ПАСПОРТ
УЧЕБНОГО КАБИНЕТА
КАБИНЕТ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА
МОБУ СОШ №2 с.Красноусольский
МР Гафурийский район
Республики Башкортостан
По оснащению средствами обучения и оборудованию кабинет отвечает основным положения, изложенным в методических рекомендациях Министерства Образования Республики Башкортостан «Об учебных кабинетах общеобразовательной школы»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_______________
Габбасов В.Г.
Дата выдачи «___» ____________20___ года
Пояснительная записка
Основное назначение кабинета обслуживающего труда: обеспечение высокого уровня преподавания предмета, который достигается современными формами проведения уроков и эффективным использованием материально-технической базы кабинета.
Цель паспортизации учебного кабинета:
Проанализировать состояние кабинета, его готовность к обеспечению требований стандартов образования, определить основные направления работы по приведению учебного кабинета в соответствие требованиям учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Задачи:
Способствовать обеспечению современного качества образования в области «Технология»
Вести работу по становлению профессионально-нравственной личности
Использовать на занятиях программы и идеи учителей- новаторов и своих коллег, достижения науки и искусства
Продолжить воспитание творческой активности учеников, используя выставочно-экскурсионную работу, посещение выставок, проведение бесед художественно-эстетического направления
Развивать у учащихся инициативность, способствовать формированию самостоятельности, ответственности за выполняемую работу
Привлекать учащихся к творческой деятельности в области искусства
Развивать интерес к изучению народного искусства
Последовательно усложнять изучаемые виды художественного творчества
Вводить на занятиях использование компьютерных технологий
Сочетать систематический контроль за выполнением учебных заданий с педагогически целесообразной помощью им
Кабинет обслуживающего труда должен отвечать следующим требованиям:
представлять собой помещение, удобное для занятий, удовлетворяющее санитарно-гигиеническим нормам;
быть оснащенным необходимой оборудованием, отвечающим современным требованиям;
быть постоянно готовым для проведения уроков, занятий и внеклассной работы;
содержать учебную литературу и наглядные пособия по предмету «Технология»
Санитарно-гигиенические требования
Выбор помещения и его рациональная планировка определяется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2.2821-10).
Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.
5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.
Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.
5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 - 15. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 - 6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7 - 8 см у парт 4-го номера.
Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).
В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150 - 1300 мм - 750 мм, 1300 - 1450 мм - 850 мм и 1450 - 1600 мм - 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15 - 17.
Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся начального общего образования не должна превышать 7 - 10 мин., а для обучающихся основного общего - среднего общего образования - 15 минут.
5.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.
5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.
Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.
В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.
5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:
- между рядами двухместных столов - не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;
- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;
- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
- от первой парты до учебной доски - не менее 240;
- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
- высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;
- расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.
Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся основного общего - среднего общего образования и не менее 45 градусов для обучающихся начального общего образования.
Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.
В общеобразовательных организациях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.
При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.
Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением.
5.7. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или темно-коричневый цвет и антибликовое покрытие цвет и антибликовое покрытие.
Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.
При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).
Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, сенсорными экранами, информационными панелями и другими средствами отображения информации, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.
5.12. В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2-х столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.
5.13. Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.
Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.
5.14. В существующих зданиях общеобразовательных организаций при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.
5.15. Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.
VI. Требования к воздушно-тепловому режиму
6.1. Здания общеобразовательных организаций оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.
Обследование технического состояния вентиляции проводится специализированными организациями через 2 года после ввода здания в эксплуатацию, в дальнейшем - не реже 1 раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции осуществляются инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха.
Паровое отопление в учреждениях не используется.
При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья детей.
Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.
Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.
6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 °C ; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 °C; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната - 20 - 24 °C; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 °C, душевых - 24 - 25 °C, санитарных узлах и комнатах личной гигиены должна составлять 19 - 21 °C, душевых - 25 °C.
Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.
6.3. Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательной организации должна поддерживаться температура не ниже 15 °C.
6.4. В помещениях общеобразовательных организаций относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.
6.6. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.
6.8. Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
6.9. При замене оконных блоков площадь остекления должна быть сохранена или увеличена.
Плоскость открытия окон должна обеспечивать режим проветривания.
6.10. Остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.
6.11. Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений: учебных помещений и кабинетов, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медицинского пункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря, столярных и слесарных мастерских.
Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.
6.12. Концентрации вредных веществ в воздухе помещений общеобразовательных организаций не должны превышать гигиенические нормативы для атмосферного воздуха населенных мест.
VII. Требования к естественному и искусственному освещению
7.1. Естественное освещение
7.1.1. Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
7.1.3. В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.
Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.
7.1.4. В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах может применяться двустороннее боковое естественное освещение.
7.1.5. В помещениях общеобразовательных организаций обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
7.1.6. В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО на рабочей поверхности парт в наиболее удаленной от окон точке помещения должен быть не менее 1,5%. При двухстороннем боковом естественном освещении показатель КЕО вычисляется на средних рядах и должен составлять 1,5%.
Световой коэффициент (СК - отношение площади остекленной поверхности к площади пола) должен составлять не менее 1:6.
7.1.8. Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.
Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.
В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.
7.1.9. Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
- не закрашивать оконные стекла;
- не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 - 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;
- очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).
Продолжительность инсоляции в учебных помещениях и кабинетах должна быть непрерывной, по продолжительности не менее:
- 2,5 ч в северной зоне (севернее 58° с.ш.);
- 2,0 ч в центральной зоне (58 - 48° с.ш.);
- 1,5 ч в южной зоне (южнее 48° с.ш.).
7.2. Искусственное освещение
7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательной организации обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
7.2.3. Не используются в одном помещении для общего освещения источники света различной природы излучения.
7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.
При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради - освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.
7.2.5. В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Светильники со светодиодами располагаются с учетом требований по ограничению показателя дискомфорта в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
7.2.6. Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок.
Рекомендуется светильники размещать выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
7.2.7. При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.
7.2.8. Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7 - 0,9; для стен - 0,5 - 0,7; для пола - 0,4 - 0,5; для мебели и парт - 0,45; для классных досок - 0,1 - 0,2.
Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.
