СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Концентрированное обучение как способ активизации учебной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Концентрированное обучение как способ активизации учебной деятельности»








ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»





СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Актуальность выбранной темы 3

Теоретическая база педагогического проекта 7

Этапы работы над проектом «Концентрированное обучение как способ активизации учебной деятельности» 8

Предметно-направленная деятельность учителя и учащихся начальных классов 9

Перспективный план образовательного процесса с использованием технологии концентрированного обучения 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

ПРИЛОЖЕНИЕ 22




ВВЕДЕНИЕ Актуальность выбранной темы

Изменения, происходящие в образовательной среде, требуют соответствующей им модели обучения, ее последовательной реализации на практике. Такая модель должна обеспечивать младших школьников систематизированными, прочными и одновременно оперативными знаниями, способствующих формированию свободной личности. Такой моделью выступает концентрированное обучение как особая технология организации обучения: она позволяет максимально сблизить образовательный процесс с естественными психологическими особенностями восприятия, переработки и усвоения информации. Анализ теоретического материала позволяет отметить отличительные признаки и преимущества использования концентрированного обучения в начальной школе, в частности, на уроках русского языка и литературного чтения. Во-первых, концентрированное обучение позволяет увеличить количество изучаемой информации на единицу учебного времени и сократить общее время на изучение определенного объема научно-познавательной информации. Во-вторых, позволяет учителю разнообразить формы, методы и средства обучения.

Для учащихся начальных классов наиболее результативным служит модель погружения – длительное, специально организованное занятие одним или несколькими близкими предметами. Эта модель концентрированного обучения представляет активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры. В отличие от других методов обучения «погружение» в значительной мере опирается на внушение, что позволяет развивать высокую концентрацию внимания и творческие способностей.

Проблема: обучение младших школьников основам русского языка всегда была актуальной проблемой по разным причинам, обозначенным в исследованиях методистов, психологов и педагогов, в научно-методических публикациях учителей-практиков. Таковыми причинами являются трудности усвоения большого теоретического и практического материала за короткое время урока, разрозненность изучаемых грамматических категорий и орфографических правил в курсе начального обучения, отсутствие мотивации к занятиям по овладению грамотности и навыков быстрого и осознанного чтения. Довольно часто школьники просто не могут быстро уловить логику правописания слов русского языка. Одной из причин недостаточно высокого интереса к изучению предметов у младших школьников является несформированность самоконтроля, неспособность предвидеть дальнейшее употребление материала. Многие проблемы образовательной деятельности в начальных классах можно решить в процессе использования технологии концентрированного обучения.

Тип проекта по продолжительности: долгосрочный.

Тип проекта по доминирующей деятельности учащихся: практико-ориентированный, так как он нацелен на интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и призван быть использованным на занятиях русского языка и литературного чтения.

Тип проекта по предметно-содержательной области: монопроект. Реализуется в рамках нескольких учебных предметов: русского языка, чтения, рисования, музыки, внеклассной деятельности.

Тип проекта по количеству участников: групповой.

Цель проекта: на основании изучения опыта применения концентрированного обучения в образовательном процессе разработать модели «погружения» для занятий по русскому языку и литературному чтению в начальных классах.

Задачи проекта:

1. Систематизировать теоретические положения концентрированного обучения для их реализации в практическую деятельность.

2. Создать собственную модель концентрированного обучения для начальной школы.

3. Экспериментально проверить результативность учебной деятельности в условиях концентрированного обучения.

Объект исследования – процесс концентрированного обучения в начальной школе.

Предмет исследования – реализация моделей образовательной технологии на уроках русского языка и литературного чтения.

Гипотеза: использование концентрированного обучения на занятиях в начальной школе приведет к экономии учебного времени, что позволит учителю:

а) более углубленно и расширенно рассмотреть многие темы и приведет к повышению качеств знаний по предметам;

б) усилить мотивацию к учебной познавательной деятельности, повысить интерес к самому процессу обучения;

учащимся:

в) адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и педагогами, выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач, в том числе коммуникативных.

