СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Печорин в системе мужских образов романа"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Печорин в системе мужских образов романа"»

Тема урока: Печорин в системе мужских образов романа.


Цель урока: раскрыть противоречивость образа Григория Печорина в системе мужских образов произведения.

Задачи урока:

  • обобщить полученные знания учащихся о главном герое произведения М.Ю. Лермонтова;

  • привлечь учащихся к активной познавательной деятельности;

  • развитие логического мышления учащихся через организацию самостоятельной работы на уроке.

Ход урока

Эпиграф

«В дружбе один раб другого»


I. Вступительное слово учителя


«Герой нашего времени» считается в русской литературе первым социально-психологическим романом. Противостояние Печорина общественной среде показано через внутренний мир героя.

- Как вы объясните понятие слова «дружба»?

(Дру́жба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и затрагивает наиболее интимные, душевные стороны человеческой жизни)

Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя. Сегодня мы рассмотрим образ Печорина через другие представленные мужские образы


Определение темы урока и постановка целей

  1. Работа по теме урока

  1. Работа в группах

  • 1 группа - Печорин и Максим Максимыч

  • Про https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5530123462673022832&from=tabbar&text=печорин+и+максим+максимычсмотр фрагмента фильма «Герой нашего времени»

  1. Как Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Подберите к своим тезисам ключевые слова и подтвердите каждое цитатой.(глава «Бела»)

  2. Как проявилось отношение Печорина к Максиму Максимычу в сцене их последней встречи? Какими способами автор передает взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?

(перечитайте внимательно сцену встречи Печорина и Максим Максимыча из главы «Максим Максимыч». )

  1. Какие чувства исповедь Печорина, начинающаяся словами «...у меня несчастный характер», вызвала у Максима Максимыча?

  2. Сделайте выводы об отношениях, которые сложились между Печориным и Максимом Максимычем.

  • 2 группа – Печорин и Грушницкий

  1. Внимательно перечитайте запись, сделанную в журнале Печорина от 5 июня. Что стало основной причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину, и почему это отношение не замечали окружающие?

  2. Прокомментируйте поведение Григория  Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать об их характерах:  благородство и низость их поступков?  

  3. Каков композиционный смысл образа Грушницкого в романе?

  • 3 группа – Печорин и Вернер

  1. Перечитайте отрывок разговора Печорина и Вернера в Дневнике от 13 мая. Что общего в интеллектуальном развитии и в отношении к жизни у обоих героев?

  2. Как дуэль Печорина с Грушницким повлияла на отношения между героями?

  3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

  • 4 группа – Печорин и Вулич

  1. Какова роль образа Вулича в романе?

  2. Сравните поведение Печорина и Вулича  в разных ситуациях и сделайте вывод: что объединяет героев?

  3. Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой необычной авторской позиции?

  1. Обобщающая беседа

  1. Чтение и обсуждение отрывка из повести «Княжна Мери»

«Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было: но их предполагали – и они родились: никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен. Я сделался завистлив…».

- Что пытается объяснить Печорин своими словами?

- В какой момент он произносит эти слова?

- Можно ли быть уверенными, что в этот момент Печорин откровенен?

  1. Итоги урока

  2. Максим Максимыч, Грушницкий, Вернер, Вулич- мужские образы романа — двойники и антиподы Печорина.

  3. Они не способны к самоанализу, их интеллект ниже интеллекта Печорина, характер их слабее.


  1. Домашнее задание.



  1. Написать мини-сочинение на тему: «Нужен ли друг Печорину?»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!