СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паспорт кабинета ОБЖ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Паспорт кабинета ОБЖ»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №29» г.Грозного













Паспорт учебного кабинета


ОБЖ










Ответственный за кабинет:

учитель Мадалвоа Л.А.












Характеристика кабинета


Площадь кабинета: 32 м. кв.


Количество ученических столов - 10


Количество ученических стульев - 20


Расстояние от 1 ученического стола до доски - 1м.


Книжный шкаф: 1








Правила пользования кабинетом ОБЖ


  1. Кабинет должен быть открыт за 15 минут до начала занятия.

  2. Учащиеся находятся в кабинете только в сменной обуви.

  3. Учащиеся должны находиться в кабинете только в присутствии преподавателя.

  4. Кабинет должен проветриваться каждую перемену.

  5. Учитель должен организовать уборку кабинета после 3 урока и по окончании занятий.



















Схема кабинета ОБЖ



Меловая доска

Сейф























Шкаф

























Опись оборудования общего назначения


п/п

Наименование

Инвентарный номер

Единица измерения

Количество

Стул ученический


шт.

10

Стол учительский


шт.

1

Доска школьная


шт.

1

Проектор


шт

1

Экран


шт

1

Сейф оружейный


шт

1

Книжный шкаф


шт

1

Компьютер


шт

1

Принтер


шт

1

Жалюзи


шт.

2
































Учебно – методическое обеспечение кабинета

2021-2022 учебный год


  1. Учебно – методический комплекс по ОБЖ – методическая литература – книги для учителя


Учебник по ОБЖ 8 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М.: Просвещение, 2018

Учебник по ОБЖ 9 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М.: Просвещение, 2018

Учебник по ОБЖ 10 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М.: Просвещение, 2018.

Учебник по ОБЖ 11 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М.: Просвещение, 2018.


  1. Дидактический материал (плакаты, стенды)


    1. Конституция и закон о воинской обязанности и воинской службе

    2. Основы военной службы

    3. Организационная структура Вооруженных Сил РФ

    4. Действия населения при авариях и катастрофах.

    5. Огневая подготовка

    6. Строевая подготовка

    7. Ордена и медали России

    8. Тактическая подготовка

    9. Уголок гражданской обороны

    10. Действия населения при стихийных бедствиях.

    11. Умей действовать при пожаре.

    12. Стрелковое оружие, гранатометы, огнеметы.

    13. Символы России и Вооруженных сил.

    14. Воинские уставы.

    15. Оказание первой помощи.

    16. Действия в экстренных ситуациях.




  1. Программное обеспечение по предмету


Класс

Количество учащихся

Количество учебников

Примечание

8

43

36

-

9

61

0

-

10

28

28

-

11

24

20

-



  1. Оборудование для лабораторно – технических работ


  1. Государственный герб РФ.

  2. Закон об образовании в РФ – 1 шт.

  3. Календарь памятных дат Российской военной истории – 1 шт.

  4. Макет автомата Калашникова (АК 74) – 1 шт.

  5. Граната ученическая – 1 шт.

  6. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ – 1 шт.

  7. Плакат «Стрелковое оружие» - 4 шт.

  8. Плакат «Структура вооруженных сил РФ» - 6 шт.

  9. Плакат «Гражданская оборона» -10 шт.

  10. Пневматические винтовки – 1 шт.

  11. Противогаз ГП-5 – как наглядное пособие.

































График занятости кабинета ОБЖ

на 2021-2022 уч. год


План работы кабинета.

1 смена


Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

1 урок

9 В


9 В




2 урок

9 В


9 В

9 В

9 В


3 урок


9 В


9 В

9 В


4 урок

9 В



9 В

9 В

9 В

5 урок

9 В

9 В

9 В

9 В

9 В

9 В

6 урок

9 В

9 В

9 В

9 В

9 В

9 В

2 смена


Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

1 урок

8 Б

8 Б


8 Б



2 урок



8 Б

8 Б

8 Б


3 урок

8 Б


8 Б

8 Б

8 Б

8 Б

4 урок

8 Б

8 Б

8 Б

8 Б

8 Б


5 урок

8 Б

8 Б

8 Б


8 Б

8 Б

6 урок

8 Б


8 Б

8 Б

8 Б

8 Б

Задачи:

  1. Повысить качество проведения уроков ОБЖ;

  2. Формирование навыков безопасного поведения учащихся в экстремальных ситуациях;

  3. Воспитание чувства ответственности за личную и общественную безопасность, а также за свое собственное здоровье и жизнь;

  4. Воспитание чувства патриотизма к малой и большой Родине;

  5. Развитие умений применять теоретические знания курса ОБЖ на практике;

  6. Пропаганда ЗОЖ, Физической культуры и спорта;

  7. Проведение тематических викторин и конкурсов, эстафет и военных сборов.