Методы проекта:

- анализ проблемы исследования;

- изучение педагогической, методической литературы;

- проектирование педагогического эксперимента;

- диагностика (обобщение, сравнение, анкетирование, тестирование);

- обобщение полученных результатов; подведение итогов.

Принципы реализации проекта:

1. Принцип радости базируется на внутренней настройке на обучение. В процессе учебной деятельности этот принцип проявляется в удовольствии и релаксации каждого школьника на всех этапах урока.

2. Принцип единства сознательного и подсознательного. Внедрение этого принципа в практику требует от всех участников образовательного процесса организованного целостного участия в продуктивной деятельности.

3. Принцип двусторонней связи в процессе обучения. Этот принцип не только направляет учебный процесс к активации резервов школьника, но и требует непрерывной информации о результатах обучения.

Для реализации проекта использованы следующие методы обучения:

- исследовательский; - проблемный;

- метод коллективной деятельности;

- метод творческого познания образовательной области через устные и письменные работы учащихся.

Предполагаемые модели концентрированного обучения при реализации проекта:

Первая модель ‒ «погружение» как средство коллективного способа обучения на уроках русского языка.

Вторая модель – «погружение» в образ на уроках литературного чтения

Третья модель – предметно-тематическое «погружение» (предметно-направленные и межпредметные уроки и внеклассные мероприятия)

Ожидаемые результаты:

1. В процессе реализации проекта с моделями концентрированного обучения на занятиях в начальных классах повысится мотивация к изучению русского языка и интереса к углубленному, более вдумчивому чтению художественных произведений.

2. Экономия учебного времени будет способствовать формированию самоконтроля и взаимоконтролю у младших школьников, повышению результативности обучения, умения создавать обучающимися творческие, исследовательские и проектные работы, презентации.

3. Активизация творческой деятельности, желание участвовать в различных творческих конкурсах, как учителя, так и учащихся будет способствовать развитию коммуникативной, языковой, лингвистической компетенции.

4. В результате работы по проекту позволит учащимся в устной и письменной форме:

- вступать в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности;

- поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога;

- слушать собеседника, проявляя уважение к его мнению;

- высказывать, аргументировать, отстаивать свое мнение;

- оценивать успешность ситуации общения.

5. В процессе концентрированного обучения в классе заметно снизится уровень тревожности, как особого эмоционального состояния обучающихся, в том числе, уровень эмоциональной напряженности, страхов, беспокойств и опасений.

Теоретическая база педагогического проекта

Для создания педагогического проекта был изучен большой теоретический материал по технологии концентрированного обучения: теоретические и научно-практические исследования Е.К. Гитман, Д.В. Забродиной, Г.И. Ибрагимова, Д.В. Каменских, А.А. Остапенко, И.Г. Резвых, С.А. Терсковой, М.П. Щетинина. Основоположником данной технологии является М.П. Щетинин: его концепция направлена на создание условий и построение образовательных программ таким образом, чтобы обеспечить равномерную нагрузку на оба полушария головного мозга. Неравномерность нагрузки отрицательно сказывается на состоянии здоровья учащихся, снижает их познавательную активность и возможности усвоения материала. На этой идее и была развита теория «погружения», являющаяся особым способом познания. Последователи его идеи разработали основы методики концентрированного обучения, которая базируется на определении занятия в режиме погружения как формы организации процесса обучения; следовательно, при планировании и проведении подобного занятия, с одной стороны, удовлетворяются все требования дидактики, с другой стороны – учитывается специфика организации процесса концентрированного обучения. Структура занятия в режиме погружения предполагает при изучении подтем занятия различные варианты группировки его этапов. В основе методики проведения занятия в режиме погружения лежат идеи групповой деятельности, ситуативного подхода и учета таких психофизиологических особенностей учащихся, как работоспособность и память.

