СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пьесы А. Классена в репертуаре музыкальной школы

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый преподаватель фортепиано использует в своей работе очень много музыкального материала: от различных методических пособий, ставших уже классикой до произведений современных российских и зарубежных композиторов, посвященных детям. Я считаю, что следует постоянно расширять круг используемых в работе пьес и добавлять в репертуар учеников пьесы с понятным для них музыкальным языком. К таким пьесам относятся произведения Андрея (Генриха) Классена.

Просмотр содержимого документа
«Пьесы А. Классена в репертуаре музыкальной школы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Музыкальная хоровая школа "Радуга"









Методическое сообщение на тему:

Пьесы А. Классена в репертуаре музыкальной школы













Выполнила: Шамаева Л.Ю.





Реутов

2023

Составление репертуарного плана очень ответственный этап педагогической работы. Удачный подбор изучаемого репертуара способствует быстрым успехам ученика. Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения – достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне, т.е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно. Каждый преподаватель фортепиано использует в своей работе очень много музыкального материала: от различных методических пособий, ставших уже классикой до произведений современных российских и зарубежных композиторов, посвященных детям. Я считаю, что следует постоянно расширять круг используемых в работе пьес и добавлять в репертуар учеников пьесы с понятным для них музыкальным языком. К таким пьесам относятся произведения Андрея (Генриха) Классена.

Андрей Классен (Henrich Klassen) - российский композитор, пианист и дирижёр, в настоящее время проживает в Германии. Родился 14 января 1955 года в Казахстане, маленьком шахтёрском городке Сарани под Карагандой в семье ссыльных немцев. Его отец, Абрам Абрамович Классен и мать, Мария Генриховна, имели прекрасные музыкальные способности. Отец был баянистом самоучкой. Андрей Классен закончил в 1974г. Темиртаусское музыкальное училище по классу фортепиано, в 1979 году – Новосибирскую консерваторию им. М. И. Глинки также по классу фортепиано. Многолетняя концертмейстерская практика сначала в училище у хоровых дирижёров, а затем и в консерватории у вокалистов и хоровых дирижёров дала Классену чувство партнёра, понимание физиологии голоса, умение реагировать на жест дирижёра, что очень помогло ему в дальнейшей музыкальной деятельности концертмейстера и дирижёра. После окончания консерватории он был призван в армию и объездил всю Сибирь и Алтай с ансамблем песни и пляски, где пел в хоре и аккомпанировал ансамблю скрипачей. Далее учился во Владивостоке в аспирантуре, и там же работал преподавателем фортепианной кафедры Института Искусств. Затем Андрей Классен возвращается в Новосибирск, работает преподавателем по классу фортепиано в музыкальной школе и концертмейстером в Консерватории и Концертном отделе Новосибирской филармонии.

В 1990 году Классены переезжаютв Германию. В Германии Андрей три года проработал в музыкальной школе Вейнсберга, затем в городе Некарзульме открыл свою частную школу, где преподаёт фортепиано. С 2002 года Андрей Классен перенял как дирижёр смешанный хор Некарзульме, и с тех пор активно занимается дирижёрско – хоровой деятельностью. К настоящему моменту он является руководителем четырёх хоров, пишет для них песни и делает аранжировки. Также Андрей Классен выступает как пианист- солист и ансамблист. Он является директором частной музыкальной школы, занимается педагогической практикой. Кроме того, Андрей Классен является музыкальным издателем, у него частное маленькое музыкальное издательство.

У Андрея Классена есть несколько сборников с фортепианными пьесами разной сложности. В начале предлагаю рассмотреть сборник "Klavierstücke", опубликованный в 2000 году. В этом сборнике представлены пьесы от простых до сложных, можно найти пьесы для любого возраста, способностей ученика и этапа обучения. Сам автор пишет на титульном листе книги: «Я хотел бы представить Вам очередную подборку моих фортепианных пьес, написанных для моих уроков. Эти пьесы также можно использовать в качестве дополнения к стандартному фортепианному репертуару. Я написал их для улучшения разработки технического и музыкального мастерства Ваших учеников».

Предлагаю познакомиться с некоторыми из этих пьес.







«Курочка и петушок»

Программно-характерные пьесы составляют основу педагогического репертуара учеников младших и средних классов. Целесообразность изучения той или иной пьесы определяется задачами, которые ставит педагог перед учеником на данном этапе обучения. Необходимо требовательно оценивать достоинство каждой предлагаемой ребенку пьесы с позиции как художественного вкуса, так и ее полезности для ученика.

Ученик часто испытывает координационные трудности от того, что правая и левая руки должны одновременно совершать противоположные игровые движения, исполнять различные ритмические рисунки.

