|
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
Мотивационно - целевой этап (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | - Все ль на месте, все ль в порядке Книжки, ручки и тетрадки? У кого все это есть могут тихо- тихо сесть! Здравствуйте! - Садитесь. | Подготовка класса к уроку. Эмоционально настраиваются на работу. | Личностные: мотивация учебной деятельности, самоопределение. Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Ориентировочный этап Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организация фиксации каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Физминутка | Все ученики работают с учителем. На доске записан ряд чисел: Слайд (2) 64 7 32 84 31 11 88 93 О з р в о д ь е - Какое число «лишнее»? -Докажите. - Есть другие мнения? Слайд3 - Расположите числа в порядке возрастания, соотнесите число с буквой и прочитайте слово. Слайд (4) 7 11 31 32 64 84 88 93 З д о р о в ь е - С этой темой будет связан наш урок. Что такое здоровье? - В словаре Ожегова сказано, что здоровье это…правильная нормальная деятельность организма. -Сегодня на уроке, если мы справимся со всеми заданиями, то сможем расшифровать это слово, составить так называемую формулу здоровья. Слайд 5 Задание 2. Найдите « лишнее» слово I множитель II множитель Сумма Произведение Почему оно лишнее? Компоненты какого действия вы назвали? Слайд (6) Задание 3. «Найди пару» 21*4 639 103*2 84 213*3 7 206 21 -Найдите пару. Найдите значение выражений и соедините выражение с ответом -Проверьте по эталону (Слайд 7) -Оцените свою работу на этом этапе урока Обведите числа, к которым не провели стрелки - Что обозначают эти числа в режиме дня школьника? - Чтобы быть здоровым, бодрым, веселым нужно соблюдать режим дня (слово РЕЖИМ выставляется под буквой Р) -Что общего у чисел 206, 639? Назовите состав этих чисел. - Эти числа связаны со строением тела человека. Оказывается, что в теле человека насчитывается 206 костей и 639 мышц. А на что влияют скелет человека и его мышцы? (Выставляется слово ОСАНКА) - Проверьте, как вы сидите за партой. - Что можете сказать о последнем числе 84? - А я добавлю, что именно столько ресничек у человека на одном глазу. Ресницы – это защита наших глаз, благодаря зрению мы получаем большую часть (80 %) информации об окружающем мире. Следите за зрением. (Слово ЗРЕНИЕ - под буквой З) - Дадим отдых нашим глазкам и выполним зрительную гимнастику 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза, считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль, считать до 5.Повторить 4-5 раз. | Взаимопроверка, указывание на ошибки, оценивание. Работа в парах. Предполагаемые ответы: - «Лишнее» число 7, т.к. оно однозначное 7 11 31 32 64 84 88 93 З д о р о в ь е Сумма, т.к. названы компоненты умножения Учащиеся работают самостоятельно на карточках Меняются карточками Ставят + или – на оценочном листе - Обводят числа 7 и 21 - 7 часов – подъем, 21 - сон - Эти числа трехзначные.639 состоит из 6 сотен, 3десятков, 9 единиц.206 состоит из 2 сотен и 6 единиц. - На осанку. Если нарушена осанка, то это влияет на здоровье человека. Поэтому надо следить за осанкой, особенно в школе за партой. - Оно двузначное, в нем 8 десятков и 4 единицы | Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: наблюдать и делать самостоятельно выводы. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. |
Выявление места и причины затруднений. Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - Глазками посмотрите на окно, открыто ли оно? - Как вы думаете, почему я задала этот вопрос? (необходимо проветривать помещение) - Почему же необходимо проветривание. -Всю свою жизнь человек дышит - вдыхает и выдыхает воздух. Причем при дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. Воздух должен быть чистым, т.е. кислорода должно быть больше, чем углекислого газа. Для этого необходимо проветривание. (слово «ВОЗДУХ» выставляется под букву «В» к слову «ЗДОРОВЬЕ»). - В течение урока каждому из нас требуется около 3 кг чистого воздуха. Давайте рассчитаем, сколько потребуется чистого воздуха на 16 человек(3*16) -Кто готов дать ответ? В чем проблема? Почему не можете выполнить это задание? - Можете сформулировать тему нашего урока? - Поставьте для себя цель на уроке. -Цель: познакомиться еще с одним секретом умножения. Слайд 8 Оформление тетрадей: записываем число, классная работа. – Какое сегодня число. Какой месяц. Какой он по счету в году, какое время года | Затруднение. Предполагаемые ответы: - Не умеем решать такие выражения (с переходом через разряд). - Письменное умножение двузначного числа на однозначное с переходом через разряд (в столбик). - Нужно научиться умножать числа с переходом через разряд. Отвечают по просьбе учителя. | Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. |
|
Поисково – исследовательский этап Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | - Попробуйте найти значение выражения 16 х 3 - Давайте вместе составим алгоритм умножения двузначного числа на однозначное с переходом через разряд. Демонстрация слайда № 9 (открывается постепенно) Записываем пример в столбик, единицы под единицами, подчеркиваем. Умножаем единицы. Пишем под единицами, а 8 десяток запоминаем. Умножаем десятки. Прибавляем 1 десяток, который запоминали. Пишем под десятками. Читаем ответ: 48. - Используя алгоритм, увеличьте 39 в 2 раза. Учитель во время работы проходит между рядов и наблюдает за работой детей, | Записывают в тетрадях 16 х 3 48 1 сильный ученик решает у доски с комментированием с опорой на схему с алгоритмом, остальные – в тетрадях | Познавательные: умение выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и обосновывать их, формулировать свою точку зрения. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение выслушивать разные точки зрения и приходить к единому мнению. |
Практический этап Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Работа с учебником: № 770 задание 2 стр. 165 предлагаю для тех ребят, которым сложно сразу решать самостоятельно такого вида примеры. Кто считает, что справится с примерами самостоятельно, выполняют № 771( 1,2 столбик) стр. 165 Те, кто справился с заданием, подумайте над следующим заданием. Задание на карточках. Слайд 10 - Разделите произведения на две группы. 27 х 2 31 х 3 46 х 2 12 х 4 - Кто сможет решить выражения первой группы самостоятельно? - Кому нужна помощь? Можно обратиться к учителю и моим помощникам. Проверка работы, взаимопроверка верно «+», ошибка «-« Выставление оценок. | Решают у доски 2-3 человека ( Саша П., Слава А.) Решают самостоятельно в тетрадях с проговаривание шепотом. 2 человека у доски. Работа в парах, индивидуально - В первую группу выделим произведения, в которых необходимо умножать с переходом через разряд. 27 х 2 46 х 2 - Во вторую группу все остальные произведения (в которых не надо умножать через разряд) 31 х 3 12 х 4 Самостоятельное решение (с проговариванием) Тем детям, кому нужна помощь – помогают «сильные» ученики и учитель. Три ученика решают самостоятельно по одному выражению на отдельных листах за конторками. Ученики анализируют работы детей за конторкой и свою работу, дают им устную оценку, указывают на недостатки и причину возникновения ошибок. | Регулятивные УУД: овладение умением прогнозировать. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник. Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Физкультминутка (двигательная) |
Решение задачи | Ребята! Вы хорошо потрудились, я предлагаю вам подвигаться - Как вы считаете, движение приносит пользу здоровью? (Выставляется слово «ДВИЖЕНИЕ» под букву «Д» к слову «ЗДОРОВЬЕ») - В нашей школе работают спортивные секции. Поднимите руки, кто посещает эти секции. -Молодцы, я думаю те ребята, кто ещё не знает, чем заняться в свободное от учебы время последуют вашему примеру. -Выполняя любую работу - физическую, умственную- вы тратите энергию. Слайд 12. За один урок каждый из вас тратит 85 ккал. (ккал - это единица измерения энергии, более подробно вы о ней узнаете на уроках СБО). –Предположим, у вас 5 уроков. Давайте посчитаем общее количество затраченной вами энергии. Краткую запись кто составит? -О чем говорится в задаче? - Что нам известно? -Что требуется найти в задаче? - Сколько действий в задаче? - Каким арифметическим действием решается задача? Слайд 13, 14 - Запишем решение задачи. - Какой ответ получился в задаче? - Кто выполнил задание вперёд, кто уверен в своих силах, тот может выбрать дополнительное задание. Запиши примеры в столбик и реши их 21х4 51х3 37х2 68х4 49х2 - Я проверю ваши работы по карточкам и поставлю оценки. - А вы сами оцените свою работу. | - Движение, как и любое занятие спортом, укрепляет здоровье. 1 ученик с объяснением работает у доски. 1 урок- 85 ккал 5 уроков - ? ккал. 1ученик с комментированием решает задачу у доски Дети могут самостоятельно решить задачу. Ученики выбирают примеры по своим силам. Затем проверяют по листам самоконтроля. | Познавательные: умение выделять необходимую информацию, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; умение выдвигать гипотезы и обосновывать их. |
Рефлексивно – оценочный этап |
Информация о домашнем задании. Цель: организация обсуждения и запись домашнего задания; обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Слайд 15 У нас осталась еще одна нерасшифрованная буква. Учеба – это серьезный труд. Чтобы сохранить свое здоровье надо обязательно чередовать труд с отдыхом. Слово « отдых» выставляется под букву « О» Мы хорошо с вами поработали, давайте запишем домашнее задание. 1 уровень (обязательное для всех учеников): - Повторить алгоритм умножения двузначного числа на однозначное с переходом через разряд. 2 уровень: по желанию | Записывают домашнее задание I уровень: № 771(3, 4 стол.) стр. 165, повторить алгоритм. II уровень( по желанию) № 771(3, 4,5 стол.) стр. 165, повторить алгоритм. | Познавательные: умение выбирать вариант выполнения задания и обосновывать свое мнение. |
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Давайте подведем итоги урока. - Какова была тема урока? Цель? - Какие задачи ставили перед собой? - Достигли цели урока?? - У вас на партах лежит карточка лист самооценки. - Заполните его. Оценки за урок. Кто набрал 5 « +», ставит «5», кто 4- 4.Кто набрал мало баллов, дома еще потренируется в решении примеров, повторит алгоритм, на следующем уроке у вас обязательно все получится. Я вам хочу напомнить, что правила сохранения и укрепления здоровья нужно соблюдать постоянно, а не от случая к случаю. Желаю вам всем крепкого здоровья. - Спасибо всем за урок. | Понял(а) новую тему (да, нет) | | Могу новую тему объяснить другому (да, нет) | | Нужна консультация учителя по новой теме (да, нет) | | Сумел(а) применить новые знания при решении примеров(да, нет) | | Напиши количество правильно решённых за урок примеров | | Оцени свою активность на уроке (по 5 балльной шкале) | | Самооценка за урок | | На доске: З - зрение д - движение о - осанка р - режим о - отдых в - воздух ь е - еда | Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |