дайте толкование.

1. Учёные-генетики исследуют законы (наследия, наследства, наследственности).

2. Геологи представили интересный (материя, материал) о залегании полиметаллических руд.

3. (Сознательность, сознание) выполненного долга воодушевил (а, о) молодого бойца на новые подвиги.

4. Академик И. П. Павлов поднял физиологию на новую (степень, ступень).

5. Скульптор внимательно рассматривал (творение, творчество) рук своих.

6. (Величина, величие) и простота мемориального ансамбля поражали всех присутствующих.

7. Мальчик с дошкольного возраста имел свои (обязанности, обязательства) по дому.

8. Староста класса – ответственное (личность, лицо) в коллективе.

9. Чтение – это (душевная, духовная) (питание, пища).



6. К существительным поберите подходящие по смыслу прилагательные (определения).

1.Строение хозяйский

Дворик хозяйственный

2. Держава соседский

Цыплёнок соседний

3. Повод обидчивый

Мальчонка обидный

4. Признание правильный

Доказательство правдивый

5. Отношение гуманное

Образование гуманитарное

6. Тон доверчивый

Ребёнок доверительный



7. Определите, какие прилагательные не соответствуют содержанию высказываний.

1. Мальчонка оказался (понятным, понятливым).

2. Разведчики тщательно искали (скрытые, скрытные) походы к деревушке.

3. Шофёру пришлось выслушивать (обидчивые, обидные) упрёки.

4. Наши спортсмены имели (реалистические, реальные) шансы на победу.

5. (Континент, контингент) участников лыжных соревнований был значительно обновлён.

6. На фасаде здания была установлена (мемуарная, мемориальная) доска.

7. Балерина исполняла (пластичный, пластический) танец.









8. К именам прилагательным подберите подходящие по смыслу имена существительные. Согласуйте их.

1. Подлое обличение

Беспощадное обличье

2. Ненавистный крепостной

Бесправный крепостник

3. Грозящее опасение

Обоснованное опасность

4.Квалификационный комиссия

Квалифицированный судейство

5. Досадное недоумение

Полное недоразумение

6.Безнадёжные обитатели

Островные обыватели

7. Асфальтированный шоссе

Убирающийся шасси

9. Выберите подходящие по смыслу имена прилагательные. Выполните их морфемный анализ.

1. Для изучения иностранного языка совершенно необходима (разговорная, разговорчивая) практика.

2. Находясь в (чужой, чуждой) обстановке, среди (чужих, чуждых) людей, он постоянно думал о своей родине.

3. Красная ракета была (условным, условленным) сигналом для альпинистов, штурмующих вершину.

4. Пятиклассник с (виновным, виноватым) видом стоял перед товарищами.

5. Несколько (живых, живительных) капель родниковой воды привели раненого в сознание.

6. (Просторная, пространная) речь экскурсовода изобиловала интересными подробностями из жизни художника.

7. строители знали, что это (пустое, пустынное) место скоро огласится шумом мощных машин.

8. Археолог с интересом рассматривал монету (старой, старинной) чеканки.

9. В новогодний (праздный, праздничный) вечер ветераны вспоминают своих боевых товарищей.

10. Пренебрежение к его делам и помыслам юноша воспринял как (кровавую, кровную) обиду.

10. К глаголам подберите данные в скобках наречия (обстоятельство).

1. …развёл руками, …напоминал (удивлённо, удивительно).

2. …пытался достичь, …исследовал (тщательно, тщетно).

3. … замаскировал, … улыбнулся (искусственно, искусно).

4. …мыслил, …расположил (идеально, идеалистически).

5. …уничтожал, …замолчал ( сокрушённо, сокрушительно).

11. Выберите подходящие глаголы.

1. Разведчики, сумевшие (достать, доставить) «языка», стремились (достать, доставить) важную птицу в штаб.

2. Молодой солист блестяще (выполнил, исполнил) арию Ленского.

3. Кружковцы решили на следующем заседании внимательно (осудить, обсудить) стихотворения своего товарища.

4. В перерыве мы (ознакомились, познакомились) с юными гимнастами.

5. В грозном 1941 году мой друг (вступил, поступил) в ряды народного ополчения.

6. Юные повара (подготовили, приготовили) отличную уху.

7. Противник пристально (следовал, следил) за продвижением наших войск.

8. Следопыты (собирают, набирают) сведения о своих героях-земляках.

9. Вскоре юнга (записал, написал) письмо с рассказом о первом плавании.
























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!