Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Краснодарского края
«Белореченский индустриально – технологический техникум»
« Мастер - класс» по МДК 01.01
«Технология перевозочного процесса» для специальности 23.02.01
«Организация перевозок и управление на транспорте » (по видам)
на тему:
«Перевозка грузов различными типами подвижного состава »
Преподаватель: Дейко Валерия Георгиевна
г. Белореченск, 2025
Цели мастер-класса:
Образовательные:
познакомить обучающихся с типами подвижного состава автомобильного транспорта; изучить особенностей конструкции специализированных автомобилей; оценить преимуществ и недостатков использования специализированного подвижного состава.
Развивающие:
Развитие аналитических способностей, логического мышления; умения систематизировать полученные знания, сопоставлять, делать выводы; развитие общих и профессиональных компетенций.
Воспитательные:
сформировать интерес обучающихся к выбранной профессии;
воспитать у обучающихся чувство ответственности за выполненную работу.
Средства обучения: Технические
1.Мультимедийный проектор. 2.Экран.
3.Компьютер.
Нетехнические
1.Раздаточный материал (опорный конспект по изучаемой теме для студентов) – 15 экз.
2.Таблицы с заданиями для деловой игры – 3 шт.
3.Карточки с заданиями для деловой игры – 3 шт.
4.Лист самоконтроля по итогам деловой ситуационной игры (для студентов) – 3 шт.
5.Рейтинговая таблица для оценки результатов работы групп по итогам урока (для преподавателя).
Ход занятия
1.Организационный момент – 2 мин. 2.Подготовка к основному этапу занятия – 3 мин. 3.Изложение нового материала, вопросы к студентам по ходу
изложения – 20 мин. 4.Деловая ситуационная игра – 16 мин. 5.Выводы, подведение итогов – 2 мин.
6. Рефлексия – 2 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Объявление темы и целей урока, постановка задачи
2. Подготовка к основному этапу занятия
В любой стране нет более мощной отрасли, чем транспорт. В отличии от других видов транспорта, только автомобильный транспорт полностью удовлетворяет потребности страны в перевозках грузов « от двери к двери» и пассажиров « от дома к дому», он участвует в производственном процессе любого предприятия, перевозя сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию. Автомобильный транспорт зачастую является единственным средством, обеспечивающим перемещение товаров к потребителю.
Вопрос. Какие вы знаете виды грузоперевозок?
Это и ж/д перевозки, морские перевозки, водные перевозки, доставка грузов автомобильным транспортом.
Вопрос. Какой наиболее развит вид грузоперевозок и почему?
3. Изложение нового материала
Демонстрация презентации.
По назначению подвижной состав автомобильного транспорта подразделяется на три группы: пассажирский, грузовой и специальный.
К пассажирскому подвижному составу относят автобусы, троллейбусы, трамваи и легковые автомобили.
Грузовой подвижной состав автомобильного транспорта в зависимости от характера использования делят на подвижной состав общего назначения и специализированный. Грузовой подвижной состав общего назначения включает автомобили, прицепы и полуприцепы с неопрокидывающимся бортовым кузовом и используются для перевозки различных грузов. Например, строительных материалов (кирпич, блоки, арматура и т.д. )
Специализированным подвижным составом называются автомобили, предназначенные для перевозки определенных видов грузов или оборудованные специальными погрузочно-разгрузочными устройствами. К нему относятся самосвалы, фургоны, цистерны, прицепы-роспуски, самопогрузчики, тяжеловозы и другие.
Специальный подвижной состав предназначается для выполнения не транспортных работ, а технологических операций. Поэтому на нем устанавливается, в зависимости от назначения, специальное оборудование. Это могут быть пожарные машины, автокраны, передвижные ремонтные мастерские, автомобили-пескоразбрасыватели и др.
Давайте более подробно рассмотрим типы специализированного подвижного состава.
Самосвалами называются специализированные автотранспортные средства, оборудованные саморазгружающимися открытымигрузовыми кузовами. Они предназначены для перевозки сыпучих, навалочных, а иногда полужидких грузов (бетонной массы, раствора извести) и грузов, не требующих осторожности при разгрузке. Необходимо отметить, что из всех типов специализированного подвижного состава самосвалы имеют наибольшее распространение, так как применение их позволяет значительно сократить время и расходы на разгрузочные работы. Самосвалы составляют приблизительно третью часть грузового автомобильного парка в России.
Фургоны предназначены для перевозки грузов, требующих защиты от внешних воздействий. Особенностью автомобилей и автопоездов-фургонов является то, что они имеют закрытые грузовые кузова.
Фургоны для перевозки продуктов бывают следующих типов: изотермические фургоны без дополнительного оборудования; фургоны-холодильники; фургоны-рефрижераторы; отапливаемые фургоны.
Изотермические фургоны- это вид грузовых автомобилей без морозильной установки. Могут удерживать температуру загруженного груза. Стенки кузова имеют теплоизоляцию.
Автомобили-холодильники представляют собой фургоны, оборудованные временными источниками холода (например, сухой лед, специальные замороженные растворы солей). Оттаивает раствор при интенсивном поглощении тепла, благодаря чему температура внутри кузова поддерживается от -9 до +2 градусов в течение 10-15 часов.
