Образовательные: учить четко, формулировать ответ на поставленные вопросы путём подбора необходимой информации из рассказа; продолжать учить формировать умение самостоятельно добывать новые знания;
Формировать словесно-логическое мышление: раскрывая нравственный смысл произведения, совершенствуя навыки выборочного чтения;
Коррекционные: развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, антипатию (смысловую догадку) детей, произвольную память; расширять оперативное поле чтения; усиливать коммуникативные свойства речи (выразительность).
Воспитательные: воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности; учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение; закреплять умение самостоятельно работать с книгой; развивать читательский интерес;
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организационный момент. | Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. | Здравствуйте, проверили готовность к уроку. |
II. Введение в тему. Рассказ об авторе. | На прошлом уроке мы познакомились с биографией В.Ю.Драгунского. Сейчас проверим, что вы запомнили. Дети получают конверты из 5 карточек и на слух воспринимают рассказ: 1) Виктор Драгунский родился 1 декабря1913 года в Нью-Йорке. 2) После окончания школы Виктор сразу начал трудовую деятельность, одновременно посещал «Литературно-театральные мастерские», обучаясь актерскому мастерству. 3) Самым популярным изданием Виктора Юзефовича Драгунского считается сборник «Денискины рассказы» | Дети получили карточки, на слух воспринимают читаемый учителем текст и восстанавливают рассказ про автора. |
| А теперь за работу! А как будем работать - догадайтесь сами. У вас на партах - текст со словами – подсказками. Их нужно вписать в каждую строку текста по смыслу. | Дети соединяют текст, для получения смысловых предложений Восстановили предложения и получили план урока. |
III. Работа над новым материалом. | Сегодня мы продолжим работу над произведением В.Ю. Драгунского «Главные реки». Домашним заданием вам было прочитать рассказ. И ваша задача - показать, насколько хорошо вы поняли смысл прочитанного произведения, сделать для себя выводы. Но сначала проведём речевую разминку. | Дети готовятся для выполнения речевой разминки. |
IV. Актуализация знаний. Речевая разминка | «Причина», - какое удобное слово! Оно выручает лентяя любого. Оно объясняет, Оно покрывает, Оно от стыда и позора спасает. Не сделал, Забыл, Тяжело, Далеко… Причину найдёшь - И дыши глубоко! ( В.Викторов) - Прочитайте, начиная шёпотом, увеличивая силу голоса. Прочитайте с ускорением. Прочитайте выразительно. В конце сделать три глубоких вдоха-выдоха. | Разминка написана на доске Стоя выполняют речевую разминку, повторяют и дышат |
| Во время речевой разминки вы прочитали стихотворение «Причина». Как вы поняли его смысл? Можно ли соотнести его с рассказом «Главные реки»? почему? | нельзя искать причину, если ты забыл, поленился выучить уроки |
Дениска искал причину, почему он не выучил урок |
V. Работа над текстом. (ответы на вопросы) | А теперь давайте проверим, как вы внимательно читали рассказ. (Я задаю вопросы) | |
- От чьего имени ведётся рассказ? | от имени Дениса Кораблёва |
- Где происходит событие, рассказанное Дениской? | в школе, на уроке |
- Почему Дениска оказался в такой нелепой ситуации? | Он так завозился со змеем и космосом, что совершенно забыл обо всём на свете. |
- Были ли у вас в жизни такие ситуации, когда вам приходилось опаздывать или придти с невыполненными уроками и вас обязательно спрашивали, или подсказки были не понятны для вас? Что вы испытывали в тот момент? - К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение? - Помогают ли герою подсказки друзей? |
Денис думать перестал про какие-то там уроки. |
Мне было стыдно, что я не выполнил задание |
делает вид, что не услышал вопроса. |
Нет |
| Работа в группах. 1 группа - отвечает на вопросы: Сколько лет было Дениске? Чем занимался Дениска весь день? отрывок из стихотворения какого поэта не выучил Дениска? Работа с фразеологизмами. - 2 группа - Прочитайте, объясните смысл фразеологизмов ВЫЛЕТЕЛО ИЗ ГОЛОВЫ ОДЕВАТЬСЯ КАК НА ПОЖАР СМЕЯТЬСЯ ДО СЛЁЗ Работа с пословицами – 3 группа Составьте пословицы, прочитайте, соотнесите их с картинками, проверьте. ДЕЛУ – ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ - ЧАС. СДЕЛАЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО! ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, ДА НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛА. Объясните смысл пословиц - Можно этими пословицами определить главную мысль произведения? - Почему? | 8 лет; запускал во дворе змея в космос; Некрасова. Забыл; очень быстро; долго смеяться, хохотать. Сначала нужно сделать дела, а потом гулять, играть Да Потому что Дениска вместо того, чтобы сначала сделать уроки пускал змея). |
Физкультминутка | Тихо плещется вода Тихо плещется вода, Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.) В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.) Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.) А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. (Дети садятся.) | Выполняют движения. |
Словарная работа | В тексте встретились слова Прыть – быстрота, подвижность Позор - бесчестье, стыд и срамота (и срам) – позорище Ловко - проворно, юрко, вертко Сноровисто - удобно Примчаться - прибежать, приехать | Дети повторять пройденные слова на прошлом уроке, знакомятся с новыми Хорошо бы составить с какими – нибудь предложения, для удобства можно сразу иметь картинки |
Работа над текстом (продолжение) | Давайте вернёмся к произведению и прочитаем отрывок. В рассказе встретились диалоги, найдите эти слова, кто говорил? Давайте прочитаем. | Дети открывают диалог и называют имена участников |
Чтение по ролям | -При чтении постарайтесь передать характер героев, отношение автора к своему герою. Кто может нам прочитать роль автора Кто может нам прочитать роль Раисы Ивановны | 4 человека читают по ролям: Ксюша – Раиса Ивановна Дениска – Кирилл Н. Мишка – Полина |
Подведение итогов | -Рефлексия; -Выставление оценок: | «Главные реки» Виктора Драгунского. Определять главную мысль рассказа. |
Домашнее задание | -Разделить текст на смысловые части, составить план. Всем спасибо за внимание. Урок окончен. До свидания. | |