МКОУ «Щучинская СОШ»
Эртильского муниципального района Воронежской области
Учитель: Пономарёв Сергей Петрович
История
5 класс
«Пётр Первый на Воронежской земле»
Цели урока:
Сформировать представления о деятельности царя-реформатора Петра 1 на Воронежской земле как колыбели Российского флота и заселении Побитюжья на территории Эртильского района.
Способствовать развитию УУД:
Познавательные УУД: развитие умения выделять и формулировать познавательные цели; развитие умения осознанного чтения с целью получения и использования конкретной информации, развитие умения строить речевое выказывание в устной форме согласно целевой установки.
Регулятивные УУД: развитие умения планировать, контролировать и оценивать собственную учебную деятельность
Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать устную речь других, формулировать и аргументировать собственное мнение; планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе - определять цели, функции участников, способы взаимодействия.
Личностные УУД: формирование положительной учебной мотивации через интерес к истории нашего Отечества и родного Воронежского края , расширять кругозор учащихся.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма урока: исторический диалог.
Средства обучения: мультимедийная презентация к уроку;
компьютер,
карточки – кейсы “Деятельность Петра 1 на Воронежской земле”,
документальный материал (картосхемы, фотографии, иллюстрации)
1
1. Организационный момент.
Учитель: Всем добрый день! Начинаем исторический диалог.
II. Актуализация знаний.
1.Определение темы и обозначение целей занятия.
Перед вами выдающиеся личности нашего Отечества в различные времена.
Слайд 2. Определите, о ком сказаны эти строки?
А) Это бесстрашный, мужественный, талантливый русский флотоводец, положивший свою жизнь во славу русского оружия. Он гордость и слава русского флота, армии. Он принимал непосредственное участие в строительстве русского черноморского флота, один из творцов успеха России в борьбе с Турцией. Под его командованием, русский флот впервые вышел в Средиземное море, где провел ряд успешных операций с союзниками России.
Ученики. Это Фёдор Фёдорович Ушаков. В наше время этот выдающийся человек был канонизирован православной церковью. Сейчас святой адмирал Ушаков покровительствует всем путникам и тем людям, которые только собираются пуститься в дальнюю дорогу.
Слайд 3. Б) Он дал генеральное сражение французской армии на Бородинском поле, недалеко от Москвы. В Бородинской битве не было ни победивших, ни проигравших. Бой был ожесточенный с обилием потерь с обеих сторон. На военном совете в Филях он принимает решение оставить в Москву. Он сделал сильный ход, ведь только после взятия Москвы, началась серия поражений Наполеона.
Ученики. Это Кутузов Михаил Илларионович надломил противника и обратил его в бегство. Ситуация в 1812 году была критической и благодаря военному гению Кутузову и самоотверженности русского народа, нашим предкам удалось разгромить неприятеля.
Слайд 4. В) Справедливо и смело, перед лицом всех народов, мы можем назвать его одним из величайших полководцев. Редкостное чутье и удача никогда не изменяли нашему полководцу, и тридцать лет постоянных побед на полях брани будут свидетелями его военного гения.
Ученики. Это Суворов Александр Васильевич. Во время учений с солдат пот катил градом. «Тяжело в ученье, легко в походе», подбадривал их Суворов. Суворов заботился о пище и одежде солдат, об их здоровье. В походе, в военном лагере, в бою он всегда был с ними. Умел пошутить, подбодрить в трудную минуту. Солдаты любили своего полководца, шли за ним беззаветно и побеждали.
Слайд 5. Г) Результатом его деятельности в Воронеже на тот период стала исключительно быстрая постройка здесь военно-морского флота, первого в истории Российского государства. С помощью этого флота Россия овладела Азовом, турецкой крепостью в устье Дона, получила выход в Азовское море.
2
Ученики. Это Пётр Первый. «Морскому флоту быть!» — это слова Петра Первого.
По приказу царя Михаила Федоровича, деда Петра, из Англии был доставлен бот (судно) и спущен на воду в Москве на реке Яузе. Петр заинтересовался этим судном. В 16 лет Петр перебрался на более глубокое Плещеево озеро, неподалеку от города Переславля-Залесского. Здесь и начиналась постройка первых судов.
