Образовательная практика «Походы с классом»
-
Территория.
п. Новая Калами, Северо-Енисейского района, Красноярского края
-
Полное название образовательного учреждения.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новокаламинская средняя школа №6»
-
Ф.И.О., должность лиц(а), курирующего образовательную практику (директор, завуч), контактные данные (телефон, e-mail).
Шишкина Наталья Юрьевна, завуч МБОУ «НСШ №6», тел. 89232846120
-
Автор(ы): Ф.И.О. с указанием должности и места работы.
Киселева Ольга Викторовна, учитель математики и физики МБОУ «НСШ №6»
-
Название практики «Походы с классом»
-
Почему, на ваш взгляд, актуальна практика? Для чего эта практика? На решение какой проблематики направлена практика?
Походы – очень важное и актуальное для развития школьников мероприятие, которое помогает развиваться и объединяет коллектив. Раньше, в школах, походы были обычной практикой, а сегодня в походы ходят очень редко. Учителя сетуют на нехватку времени, на плохую погоду, на неотложные дела и не хочется оторваться от компьютера или ноутбука и повести детей показать красоту местных пейзажей. А в большей мере это касается школьников, которые целыми днями могут просиживать в социальных сетях, за компьютерными играми и т.п. Дети сейчас настолько разленились, что скоро со школы все будут выходить сутулыми и в очках: столько времени они проводят за планшетами и различными гаджетами. Если так пойдет и дальше, то ученики даже не будут знать, как выглядит обычная лягушка или ящерица. Не смогут нормально развести костер и сварить уху или суп. Не будут даже знать насколько вкусная печенная на углях костра картошка! Поэтому польза от походов очень большая. Это: свежий воздух; физическая тренировка; здоровье; знакомство с природой; командный дух; преодоление различных препятствий и т. д.
В походе каждый ученик класса может освоить различные полезные навыки, которые могут пригодиться в дальнейшей жизни. Увидеть настоящих животных, которые водятся в конкретном регионе. Услышать голоса птиц, посмотреть какие растения произрастают. Это знакомство с родным краем не пройдет даром и оставит свой след в душе каждого школьника. Многие даже поймут, что счастье заключается вовсе не в планшетах и лайках в социальных сетях. Есть нечто более важное, огромное и вечное.
-
Направление представленной практики (выбор варианта из списка):
-
На каком уровне общего образования, уровне профессионального образования или подвиде дополнительного образования реализуется Ваша практика (выбор из списка вариантов):
-
Основное общее образование,
-
Среднее общее образование,
9. На какую группу участников образовательной деятельности направлена Ваша практика (выбор из списка):
10. Опишите Вашу практику в целом, ответив на вопросы:
Цель: формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности; создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.
Еще одной целью похода является: выработка у детей уверенности в себе, улучшение коммуникативных навыков в коллективе, обучение думать нестандартно, профилактика конфликтов и сплочение коллектива, укрепление детско-родительских отношений.
Кроме прикладных целей туристского похода, можно выделить и другие группы целей.
Содержательные цели туризма:
-
физическая активность;
-
поддержка хорошего состояния здоровья Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Поход создаёт для этого уникальные возможности;
-
социальная активность — создание команды и социальная активность в ходе выполнение программы похода. Это программа, в которой каждый член команды имеет большую ценность;
-
характер приключения — ожидание результата похода, повышая интерес к нему, стимулирует подростка к подготовке к походу.
Велика роль походов с классом в воспитании физических, гражданских, нравственных качеств личности школьника.
Главная задача — обеспечение безопасности похода. Эффективным способом является инструктаж по правилам безопасности.
Находясь в походе, ребята ощущают и понимают значение коллектива, учатся принимать решения и нести за них ответственность, чувствуют влияние положительных нравственных качеств окружающих людей, оценивают этих людей и сравнивают себя с ними. Это значит, что туризм является надёжной и эффективной формой воспитательного процесса.
Образовательная функция похода с классом заключается в том, что во время путешествий закрепляются школьные знания по географии, биологии, обществознанию, истории, приобретаются новые знания.
Наиболее важной функцией походов, по моему мнению, является оздоровительная функция. Смена привычной обстановки, влияние естественно — средовых факторов на организм подростка, повышенная двигательная активность, развитие возможностей адаптации в сложных условиях смены климата, применение активных способов передвижения, самых разнообразных двигательных действий, соблюдение правил личной гигиены в условиях самоконтроля способствуют укреплению здоровья ребёнка, повышению функциональных возможностей его организма.
В целом, походы решают задачи физического воспитания, повышения уровня развития двигательных качеств, умений, навыков, умственного, эстетического и нравственного развития.