Учебно-методическая и справочная литература

  1. Учебники

Название

Автор

Количество

1

ОБЖ 8 кл.

А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников

1

2

ОБЖ 10 кл.

А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников

1

3

ОБЖ 11 кл.

А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников

1


Дополнительная литература (на Flesh-носителе)


Электронные материалы


Название

Носитель

1

Презентации по всем темам 8 класса

Flesh

2

Презентации по всем темам 9 класса

Flesh

3

Презентации по всем темам 10 класса

Flesh

4

Презентации по всем темам 11 класса

Flesh





Список литературы по ОБЖ



  1. Уголовный кодекс РФ


  1. Законы РФ по обеспечению безопасности


  1. Учебник «Основы медицинских знаний»


  1. Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации


  1. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации



«СОГЛАСОВАНО»

Председатель профсоюзного комитета ______ П.М.Цукаева

«__»___________ 2021г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «СОШ №29»

_________ Ф.А.Арсамерзуева

«__»___________ 2021г.


ИНСТРУКЦИЯ

по ТБ для учащихся ОБЖ при проведении занятий в кабинете ОБЖ Общие требования безопасности


    1. К занятиям в кабинете допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

    2. При проведении занятий возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:

  • нарушение осанки,

  • искривление позвоночника,

  • развитие близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;

  • нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;

  • поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета.

    1. Учащиеся должны:

  • пройти инструктаж по охране труда в кабинете ОБЖ;

  • при проведении занятий и на перемене соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха;

  • в процессе занятий ученики обязаны соблюдать установленный порядок проведения учебных занятий, содержать в чистоте свое рабочее место;

  • при работе в кабинете соблюдать правила пожарной безопасности;

  • о каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю. При неисправности оборудования прекратить работу и сообщить учителю;

    1. Учащимся запрещается:

  • приносить в школу колющие, режущие, легковоспламеняющиеся предметы;

  • бегать без разрешения учителя, открывать окна, фрамуги; толкать друг друга; кидать различные предметы друг в друга;

    1. Учитель должен:

  • провести инструктаж для учащихся по охране труда в кабинете ОБЖ

с обязательной отметкой в «Журнале инструктажа по охране труда» и в классном журнале;

  • при проведении занятий соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения;

  • обеспечить устойчивость мебели, имеющейся в кабинете, в т. ч. классной доски;

  • о возникающих неполадках сообщить администрации школы;

  • исключить из пользования непригодное оборудование;

  • при несчастном случае немедленно оказать первую помощь и сообщить

о происшедшем врачу и администрации школы;

  • знать пути эвакуации учащихся из школы на случай возникновения угрозы пожара или другой чрезвычайной ситуации.

    1. Учителю запрещается:

  • допускать к занятиям учащихся, не прошедших инструктаж по охране труда в кабинете ОБЖ;

  • оставлять без присмотра учащихся;

  • ставить тяжелые предметы на незакрепленные шкафы;

  • ставить цветы на шкафы;

  • оставлять включенными электроприборы;

  • использовать непроверенное оборудование;

  • закрывать дверь кабинета на ключ во время занятий.

    1. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.


  1. Требования безопасности перед началом занятий

    1. Учитель обязан:

  • провести инструктаж с учащимися по охране труда в кабинете ОБЖ;

  • проветрить помещение перед началом занятий;

  • включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк (20Вт/кв.м) при люминесцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/кв. м) при лампах накаливания;

  • убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов;

  • убедиться в правильной расстановки мебели в кабинете: расстояние между наружной стеной кабинета и первым столом должно быть не менее 0,5-0,7 м, расстояние между внутренней стеной кабинета и столами должно быть не менее 0,5 -0,7.м, расстояние между задней стеной кабинета и столами должно быть 0,7 м, расстояние от классной доски до первых столов должно быть 2.4 - 2,7.м, расстояние от классной доски до последних столов должно быть не более 8,6 м, удаление мест занятий от окон не должно превышать 6,0 м.;

  • убедиться в исправности технических средств обучения;

  • проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета;

  • убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 18-20оС;

  • проверить устойчивость и состояние мебели.

    1. Учителю запрещается:

  • оставлять без присмотра учащихся на уроках и во время перемен;

  • допускать к занятиям учащихся, не прошедших инструктаж по охране труда и технике безопасности при проведении занятий в кабинете ОБЖ;

  • ставить какие-либо предметы на шкафы;

  • с целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не допускается расставлять на подоконниках цветы;

  • допускать эксплуатацию неустойчиво закрепленных шкафов, классной доски, немедленно принять меры по устранению неполадок.

    1. Учащиеся обязаны:

  • пройти инструктаж по охране труда на занятиях в кабинете ОБЖ; выполнять требования охраны труда и правила для учащихся на занятиях в кабинете ОБЖ.

    1. Учащимся запрещается:

  • трогать наглядные пособия и другое учебное оборудование без разрешения учителя;

  • трогать розетки и другие электрические приборы;

  • нарушать требования учителя по охране труда в кабинете ОБЖ;

  • бегать без разрешения учителя, открывать окна, фрамуги; толкать друг друга; кидать различные предметы друг в друга;

  • нарушать порядок размещения мебели в кабинете.


  1. Требования безопасности во время занятий

    1. Учащиеся обязаны:

  • соблюдать требования учителя и правила поведения на уроке;

  • во время проведения физкультминуток аккуратно выполнять упражнения.

    1. Учащимся запрещается:

  • находиться в кабинете в отсутствии учителя;

  • трогать учебное оборудование без разрешения учителя;

  • самостоятельно включать электроприборы;

  • во избежание падения из окна, а также ранения стеклом вставать на подоконник;

  • делать резкие движения во избежание травмы;

  • открывать фрамуги, окна без разрешения учителя;

    1. Учитель обязан:

  • обеспечить безопасное использование оборудования в кабинете;

  • обеспечить устойчивую дисциплину учащихся на уроке;

  • выполнять санитарно-гигиенические требования по режиму проветривания, температурному режиму;

  • соблюдать нормы освещенности кабинета;

  • при работе с техническими средствами обучения соблюдать все правила их эксплуатации и охраны труда;

  • привести в порядок свое рабочее место;

  • проветрить кабинет;

  • закрыть окна, фрамуги и выключить свет.



С должностной инструкцией ознакомлена ________ Мадалова Л.А.





































«Согласовано»

Председатель профсоюзного комитета ________ П.М.Цукаева

«__»___________ 2021г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №29»

__________ Ф.А.Арсамерзуева

«__»___________ 2021г.


Инструкция

по правилам безопасности для учащихся в кабинете ОБЖ


 I. Общие требования безопасности

1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся занимающихся в кабинете.

2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета.

3. Не загромождать проходы сумками и портфелями.

4. Не включать электроосвещение и средства ТСО.

5. Не открывать форточки и окна.

6. Не передвигать учебные столы и стулья.

7. Не трогать руками электрические розетки.

8. Травмоопасность в кабинете:

- при включении электроосвещения;

- при включении приборов ТСО;

- при переноске оборудования и т.п.

9. Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы, чтобы не отвлекаться и не травмировать своих товарищей.

10. Не садиться на трубы и радиаторы водяного отопления.


II. Требования безопасности перед началом занятий

1. Не открывать ключом дверь кабинета.

2. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.

3. Подготовить своё рабочее место, учебные принадлежности.

4. Не менять рабочее место без разрешения учителя.

5. Дежурным учащимся протереть доску чистой, влажной тканью.


III. Требования безопасности во время занятий

1. Внимательно слушать объяснения и указания учителя.

2. Соблюдать порядок и дисциплину во время урока.

3. Не включать самостоятельно приборы ТСО.

4. Всю учебную работу выполнять после указания учителя.

5. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.


IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию учителя в организованном порядке, без паники.

2. В случае травматизма обратитесь к учителю за помощью.

3. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите учителю.


V. Требования безопасности по окончании занятий

1. Приведите своё рабочее место в порядок.

2. Не покидайте рабочее место без разрешения учителя.

3. О всех недостатках, обнаруженных во время занятий, сообщите учителю.

4. Выходите из кабинета спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.



С должностной инструкцией ознакомлена ________Мадалова Л.А.








































«Согласовано»

Председатель профсоюзного комитета ________ П.М.Цукаева

«__»___________ 2021г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №29»

__________ Ф.А.Арсамерзуева

«__»___________ 2021г.


Инструкция

по пожарной безопасности в учреждении


  1. Общие требования пожарной безопасности

    1. Территория учреждения должна постоянно содержаться в чистоте. Отходы горючих материалов, опавшие листья и сухую траву следует регулярно убирать и вывозить с территории.

