ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Актуальность выбранной темы 3
Теоретическая база педагогического проекта 7
Этапы работы над проектом «Концентрированное обучение как способ активизации учебной деятельности» 8
Предметно-направленная деятельность учителя и учащихся начальных классов 9
Перспективный план образовательного процесса с использованием технологии концентрированного обучения 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
ПРИЛОЖЕНИЕ 22
ВВЕДЕНИЕ Актуальность выбранной темы
Изменения, происходящие в образовательной среде, требуют соответствующей им модели обучения, ее последовательной реализации на практике. Такая модель должна обеспечивать младших школьников систематизированными, прочными и одновременно оперативными знаниями, способствующих формированию свободной личности. Такой моделью выступает концентрированное обучение как особая технология организации обучения: она позволяет максимально сблизить образовательный процесс с естественными психологическими особенностями восприятия, переработки и усвоения информации. Анализ теоретического материала позволяет отметить отличительные признаки и преимущества использования концентрированного обучения в начальной школе, в частности, на уроках русского языка и литературного чтения. Во-первых, концентрированное обучение позволяет увеличить количество изучаемой информации на единицу учебного времени и сократить общее время на изучение определенного объема научно-познавательной информации. Во-вторых, позволяет учителю разнообразить формы, методы и средства обучения.
Для учащихся начальных классов наиболее результативным служит модель погружения – длительное, специально организованное занятие одним или несколькими близкими предметами. Эта модель концентрированного обучения представляет активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры. В отличие от других методов обучения «погружение» в значительной мере опирается на внушение, что позволяет развивать высокую концентрацию внимания и творческие способностей.
Проблема: обучение младших школьников основам русского языка всегда была актуальной проблемой по разным причинам, обозначенным в исследованиях методистов, психологов и педагогов, в научно-методических публикациях учителей-практиков. Таковыми причинами являются трудности усвоения большого теоретического и практического материала за короткое время урока, разрозненность изучаемых грамматических категорий и орфографических правил в курсе начального обучения, отсутствие мотивации к занятиям по овладению грамотности и навыков быстрого и осознанного чтения. Довольно часто школьники просто не могут быстро уловить логику правописания слов русского языка. Одной из причин недостаточно высокого интереса к изучению предметов у младших школьников является несформированность самоконтроля, неспособность предвидеть дальнейшее употребление материала. Многие проблемы образовательной деятельности в начальных классах можно решить в процессе использования технологии концентрированного обучения.
Тип проекта по продолжительности: долгосрочный.
Тип проекта по доминирующей деятельности учащихся: практико-ориентированный, так как он нацелен на интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и призван быть использованным на занятиях русского языка и литературного чтения.
Тип проекта по предметно-содержательной области: монопроект. Реализуется в рамках нескольких учебных предметов: русского языка, чтения, рисования, музыки, внеклассной деятельности.
Тип проекта по количеству участников: групповой.
Цель проекта: на основании изучения опыта применения концентрированного обучения в образовательном процессе разработать модели «погружения» для занятий по русскому языку и литературному чтению в начальных классах.
Задачи проекта:
1. Систематизировать теоретические положения концентрированного обучения для их реализации в практическую деятельность.
2. Создать собственную модель концентрированного обучения для начальной школы.
3. Экспериментально проверить результативность учебной деятельности в условиях концентрированного обучения.
Объект исследования – процесс концентрированного обучения в начальной школе.
Предмет исследования – реализация моделей образовательной технологии на уроках русского языка и литературного чтения.
Гипотеза: использование концентрированного обучения на занятиях в начальной школе приведет к экономии учебного времени, что позволит учителю:
а) более углубленно и расширенно рассмотреть многие темы и приведет к повышению качеств знаний по предметам;
б) усилить мотивацию к учебной познавательной деятельности, повысить интерес к самому процессу обучения;
учащимся:
в) адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и педагогами, выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач, в том числе коммуникативных.
