Педагогический мониторинг кружка «Вязание крючком»
Разработала: учитель технологии
МАОУ СОШ № 28 г. Балаково Саратовской обл.
Саввина Людмила Ивановна
Педагогический мониторинг в детском объединении – это определение эффективности работы данного объединения, соотнесённость полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в деятельности организации.
Такой анализ дает возможность конкретизировать план работы и осуществлять индивидуальный подход – подбирать такие виды деятельности, которые бы способствовали проявлению и развитию еще недостаточно сформированных качеств. Таким образом, мониторинг выступает средством управления деятельностью, так как отслеживание результатов осуществляется с целью их анализа для дальнейшей корректировки и совершенствования деятельности. Данная методическая разработка отражает особенности организации мониторинга по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Вязание крючком». Обзор методической литературы, в которой представлены формы педагогического контроля, приемлемые для дополнительного образования детей, показал, что адаптированных форм к такому искусству как вязание крючком крайне мало. В результате анализа и систематизации имеющейся методической литературы была разработана система мониторинга, которая включила известные формы контроля, адаптированные к объединению «Вязание крючком». (См. Таблицу №1) Данная система мониторинга предполагает использование самых различных форм диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, работа с индивидуальными заданиями на карточках, анализ выставочных работ, викторины, игры и др. Примеры данных форм представлены в Приложении №1. Система мониторинга объединения «Вязание крючком»
Вид мониторинга | Цель мониторинга | Диагностические средства | Участники | Сроки |
Входящий | Выявление уровня подготовки воспитанников, их интересов и способностей, корректировки учебнометодического плана и программы. | Метод наблюдения, анкетирование | Воспитанники, родители | Сентябрь |
Текущий | Определение степени усвоения детьми учебного материала, повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в усвоении материала, своевременное выявление отстающих, корректировка средств и методов обучения. | Метод наблюдения, анализ выполненных работ, тестирование, анкетирование, анализ выставочных работ, анализ выполненных заданий (формы заданий: кроссворд, карточки с индивидуальными заданиями, викторина, игры) | Воспитанники | В течение года |
Итоговый | Определение степени достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний и умений, а также получения сведений для совершенствования педагогом программ и методик обучения. | Тестирование, анализ выставочных работ | Воспитанники | Апрель, май |
Приложение №1
Опросник для обучающихся объединения «Вязание крючком».
Цель: определение уровня усвоения знаний, умений и навыков.
Инструкция для обучающихся: Внимательно прочитайте вопрос, выберите вариант ответа и отметьте его знаком «+». Критерии оценки: Знаю, умею – 5 баллов; Делаю с помощью педагога – 4 балла; Не знаю, не умею – 3 балла. Все баллы складываются и высчитывается средний арифметический балл, по которому и определяется уровень развития знаний, умений и навыков. Высокий уровень – 5-4,5 баллов; Средний уровень – 4,4 – 3,6 баллов; Низкий уровень – 3,5 – 3 балла.
Опросник обучающихся по дополнительной образовательной программе «Вязание крючком» по итогам первого года обучения года обучения
| Знаешь ли ты? | Знаю, Умею | Делаю с помощью педагога | Не знаю, Не умею |
1 | Правила техники безопасности | | | |
2 | Что такое «раппорт» | | | |
3 | Виды крючков | | | |
4 | Виды пряжи | | | |
| Можешь ли ты? | | | |
5 | Делать воздушные петли | | | |
6 | Делать столбики с накидом | | | |
7 | Делать столбики с 2-3 накидами | | | |
8 | Делать пышный столбик | | | |
9 | Делать ракушку | | | |
10 | Делать витой столбик | | | |
11 | Делать рельефный столбик | | | |
12 | Делать перемещенный столбик | | | |
13 | Делать крестообразный столбик | | | |
14 | Вязать по описанию | | | |
15 | Составлять схемы | | | |
16 | Вязать по схеме | | | |
17 | Прибавлять петли | | | |
| 18 Убавлять петли | | | |
Опросник обучающихся по дополнительной образовательной программе «Вязание крючком» по итогам второго года обучения
| Знаешь ли ты? | Знаю, Умею | Делаю с помощью педагога | Не знаю, Не умею |
1 | Правила техники безопасности | | | |
2 | Особенности вязания продольных и поперечных кружев | | | |
3 | Правила вязания в филейной технике | | | |
4 | Правила вязания брюггского кружева | | | |
5 | Правила вязания ирландского кружева Можешь ли ты? | | | |
6 | Вязать поперечные кружева | | | |
7 | Вязать продольные кружева | | | |
8 | Читать схемы филейного кружева | | | |
9 | Вязать филейное кружево | | | |
10 | Прибавлять и убавлять филейные клетки | | | |
11 | Выполнять тесьму брюггского кружева | | | |
12 | Выполнять соединения в технике брюггского кружева | | | |
13 | Читать схемы брюггского кружева | | | |
14 | Вязать сеточки фона в технике ирландского кружева | | | |
15 | Вязать мотивы в техник | | | |
Диагностический инструментарий
Анкета для обучающихся
Цель: выявить круг интересов детей в декоративно-прикладном творчестве, отношение к искусству «Вязание крючком»
1. Фамилия, имя _______________________________
2. Чем ты любишь заниматься в свободное время?__________________ ______________________________________________________________
3. Как часто ты интересуешься журналами по вязанию? (Часто, редко, затрудняюсь ответить)
4. Есть ли у вас дома самодельные предметы? (вязанные вещи, вышитые изделия, резьба по дереву и т.д.) _______________________________
5. Кто из родственников, друзей занимается в свободное время рукотворным ремеслом? Каким?_______________________________ _____________________________________________________________
6. Как ты считаешь, необходимо ли развивать в себе творческие способности или без этого можно обойтись?_____________________
7. Заниматься в нашем кружке ты хотел(а) давно или желание возникло неожиданно? ________________________________________________
8. Поддерживают ли тебя родители, другие родственники, друзья в том, что ты посещаешь занятия нашего кружка? ______________________
Анкета для родителей.
Уважаемые родители! Отметьте, что для Вас является самым важным, значимым результатом занятий в кружке:
Желание ребенка заниматься любимым делом.
Желание развить способности ребенка.
Желание дать ребенку разностороннее образование.
Желание занять свободно время ребенка.
Желание найти ребенку друзей.
Надежда, что занятия в Доме детского творчества помогут ребенку в учебе в школе.
Желание подготовить ребенка к выбору профессии.
Надежда, что занятия в Доме детского творчества помогут исправить недостатки ребенка.
Желание дополнить основное образование ребенка.
Другое ________________________________________
Дидактические игры
Цель: проверка и закрепление ЗУНов воспитанников на занятиях. Данные игры могут применяться для закрепления навыков по каждой теме. 1. «Найди и назови». Описание: берем готовое изделие или иллюстрацию в книге. Воспитаннику предлагается назвать и показать элементы вязания, с помощью которых было изготовлено изделие. 2. «Угадай и свяжи». Описание: водящий выполняет какой-нибудь элемент вязания, отгадать предлагается второму воспитаннику. Если он правильно угадал, то сам становится водящим. Если нет, то вопрос адресуется другому. 3. «Кто вперед». Описание: Педагог произносит название элемента вязания, который необходимо связать, за какое-то время. Дети выполняют задание. Выигрывает тот, кто больше и аккуратнее выполнит элементов. 4. «Пойми меня». Описание: Педагог показывает какой-нибудь элемент вязания первому игроку, который должен показать этот элемент следующему и т.д.