Учитель: Сейчас я вам прочту небольшой текст, а вы его внимательно послушайте, а потом скажите, о каком времени года идет речь. – Всё куда-то скрылось, подевалось. Звуки приглушены. Запахи заморожены. Время тянется еле-еле. Где вы, зеленые листья? Где вы, кусты и травы? Где вы, быстрые бабочки? Льды закрыли озера, снега укутали землю. Солнце все ниже и ниже. А тени длинней и длинней. И день короче воробьиного носа... Итак, о каком времени года эти строки? Ученики: О зиме. Учитель: Как догадались? Докажите. Ученики: Льды закрыли озера, снега укутали землю, солнце все ниже и ниже, а тени длинней и длинней. И день короче. Учитель: Молодцы! Все эти признаки относятся к изменениям в природе. И поэтому мы снова вспомним жанр изобразительного искусства – пейзаж. Что такое пейзаж? Ученики: Пейзаж – это изображение природы. Учитель: Правильно! Какие виды пейзажа вы помните? Ученики: – городской пейзаж – изображение зданий, улиц, проспектов, площадей, набережных; – морской пейзаж – изображение водных стихий: рек, морей и др.; – декоративный пейзаж – условное изображение природы; – романтический пейзаж – изображение грозовых туч, клубящихся облаков, мрачных закатов, буйных ветров. Учитель: Взгляните на изображения. (Демонстрация наглядности). Что делает черно-белые изображения «живыми» и выразительными? Ученики: Чередование темных, светлых линий, пятен, ритм, свет, тень. Учитель: Чем отличаются цветные краски от черной, белой, серой? Учитель: Из цветных красок можно составить «Цветовой круг», перемешивая основные краски можно получить радугу, т.е. цветные – содержат цвет и их называют хроматическими. Черный, белый, серый – цвет не содержат, поэтому их называют ахроматическими. Язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, контур, пятно, тон. Добиться выразительности можно даже при использовании только черного цвета и белого (без серых и др.). Именно поэтому графику часто называют искусством чёрного и белого. Сегодня мы с вами постараемся изобразить зимнюю ночь. Но для начала отгадайте загадки: Чтобы осень не промокла, Не раскисла от воды, Превратил он лужи в стёкла, Сделал снежными сады. Ученики: Мороз, зима Дел у меня немало – я белым одеялом Всю землю укрываю, в лёд реки убираю, Белю поля, дома, а зовут меня ... Ученики: Зима. Нет колес у меня - Я крылата и легка. Громче всех постовых Я свищу без свистка. На лету, на лету, на лету, Всю деревню замету. Ученики: Вьюга. Дни его - всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет - Мы встречаем Новый Год. Ученики: Декабрь. Ее всегда в лесу найдешь, Пойдем гулять и встретим. Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. А к нам придет Под Новый год - Ребята будут рады, Хлопот веселых полон рот: Готовят ей наряды. Ученики: Елка. Без досок, без топоров Чрез речку мост готов. Мост – как синее стекло: Скользко, весело, светло. Ученики: Лед. Кто-то к дому подходил И нигде не наследил! Но забавные картины Появились на окне: Пьют медведи чай с малиной, Едут зайцы на коне, Кто же он, что ночь не спал И на стеклах рисовал? Ученики: Мороз. Учитель: Молодцы! Неотъемлемой частью природы являются деревья. На доске вы можете увидеть различные формы деревьев. Учитель: Посмотрите. В какую общую фигуру можно вписать, например, березу? Ученики: В овал. Учитель: А дуб? Ученики: В круг. Учитель: А ёлочку? Ученики: В треугольник, вершина которого направлена вверх. Учитель: Посмотрите, все ветки у деревьев разные: и по длине, и по толщине и самое главное, что все они растут от ствола, а не отдельно от него. Мы говорили о конструкции деревьев, а сейчас поговорим об их образе, характере. Для этого послушайте, как описывают деревья русские поэты. Учитель: Николай Рубцов «Не клонись береза». …Ах, береза, белоствольна, Ветви клонятся к земле То поникнут, вдруг, безвольно, То потянутся ко мне… Ствол могуч и ввысь уходит Черно-белою стрелой Сразу на тоску наводит Гул ветвей над головой. Как поэт описывает березу? Какие при этом использует слова? Учитель: А вот послушайте стихотворение Николая Заболоцкого «Одинокий дуб». Дурная почва: слишком узловат, И этот дуб, и нет великолепья В его ветвях. Какие-то отрепья Торчат на нем и глухо шелестят. Но скрученные намертво суставы Он так развил, что, кажется, ударь – И запоет он колоколом славы И из ствола закапает янтарь. Вглядись в него: он важен и спокоен Среди своих безжизненных равнин Кто говорит, что в поле он не воин Он воин в поле, даже и один. Как в этом стихотворении описывается дуб? С кем его сравнивает поэт и почему? Учитель: Возьмите картон черного, синего или фиолетового цвета. Карандашом нарисуйте пейзаж зимней ночи. Можете изобразить город или деревню. После того как нарисовали карандашом начинайте рисовать белой гуашью. Далее берем синюю гуашь и обводим некоторые места. В итоге у вас получится примерно такая картина. (Демонстрация наглядности). В этом зимнем лесу есть не только деревья, но и животные. Может их и не видно, но видны их следы. |