Слайд 6. Учитель: Кому из названных исторических личностей в Воронеже, нашем областном центре, поставлен памятник?
Ученики: Памятник Петру I — бронзовая скульптура на гранитном постаменте, находящаяся в Петровском сквере Воронежа. Памятник был торжественно открыт 30 августа 1860 года.




Учитель: Определите тему нашего занятия.
Ученики: «Пётр Первый и Воронежский край»
Учитель: А что вы хотите узнать на сегодняшнем занятии?
Ученики: Узнать о деятельности царя Петра 1 на территории нашей Воронежской области.
Учитель: Какие конкретные вопросы вас интересуют?
Ученики: Почему Воронеж называю колыбелью русского флота?
Как связано освоение Побитюжья с правлением Петра Первого?
(На доске появляется таблица “Знаю, Хочу узнать, Узнал”). Прием “Инсерт”
- Посмотрите на таблицу, составленную вначале урока, на все ли вопросы мы ответили?
Знаем | Хотим узнать | Узнали |
Петр I ввел 1700 году новый календарь, по которому год начинался 1 января. | 1. Когда в Воронеже был установлен первый памятник Петру Первому? | |
Были созданы: первый русский музей, который называется Кунсткамера и Публичная библиотека. | 2. Когда в Воронеж впервые приехал впервые Петр I? | |
Петр превратил Россию в одну из сильнейших морских держав мира | 3. .Для чего нужен был России военно-морской флот? | |
В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги присвоил царю титул Петра Великого, Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства. | 4. Кто работал на верфи? | |
Первая русская газета появилась при Петре I и носила название «Ведомости». | 5. Почему в Воронеже образуется Немецкая слобода? | |
Пётр I в истории России получил прозвание Пётр Великий за созидательную деятельность во славу России. | 6.Почему подготовку ко второму Азовскому походу решено было начать со строительства судов на реке Воронеж? | |
2. Решение проблемной ситуации.
Учитель: Послушайте стихотворение, написанное нашей современницей, ученицей 7 класса, Катей Ивлевой.
Слайд 7. Скажите: как вы понимаете слово «реформатор»?(преобразователь чего-то.)
А кто знает, что такое реформа? (Преобразование, изменение, переустройство.)
Учитель: Почему царя Петра Первого называют реформатором? Какие реформы совершил он?
Великий Петр, царь – реформатор,
Строитель, плотник, мореход.
С его на троне воцаренья
Россия славный путь ведет.
Он был тогда горяч и молод
Стремился Русь преобразить,
Чтоб никогда ни враг, ни голод
Ее не смели поразить.
Ему на страшны были войны:
Играя строил он полки,
Чтоб, возмужав, с народом вместе,
Давать отпор врагам страны!
Создал он флот Отчизны нашей,
Открыл морские он пути,
И, прорубив окно в Европу
Немало сделал для страны.
4
И что там шведы, Карл, Полтава –
Сумел стихию обуздать
И на Неве, им присмиренной,
Прекрасный Петербург создать!
Служил он истово державе,
Отдав все силы для того,
Чтоб, восхищаясь предков славе,
Мы вечно помнили его.
(Ивлива Катя, 7 класс)
Слайд 8. Петр Первый (1672 — 1725) — русский царь, самостоятельно правил с 1689 по 1725 годы. Провел масштабную реформу всех областей жизни России.
Петр превратил Россию в одну из сильнейших морских держав мира, имеющую 48 линейных и 788 галерных и прочих судов. Итогом реформ Петра Первого стало превращение отсталой и малозначимой в европейских делах Московии в крупнейшую и авторитетнейшую мировую империю Россию.