    2. Эвакуационные проходы, тамбуры и лестницы не загромождать каким- либо оборудованием и предметами.

    3. В период пребывания в здании учреждения людей двери эвакуационных выходов закрывать только изнутри с помощью легко открывающихся запоров.

    4. Двери (люки) чердачных и технических помещений должны быть постоянно закрыты на замок.

    5. Установки пожарной автоматики должны эксплуатироваться в автоматическом режиме и круглосуточно находиться в работоспособном состоянии.

    6. Огнетушители должны размещаться в легкодоступных местах на высоте не более 1,5 м, где исключено их повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов.

    7. Неисправные электросети и электрооборудование немедленно отключать до приведения их в пожаробезопасное состояние.

    8. В коридоре и кабинетах на видном месте должен быть вывешен план эвакуации на случай возникновения пожара, утвержденный руководителем.

    9. В коридорах и на дверях эвакуационных выходов должны быть предписывающие и указательные знаки безопасности.

    10. По окончании занятий работники учреждения должны тщательно осмотреть свои закрепленные помещения и закрыть их, обесточив электросеть.


  1. Запрещается:

    1. Разводить костры, сжигать мусор на территории учреждения.

    2. Курить в помещениях учреждения. Производить сушку белья, устраивать склады, архивы и т.д. в чердачных помещениях.

  1. Проживать в здании учреждения обслуживающему персоналу и другим лицам.

  2. Хранить в здании учреждения легковоспламеняющиеся, горючие жидкости и другие легковоспламеняющиеся материалы.

  3. Использовать для отделки стен и потолков горючие материалы.

  4. Снимать предусмотренные проектом двери вестибюлей, холлов, коридоров, тамбуров.

  5. Забивать гвоздями двери эвакуационных выходов.

  6. Оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы.

  7. Применять в качестве электрической защиты самодельные и некалиброванные предохранители («жучки»).

  8. Проводить огневые, сварочные и другие виды пожароопасных работ в здании учреждения при наличии в помещениях людей, а также без письменного приказа.

  9. Проводить уборку помещений с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня.


  1. Действия при возникновении пожара.

    1. Немедленно сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть по телефону № 01

    2. Немедленно оповестить людей о пожаре и сообщить руководителю учреждения или заменяющему его работнику.

    3. Открыть все эвакуационные выходы и эвакуировать людей из здания.

    4. Вынести из здания наиболее ценное имущество и документы.

    5. Покидая помещение или здание, выключить вентиляцию, закрыть за собой все двери и окна во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения.

    6. Силами добровольной пожарной дружины приступить к тушению пожара и его локализации с помощью первичных средств пожаротушения.

    7. Отключить электросеть и обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током.





С должностной инструкцией ознакомлен ________Мадалова Л.А.










ПОЛОЖЕНИЕ

об учебном кабинете

1. Общие положения.

Учебный кабинет - это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная и внеклассная работа с учащимися, методическая работа по предмету.

Учебные кабинеты создаются по одному или циклу учебных предметов, входящих в учебный план образовательного учреждения, и функционируют в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом и настоящим Положением.

Учащиеся 1 ступени обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок.

Оборудование учебного кабинета должно отвечать требованиям СанПина 2.4.2.1178- 02, охраны труда и здоровья участников образовательного процесса и письма МОиН РФ от 01.04.05 г. № 03-417 «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

Площадь учебных кабинетов принимается из расчета 2,5 кв.м.-при групповых и индивидуальных. Площадь и использование кабинетов информатики должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы.

При каждом кабинете или группе из двух-трех кабинетов организуется лаборантская (ее наличие обязательно в кабинетах химии, физики, биологии, информатики).


2. Оборудование учебного кабинета.

Учебные кабинеты оснащаются техническими средствами обучения, учебно-наглядными пособиями, измерительной аппаратурой и т.д. по предмету в соответствии с Письмом МОиН РФ от 01.04. 05 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

В учебном кабинете оборудуются удобные рабочие места индивидуального пользования для обучающихся в зависимости от их роста и наполняемости класса согласно санитарным требованиям, а также рабочее место для педагогического работника.

Рабочее место педагогического работника оборудуется столом, приставкой для демонстрационного оборудования и технических средств обучения, шкафами для хранения наглядных пособий, экспозиционными устройствами, классной доской, инструментами и приспособлениями в соответствии со спецификой преподаваемой дисциплины.

