СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотический классный час "За колючей проволокой" (Посвящается памяти узников фашистских концлагерей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  •  рассказать учащимся о зверствах фашистской Германии;
  •  воспитывать чувства сострадания к погибшим;
  •  показать детям к каким последствиям могут привести войны на нашей планете.

Просмотр содержимого документа
«Патриотический классный час "За колючей проволокой" (Посвящается памяти узников фашистских концлагерей)»



МКОУ «Ильменская СОШ»





Патриотический

классный час

«За колючей проволокой»

( Дню освобождения узников фашистских концлагерей посвящается)





Подготовила и провела

классный руководитель

Ерофеева Е.И.



2015г.









Цели:

  • рассказать учащимся о зверствах фашистской Германии;

  • воспитывать чувства сострадания к погибшим; показать детям к

каким последствиям могут привести войны на нашей планете.

Учитель: (Слайд 1) Вот уже 70 лет отделяют нас от окончания Великой Отечественной войны. Однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.

Каждый год накануне праздника Победы мы чтим память тех, кто не пожалел своей жизни ради будущего своего народа, т.е. ради нас.

Каждому выпала своя ноша в той войне, кто-то защищал Родину и погибал в бою, кто-то подрывал дух врага из тыла, а кому-то было суждено пройти через нечеловеческие испытания в лагерях смерти.

(Слайд 2) Мы сегодня будем говорить о концлагерях, в которых погибли миллионы людей…. Узникам фашистких лагерей посвящается наш классный час.

Ведущий 1: (Слайд 3) 11 апреля 1945 года вошел в книгу истории как Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.

Ведущий 2: Сегодня вспомним тех, кто был замучен в тюремных застенках фашистских концлагерей.

Ведущий 3: (Слайд 4) Начиная с 1933 года, в нацистской Германии появляются концентрационные лагеря "лагеря смерти", "фабрики смерти".

Ведущий 4: Во время 2-й мировой войны лагеря были созданы и на территории Восточной Европы, в основном в Польше, а также на территории стран Балтии, Белоруссии, на других оккупированных территориях. Лагеря создавались для массового уничтожения европейских евреев, а в дальнейшем и других, как считал Гитлер, "неполноценных" народов.

Ведущий 1: (Слайд 5) Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек.

Ведущий 2: В концлагерях совершались различные насилия и истязания над людьми: проводили над ними опыты, например, "эксперименты" по изготовлению мыла из человеческого тела.

Ведущий 3: Мужчин зимой замораживали в бочки с водой; подвешивали заключённых за ноги к столбам и так оставляли их до наступления смерти.

Ведущий 4: Плоскогубцами вырывали у женщин ногти, а затем подвешивали их за волосы, раскачивали и стреляли по "движущимся мишеням".

Ведущий 1:Уничтожали фашисты и детей, уничтожали с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых.

Ведущий 2: Одним из таких лагерей являлся концлагерь Дахау








I. Дахау (Слайды 6-8)

Ведущий 3: Дахау - первый концлагерь в фашистской Германии. Был создан в марте 1933 года на окраине города Дахау в 17 км от Мюнхена. Всего за время существования лагеря в нём находилось в заключении 250 тысяч человек из 24 стран. Около 70 тысяч человек там были зверски замучены или убиты. 140 тысяч переведены в другие концлагеря, 30 тысяч дожили до освобождения. В Дахау проводились преступные “медицинские опыты” над людьми.

Ведущий 4: KZ Dachau – не считался лагерем уничтожения и фабрикой смерти, как например (Освенцим), а скорее пересылочным пунктом.
Ведущий 1: В Дахау отрабатывалась система наказаний и других форм физических и психологических издевательств над узниками, в том числе и медицинские эксперименты над заключенными под руководством главврача Зигмунда Рашера.

Ведущий 2: До начала 2-й мировой войны в Дахау находились политические противники нацистского режима - коммунисты, социалисты, священнослужители, позже – русские, венгерские и польские военнопленные, евреи.


 II. Майданек. (Слайд 9-12)

Ведущий 3: В Польше в предместье города Люблин осенью 1941 года был создан один из немецко-фашистских лагерей «Майданек» для массового уничтожения людей. В Майданеке было истреблено около 1,5 миллиона человек. Печи крематория на Майданеке называли “фабрикой смерти”. В 1944 году Майданек был уничтожен советскими войсками.

III.  Освенцим. (Слайд 13-15)

Ведущий 4: Этот концлагерь называли комбинатом смерти. Освенцим был создан в 1939 году по приказу Гитлера. Здесь постоянно содержались от 180 до 250 тысяч заключённых из разных стран мира. Многочисленные врачи, работающие в лагере, ставили на заключённых “медицинские”

эксперименты. Массовые уничтожения газом начались в Освенциме в конце 1941 года. В Освенциме омертвили в газовых камерах, голодом, расстреляли свыше 4 миллионов советских граждан и жителей других стран Европы.

(Показ фильма)

I V. Саласпилс. (Слайд 16 – 20)

Ведущий 1: В Латвии вблизи железнодорожной станции на линии Рига - Огре в годы Великой отечественной войны фашистами был устроен концлагерь, в котором было уничтожено более 100 тысяч человек, 7 тысяч из них дети. На стене, сооружённой на месте лагерных ворот, сохранилась надпись: “За этими воротами стонет земля”.

Ведущий 2:  Среди заключённых в лагерях были и дети. Они напоминали подбитых птенцов. В глазах испуг. Маленькие старички.

Их заставляли работать по 15–20 часов – на лямках возить гружённые разным грузом повозки. Часто приходилось возить трупы. А когда они выбивались из сил, их раздевали догола и обливали холодной водой, били палками.

Ведущий 3: В Латвии гитлеровцы уничтожили 35476 детей.