Методы проекта:
- анализ проблемы исследования;
- изучение педагогической, методической литературы;
- проектирование педагогического эксперимента;
- диагностика (обобщение, сравнение, анкетирование, тестирование);
- обобщение полученных результатов; подведение итогов.
Принципы реализации проекта:
1. Принцип радости базируется на внутренней настройке на обучение. В процессе учебной деятельности этот принцип проявляется в удовольствии и релаксации каждого школьника на всех этапах урока.
2. Принцип единства сознательного и подсознательного. Внедрение этого принципа в практику требует от всех участников образовательного процесса организованного целостного участия в продуктивной деятельности.
3. Принцип двусторонней связи в процессе обучения. Этот принцип не только направляет учебный процесс к активации резервов школьника, но и требует непрерывной информации о результатах обучения.
Для реализации проекта использованы следующие методы обучения:
- исследовательский; - проблемный;
- метод коллективной деятельности;
- метод творческого познания образовательной области через устные и письменные работы учащихся.
Предполагаемые модели концентрированного обучения при реализации проекта:
Первая модель ‒ «погружение» как средство коллективного способа обучения на уроках русского языка.
Вторая модель – «погружение» в образ на уроках литературного чтения
Третья модель – предметно-тематическое «погружение» (предметно-направленные и межпредметные уроки и внеклассные мероприятия)
Ожидаемые результаты:
1. В процессе реализации проекта с моделями концентрированного обучения на занятиях в начальных классах повысится мотивация к изучению русского языка и интереса к углубленному, более вдумчивому чтению художественных произведений.
2. Экономия учебного времени будет способствовать формированию самоконтроля и взаимоконтролю у младших школьников, повышению результативности обучения, умения создавать обучающимися творческие, исследовательские и проектные работы, презентации.
3. Активизация творческой деятельности, желание участвовать в различных творческих конкурсах, как учителя, так и учащихся будет способствовать развитию коммуникативной, языковой, лингвистической компетенции.
4. В результате работы по проекту позволит учащимся в устной и письменной форме:
- вступать в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности;
- поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога;
- слушать собеседника, проявляя уважение к его мнению;
- высказывать, аргументировать, отстаивать свое мнение;
- оценивать успешность ситуации общения.
5. В процессе концентрированного обучения в классе заметно снизится уровень тревожности, как особого эмоционального состояния обучающихся, в том числе, уровень эмоциональной напряженности, страхов, беспокойств и опасений.
Теоретическая база педагогического проекта
Для создания педагогического проекта был изучен большой теоретический материал по технологии концентрированного обучения: теоретические и научно-практические исследования Е.К. Гитман, Д.В. Забродиной, Г.И. Ибрагимова, Д.В. Каменских, А.А. Остапенко, И.Г. Резвых, С.А. Терсковой, М.П. Щетинина. Основоположником данной технологии является М.П. Щетинин: его концепция направлена на создание условий и построение образовательных программ таким образом, чтобы обеспечить равномерную нагрузку на оба полушария головного мозга. Неравномерность нагрузки отрицательно сказывается на состоянии здоровья учащихся, снижает их познавательную активность и возможности усвоения материала. На этой идее и была развита теория «погружения», являющаяся особым способом познания. Последователи его идеи разработали основы методики концентрированного обучения, которая базируется на определении занятия в режиме погружения как формы организации процесса обучения; следовательно, при планировании и проведении подобного занятия, с одной стороны, удовлетворяются все требования дидактики, с другой стороны – учитывается специфика организации процесса концентрированного обучения. Структура занятия в режиме погружения предполагает при изучении подтем занятия различные варианты группировки его этапов. В основе методики проведения занятия в режиме погружения лежат идеи групповой деятельности, ситуативного подхода и учета таких психофизиологических особенностей учащихся, как работоспособность и память.
