Тема: Письменное умножение чисел, оканчивающихся нулями.
Цель: познакомить с письменными приёмами умножения чисел, оканчивающихся нулями.
Задачи: формировать вычислительные навыки, умение решать задачи, развивать память, логическое мышление, наблюдательность, воспитывать аккуратность, усидчивость, любовь к предмету.
Тип урока: Освоение новых знаний и способов действий.
Оборудование: учебник «Математика» М.И. Моро 4 класс; карточки, тетради, проектор.
методы и формы
обучения
Формы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Ход урока
Организационный момент.
- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (интересным, трудным, поучительным)
- Что для этого вы можете сделать? (дружно работать, слушать внимательно учителя и своих товарищей, правильно считать, не бояться трудностей)
2. Устный счёт. Актуализация знаний.
-Как вы правильно считаете, покажет следующее задание.
-Рассмотрите выражения на доске и скажите, какое выражение будет лишним и почему?
200 х 4
257 х 10
96 : 13
340 х 2
111 х 8
- Лишнее 96 : 13, потому, что (оба компонента – двузначные числа, действие – деление)
- Найдите значения выражений и ответы запишите в тетрадь.
-Проверяем результаты
200 х 4 = 800 А
257 х 10 = 2570 К
340 х2 = 680 Б
111 х 8 = 888 Н
- Для чего выполняли это задание? (чтобы вспомнить приём умножения трехзначных чисел на однозначное число)
- Запишите эти числа в порядке возрастания.
- Проверяем результат 680, 800, 888, 2570
- Соберите слово. (банк)
- Что такое банк? (Это учреждение, где хранят деньги. В банке берут кредиты - дать взаймы деньги гражданам за определенную плату)
Слово банк произошло от итальянского слова ванко, означающего «стол». Эти столы устанавливались на площадях, где проходила оживленная торговля товарами с помощью разнообразных монет.
Банки существовали около 4 000 лет назад.
- Наши герои клоун Кеша и Профессор Наумыч решили взять кредит и отправились в банк. Кеше выдали 486 купюр достоинством 10 рублей. А Наумычу 243 купюры достоинством 20 рублей. Они поспорили, кто денег получил больше?
- Давайте, поможем им разобраться.
- Сколько денег получил Кеша? (4860 руб.)
-Как узнали? (10 х 486 = 4860)
-Что достаточно для того, чтобы умножить число на 10? (приписать справа к числу нуль)
- А как узнать, сколько денег выдали профессору? (20 х 243)
- А как умножить число 243 х 20?
- Что для этого нужно сделать?
- Ваши предположения. (243 х 20 = 243 х (2 х 10)= 486 х 10 = 4860)
- Стоило ли спорить нашим героям: кто больше получил денег? (Нет, потому что они получили денег поровну).
. Новая тема.
- Посмотрите ещё раз как умножали. Запись получилась длинная. А вот профессор Наумыч учил Кешу считать ещё одним способом. А вот каким, давайте сейчас узнаем из учебника. Откройте учебник на стр. 79. и рассмотрите решение примеров столбиком. Обратите внимание, как записан второй множитель?
- Что интересного вы заметили в записи примера?
- Чтобы решать правильно такие примеры, нужно знать алгоритм решения.
Давайте его составим. Для этого возьмите карточки, внимательно прочитайте и разложите их в нужном порядке. Работаем в паре.
- Проверяем.
Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне.
Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули.
К полученному результату приписываю нули.
Читаю ответ. (на доске вывешиваю алгоритм)
- Давайте умножим 154 х 200 (объяснение с комментированием детей)
4. Закрепление приёма умножения.
- Выполняем № 350 (у доски по 1 человеку)
420 х 8 = 3360 4700 х 5 = 23500
390 х 3 = 1170 6800 х 6 = 40800
- А теперь выполняем самостоятельно 3 и 2 уровень – 3 столбик, 1 уровень – 4 столбик.
30700 х 9 = 276300 5000 – 786 х 6 = 284
20080 х 7 = 140560 4329 + 932 х 8 = 11785
5. Физкультминутка.
Игра на внимание 3, 13, 33.
Если я назову число 3, нужно сделать хлопок перед собой,
13 – над головой.
33 – под правой ногой.
6. Решение задач.
- Прочитайте задачу № 351.
- Что известно в задаче? (за месяц на фабрике изготовили 40000 пар обуви, 8900 пар - мужской)
- Что нам неизвестно? (женской обуви и детской)
- Что сказано про женскую обувь? (в 2 раза больше, чем мужской)
- Что нужно узнать в задаче? (Сколько пар детской обуви изготовили за месяц?)
1) 8900 х 2 = 17800(п.) – изготовили женской обуви;
2) 17800 + 8900 = 26700(п.) – изготовили женской обуви и мужской;
3) 40000 – 26700 = 13300(п.) – изготовили детской обуви.
Ответ: 13300 пар обуви.
7. Решение уравнений.
- Чтобы справиться со следующим заданием, давайте вспомним:
- Как называются числа при умножении? (первый множитель, второй множитель, значение произведения)
- Как называются числа при делении? (делимое, делитель, частное)
- Как называются числа при вычитании? (уменьшаемое, вычитаемое, разность)
- Решаем уравнения:
Х х 9 = 130 + 140
- Где первый множитель? (х), второй множитель? (9) значение произведение (выражено суммой 130 + 140)
- Что можно найти? (значение произведения)
Х х 9 = 270
- Вспоминаем правило, как найти неизвестный множитель. (Надо значение произведения разделить на известный множитель)
Х = 270 : 9
Х = 30
Самостоятельно:
х : 6 = 200 – 120 164 – х = 720 : 9
х : 6 = 80 164 – х = 80
х = 80 х 6 х = 164 - 80
х = 480 х = 84
Самостоятельная работа по уровням с.80, № 361(1 уровень) – все примеры, 2, 3 уровни – 3, 4 столбики:
1) 4446 2) 26676 3) 23324
1) 69358 2) 85386 3) 85420
328760 8012
471900 20320
8. Рефлексия.
Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху.
- Какая тема нашего урока?
- Какую учебную задачу мы ставили перед собой?
- Чему новому научились?
- Достигли мы успеха?
— Нарисуйте в виде смайлика свое настроение? Изменилось оно за урок или нет?
— Чего поставили больше: плюсов или минусов?