СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Писатели – детям. К. Чуковский «Путаница».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Писатели – детям. К. Чуковский «Путаница».»

Дата: 22.01.21

Тема: Писатели – детям. К. Чуковский «Путаница».

Цель: познакомить с новым произведением К.Чуковского.

Задачи: продолжить знакомство с биографией К.И.Чуковского; развивать образное мышление, память, внимание; повторить литературоведческую терминологию (рифма), сведения о малых жанрах фольклора; развивать устную речь, умение работать с текстом, умение выражать своё отношение к прочитанному; прививать любовь к книге.

Планируемые результаты:

Личностные: полноценное восприятие художественного произведения, эмоциональная отзывчивость на прочитанное, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметные: умение высказывать и пояснять свою точку зрения, формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе, овладение основами деятельности.

Предметные: формирование необходимого уровня читательской компетентности, овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения.

Оборудование: аудиозапись сказки, выставка книг К.Чуковского, карточки (текст для речевой разминки, текст знакомство с биографией, слова для рифмовки).

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.-1 мин

На уроке у нас  гости -

С разных школ учителя.

Поприветствуйте, ребята,

И садитесь неспеша.


У. - Нас с вами ждёт обычный, но интересный урок, урок чтения.

- Чему учимся на уроках чтения? (Чтению правильному и выразительному, пересказывать, читать стихи)

- А зачем мы этому учимся? (Чтобы получить полноту знаний при помощи чтения – книги, интернет, газеты)

- Вы боитесь трудностей?

- К кому можно обратиться за помощью?

( к другу, учителю, книге, словарю, интернету и т.д.).


II. Актуализация знаний, фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. – 5 мин

- Начнём урок чтения с речевой разминки.

(Раздать карточки)

- Прочитайте «жужжащим» способом

   Чудесный дом.

Был белый дом,

Чудесный дом,

Но что-то застучало в нём,

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое.

У.  К какому жанру относится это произведение?

Д. Стихотворение - загадка.

 У. Кто хочет прочитать эту загадку с удивлённой интонацией?

Д. (читает).

У. Кто отгадал загадку?

Д. (яйцо и цыплёнок).

У. Кто хочет прочитать эту загадку с весёлой интонацией?

Д. (читает).

У. Кто знает автора этой загадки?

Д. Мы встретились с затруднением.

У. Нужно ли бояться трудностей?

Д. Нет, т.к. они помогают открывать новые знания.

 У. Значит у нас урок повторения или открытия новых знаний?

Д. Открытия новых знаний.


III. Определение темы урока..

У. Почему вы не смогли назвать автора?

Д. Мы не изучали это произведение.

У. Назвать фамилию автора и сформулировать тему урока помогут отгадки.

 

У - Угадайте, из какого произведения эти строки:

“Пришла Муха на базар
И купила самовар ” Слайд “Муха-цокотуха”


“Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд” Слайд “Тараканище”


“Ох, не легкая это работа
– Из болота тащить бегемота!” Слайд “Телефон”


“Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой” Слайд “Мойдодыр”


“И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
“Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу” Слайд “Федорино горе”


У. Что общего у всех произведений, название которых вы сейчас отгадали ?

Д. Автор Корней Чуковский. Слайд

У. Что вам известно про этого человека?

Д. Это детский поэт.

У. Правильно. Вы догадались, чья была загадка?

Д. К.Чуковского.

У. Да. Догадались, какая тема урока?

Д. Да. Знакомство с творчеством К.Чуковского. (На доске портрет)

IV. Целеполагание и постановка учебной задачи.

У. Какую цель урока поставим?

Д. Познакомится с творчеством Чуковского, его с новыми произведениями.

У. Вспомните план знакомства с новым произведением.

-Молодцы из ваших ответов получился план нашего урока. (на доске)

План:

  1. Знакомство с биографией.

  2. Чтение произведения.

  3. Ответы на вопросы.

  4. Выполним задания.

  5. Итог урока.

 V. Реализация построенного проекта. 


  1. Знакомство с биографией писателя.

Выступление подготовленных учеников:

- Корней Иванович Чуковский (1882 – 1969) – русский писатель, переводчик, сказочник, критик. От рождения он – Николай Васильевич Корнейчуков. А Корней Иванович Чуковский – псевдоним. Он родился в Петербурге. Слайд

Его мать переехала в Одессу. Мальчика отдали в гимназию, но из 5 класса он был несправедливо исключён. Чуковский перепробовал много профессий. В 19 лет начал печататься в газете «Одесские новости».      Газета направила его в Англию. Там он самостоятельно выучил английский язык.

У Корнея Ивановича было четверо детей. Общение с детьми он считал лучшим отдыхом. Сказочником он стал совершенно случайно. Заболел его сынишка. Мальчик плакал, стонал. Корней Иванович, чтобы его развлечь, стал на ходу сочинять сказку:

Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил,

Крокодил, Крокодил Крокодилович…

Это первые строчки его сказки «Крокодил». Слайд

И второй случай. Работая в своём кабинете, Чуковский услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться.

Он вышел из кабинета, взял дочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так появился «Мойдодыр». Слайд

В народе Чуковского называли «дедушкой» ещё при жизни.

Слайд Дополняет учитель по слайду: Этим маленьким его друзьям «от двух до пяти» он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки - громадный, громогласный, не похожий ни на кого, щедрый на ласку. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью, которую не так легко заслужить у маленького народа, звали своего любимого великана ласковым именем «Чукоша». К сожалению, его жизненный путь завершён, но книги Дедушки Корнея будут жить очень долго.

У. - Почему, как вы думаете?

Работа по учебнику с 4. Слайд

- А вот, что пишет о Корнее Ивановиче его внук.

Хорошо читающие дети читают статью на стр. 4

- Каким, по-вашему, был К. И. Чуковский? Весёлый, жизнерадостный…


Физминутка.

У. – Какой пункт плана мы выполнили?

Д. - Знакомство с биографией.

У. –Зачем нам знакомиться с биографией писателя?

У. – Убираю этот пункт плана. Прочитаем следующий пункт.


2. Знакомство с авторской небылицей «Путаница». Учебник с.6 Слайд

У. Сейчас познакомимся с произведением К. Чуковского. Откройте учебник на с. 6 и прочтите название произведения».  

Д. - «Путаница». Слайд и на доске

    - Как думаете, о чём будет произведение?

- А что означает слово путаница?

ПУТАНИЦА – нечто запутанное, неясное, бестолковое. (Словарь русского языка С.Ожегова). Слайд

- Можно ли по названию стихотворения догадаться, о чем пойдет речь?

- Как вы думаете веселое это стихотворение или грустное?

Д. (прогнозируют).

У.После прочтения произведения посмотрим, кто был прав в догадках.

 

Словарная работа

- Познакомимся со словами, которые могут быть для вас непонятными

Паинька – ласковое название послушного ребёнка Слайд

Лопотал - говорить много, быстро, неясно


Ковш – округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего. Слайд


Кадка – бочка с прямыми боками и одним дном. Слайд


Ушат – небольшая кадка с ушами. Слайд


Первичное чтение

- Прочитайте сначала «жужжащим» чтением. Подготовьтесь читать вслух. Посмотрим, кто был прав в догадках. (прослушивание).

У. Кто был прав?

Д. (отвечают).

У. Каков жанр произведения?

Д. Стих, сказка.

У. Докажите.

Д. (отвечают).

У. А можно это стихотворение отнести к небылицам? И почему?

Д. Да.

У. Какие произведения мы называем небылицами?

Слайд

Небылица – В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает.

- Сегодня мы прочитали небылицу авторскую. Как вы думаете, что отличает её от народных?

Д. Её написал один человек.

Первичная проверка понимания

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Почему улыбаетесь?

- Что показалось самым смешным?

- Что запомнилось сразу?

У. Назовите персонажей сказки.

Д. (котята, утята, свинки, курочки, воробышки, медведь, кукушка, заинька, медвежата, ерши, жабы, лисички, мыши, кит, крокодил, лягушки, бабочка, гуси, лошади, мухи). - 20

У. Кто из них самый серьёзный? Как его называет автор?

Д. Заинька – паинька.

У. Какое настроение создаёт поэт?

Д. Весёлое.

У. – Что мы делали?

Д. – Читали текст.

У. - Оцените свою работу на этом этапе.

У. – Молодцы! Какой пункт плана выполнили?

Д. - Чтение произведения.

У.Я убираю 2 пункт плана.


Аудио прослушивание небылицы.

У. – А сейчас отодвиньте стульчики, сядьте свободно, руки положите на колени, можете закрыть глаза и отдохните.

- Послушайте, как эту небылицу читает актёр. (аудиозапись небылицы)

 У. - Прочтём следующий пункт.


3. Работа над произведением «Путаница»

Чтение учащимися стихотворения по «цепочке» по 4 строчки

У. Постарайтесь прочитать текст так, чтобы было понятно, кто как разговаривает.

Д. (читают выразительно).


 Чтение сказки , заканчивая словами «А лисички взяли спички, к морю синему пошли».

Выборочное чтение.

У. Что случилось с героями произведения?

Д. Они захотели разговаривать голосами других животных.

У. Почему им надоело говорить своими голосами?

Д. Наверное, они неразумные. От безделья. Пошалить захотелось.

У.Правильно ли они поступали?

У.- Любите ли вы баловаться? Всегда ли хорошо заканчивается ваша шалость? Кто вас учит правильному поведению?

Д. Ответы детей.

У.Что им сказал зайка? Прочитайте. О чем он их предупреждал?

Д. Кому велено чирикать –

     Не мурлыкайте!

     Кому велено мурлыкать –

     Не чирикайте!

     Не бывать вороне коровою,

     Не летать лягушатам под облаком!

У. К чему привела их шалость?

Д. К пожару.

У. - Разве можно море зажечь?

Д. В сказке можно.

Чтение произведения до конца.

Выборочное чтение.


У. Как звери восприняли пожар? Испугались ли они?

Д. Да.

У. Смогли бы они потушить море?

Д. Нет.

У. Кто потушил море? Зачитайте.

Д. Тут бабочка прилетала,

     Крылышками помахала,

     Стало море потухать –

     И потухло.

У. Как веселились звери? Прочитайте, как автор передал радость зверей?

Д. Вот обрадовались звери!

     Засмеялись и запели,

     Ушками захлопали,

     Ножками затопали.

У. Как вы думаете, какими словами можно закончить эту сказку?

Д. Звери не шалите!

У. Чему учит нас сказка?

VI. Включение в систему знаний. Слайд

У. – Что мы делали?

Д. – Отвечали на вопросы.

У. - Оцените свою работу на этом этапе.

Я читаю …

Я умею отвечать на вопросы….

Я могу в тексте находить подтверждающие мой ответ строки ….

У. – Молодцы! Какой пункт плана выполнили?

Д. - Ответы на вопросы.

У.Я убираю 3 пункт плана. Читаем следующий пункт.


Работа в паре. Определите героя, который говорит следующие слова, соедините стрелочкой название героя и реплики.


«Эй, пожарные, бегите! Помогите, помогите!»


заинька

«Кому велено чирикать – не мурлыкайте!»


медведь

«Мы хотим, как лягушата, квакать!»


кит

«Не бывать вороне коровою, не летать лягушатам под облаком!»


утята

Проверка по эталону . Слайд

Творческое задание. Игра «Подберите рифмы».

У. Работа в группе по 4 человека (раздать карточки). С партнёрами по плечу подберите рифмы к словам:

Пирожок   (творожок)

Котёнок     (мамонтёнок, утёнок)

Ушко           (подушка, лягушка, кружка, мушка)

Золотой (молодой, дорогой)

У. – Что мы делали?

У. - Оцените свою работу на этом этапе.

- Покажите с помощью сигнальных карточек как вы справились с заданиями.

У.Я убираю 4 пункт плана. Читаем следующий пункт.


VII. Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

-Что вы запомнили о К.И.Чуковском?

- С каким произведением К.Чуковского познакомились?

- Как вы думаете, для чего авторы учебника поместили произведение «Путаница» в учебник для 2 класс?

- За что себя похвалили бы?

- Кого хотели бы похвалить?

- Что из работы на уроке больше всего запомнилось?

VIII. Домашнее задание. –любое по желанию

1.Подготовить выразительное чтение.

2.Выучить понравившийся отрывок наизусть.

3.Творческое задание: нарисовать иллюстрацию к произведению

4.Принести книги К.И.Чуковского

 IX. Рефлексия УД.

Закончите предложения: скажите своему партнеру по лицу

На уроке я узнал, что…

Мне запомнилось…

Сегодня на уроке мне было трудно…

У. - С каким настроением заканчиваете урок? Покажите с помощью сигнальных карточек, какое у вас настроение в конце урока .

У. Я рада, что у вас отличное настроение. Желаю вам с этим настроением проучиться весь этот день.

 У. Благодарю за работу.







13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!