СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический прием превращения пассивного слушания в активное слушание учебных текстов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный прием способствует развитию концентрации внимания и памяти у учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический прием превращения пассивного слушания в активное слушание учебных текстов»

У детей 5-6 лет неустойчивое внимание. При прочтении сказок дети отвлекаются, не могут долго слушать, и прием превращения ПАССИВНОГО СЛУШАНИЯ В АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ, как показала практика, позволил заинтересовать ребят, и они с удовольствием слушают весь объем читаемого. Причем, такой прием может быть использован при подаче любого материала и способствует не только развитию внимания, но и памяти. Не секрет для педагогов, что наша память всегда работает с закреплением ранее полученной информации. Суть этого метода в том, что педагог заранее продумывает, какие в тексте эпизоды можно использовать для добавления учащимися своей информации, усвоенной памятью ранее. Таким образом, участие детей в процессе чтения способствует максимальной концентрации слушателей и легкому запоминанию текста, которое можно проверить при помощи вопросов , подготовленных заранее педагогом.

Например, читаю поучительную сказку ГУСИ-ЛЕБЕДИ

Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький.
— Дочка, дочка! — говорила мать. — Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.
Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась (вопрос детям: в какие игры могли играть дети на улице?После ответов детей продолжаем читать). Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках.
Пришла девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, — братец не откликнулся!
Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.
Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять. Бежала, бежала, стоит печка.
— Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?
— Съешь моего ржаного пирожка, — скажу(вопрос: с какой начинкой пирожки могла предложить печка?).
— О, у моего батюшки и пшеничные не едятся!
Печь не сказала.
Побежала дальше, стоит яблоня(вопрос: какие плодовые деревья вы знаете?).
— Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси полетели?
— Съешь моего лесного яблока, — скажу.
— О, у моего батюшки и садовые не едятся!
Побежала дальше, стоит молочная речка, Кисельные берега.
— Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели?
— Съешь моего простого киселика с молоком, — скажу.
— О, у моего батюшки и сливочки не едятся!(вопрос: какие продукты делают из молока?)
И долго бы ей бегать по полям да бродить по лесу, да, к счастью, попался еж; хотела она его толкнуть, побоялась наколоться и спрашивает:
— Ежик, ежик, не видал ли, куда гуси полетели?
— Вон туда-то! — указал.(вопрос: какие лесные звери могли встретиться девочке?)
Побежала — стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит Баба Яга, морда жилиная, нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла; а гуси за нею в погоню летят; нагонят злодеи, куда деваться? Бежит молочная речка, кисельные берега.
— Речка-матушка, спрячь меня!
— Съешь моего киселика!
Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели. Вышла она, сказала: “Спасибо!” — и опять бежит с братцем; а гуси воротились, летят навстречу. Что делать? Беда! Стоит яблонька.
— Яблонька, яблонь-матушка, спрячь меня!
— Съешь мое лесное яблочко!
Поскорей съела и сказала «Спасибо»( вопрос: какие еще вежливые слова вы знаете?). Яблонька ее заслонила веточками, прикрыла листиками; гуси пролетели. Вышла и опять бежит с братцем, а гуси увидели — да за ней; совсем налетают, уж крыльями бьют, того и гляди — из рук вырвут! К счастью, на дороге печка.
— Сударыня печка, спрячь меня!
— Съешь моего ржаного пирожка!
Девушка поскорей пирожок в рот, а сама в печь, села в устьецо. Гуси полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели(вопрос: какие птицы летают стаями?).Сказала девочка печке: «Спасибо» и скорее домой побежала с братцем.
А тут и отец и мать пришли.

Вопросы после прочтения сказки:

  1. Какой наказ дали родители девочке?

  2. Почему девочка не уследила за братцем?

  3. Кто похитил братца?

  4. Что первым встретилось девочке и о чем была просьба?

  5. Какое лесное дерево предлагало свои плоды девочке?

  6. Что было необычного в речке на пути у девочки?

  7. Какой лесной зверь помог девочке найти братца?

  8. Чем играл братец в домике бабы-Яги?

  9. Какое вежливое слово не забывала говорить девочка?


 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!