Из опыта работы МО учителей
предметов естественно-научного цикла и истории
Важно начать с того, что переход на дистанционное обучение вызвал множество вопросов у наших педагогов, как и у большинства педагогов страны. Основными вопросами, требующими особого внимания, стали: подготовка и проведение дистанционных уроков, контроль выполнения домашнего задания учащимися, взаимодействие педагогов, учеников и родителей.
Все усилия сводились прежде всего к организации самого процесса обучения. И сразу обозначились первые проблемы: как выстроить онлайн-обучение. Какими инструментами пользоваться? Важно было определиться не только с функционалом (набором инструментов), но и с интерфейсом (способом обучения и подачей контента). На все это необходимо время и его катастрофически не хватало. Учителя выбирали самое доступное и не всегда и не во всем удобное прежде всего для тех кому такой процесс обучения предназначен - самим обучающимся. В связи с этим возникали проблемы в недопонимании со стороны учащихся и их родителей того, что именно хотел донести учитель или какой продукт учитель хотел получить от ученика.
Кроме того, возможно учитель и сам для самого себя выбирал не очень удобный способ обучения. В связи с чем возникали проблемы со своевременной проверкой работ учащихся, возникали вопросы к качеству выполнения работ, утомление, разочарование и другие. Нельзя не забывать, что такие же проблемы испытывали в этот же момент и наши ученики. Да, да, в первую очередь именно те, кто мотивирован. Таких ребят большинство.
Никто к такой системе обучения специально не готовился, поэтому для всех участников образовательного процесса дистанционное обучение стало большим испытанием как физическим, так и психологическим.
Обобщая опыт работы в новом формате мы, педагоги нашего МО, увидели некоторые объединяющие нас всех действия.
Например, педагоги нашего МО активно начали изучатьопыт дистанционного обучения школ других регионов станы, работая в чатах по обмену опытом по возникающим проблемам. Педагоги МО отдали свое предпочтение Zoom как платформе для организации аудио и видеоконференций. По данной платформе, точнее ее использованию возникают ряд вопросов, но все они решаемы.
Считаем, что важную роль в обеспечении качественного результата сыграла своевременная связь с классными руководителями, их неоценимая (оперативная) помощь нам предметникам в организации максимального охвата всех учеников.
Отдельно хочется отметить работу по своевременному оцениванию образовательной деятельности учащихся. Каждому ребенку важен комментарий к отметке за его работу, а также возможность попробовать еще раз. Эта работа является одной из ведущих, формирующих мотивацию к обучению в новых условиях.
Тяжелее всего давалось распределение учебной нагрузки в течение дня и недели, лимитирование домашнего задания, разработка шаблонов дистанционного урока с учетом допустимого времени работы за компьютером. Все это в новом формате обучения требует от педагога максимальной собранности и внимательности.
Анализируя наш опыт можно уже сейчас обозначить следующие проблемы:
Не все педагоги и ученики имеют необходимый уровень знаний и умений в области компьютерных технологий.
Совершенно другой формат работы, которому нам необходимо еще учиться. Сложно перестроиться, не хватает живого общения.
Длительная работа за компьютером (подготовка к уроку, проведение занятий, проверка домашних заданий обучающихся) вредит здоровью (в первую очередь, страдает зрение). Учитель и ученики постоянно сидят, делают задания и не выполняют никаких физических упражнений
Не все участники образовательного процесса имеют необходимое для дистанционного обучения техническое обеспечение (мощный компьютер, веб-кабера, микрофон, высокоскоростной интернет и др.) А у отдельных учеников просто нет возможности учиться по такой форме (низкая материальная обеспеченность семьи).