Одной из технологий, через которую реализуется практика, является здоровье сберегающая технология. Наибольшую пользу здоровью приносят виды походов, в которых используются активные средства передвижения. Пешие и лыжные походы и путешествия способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению сопротивляемости организма к заболеваниям, укреплению мускулатуры. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений во время похода нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстанавливают силы, повышают работоспособность.
Организуя с детьми поход, педагог создает такую воспитательную среду, которая уже независимо от учителя воздействует на детей в нужном направлении. Для походов характерен именно такой метод косвенного воздействия, когда сама обстановка стимулирует выработку необходимых качеств, навыков и умений. При этом воспитание происходит на живых конкретных делах, а не на отвлеченных беседах. Практикой доказано, что походы очень способствуют исправлению недостатков характера, поведения плохо воспитанных детей, углублению познавательных интересов ребят, отстающих в учебе. В воспитательной работе с классом, планирую ежегодно 3-4 похода.
Основными формами туристических походов в школе являются осуществляемые в природной среде туристские прогулки, походы, соревнования и экскурсионные поездки. Туристские прогулки (поход выходного дня) заключаются в похождении группой (классом) небольшого маршрута (протяженностью до 4 км) в пригородном лесном массиве, без преодоления естественных препятствий, общение с окружающей природой, научиться и закрепить навыки по туристическому быту (разведения костра, установка палатки, приготовление пищи на костре и т.п.). Могут проходить на лыжах, велосипедах, пешком. Туристские походы - вид образовательно-оздоровительной деятельности, способ прохождения маршрута (протяженностью от 4 км). Туристский поход - массовая активная форма деятельности, использование которой позволяет решать познавательные, воспитательные, коммуникативные, оздоровительные и спортивные задачи. Туристские соревнования - массовые формы деятельности, ставящие своей целью приобщение к туризму большего количества школьников и учителей. В школе наиболее приемлемыми являются учебно-тренировочные походы и походы выходного дня.
Для того чтобы поход не стал разочарованием и получился ожидаемый результат, поход нужно тщательно подготовить, составить план, маршрут, подготовить снаряжение, продукты и т.п. Организация похода начинается с собрания. На собрании руководитель похода сообщает цель, маршрут и длительность похода, распределяет поручения, договаривается о следующей встрече.
-
Правовая база: инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации (Приложение 1 к приказу Министерства образования Российской федерации от 13 июля 1992 г. № 293). На основании этой инструкции определяются обязанности и права руководителя туристской группы; приказ директора; полная информация о готовящемся походе: вид мероприятия, место и сроки его проведения, график маршрута с указанием времени и места сбора участников и времени возвращения с маршрута, схему (карту) маршрута, список группы, заверенный врачом школы; согласие родителей (законных представителей).
-
Цель: цель похода должна быть сформулирована и доведена до сведения каждого участника похода.
-
При выборе пути важно решить главную задачу: маршрут должен быть «помощником» педагога. Выбор и разработка маршрута начинается с выбора предполагаемого района путешествия. После этого начинается разработка маршрута, на карте. Разрабатываются запасные варианты на случай необходимости сократить или увеличить маршрут. После того как все это проделано, составляется график движения.
-
Снаряжение: Снаряжение делят на личное, групповое и специальное. Личное снаряжение - это запасные сухие вещи, предметы индивидуального пользования. Групповое снаряжение - палатки, топоры, посуда, карты, компасы. Специальное снаряжение - спасательные жилеты, веревки, медицинские аптечки. Особые требования предъявляются к обуви туриста - это хорошо разношенные кроссовки, ботинки на низком каблуке, желательно с рифленой подошвой. В поход лучше надевать мягкие шерстяные носки. Они впитывают пот, в них мягко идти, на них не образуются складки. Наиболее удобной одеждой для туриста является одежда спортивного типа, лучше из хлопчатобумажных тканей, штормовки.
-
Питание: одно из важных условий успешного проведения похода. Продовольственный рацион составляется с учетом продолжительности и сложности похода, сезона, вкусов и привычек участников похода, на основе требований к рациональному питанию. К упаковке продуктов предъявляются свои требования: все продукты должны быть упакованы в мешочки, контейнеры с плотно прилегающими крышками, фляги. После тщательной упаковки, продукты укладываются в рюкзаки.
-
Безопасность и правила поведения: главная задача — обеспечение безопасности похода. Эффективным способом является инструктаж по правилам безопасности. Инструктаж может быть зачитан ребятам как «Правила безопасности в туристическом походе» с комментариями учителя.
Правила безопасности в туристическом походе.
1. Точно выполняй все распоряжения руководителя.
2. При замеченной опасности немедленно сообщай руководителю.
3. Не использовать попутный автотранспорт, пользоваться только оборудованными машинами и автобусами.