Ведущий 4: Когда советская армия освободила концлагерь, то солдаты увидели огромные тюки с женскими волосами. Гитлеровцы снимали их с голов своих жертв перед уничтожением. Они использовали женский волос в промышленном производстве – перерабатывали в войлок и пряжу, из которых вязали носки для подводников и железнодорожников.



На фоне музыки звучит стихотворение “Женские волосы”

Чтец:

Женские волосы жгучей горою
В лагере высились передо мною.
Светлые, тёмные и огневые,
Чёрные, с примесью пепла, седые.
Детские, словно ленок золотистый.
Люди! Запомните все, что фашисты, 
Золотом тем набивали матрасы.
Это вовек не должно забываться.
Где-то скрываются, живы доселе
Звери, что спали на этой постели.
Как на волнах, на слезах отдыхали,
Совесть их ночью будила едва ли…
Я из барака, из мрака на волю
Вышел, шатаясь от гнева и боли.


Сердце сыновнее в траур одето.
Мать окликал я, и всё без ответа.
Долго ходил я по скорбным тропинкам,
Может, золы невесомой пылинкой
В глаз ты попала, в слезу превратилась,
И по щеке моей тихо скатилась?
Может быть, стала ты розою алой,
Той, что из пепла родясь, полыхала,
Не увядая и не облетая, 
Жаркою кровью твоей налитая.
Сколько цветов, что растоптаны были
Здесь на плацу, среди лагерной пыли!
Сколько вас, павших на этой планете!
Матери! Вас дожидаются дети.

V. Бухенвальд. (Слайд 21- 23)

Ведущий 1: Концлагерь в Бухенвальде, недалеко от города Ваймара, гитлеровцы основали в 1934 году для политзаключённых. Как и в другие концлагеря фашистской Германии, люди попадали сюда без суда и следствия и на неопределённое время. Как правило, их путь завершался в печах крематория.

Ведущий 2: С началом Великой Отечественной войны он стал одним из главных лагерей смерти для военнопленных. Через него прошло более 238 тысяч людей.

Ведущий 3: У одних Бухенвальд отнял юность, у других — здоровье, у третьих — жизнь. Море человеческих страданий в Бухенвальде неисчерпаемо.

Ведущий 1:Лагерь увековечил себя муками, болью своих узников. И в этом концлагере гестаповцы истребили сотни тысяч советских людей.

Свидетельство очевидца:

«Через громкоговоритель даются приказания: всем надо сдать вещи и одежду, даже костыли и очки... Ценные вещи и деньги сдать в окошко с надписью: «Драгоценности». Женщин и девушек направляют к цирюльнику, который двумя взмахами ножниц срезает им волосы, набиваемые в мешки из-под картофеля ...Потом начинается марш... Но большинство уже начинает догадываться, какая судьба им уготована.

Они подымаются по нескольким ступенькам - и уже видят непредотвратимое. Нагие матери, онемев, прижимают младенцев к груди. С ними масса детей всех возрастов — все нагие. Они медленно продолжают двигаться безмолвно по направлению к камере смерти. «Наполнить до отказа!» - командует комендант лагеря.. Голые люди наступают друг другу на ноги. Семьсот-восемьсот человек... Двери замыкаются. Оставшиеся ждут своей очереди. Спустя 32 минуты мертвы все... С другой стороны рабочие отмыкают двери. Мертвецы стоят, как базальтовые столбы - им некуда упасть. И после смерти еще можно распознать семьи - они стоят, прижавшись друг к другу и держась крепко за руки. С трудом только удается отделить тела, чтобы очистить место для следующей партии…»

Ведущий 2: Таким способом в Бухенвальде были убиты многие тысячи узников. Лагерные ворота с надписью «Каждому свое» и колючая проволока сохранились до сих пор. Теперь это вход в Музей памяти Бухенвальда.

Ведущий 3: Но и здесь, за колючей проволокой Бухенвальда, за каменными стенами бараков, в нечеловеческих условиях фашистского плена люди не только выживали — они боролись, создавали подпольные центры Сопротивления, стремились сломить фашистский гнёт, отомстить за смерть товарищей.

Ведущий 4: В 1945 году советские войска освободили в этом концлагере свыше 80 тысяч заключённых, которых гестаповцы не успели истребить. Это были люди, уже находившиеся на грани смерти от истязаний и голода.

(Фильм про Бухенвальд)

Ведущий 1: Люди разных национальностей, но одной судьбы, им есть что рассказать о зверином облике фашизма!

Ведущий 2: Лагеря смерти, через которые многие из них прошли, невозможно вычеркнуть из памяти.

Ведущий 3: Вновь скупая слеза сторожит тишину. Вы о жизни мечтали, уходя на войну. Сколько юных тогда не вернулось назад, не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Ведущий 4: Глядя в вечный огонь - тихой скорби сиянье - ты послушай святую минуту молчанья. 

(метроном) Минута молчания.

(Поочерёдно к доске выходят учащиеся с рисунками в руках)

- Я нарисую яркое солнце.

- Я нарисую синее небо.

- Я нарисую свет в оконце.

- Я нарисую колосья хлеба.

- Мы нарисуем осенние листья.

- Школу, друзей, ручей беспокойный.

Вместе: И зачеркнём нашей общею кистью выстрелы, взрывы, огонь и войну.

(Исполняется песня «Дети и война)

Учитель: Сегодня на нашем мероприятии присутствуют гости: бывшая узница фашистских концлагерей, наша односельчанка Кривенцева Н.В., труженица тыла Вострикова Н.Н. и глава Мазурского сельского поселения Чигарёв Д.В.

(Выступление гостей, вручение им цветов)



Фоторепортаж классного часа

«За колючей проволокой»


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!