СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический рисунок учителя

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обмен опытом.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический рисунок учителя»

6


1 Слайд «В каждодневной окружающей нас жизни творчество - есть необходимое условие существования человека.

Все, что выходит за пределы рутины и в чём

заключена хоть йота нового, обязано своим

происхождением творческому процессу человека».

Психолог Л.С. Выготский


Добрый день!

2 Слайд

Тема моего выступления: «Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства через применение метода педагогического рисунка в свете реализации ФГОС НОО»

Научить ребенка рисовать, лепить и владеть карандашами, мелками, ки­стью, дать ему некоторые познания из области изобразительного искусства -это сама цель или средство для достижения какой-то другой, высшей цели? Пожалуй, каждый педагог задумывался над этим вопросом.

Постепенно этот вопрос стал для ме­ня главным в моих поисках ответов на другие вопросы.

Самые главные: Чему и как учить детей? Как развивать интерес и способности учащихся? Вывод же для себя сделала такой. Если искусство для ис­тинного художника — средство познания мира и человека, себя самого в этом мире, возможность самовыражения, то таковым оно без скидок на возраст должно быть и для моих учеников.

Соответственно главным направлением работы учителя изобразительного искусства было и остается развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся, что и отражено в новых стандартах третьего поколения. В ФГОС НОО сделан акцент на развитие метапредметных и личностных умений. Расписан формат работы в рамках предмета ИЗО для развития этих навыков.

Опыт моей работы учителем изобразительного искусства подсказывает, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного и духовного обогащения детей. Урок искусства – удивительный урок, на котором через творческие работы ребята показывают своё отношение к миру.

Учителя изобразительного искусства лучше других знают, что уроки искусства позволяют раскрыть талант обучающего. А ещё дают возможность слабым учащимся быть успешными. Через свою художественную деятельность ребята показывают своё отношение к предмету, событиям и явлениям, к миру и людям вокруг них.

3 Слайд рисунки детей

Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются прошлое и настоящее, добро и зло, любовь и ненависть.

Знание, умение и навыки, приобретенные детьми на уроках ИЗО, находя ши­рокое применение, в других школьных предметах, а для многих ребят такие занятия могут стать началом профессионального пути.

4 Слайд

Изобразительное искусство, как и любой другой предмет, включает в свое содержание все четыре компонента образования:

1. Знания (о природе, технике, истории, культуре).

  1. Способы деятельности (умения, навыки)

  2. Опыт творческой деятельности.

4. Опыт эмоционально — ценностных отношений.


Эти компоненты предполагают, в частности открытый характер занятий, которые я провожу с ребятами: диалог националь­ных и исторических форм искусства; уважение к творческой индивидуально­сти ученика; диалоговое обучение мое и детей, а также детей между собой в процессе целостного художественного познания мира на основе собственной сознательности.

За время работы учителем ИЗО, заметила, что большой интерес обучающие проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика.

Поделюсь немного практикой.

Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

5 Слайд

Например, найти материал к уроку на тему «Древние соборы», ответить на вопросы,

-зачем и кто строил такие здания?

- найди фото древнерусского собора и расскажи о нём?

-кто в нём жил?

-как бы вы построили свой собор?

-какого бы цвета он был?

- изобрази в бумажной пластике свой собор.


Отвечая на эти вопросы у ребят формируются знания об истории страны, событиях и людях живших в то время. Итогом такой работы становится работа обучающихся выполненная в бумажной пластике или живописный рисунок.


Я считаю, чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой его успех, это будет, является продвижением вперёд для обучающегося.

Развивать у детей творческие способности – задача сложная и трудная. С чего же надо начинать? Конечно, с внимания к языку художественного произведения.

Ребят нужно научить замечать не только что, но и как изображено. Уметь анализировать увиденное с этим хорошо справляется педагогический рисунок. Я заметила, что после моей демонстрации работы на листе бумаги или на доске, дети с интересом рассматривают выполненные работы, активно обмениваются мнениями, сравнивают со своей работой. Без моего вмешательства становится ясно, чьи работы лучше, у кого следует поучиться.

Я считаю, что основная цель начальной школы – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять и найти самого себя, захотеть победить в себе негативное и развить позитивное в себе.   Решающая роль в этом принадлежит нам, учителям. Мы должны понимать к чему нам стремится в воспитании и обучении детей.

Тема сегодняшнего семинара затрагивает именно педагогический рисунок, в котором происходит показ приёмов вырезания и изображение, показ способов действий. Тут выступает важная проблема для учителя – выбор оптимальных методов и приёмов в конкретной педагогической ситуации.

