Цель исследования: Для ученика: научится подбирать рифму для написания стихотворения. Ход исследования: 1. Подбор литературы для её изучения и анализа. Работа со словарями, учебниками литературы за второй класс. Узнать, что такое рифма, во всех ли стихотворениях она встречается, какая бывает. Также узнать, как детей знакомят с рифмой на предмете - литературное чтение. 2. Подготовка вопросов для интервью с поэтом и проведение интервью. Узнать у поэта, как он пишет стихи, какие советы он может дать начинающим писателям. 3. Проведение интервью с поэтом. На основе полученных данных, разработать упражнения для развития умения рифмовать. Эти упражнения в игровой форме научат детей видеть рифму, понимать, как лучше её использовать в стихотворениях. Как вы выбираете рифму для своих стихотворений? Есть ли у вас предпочтения в выборе определенных типов рифм? Как вы подбираете слова, чтобы они рифмовались друг с другом? Часто ли вы используете нестандартные или необычные рифмы в своих произведениях? Как вы считаете, рифма влияет на ритм и звучание стиха? Есть ли у вас определенный процесс или методика, которую вы используете при работе с рифмой? Вы предпочитаете использовать внутренние или конечные рифмы в своих стихах? Какие советы вы можете дать начинающим поэтам, касательно работы с рифмой? 4. Проигрывание разработанных упражнений на классе. «Слово - рифма» Попросите ребенка помочь сочинить коротенькие стишки. Произносите слова двустишия, замолкая на последнем слове. Последнее слово-рифма подбирается вместе с малышом (ему нужно предложить на выбор 2 слова). Ты куда спешишь, Марина? В лес, где спелая… К стишку предлагаются на выбор названия ягод: «малина» и «черника». Если ребенок затрудняются сделать выбор, то взрослый произносит двустишие сначала с нерифмующимся словом, а потом – с рифмующимся, предлагая малышу выбрать тот, который лучше звучит. Когда слово-рифма будет подобрано, ребенок повторяет стишок самостоятельно: «Ты куда спешишь, Марина? В лес, где спелая малина». Примеры двустиший: Мы купили кошке, К празднику… (Бантик, сапожки) Я рубашку сшила мишке. Я сошью ему… (Курточку, штанишки) Постираем мы сейчас, Нужно мыло, нужен… (Порошок, таз) У моей сестрички Длинные… (Косички, хвостики) На болотной кочке выросли… (Ягодки, грибочки) Побывали мы в лесу, Увидали там… (Медведя, лису) Села у окошечка, Серенькая… (Кошечка, собачка) У меня тяжелый груз, Я несу домой… (Яблоки, арбуз) Баю, баиньки, не плачь, Я куплю тебе… (Пирожок, калач) Подарили мишке, К Дню рожденья… (Машинку, книжки) Слезы льются у Оксанки, У нее сломались… (Лыжи, санки) Пес козе принес букет — Сытный будет ей… (Ужин, обед) Укусила кису муха, И болит у кисы … (Лапа, ухо) Из каждых четырёх слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальных три: Мак – так – бак – банан Сом – ком – индюк – дом Лимон – вагон – кот – бутон Мак – бак – веник – рак Совок – гном – венок – каток Пятка – ватка – лимон – кадка Ветка – диван – клетка – сетка Каток – дом – моток – поток Игра « Мы играем – рифмы подбираем» Мартышка и кукушка, петушок и кошка Решили в рифмы поиграть с детворой немножко: Мартышка предложила: мишка,… ( далее дети выбирают картинки). Вторила кукушка: катушка,… Промурлыкала и кошка: ладошка,… Прокукарекал петушок: мешок,… . Задание: Подобрать рифмы. Детям предлагаются картинки: мишка, шишка, пышка, мальчишка, катушка, погремушка, подушка, кормушка, ладошка, картошка, гармошка, мошка, мешок, горшок, ремешок, вершок. Они выбирают картинку и подставляют слово в стихотворение. «Придумай рифму» Учитель читает стихотворение и не говорит последнее слово, ученики придумывают слово, которое будет по рифме подходить. Это упражнение лучше применять тогда, когда ученики уже понимают, как работает рифма. Соловья неслышно трель, Заглушает её…(дрель). Видел я чудесный сон, Что поехал я на…(Дон). Тёмная настала ночка, Засыпает моя…(дочка). Красивые у кошки лапки- Пушистые обуты…(тапки). Не взял в школу Витя ранец, Весь день разучивал там …(танец). Пришло судно в дальний порт, Несёт матрос подруге…(торт). Возле дома стоит горка- Ледяная на ней …(корка). Кто-то вырыл большой грот- Оказалось, это …(крот). |