Ресурсное обеспечение проекта: Кабинет начальных классов соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, имеется необходимая мебель для обучающихся и учителя. В кабинете имеются:
1. Необходимые словари, справочники, энциклопедии, дополнительная методическая литература.
2. Комплекты дидактического и диагностического материала для каждого класса по всем разделам русского языка и литературного чтения.
3. Фонохрестоматия по чтению, мультимедийные пособия.
4. Таблицы с опорными схемами и орфографическими правилами по русскому языку.
5. Обучающие презентации, индивидуальные карточки для обучающихся.
6. Ноутбук, принтер, интерактивная доска.
Этапы работы над проектом «Концентрированное обучение, как способ активизации учебной деятельности»
1. Подготовительный – сентябрь 2019 года:
- выбор темы проекта;
- изучение материалов по теме проекта;
- определение проблемы, целей и формулирование задач проекта;
- определение названия проекта; составление плана работы; возможных источников информации; ожидаемых результатов (продукт проекта);
- выбор способов работы: используемые материалы, технология изготовления дидактического материала.
2. Проектировочный – октябрь 2019 года:
- работа по сбору информации к выбранным урокам по модели «погружения»;
- анализ и отбор информации для портфолио учителя начальных классов по технологии концентрированного обучения: теоретический (форма доклада) и методический (разработка занятий по моделям погружения).
3. Практический – основной этап педагогического проекта – ноябрь 2019 - апрель 2020 у./г.:
- освоение и внедрение проекта: внедрение педагогических разработок, различных форм и видов работы по формированию предметных, метапредметных, межпредметных компетенций связного изложения мыслей в устной и письменной речи);
- подготовка к защите проекта: оформление презентации и подготовка речи.
4. Заключительный этап – май 2020 года:
- осуществление педагогического мониторинга;
- обмен опытом по внедрению моделей концентрированного обучения на уроках русского языка и литературного чтения: открытые уроки, публикация на своей странице на сайте школы.
Предметно-направленная деятельность учителя и учащихся начальных классов
Ход осуществления педагогического проекта от момента объявления его темы в классе до завершения учащимися самоанализа над проделанной исследовательской работой представим в виде таблицы.
Таблица 1 – Предметно-направленная деятельность участников образовательного процесса
Учитель | Учащиеся |
Первый этап – «погружение» в проект |
Постановка проблемы, целей и задач исследования | Выбор проблемы, вживание в учебную ситуацию. Обсуждение видов деятельности в группе и дома. |
Второй этап – организация деятельности |
Организация групп, распределение ролей, планирование деятельности по решению задач | Разбивка на группы, распределение ролей, планирование работы |
Третий этап – осуществление деятельности |
Консультирование и контроль | Самостоятельная и активная работа в соответствии с намеченным планом (поиск информации, консультации с учителем, подготовка презентации результатов) |
Четвёртый этап – презентация проекта |
Обобщение и резюмирование результатов | Демонстрация результатов исследования |
Пятый этап – оценка работы |
Подведение итогов обучения, оценка умений исследователей | Взаимооценка |
Перспективный план образовательного процесса с использованием технологии концентрированного обучения
В перспективном плане проекта «Концентрированное обучение, как способ активизации учебной деятельности на уроках русского языка и литературного чтения» предусмотрено четыре основных блока: теоретический, методический, учебный с использованием разных моделей «погружения», диагностический и рефлексивный.
