СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

Тема урока: «Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»



Предмет

химия

8 класс

Дата

Тема учебного занятия

Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Цель учебного занятия

Дать представление о формировании знаний о периодическом законе и установить периодическую зависимость свойств химических элементов. 

Основные понятия

Количество вещества, молярная масса, молярный объем.

Задачи

Образовательные: создать условия для развития навыков решения задач, используя формулы, изученные на уроке.

Развивающие: развивать познавательные умения, аналитическое мышление, логику.                                                Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учению, чувства ответственности учащегося за свою работу; воспитывать способность к самореализации; уверенности в своих силах, настойчивости, преодолении трудностей.

Тип и форма учебного занятия

Урок усвоения новых знаний.

Методы обучения

Репродуктивный (воспроизведение информации, решение задач); проблемно-



Планируемые результаты обучения


Личностные

Метапредметные

Предметные

    установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

    учащиеся демонстрируют интерес к изучению теме;

    учить давать оценку своим действиям;

    учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;


    учить анализировать и выделять общее;

   


    вспомнить понятие «периодический», выяснить периодическую зависимость свойств химических элементов.


Технологии обучения или элементы технологий

Проблемное обучение. Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения, дидактическое обеспечение урока

ПСХЭ  Д.И. Менделеева, интерактивная доска. Учебник Химия, проектор, ноутбук, презентация, портрет Д.И.Менделеева, образцы металлов и неметаллов; памятки, карточки с заданиями.


 













Ход урока


Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 1 этап – Мотивация к учебной деятельности.

 Проверка готовности учащихся к уроку.

 Подготовка к уроку.

ЛУУД: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

РУУД: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

 

2 этап-  Актуализация знаний и постановка учебной задачи

Перед вами простые вещества. На какие группы их можно разделить?

При формировании знаний о химических элементах появилась необходимость в их классификации.

Предлагают возможные классификации.

ПУУД (логические): анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- Вспомните, какая генетическая связь осуществляется у металлов и неметаллов. На основе этих знаний заполните таблицу.

Организует сравнение ответов учащихся с правильными ответами. Обсуждение ответов.

Отвечают на вопросы учителя и заполняют таблицу.

Делают выводы о полученных результатах.

РУУД (контроль):  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Знакомит учащихся с первыми попытками классификации химических элементов:

1.В 1829 году немецкий химик Иоганн Вольфганг Дёберейнер предпринял первую значимую попытку систематизации элементов (Д. И. Менделеев сформулировал свой периодический закон на 40 лет позже, в 1869 году). Дёберейнер заметил, что некоторые сходные по своим химическим свойствам элементы можно объединить по три в группы, которые он назвал триадами:

а) Li, Na, K
 б) Ca, Sr, Ba
 в) P, As, Sb
 г) S, Se, Te
 д) Cl, Br, I

2.В 1864 году в книге «Современные теории химии» Мейер привел таблицу, где элементы были расположены в порядке увеличения их атомных масс.

3. В статье, датированной 20 августа 1864 годом, он отметил, что в этом ряду наблюдается периодическое появление химически сходных элементов. Пронумеровав элементы (элементы, имеющие одинаковые веса, имели и один и тот же номер) и сопоставив номера со свойствами элементов, Ньюлендс сделал вывод: «Разность в номерах наименьшего члена группы и следующего за ним равна семи; иначе говоря, восьмой элемент, начиная с данного элемента, является своего рода повторением первого, подобно восьмой ноте октавы в музыке…». Тем самым им впервые была высказана идея о периодичности изменения свойств элементов.

Спустя год, 18 августа 1865 года, Ньюлендс опубликовал новую таблицу элементов, назвав её «законом октав»

4. Александр Эмиль Бегуйе де Шанкуртуа известен тем, что в 1862 предложил систематизацию химических элементов, основанную на закономерном изменении атомных масс — т. н. «земную спираль».

 

Слушают доклад, готовят вопросы.

ПУУД (общеучебные): поиск, выделение, структурирование информации

 

Организует целеполагание учебной деятельности на уроке. 

Формулируют цель урока

ЛУУД (смыслообразование): «какое значение, смысл имеет для меня учение

ЛУУД (нравственно-этическое оценивание):  оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, исходя из социальных и личностных ценностей

ПУУД (общеучебные): формулирование познавательной цели

3 этап- Применение знаний и умений в новой ситуации

Изменение металлических и неметаллических свойств элементов в периоде и группе.

Сейчас вы посмотрите эксперимент и должны будете объяснить происходящие явления. Но, прежде, давайте вспомним:

- Какие вещества взаимодействуют с кислотами?

- Каковы продукты взаимодействия перечисленных веществ?

- От чего зависит интенсивность выделения пузырьков водорода, образующегося при взаимодействии кислот и металлов?

Демонстрация взаимодействия натрия, магний, алюминий и кремний с соляной кислотой.

Смотрят эксперимент и отвечают на вопросы:

- Какие вещества взаимодействуют с кислотами?

- Каковы продукты взаимодействия перечисленных веществ?

- От чего зависит интенсивность выделения пузырьков водорода, образующегося при взаимодействии кислот и металлов? 

- В каком периоде расположены элементы, простые вещества которых используются в данном опыте?
 - Каковы признаки происходящих процессов?
 - Как можно расположить металлы по их способности вытеснять водород?
 - Наблюдается ли реакция с кремнием? Почему?
 

ПУУД (общеучебные): произвольное и осознанное построение речевого высказывания;

КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли)

 

Теперь давайте сделаем вывод об изменении свойств элементов в периодах.

Делают вывод, и записываю формулировку периодического закона стр.175 (Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Учебник химии для 8 класса)

ПУУД (общеучебные): произвольное и осознанное построение речевого высказывания;

КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли)

 

В чем превосходство Д.И. Менделеева в создании таблицы?

Руководствуясь периодическим законом Д.И.Менделеев исправил некоторые относительные атомные массы элементов.

Руководствуясь свойствами элементов, Д.И.Менделеев предсказал существование еще неоткрытых элементов, оставив для них клетки в периодической системе незаполненными. Менделеев оставил место для трех элементов, назвав эти элементы так: экабор, экасилиций, экаалюминий. Приставка "эка" означает "подобный". Пользуясь своим законом, Дмитрий Иванович почти точно предсказал свойства этих элементов и их простых веществ.

Находят в таблице элементы, у которых массы расположены не по возрастанию.

Сравнивают характеристики элементов.

КУУД (постановка вопросов): инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

КУУД (управление поведением партнёра): контроль, коррекция, оценка действий партнёра

КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли)

4 этап- Обобщение и систематизация знаний

Задает вопросы.

Как вы думаете, какую информацию содержали карточки Д.И. Менделеева?

Какой из перечисленных признаков Менделеев взял за основу классификации химических элементов?

Что же происходит со свойствами химических элементов в периоде и группе?

Отвечают на вопросы.

РУУД (контроль):  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

5 этап- Рефлексия (подведение итогов занятия)

На какие вопросы вы теперь можете ответить?

Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

ЛУУД (смыслообразование): «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него

РУУД (прогнозирование): предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

6 этап- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Задает домашнее задание и дает инструктаж о его выполнении § 50, пересказ.

Вникают в суть домашнего задания. Осмысливают его

РУУД (контроль):  в форме сличения способа действия и его результата

 Учитель – Нодель Т.С.







 

Приложение 1.

 

1 вариант

Элемент

Символ элемента

Оксид

Основание

Кислота

Соль

Литий

 

 

 

 

 

Натрий

 

 

 

 

 

Калий

 

 

 

 

 

2 вариант

Элемент

Символ элемента

Оксид

Основание

Кислота

Соль

Магний

 

 

 

 

 

Кальций

 

 

 

 

 

Стронций

 

 

 

 

 

 

3 вариант

Элемент

Символ элемента

Оксид

Основание

Кислота

Соль

Углерод

 

 

 

 

 

Кремний

 

 

 

 

 

Германий

 

 

 

 

 

4 вариант

Элемент

Символ элемента

Оксид

Основание

Кислота

Соль

Азот

 

 

 

 

 

Фосфор

 

 

 

 

 

Мышьяк

 

 

 

 

 

 




Ответы:

 1 вариант

Элемент

Символ элемента

Оксид

Основание

Кислота

Соль

Литий

Li

Li2O

LiOH

-

LiCl

Натрий

Na

Na2O

NaOH

-

NaCl

Калий

K

K2O

KOH

-

KCl

2 вариант

Элемент

Символ элемента

Оксид

Основание

Кислота

Соль

Магний

Mg

MgO

Mg(OH)2

-

MgCl2

Кальций

Ca

CaO

Ca(OH)2

-

CaCl2

Стронций

Sr

SrO

Sr(OH)2

-

SrCl2

 

3 вариант

Элемент

Символ элемента

Оксид

Основание

Кислота

Соль

Углерод

C

CO2

-

H2CO3

K2CO3

Кремний

Si

SiO2

-

H2SiO3

K2SiO3

Германий

Ge

GeO2

-

H2GeO3

K2GeO3

4 вариант

Элемент

Символ элемента

Оксид

Основание

Кислота

Соль

Азот

N

N2O5

-

HNO3

KNO3

Фосфор

P

P2O5

-

HPO3, H3PO4

KPO3, K3PO4

Мышьяк

As

As2O5

-

H3AsO4

K3AsO4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!