СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пётр Первый и Воронежский край

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале показано осаоение Побитюжья во времена правления Петра Первого. Используемая информация полезна для обучающихся5 класса для подготовки к ВПР по истории.

Просмотр содержимого документа
«Кейс 6»

Кейс №6.

«Начало освоения территории Прибитюжья»

Коренным образом воен­но-политическая ситуация в крае изменилась в результате Азовских походов Петра I и особенно летом 1696 года, после взятия у турок Азова. Опасность появления граби­тельских татарских отрядов у Битюга уменьшилась, и сме­лые русские люди устремились на плодородные земли.

23 апреля 1699 года в Во­ронеже Пётр I подписал именной указ, по которому русских людей и черкас, поселившихся у реки Битюг, надлежало сослать на прежние места их проживания, «а строенья все пожечь и впредь им селиться на Битюге не разрешать» Проект царского указа был подготовлен дьяконом Никитой Поярковым. На Битюг послали карательный отряд, который действовал осенью 1699 года в соответствии с царским указом. В архивах сохрани­лась запись от 16 декабря: «Те битюцкие жители с тех угодий сосланы, и дворовое строенье пожжено» Тут же указано: сожжено 1515 дворов.

В ноябре 1699 года Петр I издал новый указ. По нему на Битюг надлежало пересе­лить дворцовых крестьян центральных и северных уездов России. Оно привело к гибели тысяч мужчин, женщин, детей, не выдержавших трудностей далёкого пути, не приспособленных к совершенно новым для них климатическим и природным условиям.

Заполните таблицу для защиты.

Почему люди стали селиться в прибрежной зоне реки Битюг?

Опасность появления граби­тельских татарских отрядов у Битюга уменьшилась, и сме­лые русские люди устремились на плодородные земли.


Какой указ подписал Пётр Первый

23 апреля 1699 года в Во­ронеже?

23 апреля 1699 года в Во­ронеже Пётр I подписал именной указ, по которому русских людей и черкас, поселившихся у реки Битюг, надлежало сослать на прежние места их проживания, «а строенья все пожечь и впредь им селиться на Битюге не разрешать»

Чем отличался новый указ Петра Первого, изданного в ноябре 1699 года?

В ноябре 1699 года Петр I издал новый указ. По нему на Битюг надлежало пересе­лить дворцовых крестьян центральных и северных уездов России.





Просмотр содержимого документа
«Урок Пётр 1 на воронежской земле»

МКОУ «Щучинская СОШ»

Эртильского муниципального района Воронежской области

Учитель: Пономарёв Сергей Петрович

История

5 класс

«Пётр Первый на Воронежской земле»

Цели урока:

  • Сформировать представления о деятельности царя-реформатора Петра 1 на Воронежской земле как колыбели Российского флота и заселении Побитюжья на территории Эртильского района.

  • Способствовать развитию УУД:

    • Познавательные УУД: развитие умения выделять и формулировать познавательные цели; развитие умения осознанного чтения с целью получения и использования конкретной информации, развитие умения строить речевое выказывание в устной форме согласно целевой установки.

    • Регулятивные УУД: развитие умения планировать, контролировать и оценивать собственную учебную деятельность

    • Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать устную речь других, формулировать и аргументировать собственное мнение; планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе - определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

    • Личностные УУД: формирование положительной учебной мотивации через интерес к истории нашего Отечества и родного Воронежского края , расширять кругозор учащихся.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: исторический диалог.

Средства обучения: мультимедийная презентация к уроку;

компьютер,

карточки – кейсы “Деятельность Петра 1 на Воронежской земле”,

документальный материал (картосхемы, фотографии, иллюстрации)









1



1. Организационный момент.

Учитель: Всем добрый день! Начинаем исторический диалог.

II. Актуализация знаний.

1.Определение темы и обозначение целей занятия.

Перед вами выдающиеся личности нашего Отечества в различные времена.

Слайд 2. Определите, о ком сказаны эти строки?

А) Это бесстрашный, мужественный, талантливый русский флотоводец, положивший свою жизнь во славу русского оружия. Он гордость и слава русского флота, армии. Он принимал непосредственное участие в строительстве русского черноморского флота, один из творцов успеха России в борьбе с Турцией. Под его командованием, русский флот впервые вышел в Средиземное море, где провел ряд успешных операций с союзниками России.

Ученики. Это Фёдор Фёдорович Ушаков. В наше время этот выдающийся человек был канонизирован православной церковью. Сейчас святой адмирал Ушаков покровительствует всем путникам и тем людям, которые только собираются пуститься в дальнюю дорогу.


