Развитие зрительного внимания, подражания, формирование целостного образа предметов Учить выделять предмет из общего фона (игра «Ку-ку») «Запомни, куда положили мяч», «Найди колокольчик» Учить ожидать появления куклы за экраном в одном и том же месте и прослеживать движение куклы за экраном, ожидая ее появления последовательно в двух определенных местах Игра «Зайка прыг-скок» Развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого с предметами (сюжетными игрушками, кубиками, предметами обихода: «Ляля топ-топ, зайка прыг-скок») Корркционно-развивающее обучение и воспитание « Дай куклу». «Мячик» Учить соотносить игрушку с ее изображением («Покажи, где ляля») Учить сличать парные предметы («Это собачка. Где еще такая же собачка?»). Учить сличать парные картинки Учить узнавать знакомые предметы среди незнакомых (находить свою игрушку среди других; выделять названную педагогом игрушку среди других) Учить складывать из двух частей разрезную предметную картинку "Сделай целую картинку". Восприятие формы Учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого («Дай, что катится», «Возьми, что не катится») «Кубики» Учить соотносить игрушку с ее изображением. Знакомить со словами шар, кубик Учить выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки Учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб. «Прокати шарик», «Дай такой» «Поймай игрушку» «Дай, что катится», «Возьми, что не катится» Почтовый ящик «Спрячь шарик», «Спрячь кубик» Игра "Собери пирамидки" Игра "Поймай шарики" Игра "Построй башню" Игра "Волшебный мешочек" Восприятие величины Учить воспринимать величину (большой, маленький) Учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие (шнурки, палочки) — пальцами Игра "Спрячь шарик в ладошку" Игра "Матрешка Игра "Пирамидки" Игра "Брось мяч в корзину" Восприятие цвета Учить воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый («Дай такой») Знакомить с названиями двух цветов: красный, желтый («Дай красный шарик», «Возьми желтую ленточку») Игра "Построй домики" Игра "Подбери ленточку" Игра "Посади бабочку" Игра "Построй домики" Игра "Построй дорожку из кирпичиков" Развитие слухового восприятия и внимания А: развитие слухового внимания, подражания, формирование целостного образа предметов; Б: восприятие звуковых характеристик предметов и явлений (тихо — громко, близко — далеко, быстро — медленно, долго — кратко); В: опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам; Г: дифференциация предметов и явлений по звуковым характеристикам; Д: восприятие пространственного местоположения звучащего предмета и ориентировка в пространстве знакомого помещения; Е: формирование представлений о воспринятом. Развитие слухового внимания, подражания, формирование целостного образа предметов; Знакомить детей с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах (детское пианино, металлофон, барабан) Учить детей реагировать на слуховые раздражители (звонок, колокольчик, бубен) Вырабатывать у детей по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов (шагать под барабан, хлопать в ладоши под бубен) Игра Тук-тук-тук Что гудит Кто там На чем играл зайка Кто за дверью? Звени, колокольчик Опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам; Учить дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определенного инструмента (выбор из двух) Учить дифференцированно реагировать (выполнять действия) на звучание определенных инструментов (выбор из трех: пианино, барабан, металлофон) Учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием: «ав-ав» — собака; «мяу» — кошка; «ку-ка-ре-ку» — петух; «пи-пи-пи».— цыпленок игра «Кто в домике живет?») Кто за дверью Развитие тактильно-двигательного восприятия Учить воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб Учить воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух) Учить выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову дай (матрешку, юлу, машинку, шарик и т. п.) без предъявления образца (выбор из двух предметов) Учить детей различать на ощупь шар, куб; проводить выбор из двух шаров (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно Учить различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно Учить производить выбор по величине и форме по образцу (предъявляемые предметы: две матрешки, кубик или шарик, две юлы) Учить производить выбор по величине и форме по слову («Дай большой мяч», «Дай маленький мяч») на ощупь Учить дифференцировать предметы по признаку «мокрый — сухой» (полотенце, шарики, камешки) Учить различать температуру предметов (горячий— холодный) «Поймай киску» «Чудесный мешочек» «Определи на ощупь» Кинестетическое и кинетическое развитие Имитационные упражнения: бабочка летает, обезьянка прыгает, кенгуру скачет, мячик подпрыгивает, пружинка распрямляется, маятник раскачивается, рыбка плавает, собака идет по следу, ветер дует и т. д. Упражнения выполняются стоя, сидя, лежа; на месте и в движении, при сочетании движений туловища, ног с подобными и противоположными движениями рук. Игры на восприятие предметов в движении: игры в воображаемые снежки, камушки (бросаем в море, играем на берегу и др.) Двигательные упражнения: различные движения головой, руками, туловищем с остановкой по сигналу и проверкой правильной осанки. Использование музыкального сопровождения при выполнении подобных упражнений усиливает коррекционный эффект, создает положительный эмоциональный настрой. Развитие вкусовой чувствительности Знакомить детей с различными вкусовыми характеристиками продуктов питания (сладкий, горький) Знакомить детей с тем, что пища бывает горячая и холодная Учить детей дифференцировать горячие и холодные напитки (чай — сок) Учить детей определять пищу на вкус (сладкий, горький), называть это свойство словом (игра «Угадай на вкус») |