Таблица 2 – Перспективный план по внедрению технологии концентрированного обучения на уроках русского языка и литературы
Тема погружения | Дата | Цель погружения | Этапы погружения, формы и методы деятельности |
Теоретический блок – основы технологии концентрированного обучения |
Изучение особенностей технологии концентрированного обучения |
Структура урока с соблюдением принципов концентрированного обучения |
Особенности методики проведения уроков с использованием модели «погружения». |
Специфика моделей погружения в технологии концентрированного обучения. |
Подготовка доклада и презентации теоретических концепций концентрированного обучения в начальных классах. |
Методический блок – предметно-тематическое направление |
Разработка материала к урокам по выбранным моделям | октябрь | Разработка дидактического и наглядного материала: задания, карточки, тесты, иллюстрации |
Тематическая информация на электронных носителях, презентаций к урокам |
Разработка уроков по методике концентрированного обучения. |
Оформление методического материала в портфолио учителя |
Методические рекомендации для всех участников проекта, памятки, схемы, таблицы, алгоритмы |
Учебный блок |
1. Модель погружения как средство коллективного способа обучения |
Имя существительное как часть речи, 4 класс. Однодневное погружение в тему | Согл. програм-ному матер. | Подача материала опорным конспектом с последующей отработкой каждого блока конспекта. | 1 урок – Лекция учителя на основе опорного конспекта по методике Шаталова-Меженко «Имя существительное как часть речи». 2 урок – Работа в группах: организация работы групп, распределение ролей, раздача карточек-заданий и информационного материала из средств Интернета. 3 урок – Творческая практическая работа в группах. 4 урок – Презентация наработанного в группах материала. 5 урок – Игровая рефлексия: шарады, загадки, ребусы, коммуникативные и психологические игры. |
Модель – «погружение» в образ на уроках литературного чтения |
Р. Фраерман «Девочка с камнем» Тематическое погружение (2-3 дня) | Согл. програм-ному матер. | Эмоциональное включение в осмысленное чтение, формирование ценностного отношения к чтению и книге | 1 урок – Работа с текстом до чтения произведения Р. Фраермана «Девочка с камнем». Первичное чтение текста. 2 урок – художественно-эстетического цикла – рисование. Создание иллюстраций к наиболее значимым или понравившимся эпизодам. Презентация. 3 урок – Повторное чтение текста с учетом интерактивных заданий: метод «Кластер», «Инсерт» или «ЗХУ». 4 урок - работа в группах: «Представь героя» - работа со слайдами. 5 урок – викторина с последующей концептуальной беседой. 6 урок – Диагностика «Читательский интерес к изучаемому произведению» (Приложение). 7 урок – Внеклассное чтение «Реклама прочитанной книги». 8 урок – Воспитательный классный час – мини-проект «Я читатель». Презентация. |
Модель «Предметно-тематическое «погружение» - неделя русского языка» |
Неделя русского языка «Мал язык, да всем телом владеет | 1 день | Повысить уровень мотивации к изучению русского языка и способ повышению образовательного уровня | Открытие недели русского языка: - линейка; - занимательный час. |
2 день | Грамоте учиться – всегда пригодится: 1. Загадочный диктант. 2. Конкурс скороговорок. 3. Диктант «Русский язык». |
3 день | Мир головоломок и шарад: 1. Игры со словами «Найди словечко». Коммуникативные игры. 2. Игры со словами «Шифровальщики». 3. Отгадывание шарад «Карнавал слов». 4. Игры со словами «Чудесные превращения» |
4 день | Оформление выставки творческих работ: 1. Конкурс рисунков «Волшебные буквы и слова». 2. Конкурс ребусов, шарад о русском языке. 3. Конкурс рисунков «Цветные» фразеологизмы. 4. Конкурс по каллиграфии «Король письма» |
5 день | Юные знатоки русского языка – олимпиада. |
6 день | Занимательный русский язык: 1. Внеклассное занятие «Мы любим русский язык» 2. Игра «В Королевстве Ошибок» 3. Подведение итогов: награждение. |
В теоретическом блоке «Основы технологии концентрированного обучения» было обращено на два компонента: система погружения и методика построения уроков с соблюдением принципов технологии концентрированного обучения.
Технология погружения - это один из способов реализации компетентностного подхода. Система «погружений» создает условия для максимального включения младших школьников продуктивную деятельность, что способствует самоопределению и саморазвитию учащихся, становлению их ключевых компетенций и нравственной основы.
Цель «погружения» на уроках русского языка и чтения – «не пройти программу, а организовать такую деятельность школьников, которая бы им была близка по духу и в которой они не только изучают новый материал, но и реализуют свой опыт и знания, осознавая личный результат.
В процессе реализации технологии погружения на занятиях русского языка и литературного чтения было выделено пять составляющих:
1. Материал, который задается учителем в качестве среды (содержит образовательную доминанту).
2. Образовательный продукт каждого ученика или группы (выполненное задание, упражнение, творческая работа).
3. Культурно–исторический аналог продукта учащихся с учетом требований ФГОС НОО.
4. Деятельностное содержание образования.
5. Сводное содержание образования (комплекс всех предыдущих типов).
Ключевым моментом технологии погружения является определенная образовательная ситуация. Этапы образовательной ситуации выглядят следующим образом: Предпосылки образовательной ситуации – создание и коллективное осознание начальных условий будущей деятельности – задействование личного опыта и проблем учащихся – формулировка проблемы – личное решение ситуации каждым учеником и коллективно – демонстрация личных продуктов учеников – введение учителем культурно–исторических аналогов – развитие образовательной ситуации на новом уровне – рефлексивная деятельность по осознанию возникших проблем – обсуждение достигнутых результатов.
Методика подготовки и проведения уроков с использованием моделей концентрированного обучения в начальной школе
1. Составление учителем понятийного словаря.
2. Оформление кабинета (если используется погружение в предметно-тематическую среду или в образ).
3. Подготовка дидактического и артистического материала: подача информации крупным блоком. Для урока-погружения эти материалы носят не детализированный характер, а обобщенный ‒ такой, который позволяет объединить логическое и эмоциональное восприятие. Артистический материал: паузы, игры, танцы, музыка, песни, картины.
4. Разработка творческих и игровых заданий разного толка.
5. Выбор формы урока: чаще всего во время урока-погружения используются групповые формы работы, приемы взаимообучения, игровые приемы.
Первая модель концентрированного обучения ‒ «погружение» как средство коллективного способа обучения на уроках русского языка внедряется в течение одного дня. В основе такого погружения заложена блочная структура современного урока в начальной школе. Все занятия имеют единую структуру: организационный, мотивационный, информационный, аналитический, оценочный и рефлексивный блоки. При работе в группах все задания направлены на развитие творческой деятельности учащихся: классификация объектов, установление причинно-следственных связей, предположение прогнозного характера и доказательство, выявление признаков объекта, выявление и формирование противоречия, исследование и игровые ситуации. Наглядно это показано в задании одной группы:
1 группа: Тема: «Падежи имён существительных»
Анализ и синтез. Именительный падеж. «Найдите предложения, в которых существительные употреблены в именительном падеже»: В небе летит самолёт. Я не вижу самолёта. Не слышно птиц, тихо. Тишина, не крикнет птица. Придумайте по аналогии свои предложения.
Предположение прогнозного характера и доказательство. Дательный падеж. «Продолжите предложение. Составьте свои предложения с однородными существительными в дательном падеже»: Я приготовил подарки на 8 Марта маме, …, … .
Причинно-следственные связи. Винительный падеж. «Употребите существительные в винительном падеже. Добавьте свои существительные в словосочетания»: ЛЮБИТЬ (ДОБРОТА) …. СЛУШАТЬ (ПЕСНЯ) …. СЕСТЬ (КОНЬ) …. СШИТЬ (РУБАШКА) …
Классификация. Повторение падежей. «Согласны ли вы, что это – словосочетания? Докажи свою точку зрения. Соберите словосочетания с существительными в порядке изучения падежей»: Споткнулся о камень, кинулся камнем, лежит камень, написать на камне, прикрепить к камню, не найти камня.
