План-конспект урока
Предмет: математика.
Класс: 5.
Автор УМК: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2014.
Тема урока: "Сравнение десятичных дробей".
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности по теме: «Сравнение десятичных дробей».
Задачи урока:
Обучающая: сформулировать правило сравнения десятичных дробей; сформировать умение пользоваться этим правилом.
Развивающая: развивать логическое мышление, память, познавательный интерес, продолжить формировать математическую речь, вырабатывать умение анализировать и сравнивать, развивать навыки самоконтроля.
Воспитывающая: развитие любознательности и интереса к предмету, воспитание у учащихся навыков учебного труда, формирование ответственности за конечный результат, доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, учебники по математике, презентация к уроку по теме «Сравнение десятичных дробей», раздаточный материал.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
- Посмотри-ка, все ль в порядке: книжка, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок. Начинается урок.
- Для чего нам нужно учить математику?(ответы учащихся)
- Хорошо, поэтому в качестве высказывания я выбрала слова М.Ю.Ломоносава.
Слайд 2 Высказывание Ломоносова Михаила Юрьевича.
- Желаю вам успеха!
Проверка домашнего задания.
Слайд 3 Дома вы должны были выполнить №1167 и №1168. Сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте правильность выполнения домашнего задания с решением на доске.
№1167. Сравните:
а) ; в) б) ;
№1168. Выразите:
а) в километрах:
8км 907 м = 8,907км;
35 м =0,035 км;
250 м = 0,25 км;
1 м = 0, 001км;
б) в центнерах и килограммах:
4,2 ц = 4 ц 2 кг;
7,33ц =7 ц 33кг;
0,24ц = 0 ц 24 кг;
0,05 ц = 0 ц 5 кг.
(Обмениваются тетрадями, проверяют домашнее задание у соседа по парте).
- Молодцы, оцените, пожалуйста, работу соседа по пятибалльной шкале и поставьте оценку в тетрадь.(Оценивают работу, выставляют отметку в тетрадь). Слайд 4
Актуализация знаний.
Работа производится фронтально.
Слайд 5 На доске:
3,1 3,91 3, 278 3,2 3,001
- Что записано на доске? (дроби)
- Прочитайте их.
- Какая дробь лишняя? Почему? (все десятичные, одна обыкновенная)
- Что вы можете сказать о десятичных дробях? (Это десятичные дроби, целая часть в этих дробях равна 3, дробная часть различная).
Слайд 6 - Запишите дроби в порядке возрастания, один у доски остальные в тетради.
- Что у вас получилось? (Называют свои варианты выполнения задания).
Слайд 7 Проверка
- Какие затруднения у вас возникли? (Не смогли решить задачу нового типа). (Не можем точно сказать какое решение правильное).
- Какую цель мы можем поставить перед собой на сегодняшнем уроке? (Цель нашего урока научиться сравнивать десятичные дроби).
- Итак, какая тема сегодняшнего урока? (Сравнение десятичных дробей).
- Правильно, молодцы!
Слайд 8 - Запишите тему нашего урока: «Сравнение десятичных дробей».
Изучение новых знаний и способов деятельности.
- Давайте попробуем разобраться, как же сравниваются десятичные дроби, поработаем со следующими примерами:
Слайд 9Сравните дроби:
а) 2,1 и 12,1; б) 2,1 и 2,3;
в) 2,11 и 2,14; г) 2,11 и 2,4.
- Попробуем подробно разобраться с каждой парой дробей.(учитель на первом и втором примере объясняет материал с использованием цветных мелков)
- Посмотрите на первую пару чисел? Что мы видим?(разные целые части)
- Какой вывод можно сделать?(Сначала смотрим на количество целых. Больше будет та дробь, у которой больше целых).
- Молодцы.
- Вторая пара дробей. Как их сравнить? (Сравниваем сначала целые части).
- Правильно, целых одинаковое количество, но десятых у второй дроби больше, чем у первой, значит, 2,1 (Если целых одинаковое количество, смотрим на десятые, больше будет та дробь, у которой десятых больше).
- Верно.
- Третья пара дробей. Как сравнить? (Если целых и десятых одинаковое количество, значит, смотрим на сотые, больше будет та дробь, у которой сотых больше).