Автомобили и автопоезда-рефрижераторы имеют установки (чаще всего фреоновые холодильные), самостоятельно вырабатывающие холод, и могут быть использованы при перевозках скоропортящихся продуктов на любые расстояния.
И, наконец, отапливаемые фургоны – это те же изотермические фургоны, но с обогревающей установкой в кузове. Предназначены для перевозки фруктов и овощей, яиц, цыплят, т.к.сохраняют внутреннюю температуру до +12 градусов.
Цистерны — это специализированные автотранспортные средства, которые служат для перевозки, а также временного хранения жидких, газообразных и сыпучих грузов. Цистерна представляет собой герметический резервуар, разделенный внутри перегородками для уменьшения гидравлических ударов, возникающих при резком торможении.
Особо отметим цистерны для перевозки сыпучих грузов. Их задача -предохранять эти грузы от воздействия внешней среды. К сыпучим грузам, перевозимым в цистернах, относятся: строительные (цемент, гипс, известь), пищевые (мука, соль, какао, яичный порошок, сухое молоко, сахар), химические (сода, графит).
Разгрузка цистерн, перевозящих сыпучие грузы, производится пневматическим способом. Внутрь цистерны нагнетается сжатый воздух, и груз вместе с воздухом поступает в разгрузочный шланг, а затем попадает в резервуар для хранения. Такой вид разгрузки позволяет резко сократить потери сыпучих грузов.
Прицепы-роспуски используются при перевозке грузов, имеющих большую длину (длинномерных). Особенностью прицепа-роспуска является то, что он имеет раздвижное дышло, с помощью которого можно менять длину прицепа в зависимости от длины перевозимого груза. В порожнем состоянии прицепы-роспуски могут перевозиться на самих автомобилях-тягачах.
Преимущества использования специализированного подвижного состава:
1.Обеспечивает большую сохранность грузов при перевозке и возможность перевозки специфических видов грузов.
2.Повышает безопасность и улучшает санитарно-гигиенические условия перевозки некоторых видов грузов.
3.Снижает затраты на тару и упаковку грузов.
4.Обеспечивает более высокую механизацию погрузочно-разгрузочных работ.
Недостатки использования специализированного транспорта: 1.Большая первоначальная (при изготовлении) стоимость.
2.Более высокие затраты на техническое обслуживание автомобилей и заработную плату водителей.
3.Сложность полезного использования обратных рейсов.
Деловая ситуационная игра «Выбор типов подвижного состава автомобильного транспорта для перевозки различных грузов»
Студенты делятся на три группы (три автотранспортных предприятия). Каждой группе выдается папка с карточками –заданиями, разрезанными фотографиями различных видов автомобилей. На выполнения каждого задания студентам дается 8 минут, затем один из студентов объясняет какой подвижной состав используется для перевозки грузов.
Задание 1. Каждой команде необходимо записать пять типов подвижного состава. Привести примеры грузов, которые можно перевозить на данном подвижном составе.
«Выбор типов подвижного состава автомобильного транспорта для перевозки различных грузов» Наименование автотранспортного предприятия_________________ |
Наименование типов подвижного состава |
самосвал | фургон | Цистерна | Прицеп-роспуск | автомобили с неопрокидывающимся бортовым кузовом |
Виды перевозимых грузов |
| | | | |
Карточки с наименованием различных грузов прилагаются.
Задание 2. «Собрать пазл». Обучающимся выдаются разрезанные части единой картинки, на которой изображен специализированный автомобиль. Необходимо собрать данную картинку и дать название типу собранного подвижного состава, а так же назвать виды грузов, которые можно перевозить на данном автомобиле.
По окончании выступлений каждой группе выдается лист взаимоконтроля, в котором студенты выставляют свои оценки двум остальным группам по пятибалльной системе.
ЛИСТ ВЗАИМОКОНТРОЛЯ ПО ИТОГАМ ДЕЛОВОЙ СИТУАЦИОННОЙ ИГРЫ Оцените работу других групп по 5-балльной системе |
| Оценка |
Группа № __ | |
Группа № __ | |
5. Выводы, подведение итогов
Преподаватель заносит данные листов взаимоконтроля в рейтинговую таблицу и подводит общие итоги работы групп на уроке.
| Оценка | Дополнительные баллы | Общий балл |
Группа 1 | | | |
Группа 2 | | | |
Группа 3 | | | |
Подсчитывается число баллов, заработанных группами; Дополнительные баллы добавляются за скорость выполнения задания. Группа, набравшая максимальное количество баллов объявляется победителем.
5.Рефлексия
Преподаватель предлагает студентам поставить оценку за проведенный урок. Студентам выдаются карточки:
Проведенный урок оцениваю (нужное подчеркнуть): «Отлично» «Хорошо» «Удовлетворительно» «Неудовлетворительно» Пожелания преподавателю: ____________________________ ____________________________ Спасибо за сотрудничество! |
Пока студенты заполняют карточки, преподаватель говорит о своих впечатлениях.