Слайд 3. Б) Он дал генеральное сражение французской армии на Бородинском поле, недалеко от Москвы. В Бородинской битве не было ни победивших, ни проигравших. Бой был ожесточенный с обилием потерь с обеих сторон. На военном совете в Филях он принимает решение оставить в Москву. Он сделал сильный ход, ведь только после взятия Москвы, началась серия поражений Наполеона.

Ученики. Это Кутузов Михаил Илларионович надломил противника и обратил его в бегство. Ситуация в 1812 году была критической и благодаря военному гению Кутузову и самоотверженности русского народа, нашим предкам удалось разгромить неприятеля.


Слайд 4. В) Справедливо и смело, перед лицом всех народов, мы можем назвать его одним из величайших полководцев. Редкостное чутье и удача никогда не изменяли нашему полководцу, и тридцать лет постоянных побед на полях брани будут свидетелями его военного гения.

Ученики. Это Суворов Александр Васильевич. Во время учений с солдат пот катил градом. «Тяжело в ученье, легко в походе», подбадривал их Суворов. Суворов заботился о пище и одежде солдат, об их здоровье. В походе, в военном лагере, в бою он всегда был с ними. Умел пошутить, подбодрить в трудную минуту. Солдаты любили своего полководца, шли за ним беззаветно и побеждали.


Слайд 5. Г) Результатом его деятельности в Воронеже на тот период стала исключительно быстрая постройка здесь военно-морского флота, первого в истории Российского государства. С помощью этого флота Россия овладела Азовом, турецкой крепостью в устье Дона, получила выход в Азовское море.

2

Ученики. Это Пётр Первый. «Морскому флоту быть!» — это слова Петра Первого.

По приказу царя Михаила Федоровича, деда Петра, из Англии был доставлен бот (судно) и спущен на воду в Москве на реке Яузе. Петр заинтересовался этим судном. В 16 лет Петр перебрался на более глубокое Плещеево озеро, неподалеку от города Переславля-Залесского. Здесь и начиналась постройка первых судов.

Слайд 6. Учитель: Кому из названных исторических личностей в Воронеже, нашем областном центре, поставлен памятник?

Ученики: Памятник Петру I — бронзовая скульптура на гранитном постаменте, находящаяся в Петровском сквере Воронежа. Памятник был торжественно открыт 30 августа 1860 года.



Учитель: Определите тему нашего занятия.

Ученики: «Пётр Первый и Воронежский край»

Учитель: А что вы хотите узнать на сегодняшнем занятии?

Ученики: Узнать о деятельности царя Петра 1 на территории нашей Воронежской области.

Учитель: Какие конкретные вопросы вас интересуют?

Ученики: Почему Воронеж называю колыбелью русского флота?

Как связано освоение Побитюжья с правлением Петра Первого?

(На доске появляется таблица “Знаю, Хочу узнать, Узнал”). Прием “Инсерт”

- Посмотрите на таблицу, составленную вначале урока, на все ли вопросы мы ответили?

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Петр I ввел 1700 году новый календарь, по которому год начинался 1 января.

1. Когда в Воронеже был установлен первый памятник Петру Первому?


Были созданы: первый русский музей, который называется Кунсткамера и Публичная библиотека.

2. Когда в Воронеж впервые приехал впервые Петр I?


Петр превратил Россию в одну из сильнейших морских держав   мира

3. .Для чего нужен был России военно-морской флот?


 В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги присвоил царю титул Петра Великого, Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства.

4. Кто работал на верфи?


 Первая русская газета появилась при Петре I и носила название «Ведомости».

5. Почему в Воронеже образуется Немецкая слобода?


Пётр I в истории России получил прозвание Пётр Великий за созидательную деятельность во славу России.

6.Почему подготовку ко второму Азовскому походу решено было начать со строительства судов на реке Воронеж?



2. Решение проблемной ситуации.

Учитель: Послушайте стихотворение, написанное нашей современницей, ученицей 7 класса, Катей Ивлевой.

Слайд 7. Скажите: как вы понимаете слово «реформатор»?(преобразователь чего-то.)

А кто знает, что такое реформа? (Преобразование, изменение, переустройство.)

Учитель: Почему царя Петра Первого называют реформатором? Какие реформы совершил он?


Великий Петр, царь – реформатор,

Строитель, плотник, мореход.

С его на троне воцаренья

Россия славный путь ведет.