Пьеса «Курочка и петушок» подходит для начинающего пианиста и очень удобна по фактуре для отработки верных движений. Яркий образ понравится ребенку, а простая фактура, понятные для начинающего ритм и гармония помогут с удовольствием овладеть первыми приемами игры двумя руками вместе. Несмотря на свою простоту и ясность, в пьесе присутствует много нюансов, работа над которыми очень полезна в любой период обучения, особенно начальный.

«Ленивый кот»

Эта пьеса тоже относится к образным пьесам для начинающих. Она интересна тем, что в основное «изображение» ленивого кота вклинивается возглас «мяу». Ребенку будет интересно во время игры вслух или про себя мяукать, погружаясь в изображаемый образ, а любой педагог оценит пользу от такого развития образного мышления. Хочется напомнить на сколько важно не только научить ребенка играть на фортепиано, но и, несомненно, пробудить интерес к занятиям.

Помимо маленьких музыкальных зарисовок сборнике представлены различные танцы. Например, «Полька», которая тоже подходит для младшего возраста. Задорная и незамысловатая мелодия этой пьесы запросто запомнится учащимся.

«Вальс – ностальгия»

Произведения кантиленного характера всегда входят в программные требования фортепианного класса. Работа над кантиленой – достаточно сложный процесс, он занимает значимое место в обучении пианиста. Прежде всего – это работа над звуком и интонированием мелодической линии. Во время игры пьес кантиленного характера нужно стремиться выполнять основные задачи: следить за свободой рук, исполнять legato на одном движении кисти, избегать толчков и лишних движений. А также научиться чувствовать моменты «дыхания» - цезуры в музыкальной фразе. Особенно это важно во второй части Вальса, которая отличается прерывистой мелодией с широкими интонациями.

Безусловно, при разучивании Вальса необходимо обратить внимание не только на работу над партией правой руки. Очень важно научится вести в партии левой руки басовую линию с опорой на пятый палец, плотным звуком. В ходе изучения Вальса, помимо важнейших приемов игры, ученик освоит использование прямой и запаздывающей педали, которое оказывает большое влияние на правильное и красивое звучание кантилены.

Пьесы виртуозного характера можно встретить в репертуаре ученика музыкальной школы довольно редко. Как правило, их исполняют ученики старших классов, участники каких-либо конкурсов, где виртуозная пьеса является обязательной формой. Данные пьесы предполагают сочетание многих художественных исполнительских задач и высокий уровень сложности (фактура, выносливость, моторика). Включение в репертуар такой пьесы не должно быть случайным. Ученика необходимо подготовить, изучив с ним ряд произведений, содержащих элементы фактуры, с которыми придется встретиться в виртуозной пьесе. Обязательно принять во внимание физиологические особенности ребенка. Кому-то доступны произведения аккордовой фактуры, а кто-то наоборот блеснет мелкой техникой и артикуляцией.

В сборнике Андрея Классена представлено несколько техничных пьес для продвинутых учеников. Например, пьеса «Пойманная муха», которая близка по фактуре к этюду и требует от ученика беглости в партии правой руки и четко проработанных скачков в партии левой руки.

Подвижная джазовая пьеса «Регтайм».

Помимо сольных пьес, в этом же сборнике представлены несколько ансамблей для четырех рук. «Старая добрая карусель», «Прекрасный день» (регтайм), «Вальс», «Марш». Также композитором написан очень интересный ансамбль «Мастерская часовщика в полночь». Он исполняется на одном фортепиано в 10 рук.



Хочется также обратить внимание на два сборника «Музыкальных зарисовок» (в двух сборниках 24 эскиза-зарисовки). Сам автор называет музыкальные эскизы пьесами-размышлениями.

Музыкальный язык цикла характеризуется ясностью, чистотой линий, прозрачность фактуры, отсутствием отягощенности гармоний и тембров, простотой музыкальных форм. Композитор часто использует 3-х частную репризную форму с контрастной серединой. Мелодии эскизов благородны, проникновенны и искренны, нередко имеют вокальную природу. Прекрасно зная и чувствуя специфику фортепиано, Классен использует кантиленную природу инструмента в такой степени, что произведения нередко превращаются в «песни без слов». С фортепианной фактурой композитор часто обращается как с хоровой, используя этот прием в средних частях миниатюр. Часто автор использует высокий регистр, что придает музыке некоторую хрустальность звучания, изысканность. Гармония в поздне-романтическом стиле – красочная, с обилием альтерированных аккордов. Эти пьесы воспитывают у учащихся навыки исполнения лирико-романтичной музыки, владение кантиленным звуком, фразировкой, свойственной романтической мелодии, определенным приёмам педализации.



Андрей Классен - пианист-педагог, поэтому он скрупулезно выписывает аппликатуру, штрихи, педаль, фразировку и динамику, что облегчает работу над текстом и музыкальным образом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!