III. Актуализация знаний. Изучение нового материала.
Огромное значение Петр придавал военно-морскому флоту, его созданию и развитию. Неудачи первого Азовского похода очень ясно показали, что без сколько-нибудь сильного флота причерноморскую крепость взять невозможно. Азов постоянно получал поддержку с моря, пополнялся свежими солдатами, снабжался провизией и водой. Таким образом, сухопутная осада крепости не имела смысла, можно было несколько лет стоять под стенами Азова и не добиться какого либо значимого результата. Сделав правильные выводы, Петр в конце 1695 г. развернул усиленную подготовку ко второму походу. На этот раз он решил нанести удар не только сухопутной армией, но и флотом, который должен был блокировать крепость с моря и тем самым лишить турецкий гарнизон подкрепления. Учитывая мелководье Дона и Азовского моря, было решено использовать главным образом гребные корабли, имевшие небольшую осадку. Так было положено созданию судостроения в Воронеже.
Прежде чем строить корабли, Пётр I много времени посвятил изучению кораблестроения, военного дела и других наук. Он побывал в Голландии, Англии, Саксонии, Австрии и Венеции, учился корабельному делу, работая на верфях. Знал много ремесел и требовал от других знания своего дела.
1. Работа в парах. Самостоятельная работа с кейсами.
Слайд 9.
Сегодня открывать новые знания мы будем учиться в мини-командах, проявляя ответственность и целеустремлённость. Каждая группа имеет свой кейс с конкретной целевой установкой: представить таблицу с информацией с последующей её защитой перед аудиторией класса.
У каждой группы есть задание для работы с документальными источниками (картосхемы, фотоматериалы, иллюстрации). 5
Группы | Тема кейса | Документальный материал (картосхемы, фотографии, иллюстрации) | Полнота информации | Презентация выступления | Итого |
1-я группа Кейс №1 | «Создание памятника Петру Первому в Воронеже» | Определите, где в Воронеже в настоящее время установлен этот памятник Петру Первому? | | | |
2-я группа Кейс №2 | «Начало кораблестроения в Воронеже» | Каковы были параметры построенных галер? | | | |
3-я группа Кейс №3 | «Воронежское судостроение набирает мощь» | Определите и назовите по внешнему виду и источникам информации отличительные черты Петра Великого как личности. | | | |
4-ая группа Кейс №4 | «Преобразования Петра Первого в Воронеже». | Где хранится известный учебник «Арифметика» Л.Ф.Магницкого? | | | |
5-ая группа Кейс №5 | «Победа русского флота на Азове» | Проанализируйте историческую карту и скажите: чем закончились Азовские походы Петра Первого? | | | |
6-ая группа Кейс №6 | «Начало освоения территории Прибитюжья» | Назовите по карте сёла Воронежского края, основанные во время освоения Прибитюжья Петром Первым. | | | |
6
1 группа:
Слайд 10. Кейс № 1.
«Создание памятника Петру Первому в Воронеже»
Заполните таблицу для защиты.
1.Когда начали работать в Воронеже над созданием памятника Петру Первому? | По сведениям воронежского краеведа Л. Б. Вейнберга, над памятником начали работать в 1859 году. |
2. Из какого камня был сооружён памятник? | Из гранита. |
3. Откуда был привезён камень для памятника? | После поездки воронежского архитектора Александра Антоновича Кюи к павловскому карьеру им было принято решение изготовлять постамент памятника из добываемого там гранита. |
4. Какова была высота памятника? | Общая высота памятника составила 3,5 м. |
2 группа:
Слайд 11. Кейс №2.
«Начало кораблестроения в Воронеже»
Заполните таблицу для защиты.
Какая великая стройка развернулась в Воронеже с приездом сюда Петра Первого? | Здесь развернулась великая корабельная стройка.
|
2.Когда в Воронеж впервые приехал впервые Петр I? | Впервые Петр I прибыл в Воронеж 29 февраля 1696 года. |
3.Для чего нужен был России военно-морской флот? | С помощью этого флота Россия овладела Азовом, турецкой крепостью в устье Дона, получила выход в Азовское море.
|
4.Сколько лет продолжалось Воронежское кораблестроение? | 15 лет |
5.Что было построено за этот период? | В итоге было построено 75 кораблей, 114 галер и бригантин, сотни стругов и будар.
|
3 группа:
Слайд 12. Кейс №3.
« Воронежское судостроение набирает мощь»
7
Заполните таблицу для защиты.
1.В какой период правления Петра Первого связано с Воронежем? | Становление и развитие Воронежа и Воронежского края конца XVII- первой четверти XVIII века тесно связано с именем Петра I как государственного деятеля, дипломата, военного полководца и кораблестроителя. |
2. Где было намечено собирать галеры? | На правом берегу реки Воронеж решено было собирать галеры. |
3.Кто был назначен первым адмиралом будущего Воронежского флота? | Адмиралом будущего воронежского флота был назначен генерал Франц Лефорт. |
4. Кто работал на верфи? | Основную часть работных людей на верфи в Воронеже составляли драгуны, стрельцы, казаки и солдаты из городов Белгородского разряда. Другую группу строителей воронежских кораблей составляли плотники, кузнецы, канатчики, мастера оружейного дела, угольного жжения и смоляного варения. Это были «мастеровые люди» - как наёмные, так и крепостные. |
6.Сколько народа трудилось на строительстве воронежских кораблей? | 27 тысяч |
4 группа:
Слайд 13. Кейс №4.
«Преобразования Петра Первого в Воронеже»
Заполните таблицу для защиты.
1.Что проходило в Воронеже в период судостроения? | Здесь проходили военные советы, на которых принимались важные государственные решения. |
2. Какой важный документ был написан Петром Первым в Воронеже? | Первый военно-морской устав «Устав по галерам» Пётр Первый написал лично, плавая по рекам Дон и Воронеж. |
3. Почему в Воронеже образуется Немецкая слобода? | Так в конце 17 века в Воронеже возникла Немецкая слобода. Сюда по приглашению Петра Первого приезжают иностранные мастера-кораблестроители из Англии (Великобритания), Голландии (Нидерланды), Германии, Италии, Франции. Все они селились рядом с верфью, местом, где шло судостроение. |
4. Когда в Воронеже была открыта первая школа, в которой планировалось готовить будущих младших офицеров? | А в 1703 году в Воронеже была открыта первая школа, в которой планировалось готовить будущих младших офицеров. |
5.Когда в городе открывается цифирная школа для детей от 10 до 15 лет? | После издания указа Петра Первого в городе открывается цифирная школа для детей от 10 до 15 лет. Это было первое в городе учебное заведение для детей. |
5 группа:
Слайд 14. Кейс №5.
«Победа русского флота на Азове»
Заполните таблицу для защиты.
Почему Первый Азовский поход в борьбе с Турцией и Крымским ханством в 1695 году Петра Первого оказался неудачным? | У русской армии не было морских судов. Стало ясно, что без военно-морского флота Россия не сможет одолеть Азов. |
Почему подготовку ко второму Азовскому походу решено было начать со строительства судов на реке Воронеж? | Именно здесь росли превосходные корабельные леса, а местные жители имели хороший опыт создания различных речных судов и лодок. И к тому же река Дон служила прямой дорогой от Воронежа до Азова. |
До какого времени продолжалось Воронежское кораблестроение? | Воронежское кораблестроение продолжалось до 1711 года. |
6 группа:
Слайд 15. Кейс №6.
«Начало освоения территории Прибитюжья»
Заполните таблицу для защиты.
Почему люди стали селиться в прибрежной зоне реки Битюг? | Опасность появления грабительских татарских отрядов у Битюга уменьшилась, и смелые русские люди устремились на плодородные земли. |
Какой указ подписал Пётр Первый 23 апреля 1699 года в Воронеже? | 23 апреля 1699 года в Воронеже Пётр I подписал именной указ, по которому русских людей и черкас, поселившихся у реки Битюг, надлежало сослать на прежние места их проживания, «а строенья все пожечь и впредь им селиться на Битюге не разрешать» |
Чем отличался новый указ Петра Первого, изданного в ноябре 1699 года? | В ноябре 1699 года Петр I издал новый указ. По нему на Битюг надлежало переселить дворцовых крестьян центральных и северных уездов России. |
9
Слайд 16. 2.Работа с документальным материалом.
Слайд 17. Источник 1. (группа 1)
Определите, где в Воронеже в настоящее время установлен этот памятник Петру Первому? (В Петровском сквере)
Воронежцы любят Памятник Петру Первому. Не так давно в Петровском сквере была сделана перестановка - были поставлены лавочки для горожан и разбиты газоны. Взрослые и дети любят проводить около Петра Первого свое свободное время. Это очень красивое и любимое для воронежцев место.
Слайд 18. Источник 2. (группа 2)
Каковы были параметры построенных галер?
В Воронеже была основана судостроительная верфь, куда переправлялись части галер для сборки. Наибольшая длина этих галер 38 м, длина по ватерлинии 29 м, ширина 6 м, высота от киля до палубы 3,8 м, вооружение - от трех до пяти 5- и 2-фунтовых пушек, команды 130-170 человек. В мае 1696 года двинулся по Дону первый отряд из 8 галер во главе с галерой «Принципиум», которой командовал сам Петр, затем отправились и остальные суда.
Слайд 19. Источник 3. (группа 3)
Определите и назовите по внешнему виду и источникам информации отличительные черты Петра Великого как личности.
Личность Петра Великого не так проста, как мы привыкли ее себе представлять. То, что в этой личности сразу бросалось в глаза— склонность Петра к физической работе, его практическая сметливость и сноровка. Интересно и поучительно всесторонне понять этого человека, с детства на всех нас производившего сильное впечатление своим гигантским ростом (без двух вершков сажень!), — своею необыкновенною силою, жестокостью, всей своей гордой и величественной осанкой.
Слайд 20. Источник 4. (группа 4)
Где хранится известный учебник «Арифметика» Л.Ф.Магницкого?
( в библиотеке Воронежского государственного университета)
Слайд 21. Источник №5 (группа 5)
Проанализируйте историческую карту и скажите: чем закончились Азовские походы Петра Первого?
Борьба за Азов благодаря наличию флота и совместным действиям этого флота с сухопутными силами закончилась блестящей победой России.
Слайд 22. Источник №6 (группа 6)
Назовите по карте сёла Воронежского края, основанные во время освоения Прибитюжья Петром Первым.
10
К 1710 г. в Битюцкой дворцовой волости насчитывалось 15 сел. Интересно, что названия битюцким дворцовым селам дали не переселенные сюда дворцовые крестьяне, а беглые служилые люди, которым хорошо были известны поселения Приоитюжья конца XVII в. На Битюге это были Бобров, Мечетка, Коршево, Чигла, Тойч Анна, Курлак, Садовое, Борщево, Щучье, Шестаково, Тишанка. На Икорце - Нижний Икорец (или Никольское), Средний Икорец (или Яблочное) и Верхний Икорец (или Городецкое). Все они сейчас входят в разные районы Воронежской области.
Слайд 23. 3.Актуальный репортаж. Презентация выступлений.
Интересы России, русского народа были для Петра Великого исключительными, единственными интересами, ради которых он жил и работал «в поте лица», «не покладая рук». Вот почему на первые места в государстве он ставил русского человека, своего, а не чужого, хотя бы свой и не был вполне подготовлен к порученному ему делу; знающего же и способного «немца» привлекал лишь на второстепенную, «техническую» должность.
Подведение итогов.
Итоги подводятся после выступления каждой группы. Наш урок подошел к концу. Теперь ответьте на вопросы, поставленные в начале урока:
Посмотрите сейчас на таблицу, на все ли вопросы мы ответили? Ваши блиц-ответы.
Знаем | Хотим узнать | Узнали |
Петр I ввел 1700 году новый календарь, по которому год начинался 1 января. | 1. Когда в Воронеже был установлен первый памятник Петру Первому? | |
Были созданы: первый русский музей, который называется Кунсткамера и Публичная библиотека. | 2. Когда в Воронеж впервые приехал впервые Петр I? | |
Петр превратил Россию в одну из сильнейших морских держав мира | 3. .Для чего нужен был России военно-морской флот? | |
В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги присвоил царю титул Петра Великого, Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства. | 4. Кто работал на верфи? | |
Первая русская газета появилась при Петре I и носила название «Ведомости». | 5. Почему в Воронеже образуется Немецкая слобода? | |
Пётр I в истории России получил прозвание Пётр Великий за созидательную деятельность во славу России. | 6.Почему подготовку ко второму Азовскому походу решено было начать со строительства судов на реке Воронеж? | |
5. Рефлексия.
-Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»
-Где могут пригодиться в жизни новые знания?
-Кого можно поблагодарить за урок?
(Самооценка. Комментарий учителя.)
-У вас на каждой парте лежит российский флажок как важный символ нашего государства.
Кому урок не понравился - пусть флажок останется лежать на парте .
А кому урок понравился - поднимите флажок высоко вверх.
Учащиеся читают стихи.
«Петр Великий»
Реформ великих основатель,
Борец с рутиной вековой,
России новой – Петр создатель,
Отчизне предан был душой.
И быстро взор его орлиный
Повсюду ясно проникал,
И дух крамолы многосильный
Его собою не смущал.
Вступив на путь, самим избранный,
Заветной мыслию горя,
Своей сестры мятеж нежданный
Замкнул в стенах монастыря.
Могучий, сильный и державный,
Со всеобъемлющим умом,
Свершил он подвиг достославный –
К прогрессу смело стал лицом.
Один, высоко предо всеми,
Среди невежества толпы,
Рукою твердой сеял семя
На почве девственной страны.
Он чтил лишь званья человека,
Заслуги, честность и труды,
В титулах видел слабость века,
Источник спора и вражды.
12
Разрушив стену бытовую
И дверь боярских теремов,
И дав свободу всем святую,
Был прост и весел средь пиров.
Всегда в трудах неутомимый,
От сна Россию разбудил,
Как гений, Петр непостижимый,
Он вход в Европу нам пробил.
Чтоб стать поближе к просвещенью
И доступ к Западу открыть,
Не вняв народному смущенью,
Велел столице новой быть.
И вот, взмахнув жезлом волшебным,
Он вызвал город над Невой,
И в нем увидел несомненным
Оплот России молодой.
И мощным духом, твердой волей,
Свой страх к воде он победил,
И на Балтийском новом море
Начало флоту положил.
В войне со шведом, под Полтавой,
Введя войска в кровавый бой,
Себя покрыл он вечной славой,
Как полководец и герой!
И зло карал он не напрасно,
И дружбу вел с одним добром,
Любил он правду беспристрастно,
Поставив сына пред судом.
Как царь народа и отец,
Он нам пример собою дал:
И как мыслитель и творец,
Он жизнь разумную создал.
Его деяний громких славу
Ценить потомство будет век –
И по заслугам, и по праву
Он, Петр, великий человек!
Автор: Перелыгин Н.И.
Учитель: Петр I (Петр Великий) – человек-история, его деяния оценены потомками, они бессмертны. Талант Петра I был не автономен; все, что он делал, было связано с Россией, народом, с будущим.
13
Используемые ресурсы.
Литература:
Аббасов А. М. Воронеж исторический. – Воронеж: Центр. – Чернозем. кн. изд-во, 2003. – 352 с.
2.Аббасов А. М. Петр I на земле Воронежской / А. М. Аббасов // Воронеж – колыбель флота русского: Петровский сборник. – Воронеж, 1995.
3. Загоровский В. П. Петр Великий на воронежской земле. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1995. – 166 с.
4.Край наш Воронежский / Коллектив авторов. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1985. – 511 с.
Интернет-источники.
1.http://fb.ru/article/176649/admiral-ushakov-biografiya-russkiy-flotovodets-admiral-f-dor-f-dorovich-ushakov ( Ф.Ф.Ушаков)
2.http://petr1-v-voronezhe.narod.ru/ ( История создания памятника Петру Первому в Воронеже)
3.http://history.rin.ru/text/tree/2266.html
4. http://wiki.likt590.ru/doku.php/proekty_uchenikov_7a:pjotr_i_-_xarakteristika_lichnosti._kovalchuk_ivan
5.http://www.geo-site.ru/sites/ist/Petr.htm
6.http://znanija.com/task/1809715
7.http://www.referat.ru/referats/view/24624
14