- Молодцы. Значит, какая дробь будет больше? (2,11
- На самом деле, уже стало понятно, что, если сотых одинаковое количество, то смотримна тысячные и т.д.
- А как сравнить 2,11 и 2,4?
- Чем отличаются эти дроби? (количество знаков после запятой)
- Значит, нам нужно уровнять количество знаков после запятой. А для этого мы должны в конце дроби приписать 0. Теперь сравним дроби и что получим?
- Совершенно верно некоторые из вас заметили, что у числа 2,40 количество десятых больше, чем у числа 2,11, значит, 2,40 2,11.
- Итак, мы с вами разобрали все возможные случаи сравнения десятичных дробей.
Слайд 10- Давайте еще раз сформулируем правило: (Для того, чтобы сравнить две десятичные дроби, нужно сначала сравнить количество целых, больше будет та дробь, у которой целых больше, если целых у них одинаково, то сравниваем количество десятых и так далее).
Слайд 11 5. Применение изученного материала.
- А теперь попробуем применить наши новые знания на практике.
- Приступим к выполнению №1172-1174. Выполняем задания в тетради с комментированием по цепочки.
№1172. Напишите десятичную дробь:
а) с четырьмя знаками после запятой, равную 0,87. (0, 8700)
б) с пятью знаками после запятой, равную 0, 541. (0, 54100)
в) с тремя знаками после запятой, равную 35. (35, 000)
г) с двумя знаками после запятой, равную 8,40000. (8,40)
№1173. Приписав справа нули, уравняйте число знаков после запятой в десятичных дробях: 1,8; 13,54 и 0,789.
(1,800; 13,540; 0,789).
№1174. Запишите короче дроби: 2,5000; 3, 02000; 20, 010.
( 2,5; 3,02; 20,01).
- Итак, посмотрим, какую закономерность вы заметили при выполнении № 1172-1174? (Если в конце десятичной дроби приписать или «отбросить» нули, то получится дробь, равная данной).
Физкультминутка. видео
Выполняем №1175. Прочитайте задание. Один человек решает у доски, а все остальные у себя в тетради.
№1175. Сравните числа:
85,09 и 67,99; (85,09 67,99);
55,7 и 55,7000; (55,7 = 55,7000);
0,5 и 0,724; (0,5
0,908 и 0,918; (0,908
7,6431 и 7,6429; (7,6431 7,6429);
0,0025 и 0,00247. (0,0025 0,00247).
- У всех так получилось? Молодцы!
Слайд 12
Самостоятельная работа.
- Проверим, научились ли вы сравнивать десятичные дроби. Следующее задание
решать будем по вариантам, к доске от каждого варианта будут вызваны ученики.
I вариант. II вариант.
Сравнить дроби:
12,567 и 125,67; 4,199 и 4,2;
7,399 и 7,4; 18,342 и 183,42;
0,0091 и 0,01. 0,02 и 0,0045.
Слайд 13- Проверим результат по эталону. Если все решено верно, ставим себе 5 баллов , если верно решено два примера, ставим себе 4 балла, за один верно решенный пример ставим себе 3 балла.
- Поднимите руки, у кого все верно?
- Кто допустил ошибки при выполнении задания?
- В каком месте допустили ошибки?
- В чем причина?
Слайд 14- Теперь приступим к выполнению №1176.Первую часть задания один человек решает у доски, а все остальные у себя в тетради.
Слайд 15-23 Дроби в жизни (обсуждение слайдов с учащимися)
Слайд 24
Домашнее задание.
Запишите домашнее задание: п. 31, №1200-1202.
Номера, аналогичны, выполненным в классе.
Рефлексия.
- Подходит к завершению наш урок, пора подвести итоги.
- О чем мы сегодня говорили?
- Какую цель мы поставили в начале урока?
- Достигли ли мы этой цели?
- Все ли было понятно, все ли успели?
- А сейчас я вам предлагаю закончить предложение.
-Я сегодня понял…
-Я сегодня научился…
-Мне понравилось…,
-Мне не понравилось.
-Я не понял…
- А сейчас я попрошу вас показать смайлик, соответствующий вашему настроению, с которым вы уходите с урока. Сдайте мне, пожалуйста, тетради.
- Оценки за урок….
- Урок окончен! Вы все молодцы! Спасибо за работу!
2