В публикациях Николая Николаевича Ростовцева приведены определения термина «педагогический рисунок», в которых уделено внимание методической его сути. Автором выделены две составляющие рассматриваемого определения – процесс, как действие по созданию изображения на глазах учащегося вовремя урока, и результат этих действий – рисунок.

Определение «педагогический рисунок» описаны в методической литературе второй половины XX века (1951-2001). Где многие ведущие педагоги рассматривают данное методическое средство обучения как вспомогательный иллюстративный прием учебного процесса.

В школьных программах по изобразительному искусству Б. М. Неменского, Т. Я. Шпикаловой, В.С. Кузина много тем, которые предусматривают выполнение педагогического рисунка.

6 Слайд

Принцип данного методического средства наглядности состоит в том, что учитель демонстрирует перед учениками процесс работы над рисунком, таким образом, происходит усвоение не только учебного материала, но и техники исполнения. Показывая штрихи и методы выражения различных форм, мы добиваемся большого эффекта, когда перед глазами детей учитель изображает всё это своей рукой.

Существует множество методов наглядного обучения, но педагогический рисунок – является главным при обучении изобразительному искусству.

В моей практике педагогический рисунок – одно из важнейших средств наглядности. Время его выполнения обычно занимает 2- 5 минут. Такой рисунок является графическим пояснением учебного материала и не имеет художественного значения, но он становится убедительным в выполняемой работе. Эти рисунки помогают мне – подготовить учащихся к решению учебных задач на уроке. Педагогический рисунок необходим ради наглядности, упростить, схематизировать, чтобы обучающийся правильно понял структуру, конструкцию, пластические особенности.

7 слайд

Остановлюсь на этом этапе своего выступления. Обратите внимание на слайд. Готовясь к семинару, я провела эксперимент, для более убедительного пояснения значения педагогического рисунка.

Перед вами изображение берёзы. Детям второго класса предлагалось изобразить берёзу, по памяти без демонстрации зрительного ряда и педагогического рисунка. После выполнения этого рисунка, я предложила посмотреть, как правильно изображать дерево «Берёзу». Учащиеся с интересом наблюдали за мной и даже комментировали мой рисунок. Затем я предложила им повторить рисунок снова изобразить берёзу. На слайде видно как изменяется их рисунок после педагогического рисунка.

Стоит сделать вывод, что педагогический рисунок важен для развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся.

Видео и фотоработы с берёзой.

Нарисуем ствол дерева, одной линией наметим его высоту и характер, другой – покажем толщину ствола у земли и постепенное его сужение до тонкой ветки вверху. Отметим поочерёдное расположение крупных ветвей. Нарисуем их линиями разной длины, направление и характера с ответвлениями на некоторых из них. Покажем толщину крупных веток, их плавное соединение со стволом. Затем нарисуем немногие конечные ветки, их мягкое, ниспадающее волнистое движение. Изобразим выше расположенные чёрно -коричневые пятна и полосы. Выделим затенённую сторону ствола.

8 Слайд

Педагогический рисунок имеет три вида.

Первый вид - рисунок на классной доске - является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений. Главное качество педагогического рисунка — это лаконичность изображения, простота и ясность его. Учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное.

Слайд конь,храм,природа

Второй вид - это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такие зарисовки необходимы в том случае, когда ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.

Фото с уроков и видео

Слайд

Третий вид - исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса, и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог. (Но бывает и обратный результат вмешательства в его рисунок. Тут нужно учитывать характер ребёнка «Я так вижу» «Я так хочу», «Вы испортили мой рисунок»)

Каждый из этих видов педагогического рисунка имеет огромное значение при обучении детей на уроках изобразительного искусства.

Из своего опыта работы с учениками начальных классов я поняла - лучшим средством помочь ученику правильно строить изображение формы какого-либо предмета является метод упрощения формы. Одним из таких способов является способ разложения любого из видимых предметов на простейшие геометрические фигуры, каковыми являются треугольники, четырехугольники и тому подобные.

9 Слайд

Называют его Геометральный метод - это метод обучения рисунку, основанный на геометрии.

Его основа заключается в упрощении сложных задач, в установлении методической последовательности построения изображения от простого к сложному. По мнению приверженцев этого метода, геометрия способствует правильности и точности рисунка, а также позволяет проверять изображение измерением.

Геометральный метод рисования - не только механическое упражнение руки, но и гимнастика для ума, причем упражняется наблюдательность, развивается общее чувство формы, фантазия.

В программе Б.М.Неменского есть тема урока в 3 классе «Памятники архитектуры», где автор предлагает научиться изображать сооружение применяя Геометральный метод рисования.