Оформление учебного кабинета должно соответствовать требованиям современного дизайна для учебных помещений и отражать специфику кабинета.


3. Организация работы учебного кабинета.

Занятия обучающихся в учебном кабинете проводятся по расписанию, утвержденному директором общеобразовательного учреждения.

На базе учебного кабинета проводятся учебные занятия, занятия факультативов и предметных кружков, внеклассные мероприятия и методическая работа по предмету. Основное содержание работы учебных кабинетов:

  • проведение занятий по образовательной программе учебного плана, занятий дополнительного образования по профилю учебного кабинета;

  • создание оптимальных условий для качественного проведения образовательного процесса на базе учебного кабинета;

  • подготовка методических и дидактических средств обучения;

  • соблюдение мер для охраны здоровья обучающихся и педагогических работников, охраны труда, противопожарной защиты, санитарии и гигиены;

  • участие в проведении смотров- конкурсов учебных кабинетов;

  • обеспечение сохранности имущества кабинета.


4. Руководство учебным кабинетом.

4.1. Руководство учебным кабинетом осуществляет заведующий кабинетом, назначенный из числа педагогического состава приказом по общеобразовательному учреждению (по представлению председателя методического объединения или заместителя руководителя, курирующего данный цикл учебных предметов).

4.2. Оплата заведующему за руководство учебным кабинетом осуществляется в установленном порядке.

4.3. Заведующий учебным кабинетом:

  • планирует работу учебного кабинета, в том числе организацию методической работы;

  • максимально использует возможности учебного кабинета для осуществления образовательного процесса;

  • выполняет работу по обеспечению сохранности и обновлению технических средств обучения, пособий, демонстративных приборов, измерительной аппаратуры, лабораторного оборудования, других средств обучения, то есть по ремонту и - восполнению учебно- материального фонда кабинета;

  • принимает на ответственное хранение материальные ценности учебного кабинета, ведет их учет в установленном порядке;

  • несет ответственность за соблюдение правил техники безопасности, санитарии, за охрану жизни и здоровья детей;

  • ведет опись оборудования учебного кабинета, делает копии заявок на ремонт, на замену и восполнение средств обучения, а также копии актов на списание устаревшего и испорченного оборудования.


5. Документация учебного кабинета.

  • Паспорт учебного кабинета.

  • Инструкция по правилам техники безопасности при работе в учебном кабинете.


Требования к кабинету ОБЖ

Кабинет ОБЖ школы должен отвечать следующим основным требованиям:

  • представлять собой помещение, удобное для занятий, удовлетворяющее санитарно-гигиеническим нормам;

  • быть постоянно готовым для проведения уроков и вне­классной работы;

  • способствовать решению в ходе урока не только учебных, но и воспитательных задач;

  • обеспечивать максимальное достижение наглядности в обучении и одновременно создавать условия для выполнения уче­никами самостоятельных заданий;

  • обеспечивать возможность для широкого применения техни­ческих средств обучения;

  • сочетать наглядность, содержательность экспонируемых материалов с художественностью оформления интерьера;

  • содержать учебную литературу, наглядные пособия и имущество по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

























Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования

Основы безопасности жизнедеятельности


Основания и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (для основной школы, базового и профильного уровней средней (полной) общеобразовательной школы).

Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях ввода государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности. Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования.

Новизна разработанных требований. В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по основам безопасности жизнедеятельности настоящие требования к оснащению образовательного процесса ориентированы не только на обеспечение наглядности процесса обучения, но и, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников. Государственный стандарт по основам безопасности жизнедеятельности предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетентности. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач. Поэтому требования включают не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения ввода стандарта.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения. В перечнях объектов и средств материально-технического обеспечения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки. Кроме того, многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми, поскольку их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но и, прежде всего, создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, усиления аналитического компонента учебной деятельности, формирования коммуникативной культуры учащихся и развития умений работы с различными источниками и типами информации.

Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).

Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Оснащение этими техническими средствами кабинета основ безопасности жизнедеяятельности (далее-кабинет ОБЖ) рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (15-20 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).

Характеристика учебного кабинета. Помещение кабинета основ безопасности жизнедеятельности должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).














Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Основная школа


1

2

3

4

1.


1.1

Стандарт основного общего образования по ОБЖ

Д

Стандарт по ОБЖ, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета ОБЖ

1.4

Примерная программа основного общего образования по ОБЖ

Д

1.7

Авторские рабочие программы по ОБЖ

Д

1.8

Учебник по ОБЖ для 8, 10, 11 классов

К

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации.