7.2.9. Очистка осветительной арматуры светильников проводится по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год, и своевременно проводится замена вышедших из строя источников света.
7.2.10. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.
VIII. Требования к водоснабжению и канализации
Холодным и горячим централизованным водоснабжением обеспечиваются помещения общеобразовательной организации, дошкольного образования и интерната при общеобразовательной организации, в том числе: помещения пищеблока, столовая, буфетные, душевые, умывальные, кабины личной гигиены, помещения медицинского назначения, мастерские трудового обучения, кабинеты домоводства, помещения начальных классов, кабинеты рисования, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и туалеты общеобразовательных организациях.
8.4. В зданиях общеобразовательных организаций система канализации столовой должна быть отдельной от остальной и иметь самостоятельный выпуск в наружную систему канализации. Через производственные помещения столовой не должны проходить стояки системы канализации от верхних этажей.
10.25. На занятиях трудом, предусмотренных образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.
10.26. Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.
10.27. При организации практики и занятий общественно полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.
Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18-ти лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.
Для проведения сельскохозяйственных работ (практики) в районах II климатического пояса следует отводить преимущественно первую половину дня, а в районах III климатической пояса - вторую половину дня (16 - 17 ч) и часы с наименьшей инсоляцией. Сельскохозяйственный инвентарь, используемый для работы, должен соответствовать росту и возрасту обучающихся. Допустимая продолжительность работ для обучающихся 12 - 13 лет составляет - 2 часа; для подростков 14 лет и старше - 3 часа. Через каждые 45 минут работы необходимо устраивать регламентированные 15-минутные перерывы для отдыха. Работа на участках и в помещениях, обработанных пестицидами и агрохимикатами, допускается в сроки, установленные Государственным Каталогом пестицидов и агрохимикатов.
Акт-разрешение
на проведение занятий в кабинете обслуживающего труда
От ____________________
Комиссия в составе: председателя Габбасова В.Г.
и членов комиссии: председателя профкома Феоктистовой О.В., завхозом Сайфиевым У.А, заведующей кабинетом Миндияровой Г.Г. составила настоящий акт в том, что:
В кабинете организованы места занятий, которые соответствуют нормам по охране труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии, а также возрастным особенностям обучаемых.
Административно-педагогический персонал образовательного учреждения с правилами безопасности и производственной санитарии при проведении учебной работы с учащимися в кабинете обслуживающего труда ознакомлен.
Замечания и предложения комиссии: ______________________________________
Заключение комиссии о готовности кабинета обслуживающего труда к новому учебному году _____________
Зав.кабинетом обслуживающего труда Миндиярова Г.Г. с правилами по технике безопасности ознакомлена.
Председатель комиссии ___________Габбасов В.Г.
Члены комиссии ____________Феоктистова О.В.
____________Сайфиев У.А
____________Миндиярова Г.Г._
"____" _____________ 2020 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
________________
Габбасов В.Г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Учителя технологии (профстандарт)
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция учителя технологии в школе разработана с учетом Профессионального стандарта: 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» с изменениями и дополнениями от 5 августа 2016 года; в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 1 сентября 2020 года; с учетом требований ФГОС ООО и ФГОС СОО, утвержденных соответственно Приказом Минобрнауки России №1897 от 17.12.2010 года в редакции от 31.12.2015 года и №413 от 17.05.2012 года в редакции от 24.09.2020 года; Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция по профстандарту определяет перечень трудовых функций и обязанностей учителя технологии в школе, а также его права, ответственность и взаимоотношения по должности в коллективе общеобразовательной организации.
1.3. Учитель технологии назначается и освобождается от должности приказом директора образовательного учреждения. На время отпуска и временной нетрудоспособности педагога его обязанности могут быть возложены на другого учителя. Временное исполнение обязанностей в данных случаях осуществляется согласно приказу директора школы, изданного с соблюдением требований Трудового кодекса Российской Федерации.
1.4. Учитель технологии относится к категории специалистов, непосредственно подчиняется директору и выполняет свои должностные обязанности под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
1.5. На должность учителя технологии принимается лицо:
имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей предмету «Технология», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в общеобразовательной организации;
без предъявления требований к стажу работы;
прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.6. К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном Федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
1.7. В своей деятельности учитель технологии руководствуется должностной инструкцией, составленной в соответствии с профстандартом, Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента, решениями Правительства РФ и органов управления образования всех уровней по вопросам, касающимся образования и воспитания обучающихся, а также:
Федеральным Законом №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
административным, трудовым и хозяйственным законодательством Российской Федерации;
основами педагогики, психологии, физиологии и гигиены;
Уставом и локальными правовыми актами, в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора общеобразовательной организации;
требованиями ФГОС основного общего образования и среднего общего образования, рекомендациями по их применению в школе;
правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
трудовым договором между работником и работодателем;
Конвенцией ООН о правах ребенка.
1.8. Учитель технологии должен знать:
приоритетные направления и перспективы развития педагогической науки и образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, законодательство о правах ребенка;
требования ФГОС основного общего образования и среднего общего образования к преподаванию технологии, рекомендации по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной организации;
преподаваемый предмет «Технология» в пределах требований Федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ основного и среднего общего образования, его историю и место в мировой культуре и науке;
перспективные направления развития современной кулинарии, швейного дела, обработки древесины и металла, технологий создания изделий;
рабочую программу и методику обучения технологии;
программы и учебники по технологии, отвечающие положениям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего общего образования;
основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
теорию и методику преподавания технологии;
средства обучения, используемые учителем в процессе преподавания технологии, и их дидактические возможности;
требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов технологии;
правила внутреннего распорядка общеобразовательной организации, правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды;
инструкции по охране труда и пожарной безопасности в кабинетах технологии;
требования охраны труда при работе со швейными машинами, оверлоком, утюгом и иным оборудованием и принадлежностями для кройки и шитья;
требования охраны труда при работе с электроплитой, микроволновой печью, мясорубкой, электромиксером и другим кухонным оборудованием и инвентарем;
требования охраны труда при эксплуатации станков, электроинструментов, верстаков, тисков и иного оборудования и инструментов для обработки металла и древесины в учебной мастерской;
требования охраны труда при работе с мультимедийным проектором, персональным компьютером и иной оргтехникой;
современные формы и методы обучения и воспитания школьников;
историю, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
теорию и методы управления образовательными системами;
современные педагогические технологии поликультурного, продуктивного, дифференцированного и развивающего обучения, реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся образовательного учреждения;
методы убеждения и аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разных возрастных категорий, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализации личности;
законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;
закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития;
основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью;
основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;
основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях;
пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения;
основы экологии, экономики, социологии;
основы работы с персональным компьютером, мультимедийным проектором, текстовыми редакторами, презентациями, электронной почтой и браузерами.