Он был тогда горяч и молод

Стремился Русь преобразить,

Чтоб никогда ни враг, ни голод

Ее не смели поразить.


Ему на страшны были войны:

Играя строил он полки,

Чтоб, возмужав, с народом вместе,

Давать отпор врагам страны!


Создал он флот Отчизны нашей,

Открыл морские он пути,

И, прорубив окно в Европу

Немало сделал для страны.


4


И что там шведы, Карл, Полтава –

Сумел стихию обуздать

И на Неве, им присмиренной,

Прекрасный Петербург создать!


Служил он истово державе,

Отдав все силы для того,

Чтоб, восхищаясь предков славе,

Мы вечно помнили его.

(Ивлива Катя, 7 класс)


Слайд 8. Петр Первый (1672 — 1725) — русский царь, самостоятельно правил с 1689 по 1725 годы. Провел масштабную реформу всех областей жизни России.

Петр превратил Россию в одну из сильнейших морских держав   мира, имеющую 48 линейных и 788 галерных и прочих судов. Итогом реформ Петра Первого стало превращение отсталой и малозначимой в европейских делах Московии в крупнейшую и авторитетнейшую мировую империю Россию.

III. Актуализация знаний. Изучение нового материала.

Огромное значение Петр придавал военно-морскому флоту, его созданию и развитию. Неудачи первого Азовского похода очень ясно показали, что без сколько-нибудь сильного флота причерноморскую крепость взять невозможно. Азов постоянно получал поддержку с моря, пополнялся свежими солдатами, снабжался провизией и водой. Таким образом, сухопутная осада крепости не имела смысла, можно было несколько лет стоять под стенами Азова и не добиться какого либо значимого результата. Сделав правильные выводы, Петр в конце 1695 г. развернул усиленную подготовку ко второму походу. На этот раз он решил нанести удар не только сухопутной армией, но и флотом, который должен был блокировать крепость с моря и тем самым лишить турецкий гарнизон подкрепления. Учитывая мелководье Дона и Азовского моря, было решено использовать главным образом гребные корабли, имевшие небольшую осадку. Так было положено созданию судостроения в Воронеже.

Прежде чем строить корабли, Пётр I много времени посвятил изучению кораблестроения, военного дела и других наук. Он побывал в Голландии, Англии, Саксонии, Австрии и Венеции, учился корабельному делу, работая на верфях. Знал много ремесел и требовал от других знания своего дела.

1. Работа в парах. Самостоятельная работа с кейсами.

Слайд 9.

Сегодня открывать новые знания мы будем учиться в мини-командах, проявляя ответственность и целеустремлённость. Каждая группа имеет свой кейс с конкретной целевой установкой: представить таблицу с информацией с последующей её защитой перед аудиторией класса.

У каждой группы есть задание для работы с документальными источниками (картосхемы, фотоматериалы, иллюстрации). 5

Группы

Тема кейса



Документальный материал

(картосхемы,

фотографии,

иллюстрации)

Полнота информации

Презентация выступления

Итого

1-я группа

Кейс №1


«Создание памятника Петру Первому в Воронеже»

Определите, где в Воронеже в настоящее время установлен этот памятник Петру Первому?




2-я группа

Кейс №2

«Начало кораблестроения в Воронеже»

Каковы были параметры построенных галер?





3-я группа

Кейс №3

«Воронежское судостроение набирает мощь»

Определите и назовите по внешнему виду и источникам информации отличительные черты Петра Великого как личности.




4-ая группа

Кейс №4

«Преобразования Петра Первого в Воронеже».


Где хранится известный учебник «Арифметика» Л.Ф.Магницкого?




5-ая группа

Кейс №5

«Победа русского флота на Азове»


Проанализируйте историческую карту и скажите: чем закончились Азовские походы Петра Первого?




6-ая

группа

Кейс №6

«Начало освоения территории Прибитюжья»

Назовите по карте сёла Воронежского края, основанные во время освоения Прибитюжья Петром Первым.





6

1 группа:

Слайд 10. Кейс № 1.

«Создание памятника Петру Первому в Воронеже»

Заполните таблицу для защиты.

1.Когда начали работать в Воронеже над созданием памятника Петру Первому?

По сведениям воронежского краеведа Л. Б. Вейнберга, над памятником начали работать в 1859 году.

2. Из какого камня был сооружён памятник?

Из гранита.

3. Откуда был привезён камень для памятника?

После поездки воронежского архитектора Александра Антоновича Кюи к павловскому карьеру им было принято решение изготовлять постамент памятника из добываемого там гранита.

4. Какова была высота памятника?

Общая высота памятника составила 3,5 м.



2 группа:

Слайд 11. Кейс №2.

«Начало кораблестроения в Воронеже»

Заполните таблицу для защиты.

Какая великая стройка развернулась в Воронеже с приездом сюда Петра Первого?

Здесь развернулась великая корабельная стройка. 

2.Когда в Воронеж впервые приехал впервые Петр I?

Впервые Петр I прибыл в Воронеж 29 февраля 1696 года.

3.Для чего нужен был России военно-морской флот?

С помощью этого флота Россия овладела Азовом, турецкой крепостью в устье Дона, получила выход в Азовское море.

4.Сколько лет продолжалось  Воронежское кораблестроение?

15 лет

5.Что было построено за этот период?

В итоге было построено 75 кораблей, 114 галер и бригантин, сотни стругов и будар. 


3 группа:

Слайд 12. Кейс №3.

« Воронежское судостроение набирает мощь»

7


Заполните таблицу для защиты.

1.В какой период правления Петра Первого связано с Воронежем?

Становление и развитие Воронежа и Воронежского края конца XVII- первой четверти XVIII века тесно связано с именем Петра I как государственного деятеля, дипломата, военного полководца и кораблестроителя.

2. Где было намечено собирать галеры?

На правом берегу реки Воронеж решено было собирать галеры.

3.Кто был назначен первым адмиралом будущего Воронежского флота?

Адмиралом будущего воронежского флота был назначен генерал Франц Лефорт.


4. Кто работал на верфи?

Основную часть работных людей на верфи в Воронеже составляли драгуны, стрельцы, казаки и солдаты из городов Белгородского разряда.

Другую группу строителей воронежских кораблей составляли плотники, кузнецы, канатчики, мастера оружейного дела, угольного жжения и смоляного варения. Это были «мастеровые люди» - как наёмные, так и крепостные.


6.Сколько народа трудилось на строительстве воронежских кораблей?

27 тысяч


4 группа:

Слайд 13. Кейс №4.

«Преобразования Петра Первого в Воронеже»

Заполните таблицу для защиты.

1.Что проходило в Воронеже в период судостроения?

Здесь проходили военные советы, на которых принимались важные государственные решения.

2. Какой важный документ был написан Петром Первым в Воронеже?

Первый военно-морской устав «Устав по галерам» Пётр Первый написал лично, плавая по рекам Дон и Воронеж.

3. Почему в Воронеже образуется Немецкая слобода?

Так в конце 17 века в Воронеже возникла Немецкая слобода. Сюда по приглашению Петра Первого приезжают иностранные мастера-кораблестроители из Англии (Великобритания), Голландии (Нидерланды), Германии, Италии, Франции. Все они селились рядом с верфью, местом, где шло судостроение.

4. Когда в Воронеже была открыта первая школа, в которой планировалось готовить будущих младших офицеров?

А в 1703 году в Воронеже была открыта первая школа, в которой планировалось готовить будущих младших офицеров.

5.Когда в городе открывается цифирная школа для детей от 10 до 15 лет?

После издания указа Петра Первого в городе открывается цифирная школа для детей от 10 до 15 лет. Это было первое в городе учебное заведение для детей.



5 группа:

Слайд 14. Кейс №5.

«Победа русского флота на Азове»

Заполните таблицу для защиты.

Почему Первый Азовский поход в борьбе с Турцией и Крымским ханством в 1695 году Петра Первого оказался неудачным?

У русской армии не было морских судов. Стало ясно, что без военно-морского флота Россия не сможет одолеть Азов.

Почему подготовку ко второму Азовскому походу решено было начать со строительства судов на реке Воронеж?

Именно здесь росли превосходные корабельные леса, а местные жители имели хороший опыт создания различных речных судов и лодок. И к тому же река Дон служила прямой дорогой от Воронежа до Азова.

До какого времени продолжалось Воронежское кораблестроение?

Воронежское кораблестроение продолжалось до 1711 года.


6 группа:

Слайд 15. Кейс №6.

«Начало освоения территории Прибитюжья»

Заполните таблицу для защиты.

Почему люди стали селиться в прибрежной зоне реки Битюг?

Опасность появления граби­тельских татарских отрядов у Битюга уменьшилась, и сме­лые русские люди устремились на плодородные земли.


Какой указ подписал Пётр Первый

23 апреля 1699 года в Во­ронеже?