4. Строго соблюдать правила уличного движения. При движении вдоль дороги из строя не выходить. Движение производить по левой обочине, навстречу транспорту, быть предельно внимательными при переходе через дорогу, не мешать движению группы.
5. Перед выходом на маршрут проверить исправность снаряжения, выходить на маршрут с тем снаряжением, которое указано руководителем.
6. При движении соблюдать установленный интервал.
7. В ветреную и холодную погоду привалов на открытых местах не устраивать.
8. На привалах за территорию места стоянки без разрешения руководителя не уходить.
9. Без разрешения руководителя воду из колодцев, рек и водоемов не пить, соблюдать питьевой режим. Снег не есть.
10. Обо всех признаках недомоганий немедленно сообщать руководителю группы.
11. Без разрешения руководителя не подходить к воде, не купаться.
12. В лесу не разводить костры без разрешения руководителя. Свечи и спички в палатках не зажигать.
13. Аккуратно обращаться с огнем и с кипятком, работать у костра только в одежде, иметь рукавицы.
14. Топоры, пилы и другие режущие инструменты упаковывать в чехлы и переносить внутри рюкзака.
-
Итоги: подведение итогов похода проводится в форме бесед, опросов, анкетирования, фотостендов, видеофильмов, организация и проведение вечера, педагогический отчет о походе, составление паспорта похода.
Особенно ощущается методическая ценность походов в сельской местности, где школа играет роль воспитательного культурно-творческого центра. Походы сплачивают ребят, скрепляют группу и учителя подлинной дружбой.
В походе дети научаться: самостоятельно ставить палатку, собирать дрова, разводить костер, преодолевать препятствия, готовить пищу.
В результате у детей воспитывается: трудолюбие, аккуратность, внимание к окружающим, уважение к труду, ответственность, бережливость, взаимопомощь, уважение, личная инициатива, взаимная выручка, настойчивость, сила воли, высокая дисциплинированность, гражданские, нравственные качества личности школьника, любовь к родной земле, наследию прошлых веков, которое надо ценить, изучать и беречь.
Походы способствуют укреплению здоровья: пешие и лыжные походы и путешествия способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению сопротивляемости организма к заболеваниям, укреплению мускулатуры. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений во время похода нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстанавливают силы, повышают работоспособность.
11. Результаты Вашей практики значимы для (выбор вариантов из списка)?
12. Какие ресурсы необходимы для реализации Вашей практики (выбор из списка вариантов):
13.Укажите критерии, параметры, индикаторы измерения результативности реализации практики.
1. Опрос. Поход, как правило, создает эмоционально-радостное настроение у ребят. Они стремятся обменяться мнениями. Это удобная для педагога возможность на собрании класса вместе с учениками и родителями подвести итоги похода. Что запомнилось? Что было самым интересным на маршруте? Какой вклад внес каждый в общее дело? Какие недостатки мешали нам? Что в следующем походе мы сделаем по-другому?
2. «Летопись». Оформить одну или несколько страниц материалов о пройденном маршруте. Создать блог. Постепенно таких туристических страничек станет много. Будут новые походы, экскурсии, поездки, и за несколько лет совместной учебы в школе появится интересная и памятная туристская летопись класса. Материалы прогулки или похода могут иметь следующие разделы: дата похода, основная «нитка» маршрута, список группы, обязанности участников туристской группы, карта или схема маршрута, на которой нужно показать путь группы. В этом же разделе дают описание пути, по которому шла группа, помещают информацию, где находятся удобные места для привала. К материалам похода относят также отзывы участников похода, фотографии, иллюстрации, рисунки ребят. Материалы, собранные в походах, можно использовать на уроках.
3. Анкетирование.
14. С какими проблемами, трудностями в реализации практики Вам пришлось столкнуться? (Может быть не обязательным вопросом)
Ограниченность в передвижении (не всегда есть транспорт), сезонный запрет на посещение леса (пожароопасная обстановка, дикие звери).
15. Что Вы рекомендуете тем, кого заинтересовала Ваша практика? (Может быть не обязательным вопросом)
Не надо бояться школьного туризма. Пешком, на лыжах или на велосипедах готовьтесь отправиться с классом в путь. Поживите с ребятами интересной, самобытной, автономной, наполненной романтикой странствий общей жизнью. Станьте со своими учениками хоть ненадолго дружной походной семьей.
Поход с классом — радикальное средство очеловечить педагогику, совершить крутой поворот в традиционной работе с классом, перейти с наезженной колеи авторитарной педагогики к сотрудничеству.
16. На какой уровень в Региональном атласе претендует Ваша практика (выбор из списка вариантов):
17. Какое сопровождение готова обеспечить команда заинтересовавшимся Вашей практикой? (выбор из списка вариантов):
18. При наличии публикаций материалов по теме реализуемой практики, укажите ссылки на источник.
http://multiurok.ru/kisao/