10 Слайд

Большое образовательное и воспитательное значение имеет демонстрация рисунков выдающихся художников. Ребёнок, рассматривая рисунок, сделанный рукою профессионального художника, видит, какой выразительности можно добиться, рисуя обыкновенным карандашом. Хотя этот рисунок не будет образцом, которого может достичь ученик, но само ознакомление с высоким профессиональным мастерством сыграет большую роль.

В 4 классе Б.Неменского есть интересная тема «Сопереживание» На этом уроке я знакомлю ребят с разными произведениями искусства, среди них есть иллюстрация картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» рассматривая картину, показываю зарисовки художника героев картины.

Моя основная задача состоит в том, чтобы наиболее полно, доходчиво донести учебный материал до обучающихся.

Во время урока к рисунку учителя предъявляется ряд основных требований. Прежде всего, рисунок на доске должен быть достаточно крупного размера. Чтобы все сидящие в классе хорошо видели его. Он должен быть также простым, ясным, лаконичным, так как преподавателю необходимо выделить главное в изображенном и обратить на него внимание учащихся.

Как я уже говорила надо иметь в виду, что большей частью рисунки на доске делаются для того, чтобы дать ученикам правильное направление для самостоятельного решения задачи. При этом нельзя, увлекаясь изображением, забывая об объяснении. У доски я стараюсь стоять лицом к классу. В процессе работы отхожу от доски на некоторое расстояние, с тем, чтобы проверить изображенное, потому что линии могут быть неровными. В течение всей работы у доски веду объяснение работы с рассказом о задачах каждого этапа рисунка и т.д.

12 Слайд

Существует несколько типов рисунков, которые я применяю в своей практике:

-Линейный рисунок - выполнен непрерывной линией.

-Рисунок штриховкой - выполнен прерывистыми линиями, разнообразными по толщине и длине.

-Линейный рисунок с применением цветных мелков.

-Тоновый рисунок.

Нужно отметить значимость рисунка на доске:

1.Изображая внешний вид предмета, видна последовательность.

2.Повышает активность, восприимчивость.

3.Развивает абстрактное мышление, воображение.

4.Доступен для выполнения.

Исходя из этого, хочу сказать, что особую роль педагогического рисунка стоит уделить в классе коррекции. Учащиеся коррекционных классов имеют отличия в характере и скорости усвоения программного материала, и это необходимо учитывать в учебной работе. В нашей школе есть коррекционный класс, этих детей объединяет неспособность справиться с требованиями стандартной школьной программы. Причины неуспеваемости у всех различны, но внешние проявления довольно схожи.

Это девиантное поведение (агрессивность, нервность, дефекты общения, использование ненормативной лексики и пр.), неустойчивое внимание, хаотичное восприятие, плохо развитая память.

В обычном классе такие учащиеся осложняют учебный процесс и самим обучающимся сложно взаимодействовать с одноклассниками.

А между тем для таких учащихся (классов коррекции) рисунок является необходимым средством проверки правильности собственных зрительных впечатлений, что способствует хорошей ориентировке в окружающей среде. Обучая рисованию таких ребят, мы помогаем ученикам освоить действительность. Из-за плохо развитого восприятия, замедленного формирования пространственных представлений, слабой зрительной памяти и воображения, неустойчивого внимания коррекционные дети в сравнении с их сверстниками с трудом рисуют человека, животных и объекты окружающего мира.

Каждый день дети видят окружающие их предметы. Но если мы попросим их изобразить хотя бы что- то одно из увиденного, не показывая, как это делается, они изобразят условные формы, используемые ранее.

13 Слайд

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любо­знательны и полны желания, учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования - это умное руководство со стороны взрос­лых.

Особая роль, по мнению Песталоцци, должна принадлежать рисованию в начальной школе. Рисование, утверждает Песталоцци, должно предшествовать письму, — не только потому, что оно облегчает процесс овладения начертанием букв, но и потому, что оно легче усваивается.


Литература:

1.Изобразительное искусство в начальных классах / Б. Юсов и др.- Мн., 1992.

2.Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. -Мн., 1998.

3.Неменский Б.М. Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007

Неменский Б.М. Мудрость красоты: О пробл. эстет. Воспитания: Кн. для учителя / Б.М. Неменский — М.: Просвещение, 1987. — 255с — с. 111

4.Популярная художественная энциклопедия в 2 т. М., 1986

5.Программа "Изобразительное искусство" - Мн., 2008

6.Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства М, 1981.

 1.                  Бабинцева И.Н. Прогнозирование как фактор стимулирования   творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2010. №2.

2.                   Калинина Н. В. Диагностика результативности образовательного процесса в начальной школе: проблемы и опыт // Завуч начальной школ. – 2003. -№6. - С.19-21.

3.                  Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 2008.

4.                  Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.  – 31с. – (Стандарты второго поколения).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!