СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет на тему "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном файле содержится сценарий к педагогическому совету на тему "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы".

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет на тему "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы"»

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня у нас с вами педагогический совет. Он будет необычным потому, что мы с вами выявим серию способов в формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы.

Слайд 2. На повестке дня:

  1. Вступительное слово

  2. Выступление спикера (участники могут задавать вопросы))

  3. Вопросы, решение кейсов, комментирование

  4. Подведение итогов

Начнём мы с маленького вступления. Попробуем определить, в какой области мы с вами будем обсуждать способы формирования функциональной грамотности учащихся. После этого продолжим выступлением спикера по данной теме. Дорогие коллеги, вы можете задавать вопросы походу выступления. Следующим нашим этапом это будет решение кейсов и комментирование их. После этого мы подведём итоги.

Слайд 3. Итак, начнём. Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы.

Слайд 4. Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно полученных знаний - автором которого является А.А. Леонтьев.

Слайд 5. Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:

-готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

-возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

-способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

-совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

У педагога стоит же проблема в поиске способа для формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы. Дальше мы передаём слово спикеру нашего педагогического совета в лице нашего директора.

Как сказала, раннее ….., что функциональная грамотность способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни. Мы с вами же рассмотрим формирование читательской и естественнонаучной грамотности у младших школьников.

Слайд 6: Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.



Слайд 7-8: Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. 
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создаёт базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. 

Слайд 9: Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство»

Это:

-Пробно-поисковые ситуации;

-Беседы-дискуссии;

-Сам задай вопрос;

-Личный пример учителя;

-Приём устного словесного рисования;

-Словарно-стилистическая работа;

-Элементы драматизации;

На уроках чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности учителя применяют различные методы и приёмы. Приведу примеры некоторых из них.

1. «Чтение с остановками».

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Так же можно заметить и такой приём как «Тонкие и толстые вопросы».

Тонкие» вопросы предполагают однозначный ответ, который можно найти в тексте произведения. Они обычно начинаются со слов: кто, что, когда, где и т. д.

Толстые» вопросы требуют развёрнутого ответа, рассуждений по теме. Ответы на них не даются в произведении прямо, их нужно сформулировать самостоятельно.

Слайд 10: Предлагаю вам на основе прочитанного текста ответить на вопросы: кто оставил самокат? Куда выбежал Коля, когда увидел, что Вовка катается на его самокате?

Толстый вопрос: как вы думаете, почему нельзя брать чужие вещи без спросу?

Предлагаем вам стать участником в апробировании одного из способа читательской грамотности

Слайд 11: 1.Найди и прочитай 6 слов, начинающихся на букву А

АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

Слайд 12-13: Естественнонаучная грамотность - это
способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке мы отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

Слайд 14: Виды заданий на уроках окружающего мира можно условно разделить на 3 группы:

1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.

2. Задания, направленные на применение знаний на практике.

3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.

При изучении темы в 3 классе «Разнообразие веществ» мы знакомим детей с таким веществом, как крахмал.

Перед детьми был поставлен вопрос: как узнать, есть ли в определённых продуктах крахмал?

Слайд 15: Посмотрите на схему, которая выведена на экран, проведём приём «Сделай вывод».

Серия «Сделай вывод» включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде рисунков, графиков, схем, диаграмм или словесного описания.

Какой вывод мы можем сделать, исходя из данной схемы?

В ходе практической работы дети сделали вывод, что определить крахмал можно с помощью йода.

И в заключение, хочу сказать, что каждодневная работа учителя на уроке и образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.

Слайд 16: Наша с вами встреча подходит к концу, мы сегодня говорили о различных приёмах формирования функциональной грамотности, а именно читательской и естественнонаучной. И хотелось бы провести небольшой опрос: какие приёмы вы бы использовали сами. Предлагаю проголосовать за определённый приём. Хочу напомнить, голосуя за тот или иной приём, вы должны помнить, что вы должны апробировать его на своей практике. ПРОХОДИТ ГОЛОСОВАНИЕ (ВОЗМОЖНО ЕГО ОБСУЖДЕНИЕ). Передаю слово модератору нашего педагогического совета.

Сейчас мы с вами прослушали лекцию нашего спикера педагогического совета. Решали кейсы, пробовали поставить себя на место детей, увидеть, как и положительные моменты, так и отрицательные.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!