23 апреля 1699 года в Во­ронеже Пётр I подписал именной указ, по которому русских людей и черкас, поселившихся у реки Битюг, надлежало сослать на прежние места их проживания, «а строенья все пожечь и впредь им селиться на Битюге не разрешать»

Чем отличался новый указ Петра Первого, изданного в ноябре 1699 года?

В ноябре 1699 года Петр I издал новый указ. По нему на Битюг надлежало пересе­лить дворцовых крестьян центральных и северных уездов России.



9

Слайд 16. 2.Работа с документальным материалом.

Слайд 17. Источник 1. (группа 1)

Определите, где в Воронеже в настоящее время установлен этот памятник Петру Первому? (В Петровском сквере)

Воронежцы любят Памятник Петру Первому. Не так давно в Петровском сквере была сделана перестановка - были поставлены лавочки для горожан и разбиты газоны. Взрослые и дети любят проводить около Петра Первого свое свободное время. Это очень красивое и любимое для воронежцев место. 

Слайд 18. Источник 2. (группа 2)

Каковы были параметры построенных галер?

В Воронеже была основана судостроительная верфь, куда переправлялись части галер для сборки. Наибольшая длина этих галер 38 м, длина по ватерлинии 29 м, ширина 6 м, высота от киля до палубы 3,8 м, вооружение - от трех до пяти 5- и 2-фунтовых пушек, команды 130-170 человек. В мае 1696 года двинулся по Дону первый отряд из 8 галер во главе с галерой «Принципиум», которой командовал сам Петр, затем отправились и остальные суда. 

Слайд 19. Источник 3. (группа 3)

Определите и назовите по внешнему виду и источникам информации отличительные черты Петра Великого как личности.

Личность Петра Великого не так проста, как мы привыкли ее себе представлять. То, что в этой личности сразу бросалось в глаза— склонность Петра к физической работе, его практическая сметливость и сноровка. Интересно и поучительно всесторонне понять этого человека, с детства на всех нас производившего сильное впечатление своим гигантским ростом (без двух вершков сажень!), — своею необыкновенною силою, жестокостью, всей своей гордой и величественной осанкой.

Слайд 20. Источник 4. (группа 4)


Где хранится известный учебник «Арифметика» Л.Ф.Магницкого?

( в библиотеке Воронежского государственного университета)

Слайд 21. Источник №5 (группа 5)

Проанализируйте историческую карту и скажите: чем закончились Азовские походы Петра Первого?

Борьба за Азов благодаря наличию флота и со­вместным действиям этого флота с сухопутными силами закончилась блестящей победой России.

Слайд 22. Источник №6 (группа 6)

Назовите по карте сёла Воронежского края, основанные во время освоения Прибитюжья Петром Первым.

10

К 1710 г. в Битюцкой дворцовой волости насчитывалось 15 сел. Интересно, что названия битюцким дворцовым селам дали не переселенные сюда дворцовые крестьяне, а беглые служилые люди, которым хорошо были известны поселения Приоитюжья конца XVII в. На Битюге это были Бобров, Мечетка, Коршево, Чигла, Тойч Анна, Курлак, Садовое, Борщево, Щучье, Шестаково, Тишанка. На Икорце - Нижний Икорец (или Никольское), Средний Икорец (или Яблочное) и Верхний Икорец (или Городецкое). Все они сейчас входят в разные районы Воронежской области.

Слайд 23. 3.Актуальный репортаж. Презентация выступлений.

Интересы России, русского народа были для Петра Великого исключительными, единственными интересами, ради которых он жил и работал «в поте лица», «не покладая рук». Вот почему на первые места в государстве он ставил русского человека, своего, а не чужого, хотя бы свой и не был вполне подготовлен к порученному ему делу; знающего же и способного «немца» привлекал лишь на второстепенную, «техническую» должность.

Подведение итогов.

Итоги подводятся после выступления каждой группы. Наш урок подошел к концу. Теперь ответьте на вопросы, поставленные в начале урока:

Посмотрите сейчас на таблицу, на все ли вопросы мы ответили? Ваши блиц-ответы.

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Петр I ввел 1700 году новый календарь, по которому год начинался 1 января.

1. Когда в Воронеже был установлен первый памятник Петру Первому?


Были созданы: первый русский музей, который называется Кунсткамера и Публичная библиотека.

2. Когда в Воронеж впервые приехал впервые Петр I?


Петр превратил Россию в одну из сильнейших морских держав   мира

3. .Для чего нужен был России военно-морской флот?


 В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги присвоил царю титул Петра Великого, Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства.

4. Кто работал на верфи?


 Первая русская газета появилась при Петре I и носила название «Ведомости».

5. Почему в Воронеже образуется Немецкая слобода?


Пётр I в истории России получил прозвание Пётр Великий за созидательную деятельность во славу России.

6.Почему подготовку ко второму Азовскому походу решено было начать со строительства судов на реке Воронеж?



5. Рефлексия.

-Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»

-Где могут пригодиться в жизни новые знания?

-Кого можно поблагодарить за урок?

(Самооценка. Комментарий учителя.)

-У вас на каждой парте лежит российский флажок как важный символ нашего государства.

Кому урок не понравился - пусть флажок останется лежать на парте .

А кому урок понравился - поднимите флажок высоко вверх.

Учащиеся читают стихи.

«Петр Великий»
Реформ великих основатель,
Борец с рутиной вековой,
России новой – Петр создатель,
Отчизне предан был душой.

И быстро взор его орлиный
Повсюду ясно проникал,
И дух крамолы многосильный
Его собою не смущал.

Вступив на путь, самим избранный,
Заветной мыслию горя,
Своей сестры мятеж нежданный
Замкнул в стенах монастыря.

Могучий, сильный и державный,
Со всеобъемлющим умом,
Свершил он подвиг достославный –
К прогрессу смело стал лицом.

Один, высоко предо всеми,
Среди невежества толпы,
Рукою твердой сеял семя
На почве девственной страны.

Он чтил лишь званья человека,
Заслуги, честность и труды,
В титулах видел слабость века,
Источник спора и вражды.

12

Разрушив стену бытовую
И дверь боярских теремов,
И дав свободу всем святую,
Был прост и весел средь пиров.

Всегда в трудах неутомимый,
От сна Россию разбудил,
Как гений, Петр непостижимый,
Он вход в Европу нам пробил.

Чтоб стать поближе к просвещенью
И доступ к Западу открыть,
Не вняв народному смущенью,
Велел столице новой быть.

И вот, взмахнув жезлом волшебным,
Он вызвал город над Невой,
И в нем увидел несомненным
Оплот России молодой.

И мощным духом, твердой волей,
Свой страх к воде он победил,
И на Балтийском новом море
Начало флоту положил.

В войне со шведом, под Полтавой,
Введя войска в кровавый бой,
Себя покрыл он вечной славой,
Как полководец и герой!

И зло карал он не напрасно,
И дружбу вел с одним добром,
Любил он правду беспристрастно,
Поставив сына пред судом.

Как царь народа и отец,
Он нам пример собою дал:
И как мыслитель и творец,
Он жизнь разумную создал.

Его деяний громких славу
Ценить потомство будет век –
И по заслугам, и по праву
Он, Петр, великий человек!
Автор: Перелыгин Н.И.

Учитель: Петр I (Петр Великий) – человек-история, его деяния оценены потомками, они бессмертны. Талант Петра I был не автономен; все, что он делал, было связано с Россией, народом, с будущим.

13

Используемые ресурсы.

Литература:

Аббасов А. М. Воронеж исторический. – Воронеж: Центр. – Чернозем. кн. изд-во, 2003. – 352 с.

2.Аббасов А. М. Петр I на земле Воронежской / А. М. Аббасов // Воронеж – колыбель флота русского: Петровский сборник. – Воронеж, 1995. 

 3. Загоровский В. П. Петр Великий на воронежской земле. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1995. – 166 с.

4.Край наш Воронежский / Коллектив авторов. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1985. – 511 с.
Интернет-источники.

1.http://fb.ru/article/176649/admiral-ushakov-biografiya-russkiy-flotovodets-admiral-f-dor-f-dorovich-ushakov ( Ф.Ф.Ушаков)

2.http://petr1-v-voronezhe.narod.ru/ ( История создания памятника Петру Первому в Воронеже)

3.http://history.rin.ru/text/tree/2266.html

4. http://wiki.likt590.ru/doku.php/proekty_uchenikov_7a:pjotr_i_-_xarakteristika_lichnosti._kovalchuk_ivan

5.http://www.geo-site.ru/sites/ist/Petr.htm

6.http://znanija.com/task/1809715

7.http://www.referat.ru/referats/view/24624


















14

















Просмотр содержимого документа
«кейс 1»

Кейс №1.

«Создание памятника Петру Первому в Воронеже»

По сведениям воронежского краеведа Л. Б. Вейнберга, над памятником начали работать в 1859 году. Рисунок был выполнен архитектором Давидом Ивановичем Гриммом, а автором скульптуры стал Антон Евграфович Шварц.