В процессе презентации групп необходимо использовать разные виды оценивания – поощрение, которые послужат к дальнейшей активной деятельности. Например, использование буквенного диктанта:
1. Часть компьютера. М
2. Она похожа на пчелу, но мёд не дает. О
3. Висит груша, нельзя скушать. Л
4. Они и кучерявые, целые, дырявые, легкие, воздушные, ветерку послушные. О
5. Как называется время суток между утром и вечером. Д
6. Именно там выступают клоуны и дрессировщики. Ц
7. С этой буквы слова не начинаются Ы.
Вторая модель концентрированного обучения – «погружение» в образ на уроках литературного чтения в 4 классе рассчитана на двухдневное погружение. Высокий темп чтения при непривычном для начальной школы уровне понимания текста создаёт режим погружения в процесс и содержание чтения такой глубины, что дети буквально «выпадают» из реальности, не реагируют на посторонние звуки, могут не заметить вошедшего в класс человека. Повторяющееся изо дня в день интенсивное переживание текста формирует ценностное отношение к чтению и книге. Работа с использованием методов и приемов технологии смыслового (осознанного) чтения предполагает несколько этапов.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
2 этап. Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение текста.
3 этап. Работа с текстом после чтения
Предлагаем осмыслить этот вид погружения на фрагменте урока:
Работа с текстом до чтения:
Прием «Антиципация» (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Прием «Предугадывание»: Среди предложенных человеческих качеств предлагаю вам выбрать только те, которые должны принадлежать настоящему человеку. (Дети работают в парах, выделяют эти качества).
агрессивность | ненависть | корысть | злость |
доброта | решительность | настойчивость | упорство |
жизнерадостность | честность | лживость | |
смелость | трудолюбие | старательность | |
Почему вы для себя отметили именно эти качества?
- А как думаете, какое качество характера я подразумевала, когда давала ему, используя толковый словарь, следующую характеристику:
- умение ставить ясную и определённую цель, стремиться к её достижению.
- Это качество …целеустремлённость. (Открывается соответствующая запись.)
- Как думаете, должна ли быть присуща настоящему человеку целеустремлённость? Почему? (Потому что любой человек должен ставить перед собой какую-то цель и стремиться к её достижению).
Прием «Представление информации в кластере» - ведущее слово «целеустремленность» (смелость, решительность, трудолюбие, настойчивость, старательность, упорство).
Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Вторичное чтение с учетом творческих заданий для каждой группы. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
Работа с текстом продолжается и на занятии внеклассного чтения «Реклама прочитанной книги». Данный урок предполагает разработку и презентацию проекта в группах. Строгих инструкций к выполнению задания нет, младшие школьники проявляют свои творческие способности, инициативность и умение аргументированно преподнести информацию. Задания: 1) нарисовать буклет, плакат или сделать мини-выставку персонажей к прочитанному художественному произведению; 2) рассказать о том, чему учит нас это произведение; 3) поделиться собственными впечатлениями от прочтения произведения; 4) разыграть небольшую сценку отрывка данного произведения; 5) объяснить и аргументировать, чему учит это произведение. Такой тип внеклассного чтения направлен на повышение у обучающихся уровня эмоционально-ценностного отношения к книге, читательской самостоятельности и читательского кругозора.
Третья модель – предметно-тематическое «погружение» ‒ представляет собой тематическую неделю. Их необходимо внедрять в 4-ом классе для того, чтобы дети привыкли к переходу в новое качество — учеников основной школы. Эти недели эффективно провести с учителем-предметником, к которому дети придут в 5-й класс. Предметные недели позволяют систематизировать и обобщать пройденный материал, прививать любовь к литературному слову.
Итак, педагогический проект позволяет по ступеням наращивать доли концентрированного обучения в каждом классе начальной школы, нарабатывать опыт и накапливать методический материал, обеспечивающий новый способ работы. Перспективный план проекта можно доработать, поскольку учебная часть технологии концентрированного обучения очень вариативна и является творческой лабораторией каждого конкретного учителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа над педагогическим проектом на тему «Концентрированное обучение, как способ активизации учебной деятельности на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе» позволила сформулировать следующие положения относительно использования технологии концентрированного обучения в образовательном процессе.
