МКОУ «Ярагказмалярская СОШ им. М.Ярагского»
План-конспект
открытого урока по математике в 5 «а» классе
Дата: 14.11.2018г
Тема урока : " Треугольник "
Подготовил учитель математики
Алхасова Зарема Исражевна
Директор МКОУ «Ярагказмалярская СОШ имени М.Ярагского»
Аюбова Фезина Михралиевна______________________________
2018г
Дата: 14.11.2018г
Класс -5 «а»
Учитель Алхасова Зарема Исражевна
Разработка урока по геометрии по теме: Треугольник (7 класс)
Цели:
1. Повторить понятие треугольника, его элементов;
2. Научить учащихся понятию «равные треугольники».
Задачи:
Образовательные:
1. учащиеся должны знать элементы треугольника;
2. должны уметь решать задачи на нахождение периметра треугольника
3. уметь по записи равных треугольников находить пары равных элементов этих треугольников.
Развивающие:
1. учащиеся должны овладеть математическими понятиями – треугольник и его элементы, равные треугольники;
2. должны овладеть решением задач на понятие равные треугольники.
Коррекционно-развивающиеся:
1. в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переносить ранее изученные знания и умения в новую ситуацию.
2. продолжить развитие внимания, математической речи, логического мышления
Воспитательные:
1.способствовать выработке у учащихся желания и потребности изучения геометрии;
2. продолжить развивать их самостоятельность и творчество;
3. воспитание дружеских отношений.
Оборудование: Учебник: Л.С. Атанасян и др. Геометрия, 7 класс – М.: Просвещение; рабочие тетради; набор из 5 треугольников; карточки с раздаточным материалом; плакаты; мультимедийный проектор; слайдовая презентация; лист бумаги.
Девиз урока:
Орешек знаний тверд,
Но все же
Мы не привыкли
Отступать!
Нам расколоть его поможет
Девиз: “ Хочу все знать!”
Структура урока:
1. Организационный момент. 2 мин.
2. Актуализация опорных знаний и умений 7 мин.
а) проверка домашнего задания;
б) устная работа
3. Изучение нового материала 8 мин.
4. Применение полученных знаний
при закреплении и углублении знаний по теме 14 мин.
5. Физкультминутка 2 мин.
6. Обучающая самостоятельная работа 10 мин.
7. Подведение итогов урока, оценка знаний 1 мин.
8. Домашнее задание 1 мин.
9. Резервные задания (если останется время на уроке)
1.Организационный момент
Число. Классная работа. Кто в классе отсутствует?
2.Актуализация опорных знаний и умений
Мотивационный этап. Предъявление образа: ТРЕУГОЛЬНИК
Учитель (демонстрирует треугольники в соответствии со стихами):
Знакомьтесь, я – треугольник!
Со мной хлопот не оберется школьник.
Про треугольник придумали люди
Множество теорем.
Мы понемножку учить их будем
И выучим…без проблем!
Определите, пожалуйста, тему нашего урока, цели урока.
(Возможные ответы учащихся: тема «Треугольник», цели: узнать, что такое треугольник, как обозначается треугольник
Учитель: Повторим понятие треугольника и его элементов, периметр и научимся по записи равных треугольников находить пары равных элементов.
а) Проверка домашнего задания
№ 87 (а)
Начертите треугольник и обозначьте его вершины буквами M, N и P.
а) Назовите все углы и стороны треугольника.
MNP
N M, N, P - вершины
NMP,
MPN,
PNM - углы
MN, NP и PM - стороны
M P
№ 88
Начертите треугольник DEF так, чтобы угол E был прямым. Назовите: а) стороны, лежащие против углов D, E, F; б) углы, лежащие против сторон DE, EF, FD; в) углы, прилежащие к сторонам DE, EF, FD.
Решение:
D
DEF,
E - прямой
D, E, F - вершины
DE, EF, FD - стороны
E F
а) стороны, лежащие против углов
D - EF,
E - FD,
F - DE ;
б) углы, лежащие против сторон DE -
F,
EF -
D,
FD -
E;
в) углы, прилежащие к сторонам DE -
D и
E,
EF -
E и
F,
FD -
F и
D.
Что же такое треугольник? Попробуйте дать определение этой геометрической фигуры.
(Фигура, которая состоит из трех точек и соединяющих их отрезков)
Уточните, из каких точек?
(Не лежащих на прямой)
Треугольник так и обозначается указанием его вершин. Вместо слова «треугольник» иногда употребляют знак
. Пишут
АВС.
Сравните данное вами определение с определением, которое приведено в учебнике на стр. 27. Чем отличается наше определение от определения в учебнике?
б) Устная работа. Математическая переменка
И сразу объявляю математическую переменку. Проверьте мои утверждения:
Любой треугольник состоит из трех отрезков, соединяющих три не лежащих на одной прямой точки.
Любой треугольник имеет три угла.
Любой треугольник имеет три вершины.
(Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя)
Запомните словесно-логическую цепочку.
Задача:
Сколько треугольников вы увидели?
(9;10;11)
Приведите примеры знакомых вам предметов, которые имеют форму треугольника.
(У домов треугольные крыши, шапки бывают треугольные, грани у пирамиды имеют треугольную форму, …)
Треугольная крыша дома
Различные головные уборы: треуголки, пилотки, колпаки, косынки – имеют треугольную форму. Женские платки, прежде чем накинуть на голову, складывают пополам. Треуголка – форменный головной убор, сужающийся кверху и расширяющийся с боков (устар.)
Сейчас письма мы отправляем в прямоугольных конвертах, а раньше, во время войны, письма имели треугольную форму.
Солдатский треугольник – письмо без марки и конверта, отправленное солдатом с фронта или солдату на фронт.
Учитель: Согните из листов бумаги солдатский треугольник, рассмотрите полученный треугольник. Сравните Ваш треугольник с треугольником Вашего соседа. Сделайте вывод. (Они равны). Почему? (Совпали при наложении, их стороны и углы равны)
3. Изучение нового материала
Задача № 1.
Как мы называем сумму длин всех сторон треугольника?
(Ответ: периметр.)
Р
ABC = АВ + ВС + СА
A Дано:
АВС
AB = 4 см
BC=3 см
AC = 5 см
B C Найти : Р
ABC
Решение:
Р
ABC = АВ + ВС + СА = 4 + 3 + 5 = 12 (см)
Ответ: Р
ABC = 12 см.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
№ 92 (устно) Периметр одного треугольника больше периметра другого. Могут ли быть равными эти треугольники?
Лабораторно-исследовательская работа.
Учитель:
вспомнить определения равных фигур, и проиллюстрировать на произвольных фигурах (круг, квадрат);
просит среди представленных учащимся треугольников найти равные треугольники;
На столе у каждого ученика лежит набор из пяти разных пронумерованных треугольников. Такие, чтобы среди пяти треугольников обязательно 2 треугольника были равны.
Например: у I варианта это 1 и 3, а у II варианта – 2 и 5 треугольники.
Учитель: просит описать способ нахождения равных треугольников;
Ученики: наложили треугольники друг на друга.
Учитель: просит наложить эти же треугольники друг на друга другим способом так, чтобы они снова совпали?
Ученики: другого способа нет.
Учитель: спрашивает, о том, что наложить треугольники можно только единственным способом, чтобы они совпали?
Ученики: да.
ВЫВОД: Итак, в равных треугольниках есть только по одной соответствующей паре углов и сторон, равных друг другу.
Первичное применение знаний.
Учитель дает задание построить в тетради два равных треугольника
A
A1
АВС =
А1В1С1
A =
A1 AB = A1B 1
B =
B1 BC = B1C1
B C B1 C1
C =
C1 AC = A1C1
Учитель:
просит дать определение равных треугольников (если ученики не смогут самостоятельно вывести это определение, то им помогает учитель);
обращает внимание учащихся на запись равных треугольников:
АВС =
А1В1С1
4. Применение полученных знаний при закреплении и углублении знаний по теме
Задача № 2 (по готовому чертежу):
Заполните пропуски
A
O
АВС =
OMD
A =
O AB = OM
M
B =
… BC = …
B C D
C =
… AC = …
Ответ:
A
O
АВС =
OMD
A =
O AB = OM
M
B =
M BC = MD
B C D
C =
D AC = OD
Решить по заранее заготовленному чертежу:
Задача № 3.
а) B B1 Дано:
ABC =
A1B1C1
A = 530,
C = 670,
B = 600
A C A1 C1 Найти:
A1,
B1,
C1
Решение:
A =
A1 = 530,
B =
B1 = 600,
C =
C1= 670.
Ответ:
A1 = 530,
B1 = 600,
C1= 670.
б) A O Дано:
MAK =
BOD
MA = 18см, AK = 21см, BD = 27см
M K B D Найти: BO, MK, OD.
Решение:
MA = BO = 18см, AK = OD = 21см, MK = BD = 27см.
Ответ: BO = 18см, MK = 27см, OD = 21см.
5. Физкультминутка
1. для улучшения мозгового кровообращения
Исходное положение – сидя на стуле, 1 – 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 – 4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 3 раз. Темп медленный.
2. для глаз
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 2 раза.
6. Обучающая самостоятельная работа
Работа в группах. Можно задавать вопросы учителю. Кто разобрался, тот работает самостоятельно.
На партах листы с самостоятельной работой.
B O Дано:
ABC =
DOE
AB = 16см, AC = 12см, OE = 17см
A C D E Найти: BC, DO, ED.
Самопроверка (по готовому плакату)
Учитель или в группе ответит на возникшие вопросы.
Решение:
AB= DO= 16м, BC = OE = 17см, AC = ED = 12см.
Ответ: BC = 17см, DO = 16м, ED = 12см.
Индивидуальные задания
A
Q
P R
B C
На рисунке изображены равные треугольники.
Определите на глаз и отметьте равные стороны этих треугольников.
Установите, какая из следующих записей верна:
а)
ABC =
PQR;
б)
ABC =
RQP;
в)
ABC =
PRQ.
Решение:
AB = RQ, BC = QP, CA = PR
б)
ABC =
RQP;
7. Подведение итогов урока.
Учитель: просит повторить, что нового узнали сегодня на уроке.
Назовите существенные признаки понятия.
Треугольник (вершина, отрезок, сторона, центр, перпендикуляр).
Выставление оценок.
8. ЗАДАНИЕ НА ДОМ
П. 14. № 89(а, в), 90.
Спасибо. Урок окончен. Все свободны.
11