При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете ОБЖ, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу ОБЖ. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ учителем как часть методического обеспечения кабинета.

1.17

Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»


1.18

Закон Российской Федерации «О гражданской обороне»


1.19

Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий и от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»


1.20

Закон Российской Федерации «О пожарной безопасности»


1.21

Дидактические материалы по основным разделам ОБЖ

Ф

Сборники разноуровневых познавательных и развивающих заданий, обеспечивающих усвоение знаний по ОБЖ как на репродуктивном, так и на продуктивном уровнях.

1.22

Контрольно-измерительные материалы по основным разделам ОБЖ

Ф

Сборники заданий (в том числе тестовых), обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, закрепленными в стандарте.

1.26

Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари)

П


1.27

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

Д


2.


2.1

Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации



2.2

Ордена России


2.3

Военная форма одежды


2.4


Мероприятия обязательной подготовки

граждан к военной службе


2.5

Военно-прикладные виды спорта


3.


3.1

Видеофильмы по разделам курса ОБЖ

Д

Видеофильмы, аудиозаписи и фонохрестоматии, слайды могут быть в цифровом (компьютерном) виде

3.2

Слайды по тематике курса ОБЖ

Д

4.


4.1

Мультимедийный компьютер

Д

Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

4.2

Мультимедиапроектор

Д


4.3

Средства телекоммуникации

Д

Включают: электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий

5.


5.1

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц



5.2

Компас

Д


5.3

Транспортир



5.4

Бинт марлевый 10х15

Д/Ф

5.5

нестерильная (пачка по 50 г.)

Д/Ф

5.6

Вата компрессная (пачка по 50 г.)

Д/Ф

5.7

Воронка стеклянная


5.8

Грелка


5.9

Жгут кровоостанавливающий резиновый

Д/Ф

5.10

Индивидуальный перевязочный пакет

Д/Ф

5.11

Косынка перевязочная

Д/Ф

5.12

Клеенка компрессорная

Д/Ф


5.13

Клеенка подкладочная

Д/Ф

5.14

Ножницы для перевязочного материала (прямые)

Д/Ф

5.15

Повязка малая стерильная

Д/Ф

5.16


5.17


5.18



Повязка большая стерильная


Шприц-тюбик одноразового пользования


Шинный материал (плотные куски картона, рейки т.п.) длиной от 0,7 до 1,.5 м

Д/Ф


Д/Ф


Д/Ф

5.19

Противогаз

Д/Ф

5.20

Общезащитный комплект



5.21

Респиратор

Д/Ф

5.22

Аптечка индивидуальная (АИ-2)



5.23

Ватно-марлевая повязка

Д

6.




6.1

Компьютерный стол



6.2

Шкаф (тумба) для хранения таблиц



НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ НА ОТКРЫТИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА.

Для обеспечения условий успешного выполнения образова­тельной программы по предмету после выбора классной комнаты издается приказ по школе об открытии учебного кабинета и ре­жиме его функционирования. В этом же приказе назначается зав. кабинетом и лаборант, определяются функциональные обязанно­сти (по профилю кабинета).

Зав. кабинетом совместно с администрацией школы произ­водят учет всего имеющегося учебного оборудования и техниче­ских средств, предназначенных для преподавания данного предме­та, а также мебели и приспособлений. Выделяемых администраци­ей школы для оборудования кабинета. Результаты инвентариза­ции оформляются актом и заносятся в паспорт кабинета. Неис­правное учебное оборудование и технические средства списывает­ся и уничтожается, о чем составляется акт на списание.

После этого зав. кабинетом разрабатывает перспективный план оснащения кабинета недостающими учебными и вспомога­тельными средствами.

Рекомендуются следующие этапы оснащения кабинета:

1) классная доска;

2) приспособления для демонстрации таблиц и другого на­глядного материала на уроке (рейки, стенды, решетки и т.п.);

3) Шкафы для раздаточного материала и дру­гого оборудования;

4) оснащение для демонстрации учебных фильмов (затемнение, экран, электрооборудование и т.д.);

5) оснащение рабочего места учителя (дистанционное управление аппаратурой, затемнением, освещением);

8) оборудование для автоматизированного контроля знаний (ПЭВМ, локальные сети, программное обеспечение).

Заведующий кабинетом организует работу учащихся по из­готовлению самодельных пособий, осуществлению профилактики и ремонта учебного оборудования.

В ведении заведующего кабинетом находится книга учета материальных ценностей, которым при записи присваиваются ин­вентарные номера.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!