После поездки воронежского архитектора Александра Антоновича Кюи к Павловскому карьеру было принято решение изготовить постамент памятника Петру Первому из добываемого там гранита. 21 июля (3 августа) 1859 под руководством инженера-подпоручика Л. С. Мысловского семь гранитных плит были доставлены по реке Дон на Вилковскую пристань, где они были выгружены и перевезены по суше в Воронеж. Каждая плита весила от 150 до 300 пудов. Через месяц был доставлен и гранитный монолит. Общая высота памятника составила 3,5 м.

Заполните таблицу для защиты.

1.Когда начали работать в Воронеже над созданием памятника Петру Первому?

По сведениям воронежского краеведа Л. Б. Вейнберга, над памятником начали работать в 1859 году.

2. Из какого камня был сооружён памятник?

Из гранита.

3. Откуда был привезён камень для памятника?

После поездки воронежского архитектора Александра Антоновича Кюи к павловскому карьеру им было принято решение изготовлять постамент памятника из добываемого там гранита.

4. Какова была высота памятника?

Общая высота памятника составила 3,5 м.




Просмотр содержимого презентации
«Пётр Великий и Воронежский край»

МКОУ «Щучинская СОШ» Эртильского муниципального района Воронежской области Пётр Первый на Воронежской земле Подготовил учитель истории Пономарёв Сергей Петрович 5 класс

МКОУ «Щучинская СОШ»

Эртильского муниципального района Воронежской области

Пётр Первый

на Воронежской земле

Подготовил учитель истории

Пономарёв Сергей Петрович

5 класс

Патриоты земли Русской Назовите историческую личность России  Это бесстрашный, мужественный, талантливый русский флотоводец, положивший свою жизнь во славу русского оружия. Он гордость и слава русского флота, армии. Он принимал непосредственное участие в строительстве русского черноморского флота, один из творцов успеха России в борьбе с Турцией. Под его командованием, русский флот впервые вышел в Средиземное море, где провел ряд успешных операций с союзниками России. Фёдор Фёдорович Ушаков (1745-1817).   Великий флотоводец

Патриоты земли Русской

Назовите историческую личность России

Это бесстрашный, мужественный, талантливый русский флотоводец, положивший свою жизнь во славу русского оружия. Он гордость и слава русского флота, армии. Он принимал непосредственное участие в строительстве русского черноморского флота, один из творцов успеха России в борьбе с Турцией. Под его командованием, русский флот впервые вышел в Средиземное море, где провел ряд успешных операций с союзниками России.

Фёдор

Фёдорович Ушаков

(1745-1817). Великий флотоводец

Он дал генеральное сражение французской армии на Бородинском поле, недалеко от Москвы. В Бородинской битве не было ни победивших, ни проигравших. Бой был ожесточенный с обилием потерь с обеих сторон. На военном совете в Филях он принимает решение оставить в Москву. Он сделал сильный ход, ведь только после взятия Москвы, началась серия поражений Наполеона. Кутузов Михаил Илларионович (1745 — 1813)   Русский полководец, генерал-фельдмаршал главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия.

Он дал генеральное сражение французской армии на Бородинском поле, недалеко от Москвы. В Бородинской битве не было ни победивших, ни проигравших. Бой был ожесточенный с обилием потерь с обеих сторон. На военном совете в Филях он принимает решение оставить в Москву. Он сделал сильный ход, ведь только после взятия Москвы, началась серия поражений Наполеона.

Кутузов Михаил Илларионович (1745 — 1813)

Русский полководец, генерал-фельдмаршал главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года.

Первый полный кавалер ордена Святого Георгия.

Справедливо и смело, перед лицом всех народов, мы можем назвать его одним из величайших полководцев. Редкостное чутье и удача никогда не изменяли нашему полководцу, и тридцать лет постоянных побед на полях брани будут свидетелями его военного гения. Алекса́ндр Васи́льевич Суво́ров   (1730  —  1800 ) — великий русский полководец , основоположник отечественной военной теории, национальный герой России. 

Справедливо и смело, перед лицом всех народов, мы можем назвать его одним из величайших полководцев. Редкостное чутье и удача никогда не изменяли нашему полководцу, и тридцать лет постоянных побед на полях брани будут свидетелями его военного гения.

Алекса́ндр Васи́льевич Суво́ров  

(1730  —  1800 ) — великий русский полководец ,

основоположник отечественной военной теории,

национальный герой России. 