1. В начальной школе целесообразно постепенно вводить технологию концентрированного обучения, поскольку она обеспечивает социальную защищенность младших школьников, формирует у них активность учебной деятельности, реально удовлетворяет их потребности в развитии личностных качеств.
2. Технология концентрированного обучения требует от учителя организационной перестройки образовательной деятельности, связанной с концентрацией времени изучения определенной темы, проектирования содержания занятий, базирующихся на интеграции разнопредметного материала и укрупнении программного материала.
3. Технология «погружения» предполагает использование нескольких стилей обучения. Первый этап подачи нового материала состоит в том, что изучаемая тема подаётся в блочной системе с использованием таблиц, опорных схем, вмещающей в себя в основном весь материал по этой теме. На следующем этапе (антитеза или анализ) уделяется внимание изучению наиболее сложных разделов темы (например, части речи). На завершающем этапе (синтез) учитель в совместной деятельности с учениками выделяет главное: происходит поиск взаимосвязи, сравнение результатов, разработка способа проверки знаний и практических навыков.
4. С психологической точки зрения, модели погружения технологии концентрированного обучения способствуют снятию дисбаланса в работе полушарий головного мозга и гармонизации психических процессов. Кроме этого, у школьников снижается усталость, раздраженность, тревога, повышается их активность на уроках, что приводит к результативности знаний.
5. Использование технологии концентрированного обучения – это возможность организации в рамках данной организационной формы такой самостоятельной работы младших школьников, которая может запустить реальный механизм формирования индивидуальных способностей учащихся к самообразованию, способствовать выстраиванию индивидуальных траекторий движения в учебных предметах. Большая роль в этом процессе отводится учителю начальных классов, поскольку он должен продумать и организовать работу так, чтобы она доставляла детям удовлетворение самосовершенствования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс – надежная правовая поддержка : [сайт] – Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
2. Гитман Е.К. Технология концентрированного обучения в профессиональном образовании // Современные технологии профессионального образования в рамках компетентностного подхода. 2015. – С.6-12.
3. Гитман Е.К. Дидактические основы концентрированного обучения в начальном профессиональном образовании: дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед. наук. – Челябинск, 2010. – 180с.
4. Громова, Л. А. Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов / Л. А. Громова. – М. : УЦ «Перспектива», 2013. – 104 с.
5. Забродина Д.В. Динамика результативности учебной деятельности в условиях концентрированного обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 3. – С. 54-58.
6. Ибрагимов Г.И. Технология концентрированного обучения. ‒ Казань: ИССО РАО, 2014. – 98с.
7. Каменских Д.В. Концентрированное обучение как одна из форм образовательных технологий, способствующих повышению качества образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2. – С. 113-119.
8. Остапенко А.А. Концентрированное обучение как педагогическая технология: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. – Краснодар, 2008.
9. Остапенко А.А. Концентрированное обучение: модели образовательной технологии: Образовательные технологии // Завуч. 2009. № 4. – С.84-101.
10. Остапенко А.А., Терскова С.А. «Погружение» в образ как природосообразная модель концентрированного обучения для начальной школы // Школьные технологии. 2008. № 1. – С. 116-118.
11. Резвых И.Г. Урок погружения как здоровьесберегающая форма организации обучения в базовой школе: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. – Казань, 2013. – 150с.
12. Щетинин М.П. Объять необъятное: записки педагога. – М.: Педагогика, 1996. – 171 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкетирование «Развитие читательского интереса младших школьников»
В качестве параметров оценивания выбрано четыре показателя: эмоционально–ценностное отношение к книге; понимание жанровых различий; читательская самостоятельность; читательский кругозор.
- высокий уровень: ученик проявляет положительное отношение к чтению, получает от него удовольствие, проявляет эмоциональную реакцию по отношению к прочитанному, выбирает книгу для самостоятельного чтения без принуждения, может ориентироваться в жанровом и тематическом разнообразии детской литературы;
- средний уровень: читательская активность ребенка требует направление педагогом, родителями, плохо ориентируется в жанровом разнообразии, ученик воспринимает книгу как источник информации необходимой для учения в школе, не проявляет ярко выраженного эмоционального отношения к герою, не выказывает желания прочесть книги того же жанра;
- низкий уровень: ученик путает жанры и темы, с трудом приводит примеры, затрудняется в поиске знакомых произведений в книге-сборнике, часто вместо чтения перелистывает книгу, обучающийся не получает
Вопросы для индивидуальной беседы по диагностируемым показателям:
- эмоционально-ценностное отношение к книге - №1, №3, №6, №7;
- читательская самостоятельность - №2, №4, №5, №8;
- понимание жанровых различий - №9, №10;
- читательский кругозор - № 10.
1. Нравится ли тебе читать книги? Почему?
- Ребенку нравится читать. Он объясняет это тем, что читать интересно.
- Ребенок читает по принуждению.
- Ребенок не любит читать, предпочитает чтению другой вид деятельности.
2. Чему ты бы отдал предпочтение, самому прочитать книгу или послушать, как тебе ее читают?
- Обучающийся отдает предпочтение самостоятельному чтению.
- Обучающийся сам любит читать книги, но и не против, чтобы ему их читали.
- Обучающийся предпочитает слушать то, как ему читают книгу.
3. Какие книги ты читаешь с удовольствием?
- Обучающийся называет два и более жанров.
- Обучающийся называет один жанр или тему.
- Обучающийся выбирает по одной тематике, но с яркими иллюстрациями.
4. Какие книги запомнились тебе и полюбились больше всех?
- Обучающийся называет две и более фамилии авторов и названия их книг.
- Обучающийся называет 1–2 фамилии авторов книг.
- Обучающийся затрудняется назвать авторов и названия произведений.
5. Часто ли ты читаешь дома по собственному желанию?
- Обучающийся читает каждый день, 2–3 раза в неделю.
- Обучающийся читает один раз в неделю.
- Обучающийся читает 3 раза в месяц или реже.
6. Можешь ли ты оценить поступки героя художественного произведения?
- Обучающийся легко разделяет отрицательных и положительных героев.
- Обучающийся затрудняется давать оценку поступкам героя, но с помощью наводящих вопросов, приходит к правильному выводу.
- Обучающийся не может оценить поступок героя художественного произведения.
7. Понимаешь ли ты мотивы поступков героя, прочитанных тобой произведений?
- Обучающийся может объяснить мотивы поступков героя произведений.
- Обучающийся с трудом понимает мотивы поступков героя.
- Обучающийся не может объяснить мотивы поступков героя.
8. Кто подбирает тебе книги?
- Обучающийся выбирает сам или читает по совету друзей.
- Обучающийся читает по совету учителя, библиотекаря.
- Книги учащемуся подбирают родители.
9. Какие жанры произведений ты знаешь?
- Обучающийся перечисляет все жанры произведений, с которыми они знакомились на уроках.
- Обучающийся называет все жанры произведений, за исключением нескольких (не более 2).
- Обучающийся называет только не более двух жанров произведений.
10. Приведи пример любых трех произведений разных жанров и их авторов (стихотворения, рассказы и сказка).
- Обучающийся приводит все три примера произведений и их авторов.
- Обучающийся приводит два примера произведений из трех.
- Обучающийся приводит только один пример произведения и его автора.
Интерпретация результатов: высокий уровень – 15–20 баллов; средний уровень – 8–14 баллов; низкий уровень – 0–7 баллов.