Ресурсное обеспечение проекта: Кабинет начальных классов соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, имеется необходимая мебель для обучающихся и учителя. В кабинете имеются:

1. Необходимые словари, справочники, энциклопедии, дополнительная методическая литература.

2. Комплекты дидактического и диагностического материала для каждого класса по всем разделам русского языка и литературного чтения.

3. Фонохрестоматия по чтению, мультимедийные пособия.

4. Таблицы с опорными схемами и орфографическими правилами по русскому языку.

5. Обучающие презентации, индивидуальные карточки для обучающихся.

6. Ноутбук, принтер, интерактивная доска.

Этапы работы над проектом «Концентрированное обучение, как способ активизации учебной деятельности»

1. Подготовительный – сентябрь 2019 года:

- выбор темы проекта;

- изучение материалов по теме проекта;

- определение проблемы, целей и формулирование задач проекта;

- определение названия проекта; составление плана работы; возможных источников информации; ожидаемых результатов (продукт проекта);

- выбор способов работы: используемые материалы, технология изготовления дидактического материала.

2. Проектировочный – октябрь 2019 года:

- работа по сбору информации к выбранным урокам по модели «погружения»;

- анализ и отбор информации для портфолио учителя начальных классов по технологии концентрированного обучения: теоретический (форма доклада) и методический (разработка занятий по моделям погружения).

3. Практический – основной этап педагогического проекта – ноябрь 2019 - апрель 2020 у./г.:

- освоение и внедрение проекта: внедрение педагогических разработок, различных форм и видов работы по формированию предметных, метапредметных, межпредметных компетенций связного изложения мыслей в устной и письменной речи);

- подготовка к защите проекта: оформление презентации и подготовка речи.

4. Заключительный этап – май 2020 года:

- осуществление педагогического мониторинга;

- обмен опытом по внедрению моделей концентрированного обучения на уроках русского языка и литературного чтения: открытые уроки, публикация на своей странице на сайте школы.

Предметно-направленная деятельность учителя и учащихся начальных классов

Ход осуществления педагогического проекта от момента объявления его темы в классе до завершения учащимися самоанализа над проделанной исследовательской работой представим в виде таблицы.

Таблица 1 – Предметно-направленная деятельность участников образовательного процесса

Учитель

Учащиеся

Первый этап – «погружение» в проект

Постановка проблемы, целей и задач исследования

Выбор проблемы, вживание в учебную ситуацию. Обсуждение видов деятельности в группе и дома.

Второй этап – организация деятельности

Организация групп, распределение ролей, планирование деятельности по решению задач

Разбивка на группы, распределение ролей, планирование работы

Третий этап – осуществление деятельности

Консультирование и контроль

Самостоятельная и активная работа в соответствии с намеченным планом (поиск информации, консультации с учителем, подготовка презентации результатов)

Четвёртый этап – презентация проекта

Обобщение и резюмирование результатов

Демонстрация результатов исследования

Пятый этап – оценка работы

Подведение итогов обучения, оценка умений исследователей

Взаимооценка


Перспективный план образовательного процесса с использованием технологии концентрированного обучения

В перспективном плане проекта «Концентрированное обучение, как способ активизации учебной деятельности на уроках русского языка и литературного чтения» предусмотрено четыре основных блока: теоретический, методический, учебный с использованием разных моделей «погружения», диагностический и рефлексивный.

Таблица 2 – Перспективный план по внедрению технологии концентрированного обучения на уроках русского языка и литературы

Тема

погружения

Дата

Цель погружения

Этапы погружения, формы и методы деятельности

Теоретический блок – основы технологии концентрированного обучения

Изучение особенностей технологии концентрированного обучения

Структура урока с соблюдением принципов концентрированного обучения

Особенности методики проведения уроков с использованием модели «погружения».