1.9. Учитель технологии должен уметь:
владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная, творческая деятельность и т.п.;
объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
проводить учебные занятия по технологии, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения;
планировать и осуществлять учебную деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой;
разрабатывать рабочие программы по технологии, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать их выполнение;
применять современные образовательные технологии при осуществлении учебно-воспитательной деятельности, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
организовать самостоятельную деятельность детей, в том числе проектную, творческую;
использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательную деятельность всех учеников, в том числе с особыми потребностями в образовании: учащихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения технологии с практикой, обсуждать с учениками актуальные события современности;
осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательной деятельности;
использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий;
использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования;
владеть методами убеждения, аргументации своей позиции;
организовывать различные виды внеурочной деятельности по технологии;
использовать информационные источники, следить за последними открытиями в области технологий приготовления пищи, изготовления и обработки ткани, изготовления изделий из ткани, технологий обработки древесины и метала, иных современных технологий, касающихся изучаемых тем, и знакомить с ними обучающихся на уроках;
обеспечивать помощь детям, не освоившим необходимый материал (из всего курса технологии), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов;
обеспечивать коммуникативную и учебную “включенности” всех учащихся класса в образовательную деятельность;
находить ценностный аспект учебного знания по технологии, обеспечивать его понимание обучающимися;
управлять классом с целью вовлечения детей в процесс обучения, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
защищать достоинство и интересы школьников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
сотрудничать с классным руководителем и другими специалистами в решении воспитательных задач;
владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому учащемуся школы вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья;
устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками общеобразовательной организации;
владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
общаться со школьниками, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
владеть общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетентностями.
поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности детей в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека.
1.10. Учитель технологии должен быть ознакомлен с должностной инструкцией, разработанной с учетом профстандарта, знать и соблюдать установленные правила и требования охраны труда и пожарной безопасности в школе, правила личной гигиены и гигиены труда в образовательном учреждении.
1.11. Педагогический работник должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в общеобразовательной организации.
1.12. Учителю технологии запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
2. Трудовые функции
Основными трудовыми функциями учителя технологии являются:
2.1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательной деятельности в общеобразовательной организации:
Общепедагогическая функция. Обучение.
Воспитательная деятельность.
Развивающая деятельность.
2.2. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ:
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования.
Предметное обучение. Технология.
3. Должностные обязанности
Учитель технологии обязан осуществлять следующие трудовые функции:
3.1. В рамках трудовой общепедагогической функции обучения:
осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основного общего и среднего общего образования;
разрабатывает и реализует программы по технологии в рамках основных общеобразовательных программ;
участвует в разработке и реализации программы развития общеобразовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
осуществляет планирование и проведение учебных занятий по технологии;
проводит систематический анализ эффективности уроков и подходов к обучению;
осуществляет организацию, контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы по технологии;
формирует универсальные учебные действия;
формирует у детей мотивацию к обучению;
осуществляет объективную оценку знаний и умений учащихся в соответствии с реальными учебными возможностями школьников, применяя при этом компьютерные технологии;
формирует навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями.
3.2. В рамках трудовой функции воспитательной деятельности:
осуществляет регулирование поведения учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды на уроках технологии, поддерживает режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию детей;
реализует современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы, используя их как на уроках технологии, так и во внеурочной деятельности;
ставит воспитательные цели, способствующие развитию учащихся, независимо от их способностей и характера;
контролирует выполнение учениками правил поведения в специализированных учебных кабинетах технологии, учебной мастерской в соответствии с Уставом школы и Правилами внутреннего распорядка общеобразовательной организации;
способствует реализации воспитательных возможностей различных видов деятельности школьника (учебной, проектной, творческой);
способствует развитию у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы и творческих способностей, формированию гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни.
3.3. В рамках трудовой функции развивающей деятельности:
осуществляет проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды на занятиях по технологии;
развивает у детей познавательную активность, самостоятельность, инициативу, способности к творчеству, проектированию;
осваивает и применяет в работе психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами учеников: одаренные и социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты и дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья и девиациями поведения, дети с зависимостью;
оказывает адресную помощь учащимся общеобразовательной организации;
как учитель-предметник участвует в психолого-медико-педагогических консилиумах;
разрабатывает и реализует индивидуальные учебные планы (программы) по технологии в рамках индивидуальных программ развития ребенка;
формирует и реализует программы развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
3.4. В рамках трудовой функции педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования:
формирует общекультурные компетенции и понимание места труда и технологий в общей картине мира;
определяет на основе анализа образовательной деятельности обучающегося оптимальные способы его обучения и развития;
определяет совместно с учеником, его родителями (законными представителями) и другими участниками образовательных отношений зоны его ближайшего развития, разрабатывает и реализует (при необходимости) индивидуальный образовательный маршрут по дисциплине «Технология»;
планирует специализированную образовательную деятельность для класса и/или отдельных контингентов учащихся с выдающимися способностями в области технологии и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся школы, уточняет и модифицирует планирование;
осуществляет организацию олимпиад, конференций, выставок и конкурсов по технологии в школе, иных внеурочных мероприятий и др.
3.5. В рамках трудовой функции обучения предмету «Технология»:
формирует конкретные знания, умения и навыки по технологии;
формирует образовательную среду, содействующую развитию способностей в области технологии каждого ребенка и реализующую принципы современной педагогики;
содействует развитию инициативы обучающихся по использованию технологии;
осуществляет профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в общеобразовательной организации;
использует в работе с детьми информационные ресурсы, в том числе ресурсы дистанционного обучения, осуществляет помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов;
содействует в подготовке обучающихся к участию в олимпиадах по технологии, конкурсах, выставках, защитах творческих проектов и ученических конференциях;
формирует и поддерживает высокую мотивацию, развивает способности обучающихся на занятиях по технологии, ведет кружки, факультативные и элективные курсы для желающих и эффективно работающих в них обучающихся школы;
предоставляет информацию о дополнительном образовании, возможности посещения занятий по технологии (кройке и шитью, вязанию, выжиганию по дереву, кулинарии и т.д.) в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий;
содействует формированию у школьников позитивных эмоций от деятельности на уроках технологии;
формирует позитивное отношение со стороны всех обучающихся к достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения;
формирует представления обучающихся о полезности знаний технологий вне зависимости от избранной профессии или специальности;
сотрудничает с другими учителями-предметниками, осуществляет межпредметные связи в процессе преподавания технологии.
3.6. Ведет в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости учащихся на уроках технологии, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдает администрации школы необходимые отчетные данные.
3.7. Контролирует наличие у детей рабочих тетрадей, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.
3.8. Учитель технологии обязан иметь рабочую образовательную программу, календарно-тематическое планирование на год по своему предмету в каждой параллели классов и рабочий план на каждый урок.
3.9. Готовит и использует в обучении различный дидактический материал, наглядные пособия, раздаточный учебный материал, материалы, инструменты.
3.10. Организует текущий и профилактический ремонт оборудования и электроприборов, осуществляет ремонт инструментов, правильное содержание и соответствующий уход за оборудованием и инструментами, своевременно производит заточку рабочего инструмента.
3.11. Разрабатывает и вывешивает для учащихся инструкции по безопасности труда при работе на каждом станке и ином оборудовании, швейной машине, электроплите, оформляет уголок охраны труда в учебном кабинете.
3.12. Проводит инструктажи учащихся при выполнении всех видов работ и использовании инструментов и оборудования с обязательной регистрацией в журнале.
3.13. Не допускает установки в учебных мастерских оборудования, не предусмотренного типовыми перечнями, в том числе самодельного.
3.14. Не допускает снятия кожухов, экранов и других защитных приспособлений со станков и иного оборудования.
3.15. Следит за состоянием и наличием защитного заземления (зануления) станков, швейных машин, электроплиты и иного электрооборудования и электроприборов, используемых при осуществлении образовательной деятельности на занятиях по технологии.
3.16. Не допускает учащихся к выполнению запрещенных видов работ для школьников, а также к выполнению работ без индивидуальных средств защиты. Не допускает осуществление работ учащихся, сопряженных с опасностью для жизни или здоровья.
3.17. Организует участие обучающихся в конкурсах, выставках по технологии, во внеклассных предметных мероприятиях, в неделях технологии, защитах творческих проектов, работе на пришкольном участке в рамках изучаемых тем по технологии, в оформлении предметных стенгазет и, по возможности, организует внеклассную работу по своему предмету.
3.18. Организует совместно с коллегами проведение школьного этапа олимпиады по технологии. Формирует сборные команды школы для участия в следующих этапах олимпиад по технологии.
3.19. Обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся во время проведения уроков, факультативов и курсов, дополнительных и иных проводимых учителем технологии занятий, а также во время проведения школьного этапа олимпиады по технологии, предметных конкурсов, внеклассных предметных мероприятий по технологии.
3.20. Осуществляет ведение электронной документации по своему предмету, в том числе электронного журнала и дневников.
3.21. Информирует директора школы, а при его отсутствии – дежурного администратора образовательной организации о несчастном случае, принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшим.
3.22. Учителю технологии запрещается:
менять на свое усмотрение расписание занятий;
отменять занятия, увеличивать или сокращать длительность уроков (занятий) и перемен;
удалять учеников с занятий;
использовать неисправную или с явными признаками повреждения мебель, электрооборудование, вытяжную вентиляцию;
использовать неисправные или с явными признаками повреждения швейные машинки, утюги и иное оборудование и принадлежности для кройки и шитья;
использовать неисправную или с явными признаками повреждения электроплиту, микроволновую печь, мясорубку и другое кухонное оборудование и инвентарь;
использовать неисправные или с явными признаками повреждения станки, электроинструменты, верстаки, тиски и иное оборудование и инструменты для обработки металла и древесины в учебной мастерской;
использовать неисправный или с явными признаками повреждения мультимедийный проектор, персональный компьютер и иную оргтехнику;
курить в помещениях и на территории образовательного учреждения.
3.23. Согласно годовому плану работы общеобразовательной организации принимает участие в педагогических советах, производственных совещаниях, совещаниях при директоре, семинарах, круглых столах, предметных неделях технологии, а также в предметных школьных МО и методических объединениях учителей технологии, которые проводятся вышестоящей организацией.
3.24. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими), посещает по просьбе классных руководителей родительские собрания, оказывает консультативную помощь родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).
3.25. В соответствии с утвержденным директором графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками. Приходит на дежурство за 20 минут до начала первого своего урока и уходит через 20 минут после их окончания.
3.26. Строго соблюдает права и свободы детей, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Конвенции ООН о правах ребенка, соблюдает этические нормы и правила поведения, является примером для школьников.
3.27. При выполнении учителем обязанностей заведующего кабинетом технологии:
проводит паспортизацию кабинета технологии (учебной мастерской);
постоянно пополняет кабинет технологии методическими пособиями, необходимыми для осуществления учебной программы по технологии, техническими средствами обучения, дидактическими материалами и наглядными пособиями;
организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;
в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;
разрабатывает инструкции по охране труда для кабинета технологии (учебной мастерской) с консультативной помощью специалиста по охране труда;
разрабатывает инструкции по охране труда при работе со швейными машинами, утюгом и иным оборудованием и принадлежностями для занятий швейным делом;
разрабатывает инструкции по охране труда при работе с электроплитой, микроволновой печью и другим кухонным оборудованием и инвентарем;
разрабатывает инструкции по охране труда при эксплуатации станков, электроинструментов, верстаков, тисков и иного оборудования и инструментов для обработки металла и древесины в учебной мастерской;
осуществляет постоянный контроль соблюдения учащимися инструкций по безопасности труда в кабинете технологии, при работе с оборудованием и принадлежностями для кройки, шитья и глажки, при работе по приготовлению пищи, на станках, верстаках и с иным оборудованием и инструментом для обработки металла и древесины, а также правил поведения в учебном кабинете;
принимает участие в смотре-конкурсе учебных кабинетов, готовит кабинет технологии (учебную мастерскую) к приемке на начало нового учебного года.
3.28. Оказывает организационную помощь по озеленению и благоустройству пришкольного участка.
3.29. Учитель технологии соблюдает положения данной должностной инструкции, разработанной на основе профстандарта, Устав и Правила внутреннего трудового распорядка школы, Коллективный и трудовой договор, а также локальные акты образовательной организации, приказы директора.
3.30. Педагогический работник периодически проходит бесплатные медицинские обследования, аттестацию, повышает свою профессиональную квалификацию и компетенцию.
3.31. Соблюдает правила охраны труда, пожарной и электробезопасности, санитарно-гигиенические нормы и требования, трудовую дисциплину на рабочем месте и режим работы, установленный в общеобразовательной организации.
4. Права
Учитель технологии имеет право:
4.1. Участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке, определенном Уставом.
4.2. На материально-технические условия, требуемые для выполнения образовательной программы по технологии и Федерального образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования, на обеспечение рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и пожарной безопасности, а также условиям, предусмотренным Коллективным договором.
4.3. Выбирать и использовать в образовательной деятельности образовательные программы, различные эффективные методики обучения обучающихся технологии, учебные пособия и учебники по технологии, методы оценки знаний и умений школьников, рекомендуемые Министерством просвещения Российской Федерации или разработанные самим педагогом и прошедшие необходимую экспертизу.
4.4. Участвовать в разработке программы развития школы, получать от администрации и классных руководителей сведения, необходимые для осуществления своей профессиональной деятельности.
4.5. Давать обучающимся во время уроков технологии, а также перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать учеников к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, которые установлены Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся.
4.6. Знакомиться с проектами решений директора, относящихся к его профессиональной деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним правдивые объяснения.
4.7. Предоставлять на рассмотрение администрации школы предложения по улучшению деятельности образовательного учреждения и усовершенствованию способов работы по вопросам, относящимся к компетенции педагогического работника.
4.8. На повышение уровня квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными Федеральными законами Российской Федерации, проходить аттестацию на добровольной основе.
4.9. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.
4.10. На конфиденциальность служебного расследования, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.11. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, которое связано с нарушением учителем норм профессиональной этики.
4.12. На поощрения, награждения по результатам педагогической деятельности, на социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
4.13. Учитель технологии имеет иные права, предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.
5. Ответственность
5.1. В предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке учитель технологии несет ответственность:
за реализацию не в полном объеме образовательных программ по технологии согласно учебному плану, расписанию и графику учебной деятельности;
за жизнь и здоровье учащихся во время урока или иного проводимого им занятия, во время сопровождения учеников на предметные конкурсы и олимпиады по технологии, на внеклассных мероприятиях, проводимых преподавателем;
за безопасное состояние используемых педагогом в учебных целях станков, инструментов, швейных машин, утюгов, электроплит и иных электроприборов, а также за должное санитарно-гигиеническое состояние учебного кабинета;
за несвоевременную проверку рабочих тетрадей;
за нарушение прав и свобод несовершеннолетних, установленных законом Российской Федерации, Уставом и локальными актами общеобразовательной организации;
за непринятие или несвоевременное принятие мер по оказанию первой помощи пострадавшим и несвоевременное сообщение администрации школы о несчастном случае;
за несоблюдение инструкций по охране труда и пожарной безопасности;
за отсутствие должного контроля соблюдения школьниками правил и требований охраны труда и пожарной безопасности во время нахождения в учебном кабинете технологии, на внеклассных предметных мероприятиях по технологии;
за несвоевременное проведение инструктажей учащихся по охране труда, необходимых при проведении уроков технологии, внеклассных мероприятий, при проведении или выезде на олимпиады по технологии с обязательной фиксацией в Журнале регистрации инструктажей.
5.2. За неисполнение или нарушение без уважительных причин своих должностных обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией по профстандарту, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, учитель технологии подвергается дисциплинарному взысканию согласно статье 192 Трудового Кодекса Российской Федерации.
5.3. За использование, в том числе однократно, методов воспитания, включающих физическое и (или) психологическое насилие над личностью обучающегося, а также за совершение иного аморального проступка учитель технологии может быть освобожден от занимаемой должности согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За несоблюдение правил и требований охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм учитель технологии образовательной организации привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.
5.5. За умышленное причинение общеобразовательной организации или участникам образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления образовательной деятельности несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для учителя технологии устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю. Норма часов учебной (преподавательской) работы составляет 18 часов в неделю за ставку заработной платы и является нормируемой частью его педагогической работы. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагога включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с учащимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями.
6.2. Учитель технологии самостоятельно планирует свою деятельность на каждый учебный год и каждую учебную четверть. Учебные планы работы педагога согласовываются заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждаются непосредственно директором образовательного учреждения.
6.3. Во время каникул, не приходящихся на отпуск, учитель технологии привлекается администрацией школы к педагогической, методической или организационной деятельности в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала каникул. График работы педагога во время каникул утверждается приказом директора.
6.4. Заменяет уроки временно отсутствующих преподавателей на условиях почасовой оплаты на основании распоряжения администрации школы, в соответствии с положениями Трудового Кодекса Российской Федерации. Учителя технологии заменяют в период временного отсутствия учителя той же специальности или преподаватели, имеющие отставание по учебному плану в преподавании своего предмета в данном классе.
6.5. Взаимодействует с заместителем директора по административно-хозяйственной работе в целях своевременного обеспечения кабинетов технологии (мастерских) инструментами, материалами, индивидуальными средствами защиты для преподавателя и учащихся.
6.6. Получает от директора и заместителей директора информацию нормативно-правового характера, систематически знакомится под расписку с соответствующими документами, как локальными, так и вышестоящих органов управления образования.
6.7. Обменивается информацией по вопросам, относящимся к его деятельности, с администрацией и педагогическими работниками общеобразовательной организации, по вопросам успеваемости обучающихся – с родителями (лицами, их заменяющими).
6.8. Сообщает директору и его заместителям информацию, полученную на совещаниях, семинарах, конференциях непосредственно после ее получения.
6.9. Принимает под свою персональную ответственность материальные ценности с непосредственным использованием и хранением их в кабинете технологии в случае, если является заведующим учебным кабинетом.
6.10. Информирует администрацию школы о возникших трудностях и проблемах в работе, о недостатках в обеспечении требований охраны труда и пожарной безопасности.
7. Заключительные положения
7.1. Ознакомление учителя технологии с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у директора школы, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления учителя технологии с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у директора общеобразовательной организации, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.
ПАСПОРТ
кабинета обслуживающего труда
Учебный год: 2020- 2021
«Общие сведения о кабинете»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ № 2
Адрес: с.Красноусольский, ул.Фрунзе, 42
Этаж второй
Номер кабинета №210
Параллели, для которых оборудован кабинет - 5-8 классы
Фамилия, имя, отчество заведующей кабинетом – Миндиярова Гэльфия Гумаровна
Произведен ремонт кабинета в июле 2020 года
Дата начала заполнения паспорта 01.09.2020
Оборудование кабинета:
Площадь помещения: 80 м2 .
Объём помещения:
Высота помещения:
Отделка помещения: стены – окрашены голубой краской
потолок – окрашен белой краской
пол – линолеум
Микроклимат
Отопление – центральное
Вентиляция – естественная
Кондиционирование – нет
Температура воздуха 19-21 С
Влажность 55-62%
Проветривание - утром до уроков и во время перемен
Уровень шума не более 50 Дб
Освещение
Ориентация окон на восток
Наличие солнцезащитных устройств - шторы
Искусственное освещение (общее, местное, комбинированное) общее
Тип светильников –лампы
Размещение светильников по потолку рядами
Уровень искусственной освещенности на рабочем месте не менее 300 Лк
Количество учащихся, занимающихся одновременно: макс. – 15 человек.
Проведение комплекса упражнений для глаз: каждые 15-20 минут,
индивидуально – при появлении дискомфорта.
Оборудование рабочих мест учащихся :
Мебель - парты двухместные и1 одноместная
Проведение влажной уборки – ежедневно
ПЛАН – СХЕМА
КАБИНЕТА ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА
ПЛАН – СХЕМА ЭВАКУАЦИИ
ИЗ КАБИНЕТА ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА
График
занятости учебного кабинета
в 2020-2021 учебном году
| Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1урок | 9Б кл | | 8Б кл. | 7А кл. | |
2 урок | | | 8А кл. | 7А кл. | . |
3 урок | 6А кл. | | 9Б кл | 7Б кл. | 5Б кл. |
4 урок | 6А кл. | | 11 кл. | 7Б кл. | 5Б кл. |
5 урок | 6Б кл. | | | 7В кл. | 5А, В кл. |
6 урок | 6Б кл. | | | 7В кл. | 5А, В кл. |
7 урок | | | | | |
Расписание звонков
1 урок | 8-30 – 9-05 |
2 урок | 9-15 – 09-50 |
3 урок | 10-00 – 10-35 |
4 урок | 10-45 – 11-20 |
5 урок | 11-30 – 12-05 |
6 урок | 12-15 – 12-50 |
7 урок | 13.00 – 13.35 |
Учебно-методическое обеспечение кабинета.
Наглядный материал |
№ п/п | Наименование | Имеется в наличии | Необходимо приобрести |
1. | Таблицы «Технология обработки ткани» | 4 шт | - |
2. | Материаловедение Шерсть и продукты её переработки | 1 экз. | 1экз. |
3. | Материаловедение Коллекция волокон | 1 экз. | 1 экз. |
4. | Таблицы по разделу «Кулинария» | 14 шт | обновить |
5. | Таблицы по разделу «Машиноведение» | 1 экз | -. |
6. | Таблицы по разделу «Рукоделие. Вязание крючком» | - | 1 экз. |
7. | Таблицы по разделу «Гигиена девушки» | - | 1 экз. |
8. | Таблицы по разделу «Интерьер жилого дома» | - | 1 экз. |
9. | Таблицы по разделу «Рукоделие. Вышивка» | - | 1 экз. |
10. | Таблицы по разделу «Проектирование одежды» | - | 1 экз. |
11. | Таблицы «Технология. Обслуживающий труд» | 1 экз. | 1 экз |
Поурочные, тематические планы |
№ п/п | Наименование | Имеется в наличии |
1. | Рабочие программы | 1 шт |
2. | Развернутое тематическое планирование по технологии | 1 шт |
3. | Поурочные планы: 5 класс | 1 шт |
4. | 6 класс | 1 шт |
5. | 7 класс | 1 шт |
6. | 8 класс | 1 шт |
7. | Рабочая программа по элективному курсу | 1 шт |
8. | Тематическое планирование по элективному курсу | 1 шт |
Каталог библиотеки кабинета.
Предметный указатель.
Учебники |
№ п/п | Автор | Название книги, журнала и т. п. | Выходные данные |
1. | В.Д. Симоненко | Технология 5 класс | «Вентана Граф»,2012г. |
2. | В.Д. Симоненко | Технология 6 класс | «Вентана Граф»,2012г. |
3. | В.Д. Симоненко | Технология 7 класс | «Вентана Граф»,2012г. |
4. | В.Д. Симоненко | Технология 8 класс | «Вентана Граф»,2012г. |
5. | С.Н.Чистякова | «Твоя профессиональная карьера» 9 класс | «Просвещение»,2003г. |
6. | | | |
7. | | | |
8. | | | |
9. | | | |
Периодические издания по предмету |
№ п/п | Автор | Название журнала | Выходные данные |
1. | Г.В.Пичугина | Школа и производство | С 2007года |
2. | | | |
3. | | | |
| | | |
Разное |
№ п/п | Автор | Название книги, журнала и т. п. | Выходные данные |
1. | О.Н.Радченко | Валя - Валентина | С 2007г. |
2. | И.А.Агапова | Домашняя мастерица | 2008г. |
3. | Д.В.Нестерова | Рукоделие | 2007г. |
4. | М.Антипова | Соленое тесто | 2009г. |
5. | А.Тимаер | Нарядные прихватки | 2005г. |
6. | Л.Пацци | Фантазии из соленого теста | 2008г. |
7. | О.Зайцева | Декоративные цветы из ткани, бумаги, кожи. | 2008г. |
8. | П.Мостек | Ослепительный квилт | 2008г. |
9. | Л.И.Лущик | Игрушка трансформер | 2007г. |
10. | С.Леви | Вышивка бисером и блестками | 2005г. |
11. | А.М.Столярова | 34 куклы | 2004г. |
12. | Д.Кулер | Лоскутное шитье | 2005г. |
13. | Э.Кинг | Вязаные сумки, рюкзаки | 2007г. |
14. | Т.Тукало | Оригинальные картины из зерен | 2008 |
15. | М.Успенская | Бисер: шаг за шагом | 2005г. |
16. | А.Гринченко | Вышивка бисером | 2006г. |
17. | Е.Хамбах | Вязаные цветы | 2008г. |
18. | Э.Бреннан | Украшения в стиле винтаж | 2008г. |
19. | В.Иванова | Фенечки для девочек | 1999г. |
20. | Е.А.Бойко | Игрушки- подушки | 2007г. |
21. | А.Г.Красичкова | Азбука вязания | 2005г. |
22. | Е.Е.Трибис | Школа вязания | 2007г. |
23. | О.В.Узун | Русская кухня | 2007г. |
24. | А.Дилис | Аппликация из ткани | 2007г. |
25. | Е.Лаптева | Вышиваем подарки, сувениры, аксессуары | 2007г. |
26. | С.С.Скляр | Фрутовая выпечка и десерты | 2010г. |
27. | И.Кассапан - Селье | Объемные фигурки из бисера | 2009г. |
28. | Е.Артамонова | Бисер | 2002г. |
29. | У.Сапцина | Вышиваем картины | 2008г. |
30. | Е.А.Майер | Коллекция книг по вышиванию крестиком | 2006г. |
31. | О.С.Карпова | Коллекция книг «Школа вязания» | 2007г. |
Инвентаризационная ведомость на имеющееся оборудование.
№ п/п | Наименование | Инвентаризационный номер | Кол - во |
1. | Учительский стол | | 1 |
2. | Учительский стул | | 1 |
3. | Парты двуместные | | 10 |
4. | Парта одноместная | | 1 |
5. | Стулья ученические | | 30 |
6. | Шкафы | | 4 |
7. | Доска для мела | | 1 |
8. | Доска магнитно-маркерная | | 1 |
9. | Шторы | | 8 |
10. | Тюль | | 4 |
11. | Таблицы | | 22 |
12. | Пяльцы | | 2 |
13. | Зеркало | | 1 |
14. | Вязальные крючки | | 2 |
15. | Вязальные спицы | | 2 |
16. | Огнетушитель | | 1 |
17. | Колпачек шпульный | | 10 |
18. | Манекен учебный 44-размер | | 1 |
19. | Доска гладильная | | 1 |
20. | Иглы машинные №90 | | 10 |
21. | Лента сантиметровая | | 2 |
22. | Наперсток | | 1 |
23. | Ножницы раскройные | | 2 |
24. | Ножницы для бумаги | | 4 |
25. | Булавки для скалывания ткани | | 1 |
26. | Угольник пластмассовый 45-45-90 (град) | | 1 |
27. | Лекало | | 1 |
28. | Игольница | | 1 |
29. | Шпульки | | 10 |
30. | Журнал инструктажа по ТБ | | 1 |
31. | Утюг | | 1 |
32. | Холодильник | | 1 |
33. | Электрическая варочная панель | | 1 |
34. | Электрическая духовка | | 1 |
35. | Электрическая духовка | | 1 |
35. | Электрический чайник (термопот) | | 2 |
37. | Микроволновка | | 1 |
38. | Принтер | | 1 |
39. | Проектор | | 1 |
40. | Швейная машина с ножным приводом | | 1 |
41. | Швейная машина с ножным приводом | | 1 |
42. | Стол для швейных машин | | 1 |
43. | Стол обеденный | | 2 |
44. | Навесные шкафы | | 4 |
45. | Разделочный стол-шкаф | | 5 |
46. | Холодильник | | 1 |
47. | Мойка | | 1 |
48. | Водонагреватель | | 1 |
49. | Ноутбук | | 1 |
50. | Стенды | | 4 |
51. | Рециркулятор воздуха | | 1 |
Первичные инструктажи по ТБ
№ п/п | Название | Кол – во экз. |
1. | ТБ при работе на электрической швейной машине | 1 |
2. | Вводный инструктаж во время проведения уроков технологии | 1 |
3. | ПИ при выполнении работ со спицами и крючком | 1 |
4. | ПИ при работе с иглой и ножницами | 1 |
5. | ПИ при работе с утюгом | 1 |
6. | ПИ при работе с горячими жидкостями | 1 |
7. | ПИ при использовании электрической плиты на уроках технологии | 1 |
8. | ПИ при работе с режущими инструментами | 1 |
9. | ПИ при кулинарных работах | 1 |
10. | Должностная инструкция | 1 |
Должностные обязанности
по охране труда учителей и заведующего кабинетом
1. Учителя и заведующие кабинетами, являющиеся ответственными за проведение занятий в соответствии с требованиями охраны труда и культуры, обеспечивают:
Систематическое проведение инструктажа с учащимися при использовании ТСО;
Ежегодную разработку мероприятий по охране труда для включения их в планы, соглашения по охране труда;
Создание всех необходимых мер для здоровья и безопасных условий труда и занятий, а также контроль за выполнение установленных положений, правил и норм по охране труда.
Проведение всех видов занятий и других работ только при наличии соответствующего оборудования и других условий, требуемых правилами и нормами по технике безопасности и производственной санитарии.
Размещение установок, стендов и приборов в соответствии с правилами и нормами по технике безопасности производственной санитарии;
Безопасное состояние учебных рабочих мест, приборов, инструментов;
Нормальное санитарное состояние помещений;
Своевременное сообщение администрации о несчастных случаях, связанных с работой учащихся в кабинете;
Проверку знаний и выполнение правил учащихся в кабинете;
Проведение в сроки, установленные положением 1 ступени, административно-общественного контроля состояния охраны труда с записью в журнале административно - общественного контроля;
Приемку кабинета перед началом учебного года комиссией с оформлением акта.
2. Приостанавливают проведение работы или занятий, сопряженных с опасностью для жизни.
3. отвечают за несчастные случаи, происшедшие в результате невыполнения им обязанностей и других правил и норм по охране труда.
Инструкция
по технике безопасности при работе в кабинете технологии
Общие требования по охране труда.
Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для учащихся, работающих в кабинете.
Запрещается использовать электронагревательные приборы.
Каждый ученик отвечает за чистоту, порядок и сохранность своего рабочего места.
Учащимся категорически запрещается мыть окна, светильники, чистить стекла, подходить к электроприборам, выключателям, розеткам.
Нельзя закрывать и открывать окна, садиться и подниматься на подоконники.
II. Перед началом работы.
При входе в класс не толкаться, не суетиться, соблюдать дисциплину и организованность.
Прежде чем приступить к уроку, необходимо вспомнить все указания учителя по безопасному ведению занятия.
III. Во время работы.
В кабинете соблюдайте порядок и чистоту, выполняйте правила ТБ.
Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.
Не отвлекайтесь сами и не отвлекайте других от работы посторонними разговорами.
Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны, точно выполняйте указания учителя.
При использовании ТСО принимайте меры предосторожности.
Не сорить, не пылить, мусор убирать в специальную урну.
IV. При аварийной ситуации.
При возникновении в кабинете во время занятий аварийных ситуаций не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.
В аварийных ситуациях выводить учащихся из класса согласно плану эвакуации школы.
V. После окончания работы.
1. Уборка рабочих мест по окончании работы производится в соответствии с указаниями учителя.
2. При выходе из класса не толкаться, не суетиться, соблюдать дисциплину и организованность.
Заведующий кабинетом: ________
Правила для учащихся
Прилежно учиться.
Внимательно слушать объяснение учителя, выполнять все его задания.
Старательно трудиться, участвовать в самообслуживании.
Стремиться больше узнать о людях труда.
Принимать активное участие в делах своего класса.
Помогать товарищам в учебе и в труде, быть честным и правдивым.
Оберегать родную природу.
Бережно относиться к школьному и другому общественному имуществу, к другим вещам.
Соблюдать режим дня.
С пользой проводить свободное время.
Соблюдать правила личной гигиены.
Заниматься спортом.
Слушаться родителей, старших членов семьи, уважать их, выполнять обязанности по дому.
Примерно вести себя в школе, в общественных местах, на улице.
Всегда быть аккуратно одетым и причесанным.
Анализ работы кабинета технологии в 2019 – 2020 учебном году
Группы обучающихся, для которых использовался кабинет и находящиеся в нём материалы | Что сделано по оформлению и ремонту кабинета в течение года | Что приобретено |
Кабинет использовался для проведения уроков обслуживающего труда в 5-8 классах; занятий для выполнения творческих работ. | Ремонт проводился перед началом учебного года, в течение учебного года осуществлялось дежурство классов после каждого занятия, влажная уборка после учебного дня, генеральные уборки два раза в четверть. Оформлены творческие работы для выставки. | Приобретены новые стулья, кухонная мебель, варочная панель, электрическая плита и холодильник. Установлен проектор |
Перспективный план
развития кабинета
Структура плана:
1. План развития кабинета:
- развития библиотечного фонда кабинета;
- приобретение печатных пособий;
- развитие информацию – коммуникационных средств;
- приобретение экранно-звуковых пособий;
- приобретение технических средств обучения;
- приобретение учебно-практического оборудования;
- ремонт и приобретение специализированной учебной мебели.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_______________
Габбасов В.Г.
Перспективный план развития кабинета
№ п/п | Что планируется | Сроки | Ответственный | Результат |
1. | Сделать косметический ремонт в кабинете. | 2020-2021гг. | Заведующий кабинетом | |
2. | Провести электрическую проводку для швейных машин и утюга. | 2020-2021гг. | Заведующий кабинетом | |
3. | Дополнить кабинет современным швейным оборудованием. | 2021-2024гг. | Заведующий кабинетом | |
4. | Ежегодно разрабатывать наглядно-дидактический материал. | 2020-2024гг. | Заведующий кабинетом | |
5. | Ежегодно оформлять стенд «Наши успехи и достижения» творческими работами обучающихся. | 2013-2024гг. | Заведующий кабинетом | |
6. | Оформить стенд «Кулинария». | 2020-2021гг. | Заведующий кабинетом | |
7. | Оформить классный уголок. | 2020-2021гг. | Заведующий кабинетом | Выполняется |
8. | Пополнить поурочные комплексы. | 2020-2021гг. | Заведующий кабинетом | Выполняется |
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_______________
Габбасов В.Г.
План работы кабинета на 2020-2021 учебный год
№ п/п | Что планируется | Сроки | Отметка об исполнении |
1. | Подготовить кабинет обслуживающего труда к новому учебному году. | Август | |
2. | Пополнить поурочные комплексы и наглядно-дидактический материал. | Сентябрь | |
3. | Подготовить кабинет, аттестационную папку. Подготовить портфолио. | Октябрь | |
4. | Создать новые папки: «Выжигание по ткани», «Рождество», «Новый год». | Ноябрь | |
5. | Подготовить творческие работы к Новому году. | Декабрь | |
6. | Корректировка учебных программ по технологии. | Январь | |
7. | Подготовить творческие работы учащихся. | Февраль- Март | |
8. | Создать новые папки: «Русские обряды и традиции. Народная кукла», «Нитяная графика». | Апрель | |
9. | Подготовить творческие работы ко Дню Победы | Май | |
10. | Приобрести видеофильмы, учебно-дидактический материал. | Июнь | |
Зав. кабинетом: _______