СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект факультативного занятия по русскому языку для 7 класса на тему: «Синекдоха»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буду признательна, если посоветуете усовершенствовать его :)

Просмотр содержимого документа
«План-конспект факультативного занятия по русскому языку для 7 класса на тему: «Синекдоха»»

Государственное учреждение образования

«Смольговский учебно-педагогический комплекс детский сад – базовая школа имени Владислава Сырокомли Любанского района»













План-конспект факультативного занятия по русскому языку

для 7 класса на тему:

«Синекдоха»











Подготовила:

Рябая К.С.













Смольгово, 2019

Тема: «Синекдоха»

Цель: познакомить с понятием «синекдоха»; определять их роль в тексте, развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; создавать условия для развития коммуникативных навыков, развитие системы ценностных отношении к родному языку, воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи.

Тип урока: урок-лекция

Форма обучения: работа в парах, индивидуальная.

Методы обучения: лекционный, объяснительно-иллюстративный.



В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт. Слов немного, но они так точны, что обозначают все.

Н. В. Гоголь

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности к уроку.

2.Актуализация темы.

В словесности есть особые способы употреблении слов, их называют средствами художественной изобразительности. Они помогают ярко нарисовать картину, выразить мысль и чувство. Все изобразительно-выразительные средства делятся на тропы и фигуры. Мы уже знаем, что тропы – это лексические средства, основанные на переносном значении слова. Фигуры – это синтаксические выразительные средства.

- Назовите известные вам тропы. (Учащиеся называют известные им тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраза, гипербола, литота, аллегория, ирония).

- Какую роль они играют в тексте?

Мы говорим: одну минуточку! Слово минуточку употреблено не в прямом значении – ровно 60 секунд, оно значит: немного времени.

3.Изучение нового материала.

Учитель. Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами познакомимся с ролью синекдохи и разберемся для чего она существует в русском языке.

Синекдоха – вид тропа, состоящий в замене множественного числа единственным, в употреблении названия большего в значении меньшего, целого в значении части. Например:

Запись на доске.

«У шофера такси Гоши Лазутина все население делилось на группы. У каждой группы было свое прозвище. Например: интеллигенция – «шляпы», рабочий класс – «пиджаки», студенты – «домики», военные – «командиры», транзитные пассажиры – «чемоданы» и так далее». (В.Токарева)

«Переименование» в синекдохе может быть основано на двух типах отношений: часть вместо целого, целое вместо части.

1) часть вместо целого: сто голов скота (т.е. что животных), в роте осталось десять штыков (т.е. бойцов), на улице стоит одинокое красное пальто (т.е. женщина в красном пальто).

2) целое вместо части: начальство пришло (имеется в виду один начальник), еда стоит на столе (не вся еда, а какие-то блюда с едой).

Синекдохой может быть слово, обозначающее родовое понятие вместо видового:

Примеры на доске.

насекомое залетело (вместо: комар залетел), орудие выстрелило (вместо: пушка выстрелила).

4.Закрепление знаний, умений и навыков.

Учитель: Давайте на примере упражнения постараемся все-таки найти там синекдоху и разберемся, какое сходство использовано при ее создании. Откройте страницу 30, упр. 2.

1.Ну что ж, садись, светило (В.В.Маяковский)СОЛНЦЕ. 2.Пуще всего береги копейку (Н.В.Гоголь). 3.И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Ю.Лермонтов)АРМИЯ. 4.Мы все глядим в наполеоны (А.С.Пушкин).

Учитель: Вам еще кое-что нужно знать о синекдохе. Синекдоха является видом метонимии.

Количественное соотношение является главным признаком синекдохи, которое отличает ее от метонимии. Это отношение нельзя понимать буквально: речь идет не о соотношении каких-то точно измеряемых величин, а о соотношении понятий о предметах: более общего и более конкретного, частного.

В художественной речи используются как обычные, языковые синекдохи, так и синекдохи, созданные самими писателями. Например, вполне традиционной поэтической синекдохой является использование слова «парус» для обозначения лодки или корабля: смиренный парус рыбарей (А.Пушкин), иные парус напрягали (А.Пушкин), белеет парус одинокий (М.Лермонтов). Именно парус, а не какая-либо другая часть корабля вызывает множество образных ассоциаций.

Н.А.Некрасов часто использовал синекдоху народ, имея в виду русское крестьянство – большую и важную для судьбы страны часть народа.

Назовите примеры употребления синекдохи:

Москва…как много в этом звуке для сердца русского слилось!

Грядущие годы таятся во мгле. (метонимия)

Ракиты тревожно шевелились и лепетали (Олицетворение)

Семеро одного не ждут.

Учитель: В стихотворении А. С. Пушкина «Анчар» говорится о страшном дереве, убивающем все живое: «К нему, и птица не летит, и тигр нейдет». Благодаря тому, что употреблено единственное число слов птица и тигр, мы понимаем, что ни одна птица, ни один тигр не рискуют подойти к анчару. А если бы поэт употребил множественное число, такого смысла не было бы. Так мысль поэта выражена с большой точностью, но это художественная точность не похожа на точность в научном тексте.

5.Подведение итогов урока.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Когда было особенно интересно?

-Какие трудности возникали?

-Чему мы научились?

6. Информация о домашнем задании.

Найти в любимом художественном произведении синекдоху (3-4 предложения).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!