Тема урока: Печорин в системе мужских образов романа.
Цель урока: раскрыть противоречивость образа Григория Печорина в системе мужских образов произведения.
Задачи урока:
обобщить полученные знания учащихся о главном герое произведения М.Ю. Лермонтова;
привлечь учащихся к активной познавательной деятельности;
развитие логического мышления учащихся через организацию самостоятельной работы на уроке.
Ход урока
Эпиграф
«В дружбе один раб другого»
I. Вступительное слово учителя
«Герой нашего времени» считается в русской литературе первым социально-психологическим романом. Противостояние Печорина общественной среде показано через внутренний мир героя.
- Как вы объясните понятие слова «дружба»?
(Дру́жба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и затрагивает наиболее интимные, душевные стороны человеческой жизни)
Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя. Сегодня мы рассмотрим образ Печорина через другие представленные мужские образы
Определение темы урока и постановка целей
Работа по теме урока
Работа в группах
1 группа - Печорин и Максим Максимыч
Про https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5530123462673022832&from=tabbar&text=печорин+и+максим+максимычсмотр фрагмента фильма «Герой нашего времени»
Как Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Подберите к своим тезисам ключевые слова и подтвердите каждое цитатой.(глава «Бела»)
Как проявилось отношение Печорина к Максиму Максимычу в сцене их последней встречи? Какими способами автор передает взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
(перечитайте внимательно сцену встречи Печорина и Максим Максимыча из главы «Максим Максимыч». )
Какие чувства исповедь Печорина, начинающаяся словами «...у меня несчастный характер», вызвала у Максима Максимыча?
Сделайте выводы об отношениях, которые сложились между Печориным и Максимом Максимычем.
Внимательно перечитайте запись, сделанную в журнале Печорина от 5 июня. Что стало основной причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину, и почему это отношение не замечали окружающие?
Прокомментируйте поведение Григория Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать об их характерах: благородство и низость их поступков?
Каков композиционный смысл образа Грушницкого в романе?
Перечитайте отрывок разговора Печорина и Вернера в Дневнике от 13 мая. Что общего в интеллектуальном развитии и в отношении к жизни у обоих героев?
Как дуэль Печорина с Грушницким повлияла на отношения между героями?
Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?
Какова роль образа Вулича в романе?
Сравните поведение Печорина и Вулича в разных ситуациях и сделайте вывод: что объединяет героев?
Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой необычной авторской позиции?
Обобщающая беседа
Чтение и обсуждение отрывка из повести «Княжна Мери»
«Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было: но их предполагали – и они родились: никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен. Я сделался завистлив…».
- Что пытается объяснить Печорин своими словами?
- В какой момент он произносит эти слова?
- Можно ли быть уверенными, что в этот момент Печорин откровенен?
Итоги урока
Максим Максимыч, Грушницкий, Вернер, Вулич- мужские образы романа — двойники и антиподы Печорина.
Они не способны к самоанализу, их интеллект ниже интеллекта Печорина, характер их слабее.
Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на тему: «Нужен ли друг Печорину?»