Специфика моделей погружения в технологии концентрированного обучения.

Подготовка доклада и презентации теоретических концепций концентрированного обучения в начальных классах.

Методический блок – предметно-тематическое направление

Разработка материала к урокам по выбранным моделям

октябрь

Разработка дидактического и наглядного материала: задания, карточки, тесты, иллюстрации

Тематическая информация на электронных носителях, презентаций к урокам

Разработка уроков по методике концентрированного обучения.

Оформление методического материала в портфолио учителя

Методические рекомендации для всех участников проекта, памятки, схемы, таблицы, алгоритмы

Учебный блок

1. Модель погружения как средство коллективного способа обучения

Имя существительное как часть речи, 4 класс.

Однодневное погружение в тему

Согл. програм-ному матер.

Подача материала опорным конспектом с последующей отработкой каждого блока конспекта.

1 урок – Лекция учителя на основе опорного конспекта по методике Шаталова-Меженко «Имя существительное как часть речи».

2 урок – Работа в группах: организация работы групп, распределение ролей, раздача карточек-заданий и информационного материала из средств Интернета.

3 урок – Творческая практическая работа в группах.

4 урок – Презентация наработанного в группах материала.

5 урок – Игровая рефлексия: шарады, загадки, ребусы, коммуникативные и психологические игры.

Модель – «погружение» в образ на уроках литературного чтения

Р. Фраерман «Девочка с камнем»

Тематическое погружение (2-3 дня)

Согл. програм-ному матер.

Эмоциональное включение в осмысленное чтение, формирование ценностного отношения к чтению и книге

1 урок – Работа с текстом до чтения произведения Р. Фраермана «Девочка с камнем». Первичное чтение текста.

2 урок – художественно-эстетического цикла – рисование. Создание иллюстраций к наиболее значимым или понравившимся эпизодам. Презентация.

3 урок – Повторное чтение текста с учетом интерактивных заданий: метод «Кластер», «Инсерт» или «ЗХУ».

4 урок - работа в группах: «Представь героя» - работа со слайдами.

5 урок – викторина с последующей концептуальной беседой.

6 урок – Диагностика «Читательский интерес к изучаемому произведению» (Приложение).

7 урок – Внеклассное чтение «Реклама прочитанной книги».

8 урок – Воспитательный классный час – мини-проект «Я читатель». Презентация.

Модель «Предметно-тематическое «погружение» - неделя русского языка»

Неделя русского языка «Мал язык, да всем телом владеет

1 день

Повысить уровень мотивации к изучению русского языка и способ повышению образовательного уровня

Открытие недели русского языка:

- линейка; - занимательный час.

2 день

Грамоте учиться – всегда пригодится:

1. Загадочный диктант.

2. Конкурс скороговорок.

3. Диктант «Русский язык».

3 день

Мир головоломок и шарад:

1. Игры со словами «Найди словечко». Коммуникативные игры.

2. Игры со словами «Шифровальщики».

3. Отгадывание шарад «Карнавал слов».

4. Игры со словами «Чудесные превращения»

4 день

Оформление выставки творческих работ:

1. Конкурс рисунков «Волшебные буквы и слова».

2. Конкурс ребусов, шарад о русском языке.

3. Конкурс рисунков «Цветные» фразеологизмы.

4. Конкурс по каллиграфии «Король письма»

5 день

Юные знатоки русского языка – олимпиада.

6 день

Занимательный русский язык:

1. Внеклассное занятие «Мы любим русский язык»

2. Игра «В Королевстве Ошибок»

3. Подведение итогов: награждение.


В теоретическом блоке «Основы технологии концентрированного обучения» было обращено на два компонента: система погружения и методика построения уроков с соблюдением принципов технологии концентрированного обучения.

Технология погружения - это один из способов реализации компетентностного подхода. Система «погружений» создает условия для максимального включения младших школьников продуктивную деятельность, что способствует самоопределению и саморазвитию учащихся, становлению их ключевых компетенций и нравственной основы.

Цель «погружения» на уроках русского языка и чтения – «не пройти программу, а организовать такую деятельность школьников, которая бы им была близка по духу и в которой они не только изучают новый материал, но и реализуют свой опыт и знания, осознавая личный результат.

В процессе реализации технологии погружения на занятиях русского языка и литературного чтения было выделено пять составляющих:

1. Материал, который задается учителем в качестве среды (содержит образовательную доминанту).

2. Образовательный продукт каждого ученика или группы (выполненное задание, упражнение, творческая работа).

3. Культурно–исторический аналог продукта учащихся с учетом требований ФГОС НОО.

4. Деятельностное содержание образования.

5. Сводное содержание образования (комплекс всех предыдущих типов).

Ключевым моментом технологии погружения является определенная образовательная ситуация. Этапы образовательной ситуации выглядят следующим образом: Предпосылки образовательной ситуации – создание и коллективное осознание начальных условий будущей деятельности – задействование личного опыта и проблем учащихся – формулировка проблемы – личное решение ситуации каждым учеником и коллективно – демонстрация личных продуктов учеников – введение учителем культурно–исторических аналогов – развитие образовательной ситуации на новом уровне – рефлексивная деятельность по осознанию возникших проблем – обсуждение достигнутых результатов.

Методика подготовки и проведения уроков с использованием моделей концентрированного обучения в начальной школе

1. Составление учителем понятийного словаря.

2. Оформление кабинета (если используется погружение в предметно-тематическую среду или в образ).

3. Подготовка дидактического и артистического материала: подача информации крупным блоком. Для урока-погружения эти материалы носят не детализированный характер, а обобщенный ‒ такой, который позволяет объединить логическое и эмоциональное восприятие. Артистический материал: паузы, игры, танцы, музыка, песни, картины.

4. Разработка творческих и игровых заданий разного толка.

5. Выбор формы урока: чаще всего во время урока-погружения используются групповые формы работы, приемы взаимообучения, игровые приемы.

Первая модель концентрированного обучения ‒ «погружение» как средство коллективного способа обучения на уроках русского языка внедряется в течение одного дня. В основе такого погружения заложена блочная структура современного урока в начальной школе. Все занятия имеют единую структуру: организационный, мотивационный, информационный, аналитический, оценочный и рефлексивный блоки. При работе в группах все задания направлены на развитие творческой деятельности учащихся: классификация объектов, установление причинно-следственных связей, предположение прогнозного характера и доказательство, выявление признаков объекта, выявление и формирование противоречия, исследование и игровые ситуации. Наглядно это показано в задании одной группы:

1 группа: Тема: «Падежи имён существительных»

Анализ и синтез. Именительный падеж. «Найдите предложения, в которых существительные употреблены в именительном падеже»: В небе летит самолёт. Я не вижу самолёта. Не слышно птиц, тихо. Тишина, не крикнет птица. Придумайте по аналогии свои предложения.

Предположение прогнозного характера и доказательство. Дательный падеж. «Продолжите предложение. Составьте свои предложения с однородными существительными в дательном падеже»: Я приготовил подарки на 8 Марта маме, …, … .

Причинно-следственные связи. Винительный падеж. «Употребите существительные в винительном падеже. Добавьте свои существительные в словосочетания»: ЛЮБИТЬ (ДОБРОТА) …. СЛУШАТЬ (ПЕСНЯ) …. СЕСТЬ (КОНЬ) …. СШИТЬ (РУБАШКА)

Классификация. Повторение падежей. «Согласны ли вы, что это – словосочетания? Докажи свою точку зрения. Соберите словосочетания с существительными в порядке изучения падежей»: Споткнулся о камень, кинулся камнем, лежит камень, написать на камне, прикрепить к камню, не найти камня.