Результатом его деятельности в Воронеже на тот период стала исключительно быстрая постройка здесь военно-морского флота, первого в истории Российского государства. С помощью этого флота Россия овладела Азовом, турецкой крепостью в устье Дона, получила выход в Азовское море. Пётр I Алексеевич Великий (1672 год - 1725 год) - последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).

Результатом его деятельности в Воронеже на тот период стала исключительно быстрая постройка здесь военно-морского флота, первого в истории Российского государства. С помощью этого флота Россия овладела Азовом, турецкой крепостью в устье Дона, получила выход в Азовское море.

Пётр I Алексеевич Великий (1672 год - 1725 год) - последний царь всея Руси

(с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).

Памятник Петру I — бронзовая скульптура на гранитном постаменте, находящаяся в Петровском сквере Воронежа.  Памятник был торжественно открыт 30 августа 1860 года.

Памятник Петру I — бронзовая скульптура на гранитном постаменте, находящаяся в Петровском сквере Воронежа.

Памятник был торжественно открыт 30 августа 1860 года.

Решение проблемной ситуации. Почему царя Петра Первого называют реформатором?

Решение проблемной ситуации.

Почему царя Петра Первого называют реформатором?

Петр Первый (1672 — 1725) — русский царь, самостоятельно правил с 1689 по 1725 годы. Провел масштабную реформу всех областей жизни России.  Петр превратил Россию в одну из сильнейших морских держав   мира, имеющую 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.  Итогом реформ Петра Первого стало превращение отсталой и малозначимой в европейских делах Московии в крупнейшую и авторитетнейшую мировую империю Россию.

Петр Первый (1672 — 1725) — русский царь,

самостоятельно правил с 1689 по 1725 годы.

Провел масштабную реформу всех областей жизни России.

Петр превратил Россию в одну из сильнейших морских держав   мира, имеющую 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.

Итогом реформ Петра Первого стало превращение отсталой и малозначимой в европейских делах Московии в крупнейшую и авторитетнейшую мировую империю Россию.

Актуальный репортаж «Пётр Первый на Воронежской земле» Исторический словарь Это место постройки и ремонта судов. Галеры-это старинное парусное и гребное многовёсельное судно Слобода-это вид поселения

Актуальный репортаж

«Пётр Первый на Воронежской земле»

Исторический словарь

Это место постройки и ремонта судов.

Галеры-это старинное парусное

и гребное многовёсельное судно

Слобода-это вид поселения

«Создание памятника Петру Первому в Воронеже»

«Создание памятника Петру Первому в Воронеже»

«Начало кораблестроения в Воронеже»

«Начало кораблестроения в Воронеже»

« Воронежское судостроение набирает мощь»

« Воронежское судостроение набирает мощь»

«Преобразования Петра Первого в Воронеже» Первая школа подготовки кадетов

«Преобразования Петра Первого в Воронеже»

Первая школа подготовки кадетов

« Победа Российского флота на Азове»

« Победа Российского флота на Азове»

«Начало освоения территории Прибитюжья»

«Начало освоения территории Прибитюжья»

Документальный материал (картосхемы, фотографии, иллюстрации)

Документальный материал

(картосхемы,

фотографии,

иллюстрации)

Великий Петр, царь – реформатор, Строитель, плотник, мореход. С его на троне воцаренья Россия славный путь ведет.

Великий Петр, царь – реформатор,

Строитель, плотник, мореход.

С его на троне воцаренья

Россия славный путь ведет.

Взятие Азова

Взятие Азова

З А С Е Л Е Н И Е Побитюжья

З

А

С

Е

Л

Е

Н

И

Е

Побитюжья

Интересы России, русского народа были для Петра Великого исключительными, единственными интересами, ради которых он жил и работал «в поте лица», «не покладая рук». Вот почему на первые места в государстве он ставил русского человека, своего, а не чужого, хотя бы свой и не был вполне подготовлен к порученному ему делу; знающего же и способного «немца» привлекал лишь на второстепенную, «техническую» должность. Его деяний громких славу  Ценить потомство будет век –  И по заслугам, и по праву  Он, Петр, великий человек!

Интересы России, русского народа были для Петра Великого исключительными, единственными интересами, ради которых он жил и работал «в поте лица», «не покладая рук».

Вот почему на первые места в государстве он ставил русского человека, своего, а не чужого, хотя бы свой и не был вполне подготовлен к порученному ему делу; знающего же и способного «немца» привлекал лишь на второстепенную, «техническую» должность.

Его деяний громких славу Ценить потомство будет век – И по заслугам, и по праву Он, Петр, великий человек!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя