СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План беседы с родителями на тему: «Учим детей мыслить»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План беседы с родителями на тему: «Учим детей мыслить»»

Родительское собрание: «Учим детей мыслить»

Цель: оценить значимость развития мышления как механизма решения проблем.

Задачи:

  1. Сформировать представление родителей о мышлении как искании и открытии нового;

  2. Уяснить возможные стратегии развития мышления младших школьников;

  3. Отработать доступные в практике семейного воспитания приемы развития мышления детей.

Форма проведения: родительский практикум.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал, диалог, индивидуальные беседы.

Вопросы для обсуждения: (Слайд 4)

  • Что такое мышление, какова его роль в перспективе жизни ребенка?

  • Чем мышление отличается от думания?

  • Каковы стратегии развития мышления ребенка?

  • Можно ли заставить мыслить?

  • Проблемные ситуации как основа мышления.

  • Можно и нужно научить детей правильно организованно мыслить.

Ход собрания:

Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о развитии мышления у наших детей. Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, остроумными, сообразительными. Умен тот, кто умеет мыслить. Что значит уметь мыслить? Разве это умение не дано нам от рождения?

Да. Мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Но если не брать патологических случаев, то умным легче вырасти тому ребенку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовал свое мышление сам. Но для этого нужны систематические родительские усилия, а не только школьные занятия, поскольку , как писал известный педагог Я.Корчак: «Воспитание ребенка – это не милая забава. А задание, требующее капиталовложений – тяжких переживаний, усилий бессонных ночей и много, много мыслей».

Итак, целью нашей встречи является оценить значимость процесса развития мышления ребенка и овладеть несложными приемами развития мышления в условиях семейного воспитания. (Слайд 2)
«Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет весьма небольшую долю в том естественном развитии ребенка, на которое гораздо большее влияние оказывают время, природа и семейная жизнь».

К.Д.Ушинский.

Лесенка познания (Слайд 6)

1 ступень: Итак, мы все хотим своему ребенку только лучшего, поэтому в свою очередь, должны понять, почему мышление – это важно. И сразу вам вопрос: представьте себе, что ваш ребенок вырос и в силу обстоятельств попал в неординарную ситуацию. К ней нет готового решения, и человек имеет несколько вариантов выбора. Нужно найти тот, который с наименьшими потерями ведет к результату. Так чего же в этой деятельности больше – воспоминаний о результатах «правильного» обучения или анализа ситуации? (Слайд 7)

Мнение родителей: - Безусловно, анализа ситуации.

Учитель: Конечно, легче в описанных ситуациях тем, кто на протяжении учения и наблюдения явлений жизни постоянно попадал в ситуации выбора, имел опыт разрешения противоречий, набивал шишки и ошибался. Итак, уметь мыслить – значит уметь разрешать проблемы, пока учебные, а затем – жизненные и профессиональные, а для этого нужен опыт. (Слайд 8)

2 ступень: Итак, мы понимаем мышление как искание и открытие нового, как решение проблем. Часто ли мы решаем проблемы и ищем новые решения?
Родители: - Очень редко.

Родитель: Так чем же мышление отличается от "думания"?
Учитель: Мышление – вообще очень редкий процесс. Вы можете возразить мне, утверждая, что мы почти никогда не можем застать себя не думающими. Но «думание» и мышление – вещи разные.

Я прошу вас  обратить внимание на таблицу. (10 слайд) Ваша задача - заполнить ее признаками каждого из процессов в ходе нашего общения.

Наблюдая, воспринимая окружающий мир, ребенок находит что-то непонятное ему. Отсюда многочисленные вопросы у маленьких почемучек: почему; Как; Зачем;

Все они носят явно исследовательский характер. Конечно, дети задают и другие вопросы типа Что? Где? Когда? Эти вопросы такого характера не имеют. 

Мышление

Думание

Имеет цель

Открытие нового

Помогает ответить на вопросы

Почему? Как? Зачем?

Хаотично

Воспроизведение уже известного

Помогает ответить на вопросы

Что? Где? Когда?


Сейчас сформулируйте два варианта вопроса ребенку о миграции птиц, который развивает мышление ребенка и предполагает думание. (11 слайд)

Мышление

Думание

Почему птицы улетают именно осенью?

Почему деревья сбрасывают листья?

Когда улетают птицы?

Когда деревья сбрасывают листья?

 

Результаты тестирования:

В преддверии собрания мы оценили умственное развитие ваших детей на основе методики теста Амтхауэра.

Третья ступень: Итак мы выяснили, что вопросы Как? Зачем? Почему? Активизируют мышление. А вопросы что? Какой? Когда? Сколько? – это вопросы к памяти (стратегии поведения). (12 слайд)
Родитель: Т.е. мы должны сами задавать вопросы ребёнку на их же вопрос? К примеру, «А сам ты как думаешь?»

Учитель: Хороший ответ – тот, в котором вы ответите доходчиво, понятно и по существу, а не уйдете от темы вопроса. Мы можем сделать вывод, что взрослый должен дать ребёнку не готовый результат, а способ, с помощью которого он достигается. (13 слайд)

Родитель: Тогда как мы можем научить детей мыслить?

Учитель: Следующая ступень как раз является ответом на Ваш вопрос.

Четвертая ступенька: Как научить детей мыслить?

Прежде чем получить ответ на этот вопрос, давайте удивимся тому, что процесс мышления происходит по одной и той же схеме у ребенка и у взрослого, неграмотного и ученого (14 слайд) (алгоритм процесса мышления (15 слайд)).

Итак, делаем обобщающий вывод: мыслить детей мы учим через создание проблемных ситуаций и решение проблем, при этом проблемный материал должен быть разнообразным. (17 слайд) Предлагаю вам ряд упражнений, которые можно использовать в практике семейного воспитания (18 слайд).

1. Упражнение «Чем похожи? Чем отличаются?» - развивает умение сравнивать.
Взрослые подбирают пары предметов (например, стол и стул, ручка и карандаш), устанавливают черты сходства и отличия. В ходе игры начисляются баллы. В конце игры определяется победитель.

2. Упражнение «Кто назовет больше признаков?» - развивает умение выделять существенные признаки. Ведущий называет один из предметов окружающей обстановки, а игроки по очереди назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовёт последний признак.

3. Упражнение «Формулирование определений» - развивает способность выделять главное, учит четкости и стройности мышления. Называется знакомый всем предмет или явление, например, "дырка". Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось несущественных. Поиск ведётся до тех пор, пока определение однозначно не охарактеризует предмет.

4. Упражнение «Поиск аналогов» - развивает умение классифицировать по признакам и выделять свойства. Называется предмет, например, "вертолет". Необходимо выписать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп и аналогов.
Родители поочередно называют слова, предметы и их действия: птица или бабочка – летают и садятся, автобус или поезд – транспортные средства.

5. Упражнение «Поиск противоположных предметов» - задание на сравнение предметов, поиск свойств предметов. Называется какой-либо предмет, например, "дом". Надо назвать как можно больше других предметов противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предметов и систематизировать его противоположности по группам. Побеждает тот, кто указал наибольшее количество предметов, чётко аргументируя при этом ответы.

Родитель 1: сарай - противоположность в размере и степени комфорта;

Родитель 2: поле - открытое и закрытое пространство, а также вокзал - свое и чужое помещение.

Учитель: Здорово! Все справились. Идём дальше.

6. Упражнение «Поиск предметов по заданным признакам» - отработка умения нахоить аналогии между различными явлениями и предметами.  Ставится задача назвать как можно больше предметов, обладающих заданной совокупностью признаков и в этом смысле похожих на два-три предмета. Например, назовите предметы, которые объединяют в себе выполнение двух противоположных функций, наподобие двери, выключателя.

Родитель 1: водопроводный кран;

Родитель 2: рука бьет и гладит.

Учитель: У 2 родителя смысл ответа более глубокий. Но все они правильные. Проблемные ситуации можно создать и на "жизненном материале", при решении бытовых или ситуационных задач. Замечательный способ развития мышления – коллекционирование. (19 слайд)

Примеры ситуационных задач на развитие мышления у детей:
1. Ситуация на транспорте (городском, железнодорожном). (Слайд 20)

1) Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что ты будешь делать? Почему?

2) Бабушка села в поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?

2. Ситуация с огнём. (Слайд 21)

1) В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?

2) Дым в соседней квартире. Твои действия?

3. Ситуация с водой. (Слайд 22)

1) Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?

2) В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?

Пятая ступень: Ура! Мы победили! (23 слайд)

Мы убедились, что мышление – процесс сложный. Мыслить нельзя заставить. Родители, поставив проблему не должны торопиться с ответом, не должны подсказывать решение, а должны набраться терпения и мудрости и дать мышлению разогнаться.

В заключение хочу вам предложить советы, которые, надеюсь, помогут вам в этом важном деле.

Советы родителям по развитию мышления у детей: (24 слайд)

1. Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.

2. Ребенку интереснее мыслить, чем запомнить.

3. Найденное в процессе мышления становится знанием, тогда как запомненное часто остается нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.

4. Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.

5. Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «зачем?», «с какой целью?» - проблемные, они направлены на развитие мышления.

6. Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» - контролируют память.

7. Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.

Литература для подготовки к родительскому собранию:

1. Азбука воспитания: советы родителям/сост. Г.Перегибов//Воспитание школьников. – 2001.- №7.-с.50

2. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы/Л.И. Саляхова.- М.:Глобус, 2007.- 315с. – (Классное руководство).

3. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «Вако», 2005, 256 с. (25 слайд)


Приложения к родительскому собранию:

1. Презентация "Учим детей мыслить".

2. Советы родителям по развитию мышления у детей.


Советы родителям по развитию мышления у детей

  1. Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.

  2. Ребенку интереснее мыслить, чем запомнить.

  3. Найденное в процессе мышления становится знанием, тогда как запомненное часто остается нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.

  4. Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.

  5. Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «зачем?», «с какой целью?» - проблемные, они напрвлены на развитие мышления.

  6. Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» - контролируют память.

  7. Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!