В процессе презентации групп необходимо использовать разные виды оценивания – поощрение, которые послужат к дальнейшей активной деятельности. Например, использование буквенного диктанта:

1. Часть компьютера. М

2. Она похожа на пчелу, но мёд не дает. О

3. Висит груша, нельзя скушать. Л

4. Они и кучерявые, целые, дырявые, легкие, воздушные, ветерку послушные. О

5. Как называется время суток между утром и вечером. Д

6. Именно там выступают клоуны и дрессировщики. Ц

7. С этой буквы слова не начинаются Ы.

Вторая модель концентрированного обучения – «погружение» в образ на уроках литературного чтения в 4 классе рассчитана на двухдневное погружение. Высокий темп чтения при непривычном для начальной школы уровне понимания текста создаёт режим погружения в процесс и содержание чтения такой глубины, что дети буквально «выпадают» из реальности, не реагируют на посторонние звуки, могут не заметить вошедшего в класс человека. Повторяющееся изо дня в день интенсивное переживание текста формирует ценностное отношение к чтению и книге. Работа с использованием методов и приемов технологии смыслового (осознанного) чтения предполагает несколько этапов.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

2 этап. Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение текста.

3 этап. Работа с текстом после чтения

Предлагаем осмыслить этот вид погружения на фрагменте урока:

Работа с текстом до чтения:

Прием «Антиципация» (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Прием «Предугадывание»: Среди предложенных человеческих качеств предлагаю вам выбрать только те, которые должны принадлежать настоящему человеку. (Дети работают в парах, выделяют эти качества).

агрессивность

ненависть

корысть

злость

доброта

решительность

настойчивость

упорство

жизнерадостность

честность

лживость


смелость

трудолюбие

старательность


Почему вы для себя отметили именно эти качества?

- А как думаете, какое качество характера я подразумевала, когда давала ему, используя толковый словарь, следующую характеристику:

- умение ставить ясную и определённую цель, стремиться к её достижению.

- Это качество …целеустремлённость. (Открывается соответствующая запись.)

- Как думаете, должна ли быть присуща настоящему человеку целеустремлённость? Почему? (Потому что любой человек должен ставить перед собой какую-то цель и стремиться к её достижению).

Прием «Представление информации в кластере» - ведущее слово «целеустремленность» (смелость, решительность, трудолюбие, настойчивость, старательность, упорство).

Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Вторичное чтение с учетом творческих заданий для каждой группы. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

Работа с текстом продолжается и на занятии внеклассного чтения «Реклама прочитанной книги». Данный урок предполагает разработку и презентацию проекта в группах. Строгих инструкций к выполнению задания нет, младшие школьники проявляют свои творческие способности, инициативность и умение аргументированно преподнести информацию. Задания: 1) нарисовать буклет, плакат или сделать мини-выставку персонажей к прочитанному художественному произведению; 2) рассказать о том, чему учит нас это произведение; 3) поделиться собственными впечатлениями от прочтения произведения; 4) разыграть небольшую сценку отрывка данного произведения; 5) объяснить и аргументировать, чему учит это произведение. Такой тип внеклассного чтения направлен на повышение у обучающихся уровня эмоционально-ценностного отношения к книге, читательской самостоятельности и читательского кругозора.

Третья модель – предметно-тематическое «погружение» ‒ представляет собой тематическую неделю. Их необходимо внедрять в 4-ом классе для того, чтобы дети привыкли к переходу в новое качество — учеников основной школы. Эти недели эффективно провести с учителем-предметником, к которому дети придут в 5-й класс. Предметные недели позволяют систематизировать и обобщать пройденный материал, прививать любовь к литературному слову.

Итак, педагогический проект позволяет по ступеням наращивать доли концентрированного обучения в каждом классе начальной школы, нарабатывать опыт и накапливать методический материал, обеспечивающий новый способ работы. Перспективный план проекта можно доработать, поскольку учебная часть технологии концентрированного обучения очень вариативна и является творческой лабораторией каждого конкретного учителя.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа над педагогическим проектом на тему «Концентрированное обучение, как способ активизации учебной деятельности на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе» позволила сформулировать следующие положения относительно использования технологии концентрированного обучения в образовательном процессе.

1. В начальной школе целесообразно постепенно вводить технологию концентрированного обучения, поскольку она обеспечивает социальную защищенность младших школьников, формирует у них активность учебной деятельности, реально удовлетворяет их потребности в развитии личностных качеств.

2. Технология концентрированного обучения требует от учителя организационной перестройки образовательной деятельности, связанной с концентрацией времени изучения определенной темы, проектирования содержания занятий, базирующихся на интеграции разнопредметного материала и укрупнении программного материала.

3. Технология «погружения» предполагает использование нескольких стилей обучения. Первый этап подачи нового материала состоит в том, что изучаемая тема подаётся в блочной системе с использованием таблиц, опорных схем, вмещающей в себя в основном весь материал по этой теме. На следующем этапе (антитеза или анализ) уделяется внимание изучению наиболее сложных разделов темы (например, части речи). На завершающем этапе (синтез) учитель в совместной деятельности с учениками выделяет главное: происходит поиск взаимосвязи, сравнение результатов, разработка способа проверки знаний и практических навыков.

4. С психологической точки зрения, модели погружения технологии концентрированного обучения способствуют снятию дисбаланса в работе полушарий головного мозга и гармонизации психических процессов. Кроме этого, у школьников снижается усталость, раздраженность, тревога, повышается их активность на уроках, что приводит к результативности знаний.

5. Использование технологии концентрированного обучения – это возможность организации в рамках данной организационной формы такой самостоятельной работы младших школьников, которая может запустить реальный механизм формирования индивидуальных способностей учащихся к самообразованию, способствовать выстраиванию индивидуальных траекторий движения в учебных предметах. Большая роль в этом процессе отводится учителю начальных классов, поскольку он должен продумать и организовать работу так, чтобы она доставляла детям удовлетворение самосовершенствования.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс – надежная правовая поддержка : [сайт] – Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.

2. Гитман Е.К. Технология концентрированного обучения в профессиональном образовании // Современные технологии профессионального образования в рамках компетентностного подхода. 2015. – С.6-12.

3. Гитман Е.К. Дидактические основы концентрированного обучения в начальном профессиональном образовании: дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед. наук. – Челябинск, 2010. – 180с.

4. Громова, Л. А. Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов / Л. А. Громова. – М. : УЦ «Перспектива», 2013. – 104 с.

5. Забродина Д.В. Динамика результативности учебной деятельности в условиях концентрированного обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 3. – С. 54-58.

6. Ибрагимов Г.И. Технология концентрированного обучения. ‒ Казань: ИССО РАО, 2014. – 98с.

7. Каменских Д.В. Концентрированное обучение как одна из форм образовательных технологий, способствующих повышению качества образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2. – С. 113-119.

8. Остапенко А.А. Концентрированное обучение как педагогическая технология: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. – Краснодар, 2008.

9. Остапенко А.А. Концентрированное обучение: модели образовательной технологии: Образовательные технологии // Завуч. 2009. № 4. – С.84-101.

10. Остапенко А.А., Терскова С.А. «Погружение» в образ как природосообразная модель концентрированного обучения для начальной школы // Школьные технологии. 2008. № 1. – С. 116-118.

11. Резвых И.Г. Урок погружения как здоровьесберегающая форма организации обучения в базовой школе: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. – Казань, 2013. – 150с.

12. Щетинин М.П. Объять необъятное: записки педагога. – М.: Педагогика, 1996. – 171 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкетирование «Развитие читательского интереса младших школьников»

В качестве параметров оценивания выбрано четыре показателя: эмоционально–ценностное отношение к книге; понимание жанровых различий; читательская самостоятельность; читательский кругозор.

