Педагогический проект
«Одежда жителей Омского Прииртышья»
Воспитатели: Махнёва Ольга Викторовна Краснослабоцкая Наталья Владимировна
Актуальность
Освоение культуры дошкольниками- это длительный и сложный процесс, поэтому она должна стать средой развития и воспитания ребенка. Очень важно интегрировать ребенка в этнокультурное пространство для его полноценного развития.
Сибирский край богат своими обычаями, традициями, бытом, прикладным творчеством.
Задача воспитателя – помочь детям узнать, чем красив , интересен и самобытен наш край, поэтому возникает необходимость ознакомления детей с культурой родного края (Омского Прииртышья)
Проблема
Проблема заключается в том, что у детей неполно сформировано представление об обычаях, традициях, быте, прикладном творчестве жителей Омского Прииртышья.
Первым проектом по данной проблеме мы выбрали « Одежду жителей Омского Прииртышья»
Идея проекта
создать коллекцию кукол в сибирских костюмах
Цель : расширение представлений детей об одежде жителей Омского Прииртышья (праздничной)
Задачи
1.Создать коллекцию кукол в сибирском национальном костюме
2.Познакомить с особенностями праздничной мужской и женской одежды
3. Закрепить представления о повседневной одежде сибиряков
4. Активизировать словарь: безрукавка, душегрея, зипун, кафтан, шаль, сарафан, косынка, доха и т.д.
Этапы:
ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ (2 недели) Работа с детьми :
- Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки - матери» - Подвижные игры: русская народная игра «Ворота», «Заплетись плетень» - Дидактические игры: «Подбери одежду для куклы», «Собери картинку сибирского костюма», «Укрась сарафан», «Составь узор», «Определи ткань для костюма», «Найди отличия праздничного и повседневного костюмов» - Беседы с детьми по теме проекта: «Сибирские шали», «Сибирский орнамент на одежде» , «Праздничная одежда сибиряков», «Вышивка-вид народного творчества, и ткачества»
- показ презентаций по данной теме - Работа с родителями (организация совместной деятельности родителей и детей по сбору информации и изготовлению предметов одежды ) - Музыкальная деятельность: слушание народных песен (аудиозапись)
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ (1 неделя) - работа с детьми (сюжетно-ролевые игры с куклами национальных костюмах сибиряков, выставка коллекции кукол в костюмах (праздничном и повседневном)
– Награждение участников выставки грамотами
- Диагностика и формулировка выводов по теме( в зависимости от результатов, строим дальнейшую работу по теме проекта)
Тип проекта по срокам реализации - среднесрочный
(1 месяц)
Организационный (1 неделя) - сбор информации
-подготовка наглядного материала - подбор дидактических игр - консультации для родителей - диагностика детей - изготовление грамот для награждения участников
Критерии эффективности
- дети знают особенности одежды жителей Омского Прииртышья, называют и могут отличить предметы одежды сибиряков
- дети самостоятельно используют кукол в национальной одежде сибиряков в игровой деятельности
- высокая мотивация детей и родителей в изготовлении кукол для коллекции
Риски
- Низкая мотивация родителей по данной теме (способ преодоления: награждение участников выставки грамотами)
- Недостаточное количество элементов декора для одежды сибиряков ( способ преодоления: изготовление декора совместно с детьми)
Ожидаемые результаты
- Дети получат представления об одежде жителей Омского Прииртышья
- Познакомятся с особенностями праздничной мужской и женской одежды
- У детей обогатится словарный запас названиями сибирской одежды
- Выставка коллекции кукол в сибирских костюмах
- Награждение участников грамотами
Мероприятие в подготовительной группе
Тема: «Творческая мастерская»
Цель : изготовление куклы в одежде жителей Омского Прииртышья.
Форма мероприятия: Семейная мастерская.
Сценарий мероприятия: Конспект
Деятельность воспитателя:
1.Рассматривание одежды жителей Омского Прииртышья
2. Анализ алгоритмов изготовления куклы и одежды
3.Предложить подбор материала, декора, ткани для изготовления одежды
4.Выбор русских народных мелодий (аудиозапись)
5.Выставка коллекции кукол
6.Фотосессия.
Деятельность детей:
- Рассматривание одежды Омского Прииртышья
- Выбор материала, декора, ткани для куклы;
- Совместная деятельность детей и родителей (изготовление куклы и костюма)
- Выставка коллекции кукол
- Участие в фотосессии.