- высокий уровень: ученик проявляет положительное отношение к чтению, получает от него удовольствие, проявляет эмоциональную реакцию по отношению к прочитанному, выбирает книгу для самостоятельного чтения без принуждения, может ориентироваться в жанровом и тематическом разнообразии детской литературы;

- средний уровень: читательская активность ребенка требует направление педагогом, родителями, плохо ориентируется в жанровом разнообразии, ученик воспринимает книгу как источник информации необходимой для учения в школе, не проявляет ярко выраженного эмоционального отношения к герою, не выказывает желания прочесть книги того же жанра;

- низкий уровень: ученик путает жанры и темы, с трудом приводит примеры, затрудняется в поиске знакомых произведений в книге-сборнике, часто вместо чтения перелистывает книгу, обучающийся не получает

Вопросы для индивидуальной беседы по диагностируемым показателям:

- эмоционально-ценностное отношение к книге - №1, №3, №6, №7;

- читательская самостоятельность - №2, №4, №5, №8;

- понимание жанровых различий - №9, №10;

- читательский кругозор - № 10.

1. Нравится ли тебе читать книги? Почему?

- Ребенку нравится читать. Он объясняет это тем, что читать интересно.

- Ребенок читает по принуждению.

- Ребенок не любит читать, предпочитает чтению другой вид деятельности.

2. Чему ты бы отдал предпочтение, самому прочитать книгу или послушать, как тебе ее читают?

- Обучающийся отдает предпочтение самостоятельному чтению.

- Обучающийся сам любит читать книги, но и не против, чтобы ему их читали.

- Обучающийся предпочитает слушать то, как ему читают книгу.

3. Какие книги ты читаешь с удовольствием?

- Обучающийся называет два и более жанров.

- Обучающийся называет один жанр или тему.

- Обучающийся выбирает по одной тематике, но с яркими иллюстрациями.

4. Какие книги запомнились тебе и полюбились больше всех?

- Обучающийся называет две и более фамилии авторов и названия их книг.

- Обучающийся называет 1–2 фамилии авторов книг.

- Обучающийся затрудняется назвать авторов и названия произведений.

5. Часто ли ты читаешь дома по собственному желанию?

- Обучающийся читает каждый день, 2–3 раза в неделю.

- Обучающийся читает один раз в неделю.

- Обучающийся читает 3 раза в месяц или реже.

6. Можешь ли ты оценить поступки героя художественного произведения?

- Обучающийся легко разделяет отрицательных и положительных героев.

- Обучающийся затрудняется давать оценку поступкам героя, но с помощью наводящих вопросов, приходит к правильному выводу.

- Обучающийся не может оценить поступок героя художественного произведения.

7. Понимаешь ли ты мотивы поступков героя, прочитанных тобой произведений?

- Обучающийся может объяснить мотивы поступков героя произведений.

- Обучающийся с трудом понимает мотивы поступков героя.

- Обучающийся не может объяснить мотивы поступков героя.

8. Кто подбирает тебе книги?

- Обучающийся выбирает сам или читает по совету друзей.

- Обучающийся читает по совету учителя, библиотекаря.

- Книги учащемуся подбирают родители.

9. Какие жанры произведений ты знаешь?

- Обучающийся перечисляет все жанры произведений, с которыми они знакомились на уроках.

- Обучающийся называет все жанры произведений, за исключением нескольких (не более 2).

- Обучающийся называет только не более двух жанров произведений.

10. Приведи пример любых трех произведений разных жанров и их авторов (стихотворения, рассказы и сказка).

- Обучающийся приводит все три примера произведений и их авторов.

- Обучающийся приводит два примера произведений из трех.

- Обучающийся приводит только один пример произведения и его автора.

Интерпретация результатов: высокий уровень – 15–20 баллов; средний уровень – 8–14 баллов; низкий уровень – 0–7 баллов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс